Файл: Особенности политики мотивации персонала малых предприятий..pdf
Добавлен: 27.06.2023
Просмотров: 90
Скачиваний: 2
СОДЕРЖАНИЕ
Глава 1. Теория мотивации в малом бизнесе
1.1.Малый бизнес и мотивационный менеджмент в нем
1.2 Понятие и сущность мотивации на малых предприятиях
Глава 2. Специфика концепции мотивации в малом бизнесе
2.1 Денежная мотивация на малых предприятиях
2.2 Нематериальная мотивация персонала
2.3. Анализ уровня мотивации в ООО «Строительство и КО»
2.4. Совершенствование мотивации на предприятии ООО “Строительство и КО”
Вывод ко 2 главе
Факторы мотивации бывают внутренними и внешними.
Финансовые награды подразделяются на три типа:
· за дополнительную прибыль;
· за хорошую работу;
· за заслуги.
Заработная плата - вознаграждение, установленное работнику за выполнение трудовых обязанностей, а также доплаты компенсационного и стимулирующего характера.
Нематериальная мотивация персонала в свою очередь подразделяется на социальную и психологическую.
Психологическая мотивация может быть прямая и косвенная.
Среди средств, которые могут использоваться для воздействия на нематериальную мотивацию работников, обычно выделяют следующие:
1. Моральное стимулирование.
2. Организация работ.
3. Стимулирование свободным временем.
4. Постановка целей.
5. Оценка и контроль.
6. Информирование.
7. Практика управления.
8. Меры дисциплинарного воздействия.
9. Обращение к наиболее значимым для работника ценностям.
3. Анализ системы мотивации на ООО «Строитель»
3.1. Общая характеристика предприятия ООО «Строитель»
ООО «Строитель» находится по адресу: г. Санкт-Петербург, ул. Ивановская, 21. Общество основано в 2001 году.
Целями деятельности Общества являются расширение рынка товаров и услуг, а так же извлечение прибыли.
Общество осуществляет такие виды деятельности: строительство; юридическое и финансовое (консалтинговое) обслуживание; реконструкция сложных объектов; производство и реализация товаров народного потребления и продукции производственно-технического назначения.
В 2002 году по сравнению с 2001 произошел рост выручки от реализации на 2502 тыс.руб. или на 36,5 %.
Заметим, что прибыль в 2002 увеличилась всего на 14 тыс.руб., что сказалось на уменьшении показателя рентабельности продукции, который снизился на 2,3 % и составил в 2002 г. 6,9 %.
В 2002 г. произошло уменьшение рентабельности продаж произошло за счет строительной деятельности ООО «Строитель», несмотря на увеличение объема реализации по сравнению с 2001 годом в 1,34 раза, произошло падение показателей прибыли и рентабельности составивших соответственно в 2001 году 331 тыс. руб. и 5,6 %, в 2002 году 182 тыс. руб. и 2,3 %, в свою очередь консалтинговое направление деятельности предприятия развивается очень динамично, увеличение выручки от реализации в 2002 году по сравнению с 2001 на 51,6 %, рентабельность продаж в 2002 году – 31,3 %.
Заключение
Проанализировав материал, изложенный выше, можно сделать вывод, что:
Малым бизнес - любой бизнес в любой сфере деятельность в котором имеется не более 100 рабочих мест. Более 100 рабочих мест - это уже средний бизнес.
Мотивационный менеджмент в малом бизнесе:
- Владелец предприятия сам же является директором организации
- Руководство не считает нужным иметь в штате высокопрофессионального менеджера ( а так же юриста и профессионального главного бухгалтера)
- Персонал часто состоит из числа родственников и знакомых
- Зарплата фиксирована
- Цель предпринимателя (владельца предприятия) - получение быстрой и максимальной выгоды.
- Некоторые формы планирования отсутствуют.
- «Текучка» кадров
- Быстрая течка информации
- Внутренняя готовность директора приостановить работу в любой момент
Мотивация есть процесс побуждения человека к деятельности во имя достижения определенных целей.
Мотивы - побуждения к деятельности, которые связаны с желанием удовлетворить свои потребности.
Заработная плата - вознаграждение, установленное работнику за выполнение трудовых обязанностей, а также доплаты компенсационного и стимулирующего характера.
Немотивированные сотрудники-сотрудники, которые безразличны к труду.
У мотивированного сотрудника же наоборот глаза горят.
Мотивы типичного служащего (от наибольшего к наименьшему):
1. Поощрение и признание
2. Интерес к работе
3. Материальное вознаграждение
4. Гласность событий, происходящих в компании
5. Условия работы
6. Безопасность работы
7. Ощущение заботы со стороны руководства
Мотивы типичного предпринимателя следующие:
1. Возможность творчества, саморазвитие
2. Материальная выгода
3. Стремление к власти
4. Стремление к выживанию
5. Стремление к свободе и независимости
Теории мотивации могут быть:
- содержательными
- процессуальными.
Теории содержания мотивации анализируют факторы, которые оказывают наибольшее влияние на мотивацию. Наиболее известные содержательные теории: теория иерархии потребностей Маслоу, теория Альдерфера, теория приобретенных потребностей Макклелланда, теория двух факторов Герцберга.
Содержательные теории мотивации базируются на потребностях и связанных с ними факторах, определяющих поведение людей.
В процессуальных теориях анализируется то, как человек распределяет усилия для достижения различных целей, и каким образом падает выбор на конкретный вид поведения.
Процессуальные теории: теория постановки целей Э. Локка, теория мотивации Л. Портера - Э. Лоулера, теория равенства Адамса, теория ожиданий Врума.
Средства, которые могут использоваться для воздействия на нематериальную мотивацию работников:
1. Моральное стимулирование.
2. Организация работы.
3. Стимулирование свободным временем.
4. Постановка целей.
5. Оценка и контроль.
6. Информирование.
7. Практика управления.
8. Меры дисциплинарного воздействия.
9. Обращение к наиболее значимым для работника ценностям.
\
Библиография:
- Блинов А.А. Мотивация персонала корпоративных структур // Маркетинг.- 2014
- Виханский О.С., Наумов А.И. Менеджмент: Учебник. – М.: Гардарики, 2013
- Егоршин А.П. Управление персоналом. –Н.Новг.: Дело, 2007
- Ильин Е.П. Мотивация и мотивы.-СПб.:Питер, 2013
- Кибанов А.Я. Управление персоналом организации –М.: Инфра-М, 2011
- Кузнецова М.И. Мотивация деятельности. –Спб.: Фирма, 2015
- Трофимов Н.С. Современное управление персоналом организации. –СПб.: Канди, 2017
- 3Е. Хавричева, Заряженность на хорошую работу, немонетарная мотивация//"Кадровик. Кадровый менеджмент", 2008
- Хавричева Е.Л. Формирование системы мотивации и стимулирования персонала в организациях малого бизнеса: Автореф. дисс. … канд. экон. наук / Елена Леонидовна Хавричева. – М., 2016
- Шапиро С.А., Шатаева О.В.. Основы управления персоналом в современных организациях. Экспресс-курс. Учебное пособие.- М.: Институт международных государственно - гуманитарных связей, 2014
- Шекшня С.В. Управление персоналом современной организации. Учебно-практическое пособие. Изд. 5-е, перераб. и доп. (Серии "Библиотека журнала 'Управление персоналом") - М.: ЗАО "Бизнес-школа "Интел-Синтез", 2014
- Малый бизнес для «чайников»,Эрик Тайсон и Джим Шелл, второе издание.-2015
- Теория управления: Учебник /Под общ. ред. Гапоненко А.Л., Панкрухина А.П. - М.: Изд-во РАГС, 2012
- Управление персоналом: Учебник для вузов / Под ред. Т.Ю. Базарова, Б.Л. Еремина. - 2-е изд., перераб. и доп. - М: ЮНИТИ, 2011
- 1Управление персоналом организации Учебник / Под ред. А.Я. Кибанова. - 3-е изд., доп. и перераб. - М.: ИНФРА-М, 2014. - 638 с. - (Высшее образование).
- Мотивация рублем. Деньги как фактор мотивации персонала[Электронный ресурс] - 2010 -Режим доступа: http://www.effecton.ru/840.html
- Вероника Ярных, к. э. н., генеральный директор «Центра управленческих компетенций»/Мотивация персонала на предприятиях малого бизнеса-Режим доступа: http://www.trademanagement.ru/article/27/
- Кандидат социологических наук Соколов Е.М./ Основы мотивации менеджеров по продажам -2012-Режим доступа:http://www.bizidei.ru/…
- Система, методы и формы мотивации персонала, примеры современной эффективной мотивации персонала. - Режим доступа: http://www.motivper.info-study.ru/
- Теории мотивации/ 2015-Режим доступа: http://revolution.allbest.ru/management/00066793_0.html
Приложение 1
Оценка персоналом методов стимулирования, используемых руководством ООО “Строительство и КО”
Метод |
Оценка, средний балл |
|||
Рабочие |
Специалисты |
|||
Создание условий труда |
4 |
4,4 |
||
Вознаграждения: Зарплата Нематериальные выгоды Соц. проблемы (решение) |
удовлетвор. стимул |
исполь- зование стимула |
удовлетвор. стимул |
исполь- зование стимула |
0,5 1,5 2 |
4,2 3,0 2,4 |
1,5 1,5 2,5 |
4,3 3,6 2,5 |
|
Безопасность: риск стать лишним уважение стиль управления |
4,5 4,0 3,6 |
4,7 4,1 4,0 |
||
Вовлечение в дела: знания целей, задач - коммуникации участие в решении проблем предприятия отношение в коллективе |
2,1 3,0 1,4 4,3 |
3,1 3,2 2,6 4,1 |
||
Способность самореализации: карьера обучение рост мастерства |
2,1 2,1 3,2 |
3,5 2,0 3,8 |
||
Интерес к работе: управление по целям самостоятельность ответственность |
3,9 4,2 4,4 |
4,1 4,1 4,1 |
Приложение 2
Значение зарплаты для работника ООО “Строительство и КО”
Показатели качества |
Средний балл |
|||
рабочие |
Специалисты |
|||
Важность |
удовл. |
важность |
удовл. |
|
Потребность |
5 |
1,7 |
5 |
1,2 |
Статус, самооценка |
4,5 |
2,8 |
5 |
3,1 |
Степень значимости в сравнении Зарплата интересная работа уважение отношение в коллективе |
5 3,2 4,6 4,5 |
1,7 2,8 4,1 4,3 |
5 4,1 4,5 4,2 |
1,2 3,6 4,4 4,1 |
Справедливость при оценке труда и определении величины зарплаты |
4,6 |
2,6 |
4,9 |
2,1 |
Удовлетворенность системой оплаты |
3,5 |
1,2 |
3,2 |
1,4 |
Удовлетворенность получаемой зарплатой |
- |
0,2 |
- |
0,5 |
Сопоставление зарплаты с работниками своего отдела (участка) |
4,6 |
3,2 |
4,2 |
2,8 |
Сопоставление зарплаты с зарплатой в регионе |
3,6 |
3,4 |
3,8 |
3,8 |
Сопоставление зарплаты с зарплатой менеджмента |
3,2 |
4 |
4,1 |
3,8 |