Добавлен: 27.06.2023
Просмотров: 122
Скачиваний: 3
Результаты однофакторного А.Д. представляются в виде стандартной таблицы, известной как таблица А.Д. Если H0 верна, то F-отношение имеет распределение Фишера с dfмгр = k - 1 и dfвнгр = n - k степенями свободы. Нулевая гипотеза должна быть отклонена, если вычисленное значение F превысит критическое значение F1-α, где α - заданный уровень значимости.
Многофакторный А.Д. концептуально не отличается от однофакторного. В двух- и многофакторных моделях проверяется ряд гипотез о влиянии на зависимую переменную каждого отдельно взятого фактора, а также их всевозможных сочетаний, что математически выражается в гипотезах о равенстве нулю прямых эффектов факторов и эффектов их взаимодействия. Для проверки таких гипотез межгрупповая сумма квадратов (SSмежгрупповая), представляющая вариацию зависимой переменной под общим влиянием всех факторов, делится на более мелкие составляющие, каждая из которых представляет прямой эффект одного из факторов или один из эффектов взаимодействия.
ГЛАВА 3. РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ
Тест Кеттела
Исследуемые в тесте факторы можно объединить в блоки по трем направлениям:
Интеллектуальный блок.
Факторы:
• общий уровень интеллекта;
• уровень развития воображения;
• восприимчивость к новому радикализму.
Эмоционально-волевой блок.
Факторы:
• эмоциональная устойчивость;
• степень тревожности;
• наличие внутренних напряжений;
• уровень развития самоконтроля;
• степень социальной нормированности и организованности.
Коммуникативный блок.
Факторы:
• открытость, замкнутость;
• смелость;
• отношение к людям;
• степень доминирования - подчиненности;
• зависимость от группы;
• динамичность
Результаты применения данной методики позволяют определить психологическое своеобразие основных подструктур темперамента и характера.
По каждому блоку были обработаны и проанализированы результаты, которые представлены ниже.
Таблица 1 - Интеллектуальный блок.
№ |
Общий уровень интеллекта |
Уровень развития воображения |
Восприимчивость к новому радикализму |
1 |
Средний |
Ниже среднего |
Средняя |
2 |
Высокий |
Средний |
Высокая |
3 |
Выше среднего |
Высокий |
Высокая |
4 |
Средний |
Средний |
Средняя |
5 |
Средний |
Ниже среднего |
Средняя |
6 |
Высокий |
Ниже среднего |
Низкая |
7 |
Выше среднего |
Средний |
Высокая |
8 |
Средний |
Высокий |
Низкая |
9 |
Выше среднего |
Средний |
Средняя |
10 |
Средний |
Ниже среднего |
Низкая |
11 |
Выше среднего |
Выше среднего |
Высокая |
12 |
Средний |
Ниже среднего |
Высокая |
13 |
Средний |
Средний |
Средняя |
14 |
Высокий |
Ниже среднего |
Низкая |
15 |
Высокий |
Высокий |
Средняя |
16 |
Выше среднего |
Ниже среднего |
Низкая |
17 |
Средний |
Ниже среднего |
Высокая |
18 |
Выше среднего |
Выше среднего |
Низкая |
19 |
Высокий |
Ниже среднего |
Высокая |
20 |
Выше среднего |
Средний |
Средняя |
21 |
Выше среднего |
Высокий |
Средняя |
22 |
Средний |
Ниже среднего |
Высокая |
23 |
Выше среднего |
Ниже среднего |
Высокая |
24 |
Выше среднего |
Средний |
Средняя |
25 |
Высокий |
Ниже среднего |
Высокая |
• общий уровень интеллекта в группе оказался выше среднего значения, что достаточно характерно для данной социальной группы, которая состоит из людей имеющих высшее образование.
• уровень развития воображения по результатам исследования оказался ниже среднего, что свидетельствует о недостаточно развитом творческом и абстрактном мышлении представителей данной профессии в исследуемой группе.
• восприимчивость к новому радикализму по результатам исследования оказалась достаточно высокой, что говорит о высокой приспособляемости и больших адаптивных возможностях представителей данного коллектива.
Таким образом, интеллектуальная развитость участников данной группы по результатам исследования оказалась выше среднего уровня.
Таблица 2 - Эмоционально-волевой блок.
№ |
Эмоциона-льная устойчивость |
Степень тревож-ности |
Наличие внутренних напряжений |
Уровень развития самоконт-роля |
Степень социальной нормирован-ности и организован-ности |
1 |
Средняя |
Низкая |
Есть |
Средний |
Средняя |
2 |
Низкая |
Средняя |
Нет |
Высокий |
Высокий |
3 |
Средняя |
Низкая |
Нет |
Средний |
Низкий |
4 |
Средняя |
Средняя |
Нет |
Средний |
Средняя |
5 |
Высокая |
Средняя |
Нет |
Низкий |
Высокий |
6 |
Высокая |
Низкая |
Есть |
Средний |
Низкий |
7 |
Средняя |
Низкая |
Нет |
Средний |
Высокий |
8 |
Средняя |
Низкая |
Нет |
Низкий |
Средняя |
9 |
Низкая |
Средняя |
Есть |
Средний |
Низкий |
10 |
Высокая |
Низкая |
Нет |
Высокий |
Средняя |
11 |
Средняя |
Высокая |
Нет |
Высокий |
Высокий |
12 |
Высокая |
Низкая |
Нет |
Средний |
Низкий |
13 |
Средняя |
Средняя |
Нет |
Средний |
Высокий |
14 |
Средняя |
Низкая |
Нет |
Средний |
Средняя |
15 |
Низкая |
Высокая |
Есть |
Высокий |
Высокий |
16 |
Высокая |
Средняя |
Нет |
Низкий |
Низкий |
17 |
Средняя |
Низкая |
Нет |
Средний |
Средняя |
18 |
Средняя |
Высокая |
Нет |
Средний |
Высокий |
19 |
Высокая |
Средняя |
Нет |
Средний |
Высокий |
20 |
Высокая |
Средняя |
Нет |
Низкий |
Низкий |
21 |
Низкая |
Низкая |
Нет |
Низкий |
Высокий |
22 |
Средняя |
Низкая |
Нет |
Средний |
Средняя |
23 |
Низкая |
Низкая |
Нет |
Высокий |
Высокий |
24 |
Высокая |
Средняя |
Есть |
Низкий |
Средняя |
25 |
Средняя |
Низкая |
Нет |
Средний |
Высокий |
• эмоциональная устойчивость представителей данной группы, по результатам исследования средняя, что свидетельствует о наличии в коллективе как эмоционально устойчивых, так и эмоционально неустойчивых участников.
• степень тревожности низкая, что характеризует спокойную и дружелюбную обстановку в коллективе, и отсутствие проблем и открытых конфликтов с руководством фирмы.
• наличие внутренних напряжений наблюдается незначительное количество, что говорит в пользу возможных скрытых конфликтов в коллективе.
• уровень развития самоконтроля по результатам исследования является средним, что может являться предпосылкой возникновения конфликтных ситуаций сопровождающихся проявлениями агрессии.
• степень социальной нормированности и организованности в данной группе выше среднего уровня, что свидетельствует о хорошей системе управления коллективом со стороны руководства и подборке сотрудников социально адаптированных для данного вида деятельности.
Таким образом, по состоянию эмоционально-волевого компонента в данном коллективе, полученного в результате анализа полученных данных можно сделать заключение о том, что в коллективе имеется некоторая напряженность. Средняя эмоциональная устойчивость и уровень самоконтроля предрасполагают к возникновению конфликтных ситуаций в данном коллективе, основанных на личностных особенностях участников и чертах их характера.
Таблица 3 - Коммуникативный блок.
№ |
Откры-тость, замкну-тость |
Сме- лость |
Отношение к людям |
Степень доминиро-вания – подчинен-ности |
Зависи-мость от группы |
Динамич-ность |
1 |
Замкнут |
- |
+ |
Доминир. |
Низкая |
Средняя |
2 |
Открыт |
+ |
- |
Подчин. |
Высокая |
Высокая |
3 |
Замкнут |
- |
0 |
Подчин. |
Низкая |
Средняя |
4 |
Замкнут |
- |
+ |
Доминир. |
Средняя |
Средняя |
5 |
Открыт |
+ |
0 |
Доминир. |
Средняя |
Средняя |
6 |
Замкнут |
- |
- |
Подчин. |
Низкая |
Низкая |
7 |
Замкнут |
+ |
- |
Доминир. |
Высокая |
Высокая |
8 |
Замкнут |
- |
0 |
Подчин. |
Низкая |
Средняя |
9 |
Замкнут |
- |
- |
Подчин. |
Низкая |
Средняя |
10 |
Открыт |
+ |
0 |
Доминир. |
Средняя |
Высокая |
11 |
Замкнут |
- |
0 |
Подчин. |
Низкая |
Средняя |
12 |
Замкнут |
- |
0 |
Подчин. |
Низкая |
Высокая |
13 |
Замкнут |
- |
+ |
Доминир. |
Высокая |
Средняя |
14 |
Замкнут |
- |
- |
Доминир. |
Средняя |
Высокая |
15 |
Замкнут |
+ |
0 |
Подчин. |
Высокая |
Низкая |
16 |
Замкнут |
- |
0 |
Доминир. |
Низкая |
Средняя |
17 |
Замкнут |
- |
0 |
Подчин. |
Низкая |
Высокая |
18 |
Замкнут |
+ |
+ |
Доминир. |
Низкая |
Средняя |
19 |
Открыт |
+ |
- |
Подчин. |
Низкая |
Низкая |
20 |
Замкнут |
- |
0 |
Доминир. |
Низкая |
Средняя |
21 |
Замкнут |
- |
0 |
Доминир. |
Средняя |
Средняя |
22 |
Открыт |
+ |
- |
Подчин. |
Средняя |
Низкая |
23 |
Замкнут |
- |
0 |
Доминир. |
Низкая |
Средняя |
24 |
Замкнут |
- |
0 |
Подчин. |
Средняя |
Средняя |
25 |
Замкнут |
+ |
+ |
Доминир. |
Низкая |
Средняя |
• открытость, замкнутость: большинство участников данного коллектива проявляют замкнутость в общении (80%), лишь остальные 20% участников проявляют открытость.
• смелость характерна лишь для 36% участников, остальные 64% проявляют нерешительность;
• отношение к людям положительное, однако, оно ярко выражено лишь у 20% участников, 50% участников проявляют нейтралитет, а для оставшихся 30% характерно наличие негативизма;
• степень доминирования – подчиненности: доминирующую позицию в данном коллективе занимают 48% участников, остальные 52% процента предпочитают подчиняющуюся;
• зависимость от группы в данном коллективе отмечается ниже среднего уровня, что свидетельствует о стремлении его участников к самостоятельности и не достаточно налаженной системе коммуникаций и обменов общими интересами;
• динамичность в коллективе среднего уровня, что говорит о стремлении его участников к развитию.
Таким образом, по результатам анализа коммуникативных навыков в коллективе можно сделать заключение о том, что уровень их развития средний, что свидетельствует о недостаточном развитии коммуникации между участниками коллектива.
Тест коммуникативных умений Михельсона
Все вопросы разделены авторами на 5 типов коммуникативных ситуаций:
- ситуации, в которых требуется реакция на положительные высказывания партнера (вопросы 1, 2, 11, 12)
- ситуации, в которых респондент должен реагировать на отрицательные высказывания (вопросы 3, 4, 5, 15, 23, 24)
- ситуации, в которых к респонденту обращаются с просьбой (вопросы 6, 10, 14, 16, 17, 25)
- ситуации беседы (13, 18, 19, 26, 27)
- ситуации, в которых требуется проявление эмпатии (понимание чувств и состояний другого человека (вопросы 7, 8, 9, 20, 21, 22).
Обработка и анализ результатов: способ общения выбранный респондентом (зависимый, компетентный, агрессивный) в каждой предложенной ситуации определяется в соответствии с ключом.
Блоки умений:
1. Умение оказывать и принимать знаки внимания (комплименты) от сверстника - вопросы 1, 2, 11, 12.
2. Реагирование на справедливую критику - вопросы 4, 13.
3. Реагирование на несправедливую критику - вопросы 3, 9.
4. Реагирование на задевающее, провоцирующее поведение со стороны собеседника - вопросы 5, 14, 15, 23, 24.
5. Умение обратиться к сверстнику с просьбой - вопросы 6, 16.
6. Умение ответить отказом на чужую просьбу, сказать "нет" - вопросы 10, 17, 25.
7. Умение самому оказать сочувствие, поддержку - вопросы 7, 20.
8. Умение самому принимать сочувствие и поддержку со стороны сверстников - вопросы 8, 21.
9. Умение вступить в контакт с другим человеком, контактность - вопросы 18, 26.
10. Реагирование на попытку вступить с тобой в контакт - вопросы 19, 27.
По результатам обработки дается характеристика типа коммуникативного поведения. Результаты для данного коллектива представлены в диаграмме.
Рисунок 1 – Способы общения
Таким образом, большинство участников данного коллектива – 56% демонстрируют компетентный стиль общения с другими участниками, 36% проявляют зависимый способ общения, а оставшиеся 8% участников проявляют агрессивный стиль общения.
Следовательно, обстановка в коллективе достаточно дружелюбная и благоприятная, что подтверждается так же другими методами исследования, однако наличие участников с агрессивным стилем общения является прямой предпосылкой к возникновению конфликтов, что обретает особую выраженность на фоне большого числа участников с зависимым стилем общения.
Шкала "Техника общения" Творогова
Коммуникативные умения:
1. Умение начать разговор, найти общую тему.
2. Способность длительное время поддерживать разговор.
3. Понимание чувств и намерений другого человека.
4. Умение воздерживаться от категорических суждений при оценке других.
5. Умение выслушать собеседника.
6. Умение выйти из общения, не обижая других.
7. Приветливость.
8. Хорошие манеры в общении.
9. Тактичность.
10. Умение точно и ясно высказывать свои мысли.
11. Мимическая подвижность лица.
12. Соответствие жестов ситуации.
13. Соответствие мимики ситуации.
14. Умение одеваться в соответствии с ситуацией.
15. Соответствие интонации речи ее смыслу.
16. Умение при желании включиться в начатую другими работу.
С помощью этого теста оценивается уровень коммуникативной компетенции группы.
Таким образом, уровень коммуникативной компетенции группы в соответствии с данными исследованиями можно оценить в процентном выражении – 56%. Данный уровень является средним и свидетельствует о том, что в коллективе не достаточно хорошо налажены коммуникации, а так же предрасположенность участников к общению не достаточно велика ввиду их личностных особенностей.
Тест Томаса
Соответственно данной методике выделяются следующие способы реагирования в конфликте:
Соревновательная стратегия - ведет к такому исходу конфликта, который предполагает победу одной из сторон и поражение другой. Лицам, склонным к использованию соревновательной стратегии поведения, стоит задуматься: не разрушатся ли в результате существующие отношения, столь необходимые в будущем? Достаточно ли сил, чтобы гарантировать победу? Что случится, если соперничающая стратегия потерпит крах? Не вызовет ли ее применение обострения отношений в других областях? Приведет ли стратегия к наиболее желательному решению? Это неэффективный, однако, часто применяемый стиль поведения в конфликтах, это выражается в стремлении добиться своих интересов, не принимая во внимание интересы других.