Файл: РОЛЬ ЦЕНТРАЛЬНОГО БАНКА РФ КАК МЕГАРЕГУЛЯТОРА В ОБЛАСТИ КОРПОРАТИВНОГО УПРАВЛЕНИЯ (ИСТОРИЯ СОЗДАНИЯ МЕГАРЕГУЛЯТОРА).pdf
Добавлен: 27.06.2023
Просмотров: 221
Скачиваний: 9
СОДЕРЖАНИЕ
ГЛАВА 1. ИСТОРИЯ СОЗДАНИЯ МЕГАРЕГУЛЯТОРА
История появления идеи мегарегулятора в финансовой системе РФ
История и причины создания мегарегулятора финансового рынка РФ
1.3 Новые цели и функции банка России как мегарегулятора финансового рынка.
ГЛАВА 2. СОВРЕМЕННОЕ ПОЛОЖЕНИЕ ЦЕНТРАЛЬНОГО БАНКА РОССИИ КАК МЕГАРЕГУЛЯТОРА ФИНАНСОВОГО РЫНКА
2.1 Преимущества и недостатки новой системы.
2.2 Мнение отечественных предпринимателей по вопросу мегарегулирования Центральным Банком.
Не смотря на то, что выявить системные риски будет проще, потребуется немало времени, чтобы научиться их эффективно устранять. Рассеивая внимание на разные объекты регулирования, появляется вероятность упустить что-либо или совершить ошибку.
Однако надо так же выделить преимущества и недостатки самого ЦБ:
Особенностью ЦБ является его самофинансирование, это обеспечит более высокую оплату труда, наличие большего количества ресурсов, а также снизит нагрузку на бюджет.
Создание мегарегулятора на базе ЦБ означает, что данная организация будет обладать высокой степенью независимости от органов власти и самих объектов регулирования. Что очень важно в системе рыночной экономики во избежание чрезмерного вмешательства государства в рыночную экономику.
Деятельность мегарегулятора легче анализировать, как уже было сказано выше крайне важно максимально упростить систему и снизить ресурсы на её содержание.
Подписание меморандума IOSCO - Международная организация комиссий по ценным бумагам, вступление в данную организацию будет способствовать сотрудничеству с регуляторами из других стран. Что позволит укрепить позиции России на международной арене.
Однако создание данной системы несёт не только несомненные плюсы но и минусы непосредственно для нашей отечественной системы:
Усиление конфликта интересов в ЦБ РФ, связанного с одновременным осуществлением регулирования и надзора за финансовыми организациями и участием в их капитале.
Недостаточное внимание к развитию небанковских отраслей финансового рынка.
Очень важно чтобы мегарегулятором уделялось одинаковое внимание всем аспектам его деятельности: банковский надзор и денежно-кредитная политика, фондовый рынок и страхование. Поэтому предлагается создать комитеты, которые будут равнозначны между собой и разделены по основным функциям, так сейчас существует Комитет банковского надзора.
В таких серьезных процессах очень важно сотрудничать с саморегулируемыми организациями и другими общественными структурами. Это позволит избежать грубых ошибок в глобальных преобразованиях.
Зарубежный опыт мегарегулирования.
Функции центрального банка, который проводит денежно-кредитную политику и следит за банками, и регулятора, осуществляющего надзор за финансовыми рынками и их участниками, традиционно разделены. В США, например, первую функцию осуществляет Федеральная резервная система, а вторую -- Комиссия по ценным бумагам и рынкам и Комиссия по срочной биржевой торговле. Правда, банки являются активными участниками рынка ценных бумаг, и после кризиса регуляторы заговорили о том, что их действия на рынках могут подорвать их финансовое положение в целом , поэтому ФРС надо дать больше функций по осуществлению контроля за банками.
В Германии за банками следит Бундесбанк, а денежную политику для этой и еще 16 стран еврозоны проводит Европейский центральный банк (его также предлагается наделить функциями панъевропейского банковского). За рынком, соответственно, следит Федеральное управление финансового надзора (BaFin). Вместе с тем, отмечается на сайте Бундесбанка, обе организации совместно осуществляют функции банковского надзора: «Банковский надзор не вмешивается в операции банков, но устанавливает регулирующие нормы для их деятельности». BaFin, подконтрольное министерству финансов, было образовано в 2002 г. путем объединения управлений по банковскому и страховому надзору, а также по надзору за рынком ценных бумаг, в 2003 г. получило дополнительные функции по осуществлению контроля над кредитоспособностью финансовых институтов.
В Италии, Испании и Франции также действуют собственные регуляторы рынка ценных бумаг и центробанки. В Китае - Комиссия по регулированию рынка ценных бумаг и Народный банк Китая, в Австралии -- Комиссия по ценным бумагам и инвестициям и Резервный банк. Если вопросы надзора за финансовым сектором и находятся в ведении только одной организации, то скорее это финансовый регулятор, а не ЦБ. Именно так обстоят дела в Швейцарии и Канаде, которые относительно безболезненно пережили кризис (особенно вторая, в первой правительству все-таки пришлось помогать банку UBS). В Швейцарии Управление по надзору за финансовым рынком осуществляет надзор как за всеми финансовыми компаниями, включая банки, так и за рынком ценных бумаг, тогда как национальному банку оставлены лишь функции денежной политики и контроля денежного обращения. В Канаде единственный регулятор банков - Офис суперинтенданта по финансовым институтам, который также является основным регулятором страховых, трастовых, кредитных и пенсионных организаций. За рынком следят администраторы по ценным бумагам канадских провинций, объединенные в ассоциацию.
Среди крупных экономик, пожалуй, единственный пример организационного объединения центрального банка и финансового регулятора -- Великобритания. Там также действовали Банк Англии и Управление финансовых услуг (FSA), мегарегулятор финансового сектора, созданный лейбористами по закону от 2000 г. Однако в 2010 г. новое правительство консерваторов решило ликвидировать FSA. Его полномочия должны быть распределены между тремя агентствами. Независимым будет лишь одно из них - Управление по контролю над финансовой деятельностью (оно защищает потребителей финансовых продуктов и следит за финансовыми рынками), два других войдут в Банк Англии.
Великобритания является международным финансовым центром. В этой стране сосредоточено большое количество финансовых организаций. Поэтому для Великобритании вопрос регулирования и ограничения вознаграждения в финансовых организациях стоит достаточно остро.
Стало однозначно, что регулирование финансового рынка в Великобритании надо менять. И один из ключевых пунктов таких изменений - это система вознаграждения в финансовом секторе. Основная цель введения Правил о вознаграждении - поддержать доверие и стабильность на финансовом рынке путем исключения стимулов для неоправданного риска, который берут на себя некоторые финансовые организации, а в конечном итоге защитить интересы и права потребителей на финансовом рынке. Не все финансовые организации были довольны введением Правил о вознаграждении. Некоторые компании выдвигали определенные контраргументы против необходимости Правил о вознаграждении. Среди этих аргументов были следующие:
Не все компании в равной степени затронуты кризисом;
Реформа системы вознаграждения может повлечь для финансовых организаций потерю наиболее ценных сотрудников;
Имплементация Правил о вознаграждении повлечет дополнительные затраты для финансовых организаций.
Однако, несмотря на все эти контраргументы Правила о вознаграждении все-таки были приняты. Устанавливаются требования к раскрытию информации о вознаграждении Комиссии по финансовым услугам и устанавливаются стандарты практики раскрытия информации о вознаграждении акционерам компании. Комиссия по финансовым услугам контролирует соблюдение финансовыми организациями Правил о вознаграждении.[14]
Таким образом, на настоящий момент в Великобритании действует двойная система регулирования финансового рынка и это выражается в том, что принята система мегарегулятора в стране, но несмотря, на это все же некоторые компании все же управляются саморегулированием.[15]
2.2 Мнение отечественных предпринимателей по вопросу мегарегулирования Центральным Банком.
Анатолий Аксаков, президент Ассоциации региональных банков России, заместитель председателя комитета Госдумы по финансовому рынку считал: «Я позитивно отношусь к идее создания мегарегулятора. Профессионализм Центробанка доказан временем. С другой стороны, сейчас зарплаты в Центробанке и в Службе по финансовым рынкам (ФСФР) в разы различаются. Хорошо бы, чтобы они выправились. Но в нынешних условиях выделять дополнительные средства из бюджета в ФСФР никто не станет. ЦБ же имеет прибыль и сможет привлечь квалифицированных специалистов для надзора, что повысит качество надзора. Но создание мегарегулятора несет с собой и риски. Главный риск состоит в том, что финансовый рынок подвижен и неустойчив, а ЦБ отличается консерватизмом. Этот консерватизм может сдерживать развитие рынка ценных бумаг. Еще один важный момент. Если Центробанк будет надзирать за рынком ценных бумаг, то ему необходимо выйти из капитала ММВБ. Разговоры об этом шли давно, но кризис затормозил этот процесс. Сейчас решение о выходе из ММВБ должно быть окончательно принято и исполнено. Иначе получится конфликт интересов, когда ЦБ будет вынужден контролировать еще и самого себя».
Олег Солнцев, руководитель направления анализа денежно-кредитной политики и банковской системы Центра макроэкономического анализа и краткосрочного прогнозирования (ЦМАКП) считал: «Обычно в России инициативы появляются, когда к этому подталкивает сама жизнь. Например, Агентство по страхованию вкладов появилось на волне недовольства вкладчиков частными банкротствами банков. Создание мегарегулятора выглядит несколько искусственной затеей. И хотя идея не вызывает резкого отторжения, непонятно, к каким положительным изменениям она может привести. В мире сейчас тоже нет однозначного ответа, нужны ли мегарегуляторы. Например, в США существует конкуренция регуляторов, но там делают шаги для их консолидации. В Европе также создают общий орган — банковский союз. Однако опыт Великобритании, где уже действует мегарегулятор, показывает, что таким образом сложнее преодолевать последствия кризиса. Если говорить о ее воплощении, то мегарегулятор на основе Центробанка — оптимальный вариант. Нужно, чтобы кредиторкредитор последней руки имел возможность наблюдать за рисками. К тому же банки составляют около 85% от совокупной доли всех российских финансовых организаций.»
Из приведённых выше слов можно сделать вывод, что у банкиров небыло большой веры в создание рабочей системы подобным образом.
Многие выражали своё сомнение утверждая, что нашей экономической системе просто не хватит опыта для введения в неё мегарегулятора. Это могло вылется в полное отсутствие контроля для некоторых систем.
-
- Текущее положение Центрального Банка в экономической системе.
За последние несколько лет Банк России настолько расширил число регулируемых рынков, что теперь и сам не стесняется называть себя мегарегулятором. Но вот все причастные к финансам рынки уже охвачены, и даже оздоровление банков ЦБ взял на себя, создав при себе же Фонд консолидации банковского сектора (ФКБС). Регулирование идет полным ходом, ряды поднадзорных редеют, рынок почти расчищен, а все, кто должен был, попали в ФКБС. Банков уже меньше 500, страховых компаний менее 200, а пенсионных фондов вообще меньше 50. Число других участников рынка все еще измеряется сотнями и тысячами, но они во многом зависят от организаций из первых трех категорий.
И в 2019 году ЦБ отчетливо наметил новые направления. Регулятор не стал оригинальничать и последовал общей тенденции поднадзорных, активно создающих вокруг себя банковские экосистемы. Под этим новомодным словосочетанием подразумевается в первую очередь создание банками сети сопутствующих сервисов: виртуальных сотовых операторов, риэлторов, телемедицины, бухгалтерских и юридических услуг и так далее, которые должны стимулировать клиента никогда не покидать систему того или иного банка.
Возьмем хотя бы уже упоминавшийся ФКБС, куда ЦБ собрал нездоровые банки. Раньше к санации привлекались успешные финансовые институты, которые получали на льготных условиях длинные кредиты на оздоровление и могли за счет участия в санации расширить бизнес. Эти проекты не всегда оказывались успешными, но были и хорошие примеры. Больше не будет. Теперь регулятор сам выделяет себе деньги, сам спасает и уже стал акционером целого ряда банков, которые конкурируют с рыночными игроками.Теперь регулятор сам выделяет себе деньги, сам спасает и уже стал акционером целого ряда банков, которые конкурируют с рыночными игроками.
Объем платежей между гражданами по СБП растет, ведь на первом этапе они были бесплатны. Но уже в 2020 году за переводы придется платить, и часть комиссии получит НСПК, то есть ЦБ. Следующим рынком, на который выходит ЦБ, становится эквайринг: СБП начинает принимать платежи за продукты и услуги безналом по QR-кодам. Ритейлеры систему поддерживают, она дешевле банковской. А у крупных банкиров просто нет выхода в силу закона. Теперь ЦБ рассматривает прием наличных в рамках СБП, чтобы составить конкуренцию еще и системам денежных переводов без открытия счета. Налицо попытка ЦБ упрочнить свою позицию на рынке тем самым избавиться от конкурентов максимально сократив их количество, как было сказано выше.
Казалось бы, регулятор помогает рынку развиваться и поддерживать конкуренцию, но по факту просто забирает часть бизнеса. Например, в СБП, по оценкам банкиров, уже перешли значительные платежей с межбанка, и эта доля будет только расти, снижая доходы участников рынка. И так, по сути, происходит в каждом сегменте, куда заходит мегарегулятор. Он не только получает доходы сам, но и ограничивает возможность заработков для банков, одновременно последовательно ужесточая требования к их капиталу. Так что вопрос может достаточно быстро перейти из плоскости конкуренции в плоскость выживания. То есть можно заключить, что при получении в свою руки основных рычагов управления ЦБ он пытается максимально подмять под себя прибль из всех сфер деятельности, это как уже было мною сказано повышает шанс на создание государственной монополии в тех системах куда проникла «рука» мегарегулирования.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Итак, подведем выводы о проделанной работе. Мегарегулирование это система которая должна привести к снижению используемых ресурсов в сфере контроля за оборотом денег, а так же облегчить работу бюрократической машине государства, а так же позволит адекватнее реагировать при появлении экономического кризиса.