Файл: «Коммуникации в организациях.».pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 27.06.2023

Просмотров: 85

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

- изучить психологический климат в коллективе.

Гипотеза исследования: психологический климат в коллективе, а так же структура общения зависят от уровня коммуникативной компетенции сотрудников, т.е. чем выше уровень коммуникативной компетенции сотрудников, тем лучше психологический климат в коллективе.

Таким образом, для повышения эффективности работы компании следует повышать коммуникативную культуру персонала.

2.2. Методы исследования

В исследовании использовались следующие методики:

  • Тест Кеттела;
  • Тест коммуникативных умений Михельсона;
  • Шкала "Техника общения" Творогова;
  • Тест К. Томаса "Определение способов регулирования конфликтов";
  • Социометрическая методика.

Исследование коммуникативных процессов в организации предполагает использование двух типов.

Это изучение индивидуальных характеристик персонала, влияющий на коммуникативные процессы и изучение самих коммуникативных процессов.

Личностные методики исследования коммуникаций носят как общий, так и узко специальный характер.

Тест Кеттела

Опросник Кеттела включает в себя все виды испытаний - и оценку, и решение теста, и отношение к какому-либо явлению.

Перед началом опроса испытуемому дают специальный бланк, на котором он должен делать определенные пометки, по мере прочтения. Предварительно дается соответствующая инструкция, содержащая информацию о том, что должен делать испытуемый. Контрольное время испытания 25-30 минут.

Предлагаемый опросник состоит из 105 вопросов (форма С) на каждой из которых предлагается три варианта ответов (a, b, c). Испытуемый выбирает и фиксирует его в бланке ответов. В процессе работы испытуемый должен придерживаться следующих правил: не терять времени на обдумывание, а давать пришедший в голову ответ; не давать неопределенных ответов; не пропускать вопросов; быть искренним.

Вопросы группируются по содержанию вокруг определенных черт, выходящих в конечном итоге к тем или иным факторам.

Обработка результатов ведется по специальному ключу, где даны номера вопросов и количество баллов, которые получают ответ a, b, c в каждом вопросе.

Результаты применения данной методики позволяют определить психологическое своеобразие основных подструктур темперамента и характера. [1, с.41]


Тест коммуникативных умений Михельсона

Цель тестирования - определение уровня коммуникативной компетентности и качества сформированности основных коммуникативных умений.

Данный тест представляет собой разновидность теста достижений, то есть построен по типу задачи, у которой есть правильный ответ. В тесте предполагается некоторый эталонный вариант поведения, который соответствует компетентному, уверенному, партнерскому стилю. Степень приближения к эталону можно определить по числу правильных ответов.

По результатам обработки дается характеристика типа коммуникативного поведения. [16, с.48]

Шкала "Техника общения" Творогова

Цель: Измерение уровня развития операционального и эмоционально-волевого компонентов коммуникативной компетентности.

Инструкция. Оцените максимально объективно свои способности и умения каждого из одногруппников, проявляемые в общении. При работе над опросником обсуждать вслух оценки не разрешается. На бланке ответов номера качеств обозначены по горизонтали, а фамилии одногруппников и ваша зашифрованы цифрами по вертикали. Сначала поставьте себе оценку по каждому из указанных качеств и обведите свой номер кружком в таблице, затем оцените своих товарищей. Оценки в соответствующих графах в 5-балльной системе, где 0 обозначает полное отсутствие характеристики, а 5 - максимальную ее выраженность. Десятичные дробные значения не допускаются. Если Вы не можете оценить данное умение или данного человека по каким-то причинам, то в соответствующих графах поставьте прочерки. Список группы прилагается.

С помощью этого теста оценивается уровень коммуникативной компетенции группы. [14, с.67]

Тест Томаса

К. Томас исходил из того, что людям не следует избегать конфликтов или разрешать их любой ценой, а требуется уметь грамотно ими управлять.

Выполнение теста обычно не вызывает затруднений. Время выполнения – не более 15–20 минут. Существуют формы как для индивидуального, так и для группового опроса. Обработка результатов и подсчет баллов проводятся с помощью специального ключа (см. таблицу 1). Каждый ответ оценивается в 1 балл. Подсчитывается количество баллов по каждой шкале (общая сумма баллов – 30). [7, с.115]

Социометрия

Сущность методики сводится к выявлению системы "симпатий" и "антипатий" между членами группы, т.е. иными словами, к выявлению системы эмоциональных отношений в группе путем осуществления каждым из членов группы определенных "выборов" из всего состава группы по заданному критерию. Все данные о таких "выборах" представляются в виде особой диаграммы - социограммы. [26, с.35]


2.3. Характеристика выборки

Исследование проводилось в туристической компании «Престиж». Для участия в исследовании были задействованы сотрудники всех отделений данной организации в городе. Количество участников – 25 человек, менеджеры отдела продаж. Возраст участников – 27-35 лет.

Предприятие, которое выбранное для анализа является туристическим предприятием.

По форме собственности это общество с ограниченной ответственностью. Учредителями общества являются 5 человек – работники ООО « Александр».

Участники общества принимают личное трудовое участие в основной деятельности созданного ими общества и в связи с этим имеют двойной статус: с одной стороны – они участники общества (с его правами и обязанностями), а с другой - работники этого же юридического лица.

Таким образом, и управление в обществе не отличается особой сложностью, поскольку круг лиц, объединенных в корпорацию, невелик. Согласно Закону, высшим органом управления общества с ограниченной ответственностью является общее собрание участников общества, оно может быть очередным или внеочередным. Все участники общества имеют право присутствовать на общем собрании участников общества, принимать участие в обсуждении вопросов повестки дня и голосовать при принятии решений.

Руководство текущей деятельностью общества осуществляется исполнительным единоличным органом общества или исполнительным коллегиальным органом общества. Исполнительные органы общества подотчетны общему собранию участников общества и совету директоров (наблюдательному совету) общества.

Исполнительный единоличный орган общества (генеральный директор) избирается общим собранием участников общества на срок, определенный уставом общества, он может быть избран также и не из числа его участников. В нашем случае генеральный директор выбирается на срок до 3-х лет.

В нашем случае коллегиальным исполнительным органом является Совет директоров.

Иерархическая структура предприятия приведена в схеме

1 уровень - генеральный директор

2 уровень - заместитель директора по хозяйственным вопросам и кадрам, заместитель директора по коммерческим вопросам, главный бухгалтер

3 уровень – руководители отделов,

4 уровень – рядовые сотрудники.

Генеральный директор имеет двух заместителей:

по хозяйственной работе и кадрам


по коммерческой работе.

Непосредственно директору подчиняется главный бухгалтер. В подчинении главного бухгалтера находятся три бухгалтера.

Вертикальные коммуникации в туристической компании «Престиж» осуществляются по схеме:

Ген. директор – заместители – заведующие - продавцы

По вертикальным коммуникационным каналам идет информация распорядительного характера, отчетная информация о реализации продукции, другая служебная информация.

Таким образом, субъект и объект управления находятся во взаимосвязи – основное звено в структуре управления, вырабатывающее управленческие решения и исполнительное звено, реализующее выполнение управленческих решений. И здесь важным принципом является принцип означающий, что при выработке управленческого решения необходимо учитывать максимум возможных вариантов его исполнения и выбирать те из них, которые наиболее полно обеспечивали бы достижение поставленных целей. Следовательно, управленческое решение вырабатывается субъектом с ориентацией на объект управления, на учет его потребностей и интересов, а также его реальных возможностей и условий превращения этих возможностей в действительное исполнение решения.

Исследование горизонтальных коммуникаций проводилось в два этапа.

На первом этапе путем социометрического опроса была выявлена социометрическая структура группы.

На втором этапе было проведено тестирование, в рамках которого применялись указанные выше методики.

2.4. Статистическая обработка данных

В данном исследовании в качестве основного статистического метода был использован дисперсионный анализ.

АНАЛИЗ ДИСПЕРСИОННЫЙ - статистический метод, предназначенный для исследования причинной связи между переменной зависимой и одной или несколькими независимыми переменными (факторами). По числу независимых переменных, различают однофакторный А.Д., двухфакторный А.Д. и т.д. Зависимая переменная может быть только количественной, в то время как независимые переменные могут быть представлены номинальными, порядковыми или количественными шкалами (последние должны быть дискретными или сгруппированными в интервалы).

Первоначально А.Д. был разработан для обработки данных, полученных в ходе специально поставленных экспериментов, и считался единственным методом, корректно исследующим причинные связи. Однако в последние годы, вследствие общей либерализации взглядов на природу статистического анализа, он применяется также к данным, собранным в результате выборочных обследований, если численность выделяемых групп не слишком велика.


В основе метода лежит сравнение средних значений зависимой переменной для групп, образованных комбинациями факторов (сами значения факторов не рассматриваются). Это обстоятельство позволяет некоторым авторам рассматривать А.Д. как обобщение t-критерия Стьюдента, предназначенного для сравнения средних значений переменной в двух группах.

В А.Д. все различия в значениях зависимой переменной (y) объясняются двумя причинами: ее "собственной" или "естественной" изменчивостью, а также изменчивостью, вызванной влиянием независимых переменных, которые в данном случае называются факторами. Соответственно сумма квадратов зависимой переменной SSобщая = ∑ (yij - y)², где j - номер группы, к которой принадлежит объект с номером i, может быть разложена на две составляющие, одна из которых отражает собственную изменчивость y, а вторая - изменчивость, вызванную влиянием факторов:

SSобщая = SSвнутригрупповая + SSмежгрупповая .

Внутригрупповая сумма квадратов

SSвнутригрупповая = ∑ (yij - yj)² ,

где yj - среднее арифметическое переменной y для группы j, в которую входит объект с номером i, рассчитывается внутри групп, образованных факторами, и измеряет степень разброса зависимой переменной в однородных условиях. Межгрупповая сумма квадратов SSмежгрупповая рассчитывается для средних значений y в разных группах и отражает различия, вызванные влиянием факторов.

Модель однофакторного А.Д. предполагает, что среднее значение зависимой переменной y в группе с номером j (yj) зависит, во-первых, от среднего значения y по всей совокупности и, во-вторых, от эффекта j-го значения фактора xj, который обозначается αj : yj = y + αj. Если фактор x не влияет на зависимую переменную y, то все αj = 0 и, следовательно, все yj = y, т.е. не отличаются друг от друга. Проверка гипотезы о влиянии фактора на зависимую переменную сводится к проверке нулевой гипотезы (см.) о том, что все αj равны нулю (H0 : αj = 0 для всех значений j), означающей также, что все групповые средние равны друг другу, против альтернативной гипотезы, состоящей в том, что хотя бы для некоторых значений фактора xj эффекты αj отличны от нуля (H1 : αj ≠ 0 хотя бы для некоторых j). Принятие нулевой гипотезы означает признание независимости переменной y от фактора x; ее отклонение (и, соответственно, принятие альтернативной гипотезы) может служить подтверждением исследуемой причинной зависимости.