Файл: РОЛЬ ЦЕНТРАЛЬНОГО БАНКА РФ КАК МЕГАРЕГУЛЯТОРА В ОБЛАСТИ КОРПОРАТИВНОГО УПРАВЛЕНИЯ (ИСТОРИЯ СОЗДАНИЯ МЕГАРЕГУЛЯТОРА).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 27.06.2023

Просмотров: 201

Скачиваний: 9

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Однако, несмотря на такое радикальное (до двух) сокращение числа регуляторов финансового рынка, вышесформулированная задача продолжала оставаться нерешенной. Ни Банк России, ни ФСФР России не были способны в одиночку давать обоснованную оценку общему финансово-экономическому положению в стране, выявлять имеющиеся на финансовом рынке системные риски и предлагать способы их минимизации. В то же время потребность в такой обобщенной оценке финансово-экономического положения в стране непрерывно возрастает по мере усиления процесса консолидации многих компаний финансового сектора страны в группы и в холдинги. Действительно, такие крупнейшие игроки на российском финансовом рынке, как, например, Сбербанк, ВТБ, уже давно являют собой многопрофильные структуры, включающие: юридическое лицо, выполняющее банковскую деятельность; юридическое лицо, занятое бизнесом на рынке ценных бумаг; страховую компанию и прочее.[8]

Фактически финансовые группы, как правило, предлагают на рынке весь комплекс финансовых услуг, в связи с чем риски у них могут возникать во всех сферах деятельности группы. Очевидно, что без обеспечения консолидированного надзора за финансовой группой (взятой в совокупности всех ее участников) невозможно увидеть целостную картину состояния ее дел, выявить всю палитру возможных рисков и предложить их оптимальное регулирование.

Все это указывало на необходимость совершения еще одного шага в сторону сокращения числа регуляторов на финансовом рынке, на котором должен действовать только один регулятор, способный выполнять функцию мегарегулятора финансового рынка. Его создание должно обеспечить эффективный консолидированный контроль и надзор на финансовом рынке, без которого трудно разработать и реализовать современную систему управления рисками, присущими финансовому рынку, повысить его конкурентоспособность, более равномерно распределить риски среди участников финансового рынка страны, способствуя повышению устойчивости как отдельных его участников, так и стабильности самого финансового рынка Российской Федерации.

Потребность в создании современной системы управления рисками финансового рынка особенно возросла в свете обсуждаемых планов размещения на национальном финансовом рынке средств Фонда национального благосостояния, пенсионных фондов и других институтов коллективного инвестирования.

Немаловажным аргументом в пользу закрепления функций регулирования, контроля и надзора на финансовом рынке за одним федеральным органом явилось то, что оно должно привести к снижению регулятивного арбитража и административной нагрузки на участников рынка.[9]


Успешная реализация указанных нововведений была необходима для решения важнейшей народно-хозяйственной задачи: улучшить инвестиционный климат в стране, остановить отток капитала из России и повысить ее привлекательность для иностранных инвесторов, что является приоритетной задачей Правительства Российской Федерации до 2018 г.

Все вышеизложенное и обусловило настоятельную необходимость формирования в России мегарегулятора финансового рынка. Однако вопрос о том, какой из регуляторов финансового рынка: Банк России или ФСФР России - более подготовлен для этой роли, вызывал большие споры.

Соответствующий международный опыт подтверждает, что на определенном этапе развития национальный финансовый рынок для обеспечения своего дальнейшего развития и стабильного функционирования начинает нуждаться в осуществлении консолидированного контроля и надзора за своей деятельностью.[10]

Первыми, как известно, это осознали страны Северной Европы еще в конце 80-х годов прошлого века. А решалась эта задача в разных странах по-разному. В ряде случаев полномочиями мегарегулятора финансового рынка наделялись национальные (центральные) банки этих стран. В Англии для выполнения этой функции в 1998 г. был создан новый орган - Управление финансового регулирования и надзора. А в Германии для выполнения функции мегарегулятора финансового рынка в 2002 г. было создано путем объединения соответствующих полномочий трех ведомств Федеральное ведомство по регулированию и надзору за финансовыми инструментами.

Многолетняя дискуссия о необходимости создания в России мегарегулятора финансового рынка и путях его формирования завершилась в 2013 г. С этого времени прекратила свое существование как отдельное ведомство Федеральная служба по финансовым рынкам (ФСФР России), а ее функции и полномочии были переданы Банку России.[11]

1.3 Новые цели и функции банка России как мегарегулятора финансового рынка.

Мегарегулятор - это орган, регулирующий отношения в определенных сферах деятельности, например финансовой. Финансовый мегарегулятор - орган осуществляющий контроль и регулирование денежно- кредитной системы страны.


В мировой практике регулирования финансовых рынков сложились разные модели надзора и при этом нельзя сказать, что доводы в отношении преимуществ той или иной модели являются весомыми. Более того, сама практика регулирования не дает веских доказательств того, что мегарегулятор является лучшей или оптимальной формой надзора за финансовыми институтами. По итогам открытого заседания правительства РФ было принято решение создания финансового регулятора на основе Центрального Банка, путем присоединения к нему ФСФР.

Если цели деятельности Банка России до передачи ему полномочий ФСФР России ограничивались защитой и обеспечением устойчивости рубля, развитием и укреплением банковской системы Российской Федерации, обеспечением стабильности и развития национальной платежной системы, то после получения полномочий ФСФР России к целям его деятельности добавились развитие финансового рынка Российской Федерации и обеспечение его стабильности.

Соответственно расширились функции, выполняемые Банком России. Закона о Банке России в том числе во взаимодействии с Правительством РФ разрабатывал и проводил единую государственную денежно-кредитную политику, то в новом качестве он стал во взаимодействии с Правительством РФ разрабатывать и проводить политику развития и обеспечения стабильности функционирования еще и финансового рынка.

Далее, Банк России стал принимать решения о государственной регистрации негосударственных пенсионных фондов; осуществлять регулирование, контроль и надзор за деятельностью НФО в соответствии с федеральными законами, т.е. принимать решения, входившие в компетенцию ФСФР России: проводить проверку деятельности НФО, направлять им обязательные для исполнения предписания, а также применять к НФО предусмотренные федеральными законами меры воздействия. Банк России стал устанавливать для НФО сроки и порядок составления и представления отчетности, а также другой информации, предусмотренной федеральными законами. Став мегарегулятором финансового рынка, Банк России начал вести базы данных о НФО, их должностных лицах и иных лицах, в отношении которых он получает персональные данные в рамках возложенных на него функций. В прежнем своем качестве Банк России выполнял аналогичные функции лишь в отношении банков и небанковских кредитных организаций.[12]

Кроме того, Банк России стал осуществлять регистрацию выпусков эмиссионных ценных бумаг и отчетов об итогах выпусков эмиссионных ценных бумаг. Как известно, соответствующие полномочия Банк России имел и раньше, но лишь применительно к ценным бумагам кредитных организаций, а теперь его компетенция распространилась на ценные бумаги всех эмитентов. Более того, в новом качестве Банк России стал осуществлять контроль и надзор за соблюдением эмитентами требований законодательства Российской Федерации об акционерных обществах и ценных бумагах, а также осуществлять регулирование, контроль и надзор в сфере корпоративных отношений в акционерных обществах.


Расширились функции Банка России, имеющие отношение к определению правил бухгалтерского учета и отчетности. Так, если раньше в функции Банка России входило установление правил бухгалтерского учета и отчетности лишь для банковской системы России, то в новом качестве в его обязанности вошло утверждение отраслевых стандартов бухгалтерского учета, плана счетов бухгалтерского учета и порядка его применения не только для кредитных организаций и Банка России, но и для НФО.

В связи с новыми целями деятельности и функциями Банка России произошло расширение его компетенций, что привело к соответствующим изменениям в организационной структуре и органах управления Банка России, которые выразились в следующем.

Коллегиальный орган Банка России - Национальный банковский совет - стал именоваться Национальным финансовым советом.

Председатель Банка России, во-первых, стал назначаться на должность не на четыре года (как раньше), а на пять лет; во-вторых, был расширен перечень оснований, по которым он может быть освобожден от должности.

Изменилась численность Совета директоров Банка России. Согласно ст. 15 Закона о Банке России в состав Совета директоров входят, помимо Председателя Банка России, еще 14, а не 12, как раньше членов Совета директоров.

Члены Совета директоров по-прежнему назначаются на должность Государственной Думой, но сроком не на четыре года (как раньше), а на пять лет.

Свои решения Совет директоров принимает большинством голосов от числа присутствующих на заседании членов Совета директоров, но при кворуме в восемь, а не семь человек как раньше.

Так же законодательство подтвердила правило, согласно которому Совет директоров должен заседать не реже одного раза в месяц, а его заседания назначаются Председателем Банка России либо лицом, его замещающим, или по требованию не менее четырех членов Совета директоров, а не трех, как раньше.

ГЛАВА 2. СОВРЕМЕННОЕ ПОЛОЖЕНИЕ ЦЕНТРАЛЬНОГО БАНКА РОССИИ КАК МЕГАРЕГУЛЯТОРА ФИНАНСОВОГО РЫНКА

2.1 Преимущества и недостатки новой системы.


Для начала хотелось бы выделить некоторые преимущества новой системы:

Сначала следует сказать об исключении дублирования некоторых функций, до этого выполняемых сразу двумя ведомствами. Это позволяет избежать лишней волокиты, которая очень сильно мешает всем эеономическим процессам.

При нынешней системе распределения полномочий между различными регулирующими органами функции одних органов налагаются на функции других органов, каждый из них хочет контролировать определенную часть рынка, возникает избыточное регулирование. Создание единого центра призвано пресечь эту проблему на корню, тем самым дав возможность снизить возможный удар финансового кризиса.[13]

Современной тенденцией стало размытие границ отделяющих банки от профучастников. Считается, что постепенно будут созданы финансовые конгломераты и их будет проще регулировать. Так же это позволит гораздо быстрее выделять угрозы систематических рисков.

Единый, объединенный и независимый орган регулирования не только позволит создать более последовательную и более простую нормативную базу. Таким образом это позволит значительно упростить сам процесс поддержки в рамках новых проблем с которыми сталкивается современная эеономика.

Мегарегулятор призван сочетать в себе как правоустанавливающую, так и правоприменяющую функции, что делает процесс подготовки и внедрения новых норм более гибким, быстрым и отвечающим интересам рынка. .Что сильно облегчит исполнение надозорных функций например в условиях кризиса.

Мегарегулятор может лучше обобщать потоки информации и обеспечить их конфиденциальность, так как оборот информации происходит не между несколькими организациями, а внутри одной организации. В связи с этим уменьшается опасность утечки информации, ее незаконного разглашения.

Теперь нужно выделить некоторые недостатки такой системы:

Слияние ведомств, с некоторой вероятностью может вызвать ослабление регулирования отдельных участков рынка.

Создание финансовых конгломератов уменьшит конкуренцию и оттеснит с рынка мелких участников. Данная проблема крайне актуальна для РФ потому что сейчас наблюдается значительно усиление крупных компаний, и их желание постепенно выдавить мелкие компании с рынка.

Чрезмерная унификация регулирования финансовых организаций разных видов. Регулирование банковского сектора и рынка ценных бумаг имеет свои особенности, поэтому требует разных подходов регулирования. На мой взгляд сам при неразумном объединение есть очень высокий риск потери опыта работы с определёнными областями.