Файл: Проектирование реализации операций бизнес-процесса «Запасы-склад (приходование товара)» (Выбор комплекса задач автоматизации).pdf
Добавлен: 27.06.2023
Просмотров: 82
Скачиваний: 2
СОДЕРЖАНИЕ
1.1. Выбор комплекса задач автоматизации.
1.2. Характеристика существующих бизнес – процессов.
1.3. Характеристика документооборота, возникающего при решении задачи.
1.4. Обоснование проектных решений по информационному обеспечению.
1.5. Обоснование проектных решений по программному обеспечению.
2.1. Информационная модель и её описание.
2.2. Характеристика нормативно-справочной, входной и оперативной информации.
2.3. Характеристика результатной информации.
2.4. Общие положения (дерево функций и сценарий диалога).
2.5. Характеристика базы данных.
2.6. Структурная схема пакета (дерево вызова программных модулей).
2.7 Описание программных модулей.
2.8. Контрольный пример реализации проекта и его описание.
ВВЕДЕНИЕ
Развитие информационных технологий изменило наши жизни, они стали неотъемлемой частью практически любой работы, незаменимым залогом успеха и конкурентоспособности любого предприятия и, зачастую, единственным способом эффективной экономии времени и денег в любой сфере жизни. Информационные технологии - процессы, методы поиска, сбора, хранения, обработки, предоставления, распространения информации и способы осуществления таких процессов и методов.
Цель курсовой работы – проектирование информационной системы для реализации бизнес-процесса «Приходование товара» на примере компании «Электрон».
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
- проанализировать текущую организацию бизнес-процесса приходования товара на складе компании «Электрон» и возникающего при его выполнении документооборота;
- выбрать и обосновать проектные решения по информационному и программному обеспечению;
- составить информационную модель проектируемой информационной системы;
- разработать базу данных и программные модули ИС;
- описать контрольный пример реализации проекта.
1 глава. Аналитическая часть.
1.1. Выбор комплекса задач автоматизации.
Деятельность компании «Электрон» заключается в розничных продажах электротоваров различных групп: от настольных ламп до генераторов.
Магазин «Электрон» занимает несколько помещений (склад товаров и торговый зал). У компании имеются договорные отношения с поставщиками, которые осуществляют поставку электротоваров и сопутствующей продукции на склад магазина.
У компании имеется собственный штат сотрудников, в который входят продавцы-консультанты торгового зала, руководитель отдела закупок, кладовщик, грузчики и бухгалтер.
Когда клиент приходит в магазин «Электрон», все его взаимодействие осуществляется с менеджером торгового зала, который проводит консультации клиента по интересующим его вопросам, а также осуществляет продажу техники: операции с денежными средствами, отбивка чека и т.д. После оплаты товара клиент получает чек, на основании которого работники склада отгружают перечисленные в нем товарные позиции. Если товара на складе нет, то работник склада составляет заявку на его заказ и направляет данную заявку в отдел закупок.
Далее отдел закупок формирует заказы для поставщиков, которые в свою очередь поставляют товар на склад, где его принимают работники склада.
Работник торгового склада магазина принимает от отдела закупок списки заказанных товаров. Когда по данным заказам приходит товар от поставщиков, работник склада сверяет количество товара в заказах, счет-фактурах и фактическое наличие товара. Кроме того, при приеме товара работник склада проверяет сохранность упаковок товаров. После этого товар распределяется по отделам для выставления его на демонстрационные стенды, выдаются соответствующие накладные и ценники.
В качестве предмета исследования в рамках данного курсового проекта выступает организация бизнес-процесса «Приходование товара». Данный процесс целиком выполняется работниками склада.
Для более подробного изучения организации бизнес-процесса оприходования товара на складе компании ООО «Электрон» будет использован метод моделирования.
1.2. Характеристика существующих бизнес – процессов.
Для анализа бизнес-процесса воспользуемся функционально-структурным моделированием этой деятельности. В качестве основной методологии построения функциональных моделей выступает IDEF0.
Методология описания бизнес-процессов IDEF0 предполагает указание не только входов и выходов, но и дополнительных входов. Всего в данном стандарте выделяют три типа входа: первый так и называется вход, второй – управлением, а третий – механизмами.
Стандарт IDEF0 регламентирует с помощью входа (первый тип входных данных) показывать объекты, которые преобразуются в данным бизнес-процессе, это могут информационные и материальные потоки. С помощью управления (второй тип) показывают объекты, которые управляют выполнением бизнес-процессам. С помощью механизмов (третий тип) необходимо показывать объекты, которые непосредственно осуществляют данные бизнес-процесс: сотрудники, технические средства, информационный системы. На выходе бизнес процесса показывают результат выполнения данного бизнес-процесса.
На первом этапе построения IDEF0 модели система представляется как единое целое. Основная цель данного этапа – выявить входные и выходные данные, а также механизмы и правила для данной системы. Диаграмма данного этапа называется контекстной. Контекстная диаграмма для бизнес-процесса «Приходование товара» изображена на рисунке 1 (для построения диаграмм использовалось CASE- средство AllFusion Process Modeler 7)
Рисунок 1. Контекстная диаграмма
В качестве входных данных для исследуемого бизнес-процесса выступают товары от поставщиков и счет-фактуры по заказам поставщиком, в качестве выходных данных – акты приемки, акты о расхождении и принятые товары. Бизнес-процесс выполняется работниками склада в соответствии с регламентом бизнес-процесса приходования товара.
Следующий этап построения функциональной модели – декомпозиция контекстной диаграммы на составляющие её бизнес-процессы. Диаграмма декомпозиции процесса приходования товара представлена на рисунке 2.
Рисунок 2. Диаграмма декомпозиции
Приходование товара состоит из трех основных этапов:
- проверка наличия и сохранности товара;
- оформление акта о расхождении;
- размещение товара на полках склада.
1.3. Характеристика документооборота, возникающего при решении задачи.
В процессе выполнения бизнес-процесса приходования товара на складе в компании «Электрон» формируются два документа: акт приемки и акт о расхождении. На рисунках ниже (рисунки 3 и 4) приведены схемы документооборота для каждого из этих документов.
Рисунок 3. Схема документооборота для акта приемки
Рисунок 4. Схема документооборота для акта расхождения
1.4. Обоснование проектных решений по информационному обеспечению.
Информационное обеспечение комплекса задач, которые поставлены перед данным проектом организовано в виде реляционной базы данных, в которой хранится вся информация, необходимая для автоматизации процесса приходования товара.
Существует очень простое понятие БД как большого по объему электронного хранилища информации, в которое организация помещает все данные, которые используются при деятельности этой организации, а доступ к этой информации осуществляется посредством специального программного обеспечения. Однако чаще всего под базой данных понимают любой массив взаимосвязанных данных, хранящихся на компьютере.
Базы данных проектируются на основе представлений конечных пользователей конкретной организации, которые называют концептуальными требованиями к системе. Именно конечный пользователь принимает какие-то решения на основе полученной информации, хранящейся в базе данных. От оперативности и качества этой информации будет зависеть эффективность работы организации. Данные, помещаемые в базу данных, также предоставляет конечный пользователь.
Существуют определенные правила создания и проектировании базы данных для нужд какой-либо организации:
- База данных должна содержать в себе все необходимые для работы организации данные, хранимая информация должна быть в актуальном состоянии;
- База данных должна обеспечивать доступ ко всей информации за приемлемое время, то есть отвечать заданным требованиям производительности;
- База данных должна удовлетворять выявленным и вновь возникающим требованиям конечных пользователей;
- База данных должна иметь возможности расширения, на случай расширения сферы деятельности организации;
- База данных должна легко изменяться при изменении программной и аппаратной среды;
- Данные, которые загружаются в базу данных, должны быть корректными, поэтому при добавлении данных должна проводиться проверка вводимых данных;
- Доступ к информации, хранимой в БД должны иметь только лица и сотрудники организации, имеющие на это соответствующие полномочия и должностные обязанности;
- Работа с базой данных не должны вызывать трудностей у пользователей, для этого обязательно нужен дружественных интерфейс.
Реляционная модель базы данных – это такая модель, где БД – совокупность отношений, содержащих всю информацию, которая должна храниться в БД. Однако пользователи могут воспринимать такую базу данных как совокупность таблиц.
Входными данными для проектируемой информационной системы автоматизации процесса приходования товара выступают заказы к поставщикам:
- номер заказа;
- дата формирования заказа;
- сумма заказа;
- товары в заказе;
- поставщик, от которого пришел заказа;
Всего в информационной системе используется четыре справочника:
- сотрудники (они же пользователи ИС);
- товары;
- категории;
- поставщики;
Выходными данными информационной системы выступают документы акт приемки и акт о расхождении.
Для каждого заказа, поставщика, товара, категории товара и сотрудника, используются классификаторы, предназначенные для идентификации каждой записи в таблице БД.
Описание используемых классификаторов приведено в таблице 1.
Таблица 1
Используемые идентификаторы
№ пп |
Наименование кодируемого множества объектов |
Значность кода |
Мощность кода |
Система кодирования |
1 |
Идентификационный номер заказа |
4 |
9999 |
Порядковая |
2 |
Идентификационный номер поставщика |
4 |
9999 |
Порядковая |
3 |
Идентификационный номер сотрудника |
4 |
9999 |
Порядковая |
4 |
Идентификационный номер товара |
4 |
9999 |
Порядковая |
5 |
Идентификационный номер категории |
4 |
999 |
Порядковая |
1.5. Обоснование проектных решений по программному обеспечению.
Программное обеспечение – это совокупность программ для реализации целей и задач информационной системы, а также нормального функционирования комплекса технических средств.
В состав программного обеспечения входят общесистемные и специальные программные продукты, в том числе: операционная система, системы программирования, инструментальные средства программиста, тестовые и диагностические программы, программные средства телекоммуникации, защиты информации, функциональное программное обеспечение (автоматизированные рабочие места, системы управления базами данных и т. п.).
Для реализации проектируемой информационной системы необходимо выбрать язык программирования для создания пользовательского интерфейса и систему управления базой данных для организации хранения информации в виде базы данных.
В качестве возможных альтернатив были выбраны три наиболее популярных языка: Delphi, C++ и Java.
Delphi - язык программирования высокого уровня, имеющий следующие особенности
- набор операторов языка отражает принципы структурного проектирования и позволяет записывать достаточно сложные алгоритмы в лёгкой и элегантной форме;
- синтаксис языка достаточно несложный и включает в себя возможности объектно-ориентированного программирования;
- язык легкий в изучении;
- позволяет работать с базами данных;
- позволяет составлять отчёты;
- наличие компилятора с возможностью компоновки исполняемых файлов под операционные системы семейства Windows.