Файл: Понятие, признаки и правовое регулирование несостоятельности (банкротства). Особенности и механизм регулирования банкротства.pdf
Добавлен: 27.06.2023
Просмотров: 76
Скачиваний: 2
СОДЕРЖАНИЕ
Глава 1. Общее понятие процедура несостоятельности (банкротстве) предприятия
1.1 Понятие и признаки банкротства
Глава 2. Особенности и механизм регулирования банкротства
2.1. Законодательное закрепление механизма банкротства
2.2. Нововведения реализации банкротства предприятий в современных реалиях
2.3. Практическое рассмотрение решения проблемы банкротства предприятия
Доводы заявителя не могут служить основаниями для отмены оспариваемых судебных актов.
С учетом изложенного и руководствуясь статьей 291.6 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судья определил отказать закрытому акционерному обществу «М-ТЕКС» в передаче его жалобы для рассмотрения в судебном заседании Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации[10].
Таким образом, установленный законодателем срок конкурсного производства составляет 12 месяцев. Однако на практике срок конкурсного производства может продлеваться неоднократно – до того момента, пока конкурсный управляющий не представит ходатайство о завершении конкурсного производства или прекращении производства по делу о банкротстве[11].
Ликвидация юридического лица влечет прекращение деятельности без перехода его прав и обязанностей в порядке правопреемства к другим юридическим лицам. В результате в связи с отсутствием перспективы рассмотрения такого спора производство по делу должно быть прекращено[12].
Понятие мировое соглашение содержится в Законе. Это процедура банкротства, применяемая на любой стадии рассмотрения дела о банкротстве в целях прекращения производства по делу о банкротстве путем достижения соглашения между должником и кредиторами.
Заключение мирового соглашения близко по сути к мерам по предупреждению банкротства[13]. На наш взгляд последнее не так значительно, т.к. данные понятия соотносятся как общее и частное.
Таким образом, под несостоятельностью (банкротством) предприятия понимается признанная арбитражным судом или объявленная должником неспособность должника в полном объеме удовлетворить требования кредиторов по денежным обязательствам и (или) исполнить обязанность по уплате обязательных платежей.
Глава 2. Особенности и механизм регулирования банкротства
2.1. Законодательное закрепление механизма банкротства
Одним из фактических признаков банкротства (несостоятельности) является результат анализа финансового состояния должника, проводимый арбитражным управляющим на основании налоговой отчетности, материалов налоговых проверок, которые свидетельствуют о возможности (невозможности) восстановления платежеспособности предприятия[14]. Анализ действующего законодательства позволяет отметить, что контрольно-надзорные мероприятия налоговых органов, проводимые при банкротстве (несостоятельности), могут осуществляться в форме выездных и камеральных налоговых проверо[15]к.
При этом результаты данных мероприятий могут быть основанием для возбуждения судебных процессов по инициативе ФНС РФ с целью взыскания денежных средств, вовремя не поступивших в казну государства.
Анализ судебной практики позволяет сделать вывод о множественности арбитражно-процессуальных дел, связанных с разрешением спора между органами ФНС РФ и предприятиями, находящимися в процессе финансового оздоровления и банкротства[16].
Действия налогового контроля, урегулированные нормами права, влекут определенные законом правовые последствия и осуществляются, прежде всего, органами ФНС РФ. Правовые последствия налогово-контрольной деятельности фиксируются документально.
По итогам рассмотрения материалов проверки органы ФНС РФ могут принять одно из следующих решений:
1) о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения в форме начисления неустоек, процентов и иных финансовых санкций по всем видам задолженности должника;
2) о не привлечении должника к ответственности за совершение налогового правонарушения. В случае привлечения к финансовой ответственности, в соответствии с положениями налогового законодательства, на сумму недоимки может начисляться, установленная ст. 75 Налогового Кодекса РФ[17], неустойка. Начисляется она вплоть до погашения недоимки, а неуплата налога может являться основанием для взыскания суммы санкции (штрафа), который может быть уплачен в добровольном порядке или взыскан через суд[18].
Кроме того меры обеспечения, принятые налоговым органом, налагаются им самостоятельно и сохраняют свое действие вплоть до исполнения налоговых обязательств.
Отменяются все обеспечительные меры. Должник не освобождается от выполнения обязанностей, установленных ст. 23 НК РФ, а именно уплачивать законно установленные налоги; вести в установленном порядке учет своих доходов (расходов) и объектов налогообложения.
С учетом Федерального закона Российской Федерации «О несостоятельности (банкротстве)» корректируется лишь порядок выполнения этих обязанностей. Кроме этого, гл. 15 НК РФ не предусматривает в качестве основания освобождения от налоговой ответственности за неисполнение обязанностей, определенных ст. 23 НК РФ, признание налогоплательщика банкротом и введение в отношении него иных процедур банкротства[19].
Налоговые органы, производящие контрольные мероприятия предприятий-банкротов, непосредственно вступают в налогово-правовые отношения с арбитражным управляющим, как представителем должника, признанным несостоятельным, например, реквизируя, в ходе выездных налоговых проверок, финансовые отчеты, документы о хозяйственной деятельности предприятия-банкрота.
Значит, организация, признанная банкротом, в рамках конкурсного производства обязана составлять и своевременно представлять в налоговые и иные органы бухгалтерскую отчетность в полном объеме[20]. В соответствии со ст. 18 Федерального закона «О бухгалтерском учете»[21], руководители организаций ответственны за организацию и ведение бухгалтерского учета, сдачу налоговых деклараций.
Арбитражный управляющий несет ответственность за организацию бухгалтерского учета и сдачу налоговых деклараций. Таким образом, арбитражный управляющий осуществляет функции института налогового представительства, а именно, в данном случае, речь идет об уполномоченном налоговом представительстве возмездного характера.
2.2. Нововведения реализации банкротства предприятий в современных реалиях
2014 год ознаменовался реформой российского законодательства о банкротстве. Безусловно, крупнейшим событием здесь можно считать введение норм, позволяющих применять на практике институт банкротства гражданина, не являющегося индивидуальным предпринимателем[22].
Институт банкротства гражданина был известен по действующему Федеральному закону Российской Федерации «О несостоятельности (банкротстве)» еще в его первоначальной редакции 2002 г. Однако согласно п. 2 ст. 231 Федерального закона Российской Федерации «О несостоятельности (банкротстве)» вступление в силу положений о банкротстве граждан, не являющихся индивидуальными предпринимателями (глава Х), было обусловлено вступлением в силу закона о внесении соответствующих изменений и дополнений в федеральные законы.
Но банкротство граждан – не единственное изменение 2014 г. Так, Федеральным законом от 29.12.2014 № 482-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О несостоятельности (банкротстве)»[23] и Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях»[24] внесены значительные по своему масштабу поправки в действующий Федеральный закон Российской Федерации «О несостоятельности (банкротстве)» в отношении несостоятельности юридических лиц. Участникам гражданского оборота уже приходится работать по новым правилам: ведь с момента принятия закона до вступления в силу прошел всего месяц (поправки вступили в силу 29 января 2015 г.).
Необходимо начать с изменений в части возбуждения дела о банкротстве. Согласно новой редакции п. 2 ст. 6 Федерального закона Российской Федерации «О несостоятельности (банкротстве)» производство по делу о банкротстве может быть возбуждено арбитражным судом при условии, что требования к должнику – юридическому лицу в совокупности составляют не менее 300 000 руб. (вместо ранее действовавшего порога в 100 000 руб.). Причем закон по-прежнему позволяет кредиторам объединить требования, чтобы набрать требуемое пороговое значение и подать совместное заявление о признании должника банкротом (п. 5 ст. 39 Федерального закона Российской Федерации «О несостоятельности (банкротстве)»). Повышены и пороговые значения для банкротства стратегических предприятий (организаций) и субъектов естественных монополий – с 500 000 до 1 млн. руб.
Важно отметить интересную особенность: в силу новой редакции п. 2 ст. 33 Федерального закона Российской Федерации «О несостоятельности (банкротстве)» о признании должника банкротом принимается арбитражным судом, если требования к должнику – юридическому лицу в совокупности составляют не менее чем 300 000 руб. (вместо ранее предусмотренных 100 000 руб.). Однако в соответствии с п. 5 ст. 4 Федерального закона «О внесении изменений в Федеральный закон «О несостоятельности (банкротстве)» положения п. 2 ст. 33 Федеральный закон Российской Федерации «О несостоятельности (банкротстве)» в новой редакции применяются по истечении 60 дней с даты утверждения регулирующим органом порядка определения саморегулируемой организации арбитражных управляющих, из числа членов которой должен быть утвержден арбитражный управляющий.
Статья 7 Федерального закона Российской Федерации «О несостоятельности (банкротстве)» уточнена в части момента возникновения права на обращение в суд с заявлением, если основанием является решение третейского суда. Датой возникновения такого права считается дата судебного акта о выдаче исполнительных листов на принудительное исполнение решений третейского суда о взыскании с должника денежных средств. Тем самым получение исполнительного листа является обязательным для подачи заявления. Ранее такое правило уже было сформулировано в судебной практике.
Кроме того, в новой редакции указанной статьи сделаны определенные послабления для кредиторов – кредитных организаций: наличие «просуженного» спора для подачи заявления о признании должника банкротом в данном случае не требуется. Достаточно возникновения у должника признаков банкротства (п. 2.1 ст. 7 Федерального закона Российской Федерации «О несостоятельности (банкротстве)»)[25].
Однако в силу п. 2.1 ст. 7 Федерального закона Российской Федерации «О несостоятельности (банкротстве)» право на подачу заявления о признании должника банкротом кредитной организацией обусловлено предварительным (не менее чем за пятнадцать календарных дней до обращения в суд) опубликованием уведомления о намерении обратиться с таким заявлением в Едином федеральном реестре сведений о фактах деятельности юридических лиц (далее – Единый реестр сведений). Вместе с тем согласно п. 2 ст. 4 Федерального закона «О внесении изменений в Федеральный закон «О несостоятельности (банкротстве)» положение п. 2.1 ст. 7 будет применяться с 1 июля 2015 г. До этого времени (то есть в промежутке между 29 января 2015 г. и 1 июля 2015 г.) кредитная организация перед подачей заявления о признании должника банкротом должна предварительно (не менее чем за 30 календарных дней) уведомить в письменной форме должника и всех известных ей кредиторов о намерении обратиться с соответствующим заявлением (п. 3 ст. 4 Федерального закона «О внесении изменений в Федеральный закон «О несостоятельности (банкротстве)»).
С 29 января 2015 г. расширились полномочия конкурсных кредиторов, чьи требования обеспечены залогом имущества должника (залоговых кредиторов). Перечень вопросов, по которым такие лица имеют право голоса на собрании кредиторов (ст. 12 Федерального закона Российской Федерации «О несостоятельности (банкротстве)»), дополнен следующими:
- о выборе арбитражного управляющего или саморегулируемой организации, из числа членов которой арбитражным судом утверждается арбитражный управляющий;
- об обращении в арбитражный суд с ходатайством об отстранении арбитражного управляющего;
- об обращении в арбитражный суд с ходатайством о прекращении конкурсного производства и переходе к внешнему управлению
На необходимость принятия данных изменений в отношении залоговых кредиторов указывалось в пояснительной записке к проекту, ставшему впоследствии Федеральным законом «О внесении изменений в Федеральный закон «О несостоятельности (банкротстве)» и Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях»), далее – пояснительная записка. В ней была дана такая оценка сложившейся ранее ситуации: «Кредиторы, требования которых обеспечены залогом, полностью лишены возможности влиять на проведение процедуры банкротства после стадии наблюдения, что значительно затрудняет реализацию их прав и законных интересов в рамках банкротства»[26].