Файл: Лидерство, влияние, власть. Виды власти. Баланс власти (ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ВЛАСТИ, ВЛИЯНИЯ И ЛИДЕРСТВА В ОРГАНИЗАЦИИ).pdf
Добавлен: 27.06.2023
Просмотров: 217
Скачиваний: 5
СОДЕРЖАНИЕ
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ВЛАСТИ, ВЛИЯНИЯ И ЛИДЕРСТВА В ОРГАНИЗАЦИИ
1. 1. Понятие лидерства: власть и влияние
1.3. Баланс власти в организации
2. РАЗВИТИЕ ЛИДЕРСТВА В СОВРЕМЕННОЙ КОМПАНИИ (НА ПРИМЕРЕ ПАО «СБЕРБАНК»)
2.1. Общая характеристика предприятия
2.2. Анализ лидерства в ПАО «Сбербанк»
3. ПРОЯВЛЕНИЕ И ОСНОВНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ЛИДЕРСТВА В СОВРЕМЕННОМ МЕНЕДЖМЕНТЕ РОССИЙСКИХ КОМПАНИЙ
ВВЕДЕНИЕ
Лидерство является одной из самых значимых, важных и популярных тем теории менеджмента. Это связано с тем, что современный бизнес находится в очень сложных условиях, и от самой организации требуется не столько соблюдение конкретных выполнения стандартных функций и решения задач в соответствии с требованиями, сколько поиск принципиально новых вариантов путей достижения целей.
Актуальность темы. Проблема соотношения власти и лидерства в организации была актуальна всегда. Обладать властью - значит уметь оказывать влияние на людей, изменять их поведение и отношение человека и группы. А лидерство - это способность оказывать влияние на отдельных людей и группы и направлять их усилия на достижение целей организации. У одних людей власти много, а у других мало. Люди борются сначала за то, чтобы приобрести власть, а затем ещё более яростно за то, чтобы ее удержать. Считаться с этим приходится и руководителям, и подчинённым. Для того, чтобы лидерство и влияние были эффективными, руководители применяют власть. И не будем забывать, что власть – это возможность влиять на поведение людей.
Понятия «лидерство» и «власть» тесно взаимосвязаны между собой. Лидеры пользуются властью, чтобы достичь своих целей. Вместе с тем между этими двумя понятиями имеются и существенные различия. Лидерство предполагает необходимость достижения целей, в то время как проявление власти не всегда будет основано на этом предположении. Лидерство, как правило, обращено к более низкому уровню - подчинённым. Власть же может распространяться во всех направлениях. Другими словами, говоря, лидерство - это есть возможность вести за собой людей. И в то же время лидерство так же является способностью оказывать влияние на отдельные личности и группы, направляя их усилия для достижения цели организации. В любой компании должен существовать баланс власти. Чем больше зависимость от другого лица, тем больше власть данного лица.
В зависимости от целей организации, сферы ее деятельности, от складывающейся ситуации внутри и вне организации деятельность на сходных управленческих позициях будет существенно различаться в ряде ключевых моментов: различными будут требования к знаниям, навыкам и личностным качествам руководителя, требования к способам осуществления управленческой деятельности и решаемым задачам. Многое зависит от таких ситуационных факторов, как уровень развития группы, ожидания ее членов, особенности поставленной задачи. Вместе с тем возрастает универсальное значение таких лидерских качеств руководителя, как самостоятельность, инициативность, адаптивность и мотивация достижения.
Целью курсовой работы является анализ лидерства, влияния и власти в российских компаниях.
В соответствии с целью исследования поставлены следующие задачи:
- изучить понятие лидерства: власть и влияние;
- рассмотреть виды власти и влияния;
- охарактеризовать баланс власти в организации;
- провести анализ лидерства в ПАО «Сбербанк»;
- рассмотреть проявление и основные проблемы лидерства в современном менеджменте российских компаний.
Поставленные задачи обусловили структуру курсовой работы. Структура работы состоит из введения, трёх глав, заключения, списка использованной литературы и приложений.
Предметом курсовой работы является лидерство и власть в организации. Объектом данной работы является развитие лидерства в ПАО «Сбербанк».
При подготовке курсовой работы использовались такие методы исследования как: анализ и синтез, сравнение и наблюдение, обобщение и систематизация изученного материала.
Теоретической основой для написания моей курсовой работы стали труды выдающихся отечественных и зарубежных авторов.
Проблемы лидерства являются предметом исследования множества специалистов и научных коллективов. Основными авторами, внёсшими вклад в разработку данной темы являются М.Х. Мескон, В.Р. Веснин, Х.З. Ксенофонтова, Л.И. Лукичёва, А.К. Семенов, И.Ю. Солдатова в книгах «Основы менеджмента».
Проблемы лидерства-руководства довольно обстоятельно рассматриваются в работах таких крупных теоретиков менеджмента, как А.О. Блинов, Н.А. Зироян, О.К. Мартенс, А.С. Некрасов, К.И. Новикова, Е.В. Павлова, К.И. Рустамов, П.М. Анисимова, А.С. Зеленкова и др.
А.А. Болучевская, Н.А. Фригина, М.А. Кочергин, Е.П. Дружикова, С.Н. Мишанькин подробно описывают сущность формального лидера, а так же подробно представляют модель руководителя, сочетающего функции, как лидера, так и менеджера.
Труды данных авторов были взяты за основу написания курсовой работы, так как они провели фундаментальные исследования в этой области, наработан обширный материал в сфере анализа, типологии и конкретных элементов имиджконструирования лидерства, техник популяризации лидеров, также многие автора освещали в своих работах ещё один важный аспект, проблему взаимосвязи лидерства и управления предприятием.
В курсовой работе использовалась литература, выданная на протяжении 2016 – 2019 гг., которая послужила основой для качественного исследования по данной теме курсовой работы.
В литературе по тематике лидерства в управлении преобладают публикации, рассматривающие главным образом историю становления концепции лидерства, основы лидерства, специальные аспекты лидерства в малых группах. Недостаточно внимания уделяется выявлению роли лидерства в управлении и особенностям деятельности лидера.
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ВЛАСТИ, ВЛИЯНИЯ И ЛИДЕРСТВА В ОРГАНИЗАЦИИ
1. 1. Понятие лидерства: власть и влияние
Индивидуумы, группы и неформальные организации могут оказать сильное влияние на эффективность деятельности организации. В связи с этим менеджерам необходимо направлять усилия индивидуумов, групп и неформальных организаций на достижение общих целей. Эта задача решается при помощи власти, личного влияния и лидерства [8, c. 16].
Лидерство является важнейшим условием эффективного менеджмента. Менеджеры становятся настоящими лидерами, когда добиваются успеха оказывая сильное влияние на других людей. Между менеджментом и лидерством имеются весьма существенны отличия [9, c. 401]:
a) Менеджмент – интеллектуальный и физический процесс, в ходе которого подчинённые выполняют предписанные им формальные обязанности и достигают конкретных целей. Менеджером человек становится в процессе предоставления ему полномочий, согласно обязанностям, которые он выполняет в организации по должности.
b) Лидерство – процесс, в ходе которого один человек оказывает влияние на других людей, в том числе, входящих в состав группы или организации. Лидерами становятся не по воле вышестоящих руководителей организации, хотя способность руководить и вести за собой людей можно путём делегирования полномочий. Лидеров, как правило, не ограничивают рамки полномочий и границы структурных подразделений организации. Нередко менеджер становится лидером людей, никак не связанных с ним организационно.
Лидер организации (группы) – человек, который одновременно является эффективным лидером и менеджером. В процессе своей деятельности этот человек способен оказывать положительное влияние на других таким образом, чтобы они выполняли порученную им работу [16, c. 56].
Лидерство – способность влиять на индивидуумов +и группы, направляя их на достижение организационных целей [16, c. 57].
Влияние – действие одного индивидуума, изменяющее поведение другого индивидуума. Средства, которыми один человек может влиять на другого, могут варьировать в широком диапазоне. Менеджерам необходимо уметь оказывать влияние на людей предсказуемыми и законными способами. Менеджеры должны оказывать влияние на людей так, чтобы действия менеджеров привели к достижению целей организации. Чтобы быть эффективным лидером, менеджеру необходимо иметь и использовать власть.
Для того чтобы сделать своё влияние эффективными, руководитель должен развивать и применять власть. Можно дать такое определение: власть – это способность влиять на поведение других [12, c. 71].
Необходимость власти в управлении заключается в том, что в дополнение к формальным полномочиям руководителю требуется власть, так как он зависит от людей, как в пределах своей цепи команд, так и вне ее. Руководителю необходимо развивать власть, и потому что он всегда испытывает зависимость от некоторых людей, которые ему не подчинены, и потому что практически никто в современных организациях не примет и не будет полностью подчиняться непрерывному потоку его приказов только потому, что они являются начальниками. Во всех организациях для достижения эффективного функционирования необходимо надлежащее применение власти.
Такие группы как непосредственное начальство, подчинённые и коллеги представляют собой часть окружающей руководителя среды. Многие руководители также напрямую зависят от людей и организаций, находящихся во внешнем, как непосредственном, так и макроокружении их собственной организации. Все это оказывает как прямое, так и косвенное влияние на руководителя организации [9, c. 402].
В условиях организации власть только отчасти определяется иерархией. Сколько власти имеет тот или иной человек в данной ситуации, определяется не уровнем его формальных полномочий, а степенью зависимости от другого лица. Это можно выразить следующей формулой: уровень влияния облечённого властью лица А на лицо Б = степени зависимости лица Б от лица А.
В некоторых ситуация и подчинённые имеют власть над руководителем, так как последний зависит от них в таких вопросах, как [9, c. 403]:
- необходимая для принятия решений информация;
- неформальные контакты с людьми в других подразделениях, чьё содействие необходимо для руководителя;
- влияние, которое подчинённые могут оказывать на своих коллег;
- способность подчинённых выполнять задания.
Поэтому эффективный руководитель старается поддерживать разумный баланс власти: достаточной для обеспечения достижения целей, но не вызывающей у подчинённых чувства обездоленности и отсюда непокорности.
Безусловно, между властью и лидерством как составляющими управления существует ряд различий. Используя определённые критерии, дадим сравнительную характеристику рассматриваемых категорий (приложение 1).
Любая власть имеет определённый источник происхождения, который придаёт специфику ее реализации (приложение 2) [25]:
1. Должность в организации. Определяет обязанности менеджера и исполнителей, с которыми менеджер взаимодействует, выполняя свои обязанности. Каждая должностная позиция позволяет использовать определённые полномочия, возложить ответственность, наделить ресурсами и т.д.
Должностная позиция может значительно увеличить потенциал качеств того человека, который ее занимает. Это достигается благодаря [12, c. 72]:
- ключевому характеру должностной позиции, который определяется тем, в какой степени зависят сотрудники от человека, занимающего конкретную должность;
- значимости должностной позиции, которая определяется тем, насколько она важна для приоритетной деятельности компании;
- заметности – то есть, в какой степени влиятельные люди в организации обращают внимание на данную позицию;
- гибкости – степени свободы действий, предоставляемой данной позицией занимающему ее человеку. Гибкая позиция даёт возможность предлагать новое и проявлять инициативу, это усиливает ее ключевой характер, значимость и заметность.
2. Компетентность приобретается благодаря обучению в высших учебных заведениях и опыту работы по специальности. Часто является основным источником влияния для новых сотрудников организации, так как у них отсутствуют ресурсы, информация, опыт работы в организации и сеть контактов внутри компании [19, c. 58].
3. Успешность может быть важным источником влияния опытных профессионалов. Успех организации зависит от ее лучших работников, а их заслуги дают им возможность влиять и на собственное будущее, и на другие аспекты деятельности организации. Хорошие результаты работы укрепляют репутацию среди коллег, что даёт возможность завязать новые деловые контакты и получить доступ к дополнительным источникам влияния.
4. Личность включает привлекательные личностные качества, и располагающее поведение в отношении сотрудников [17, c. 149]:
физические характеристики (активность, энергетика, мобильность, интеллект, непринуждённость речи, работоспособность, внешность и др.);
особенности характера (представления о морали, этические ценности, честность, креативность, уверенность, целеустремлённость, ответственность и др.);
социальные черты (способность привлекать к сотрудничеству других людей, умение работать в коллективе, популярность, репутация, общительность, навыки межличностного общения, участие в общественной жизни, дипломатичность, тактичность) [9, c. 402].