Файл: Выбор стиля руководства в организации (Стили управления в системе организационных отношений).pdf
Добавлен: 27.06.2023
Просмотров: 167
Скачиваний: 2
СОДЕРЖАНИЕ
1. Стили управления в системе организационных отношений
1.1. Понятие и виды стилей управления по К.Левину
1.2. Методы выбора стиля управления. Ситуационное лидерство
1.3. Динамика стилей управления в современных отечественных и зарубежных организациях
2.1. Особенности деятельности ЗАО «Аэродром»
2.2. Анализ результативности стиля управления в ЗАО «Аэродром»
2.3. Предложения по совершенствованию стиля управления ЗАО «Аэродром»
В результате принятых указаний, точка «Р» должна подняться в поле «S2», и сойтись с точкой «И». В итоге авторитарный стиль сменится или разбавится демократическим, что будет способствовать благоприятной обстановке, высокой степени ориентированности на задачу и высокой степени ориентированности на человеческие отношения[50].
Таким образом, в организации преобладает смешанный стиль управления, но доминирующими являются авторитарный и демократический стиль, следовательно, он направлен на средние трудовые достижения и среднюю удовлетворенность сотрудников.
Действительно, часть решений принимается лично руководителем, а часть – с учётом пожеланий и предложений подчинённых. Правда, когда стоит прислушиваться, а когда нет, решает тоже сам руководитель.
Действия подчинённых в ЗАО «Аэрофлот» продолжает достаточно строго регламентироваться, и использовать нестандартные пути решения задач можно только с согласия руководства. Которое, в свою очередь, может вообще не рассмотреть новую идею или отложить это дело «в долгий ящик».
К системе штрафов и наказаний в ЗАО «Аэрофлот» подключается стандартная система поощрений. Об индивидуальном подходе и тщательной разработке системы мотивации речь, как правило, не идёт – но за действительно хорошую работу можно получить премию или прибавку.
Люди, использующие данный стиль руководства, никогда не общаются с подчинёнными на личные темы, но могут подсказать что-то насчёт работы, выслушать новые предложения.
Происходит некая балансировка: хотя руководитель в ЗАО «Аэрофлот» очень строг, он старается быть справедливым и относится к своим подчинённым с уважением.
Почему происходит «сдвиг» в одну или другую сторону?
Авторитарно-демократический стиль всегда имеет чёткий уклон в стороны авторитарного или либерального[51]:
- авторитарное начало доминирует в тех странах, где преобладают общественные ценности, считается, что человек должен трудиться на благо общества, а люди боятся власти (восточные государства);
- демократическое начало ставит на первое место индивидуальные ценности – личный комфорт, благополучие и самореализацию человека, а власть боится людей, зная, что её в любой момент могут заменить (Европа, США).
То есть подобные «сдвиги» всегда обусловлены влиянием менталитета, политических и культурных особенностей.
В ЗАО «Аэрофлот» в критической ситуации лидер берёт всё в свои руки и сам принимает решения, что позволяет избежать паники и беспредела.
Подчинённые знают, что за хорошую работу и ценные идеи получат достойное вознаграждение, поэтому работают не так на количество, как на качество.
Поддержка личной инициативы сотрудников в ЗАО «Аэрофлот» позволяет оптимизировать и улучшить многие бизнес-процессы.
Когда решения принимаются сообща, риск допустить грубые стратегические ошибки намного ниже.
Но есть и свои «подводные камни».
Авторитарно-демократический стиль руководства позволяет добиться хороших результатов только в одном случае – если руководитель является опытным, знающим человеком, который умеет поддерживать баланс и принимать верные решения. Кроме того, могут дать о себе знать проблемы, характерные для демократического стиля управления – если лидер слишком ослабит контроль, сотрудники могут начать «халтурить».
Смешанный стиль руководства – универсальный вариант для работы в обычном режиме
К сожалению, людей, способных организовать себя и готовых нести полную ответственность за свои решения и действия, очень мало. И эту проблему может решить использование смешанного стиля. Фактически, руководитель сохраняет в своих руках максимум полномочий, ставит чёткие цели, сроки, и контролирует выполнение этих задач.
Но в отличие от чистого авторитарного стиля, смешанный поощряет проявление инициативы и нововведения, люди чувствуют себя причастными к общему делу и ответственными за результаты. Даже в отсутствие руководителя коллектив будет хорошо справляться с работой.
То есть авторитарно-демократический стиль управления идеально подходит для этой компании – он позволяет организовать быструю и слаженную работу, не подавляя сотрудников. Люди видят и чувствуют перспективы, понимают, что за ошибки и халатность будут наказаны, но за хорошие результаты могут получить поощрение.
2.2. Анализ результативности стиля управления в ЗАО «Аэродром»
В сети осуществляется предварительный, текущий и заключительный контроль, объектами которого являются финансовые, трудовые и материальные ресурсы. В зависимости от вида контроля и его объекта выделяют разные мероприятия контроля, его предметы, субъекты, методы и средства осуществления контроля, а так же его стандарты.
В компании существует служба безопасности. Она выполняет функции с проблемной дебиторской задолженностью, проверкой новых сотрудников, поставщиков, покупателей. Также Финансовая служба проверяет правильность ведения документов в 1С, бухгалтерских и налоговых отчетов, осуществляет контроль за эффективным расходованием денежных средств. Также осуществляет выездные проверки (инвентаризацию товаров на складах, проверку кадрового учета).
За выполнением задач работниками офиса и склада следит заместитель директора, директор и ген. директор.
В 2015 году руководством компании было проведено социологическое наблюдение, с целью выявления рационального распределения рабочего времени управленческими сотрудниками. Наблюдение проводилось методом «фотографии» рабочего дня работника.
Наблюдение показало, что в среднем 29% рабочего времени использовалось нерационально, так как нечеткая организация выполнения принятых решений приводила к дублированию, потерям времени. Также много времени тратилось на излишнюю отчетность.
Оценка по методу «360 градусов» позволяет оценить руководителя ЗАО «Аэродром» по нескольким компетенциям на основе перекрестных оценок (таблица 3).
Таблица 3
Результаты по компетенциям
Кол-во |
Оценка |
Рейтинг, % |
|||
Руководство людьми |
По самооценке По оц. других По оц. подчиненных По оц. клиентов |
1 15 9 1 |
3,4 3,9 4 3,8 |
11 36 41 33 |
|
Корпоративное лидерство |
По самооценке По оц. других По оц. подчиненных По оц. клиентов |
1 15 9 1 |
4,2 3,9 4,2 3,2 |
73 52 74 10 |
|
Обеспечение успеха |
По самооценке По оц. других По оц. подчиненных По оц. клиентов |
1 16 9 1 |
3,9 4,2 4,3 3,9 |
34 64 88 32 |
|
Ориентация на клиента |
По самооценке По оц. других По оц. подчиненных По оц. клиентов |
1 13 8 1 |
2,7 3,9 4 4,2 |
2,2 80 86 98 |
Каждая компетенция содержит несколько индикаторов (более детализированных показателей).
Здесь мы приводим те компетенции и индикаторы, по которым коллеги оценили в руководителя иначе, чем он сам (Таблица 4):
Таблица 4
Сильные и слабые стороны испытуемого руководителя
Самооценка |
% |
Оценка других людей |
% |
|
Поиск ресурсов |
3,7 |
36 |
4,3 |
83 |
Ориентация на клиента |
2,7 |
2,2 |
3,9 |
80 |
Понимание потребностей клиента |
3 |
5,29 |
3,9 |
55 |
Оптимальное решение |
3,3 |
13 |
4,2 |
92 |
Построение долгосрочных отношений |
1,7 |
0,4 |
3,7 |
73 |
Исходя из полученных данных, необходимо определить проблемные стороны руководителя организации и методы решения проблемы.
Руководителю также нужно посмотреть на все свои рабочие задачи (Таблица 5) с высоты птичьего полета и максимально подробно зафиксировать их на бумаге (Приложение).
Таблица 5
Перечень затрат рабочего времени
Перечень элементов затрат рабочего времени |
Шифр |
Подготовка оперативных решений (планов-нарядов, распоряжений) |
1 |
Согласование организационно-производственных вопросов (планерка) |
2 |
Выдача и получение заданий |
3 |
Участие в разработке и обсуждение планов (перспективных, теку- щих) |
4 |
Технологическая подготовка производства (указание схем, спосо- бов) |
5 |
Решение технологических задач |
6 |
Решение коммерческих вопросов |
7 |
Решение экономических вопросов |
8 |
Материально-техническое обеспечения производственных процессов |
9 |
Расстановка и производственный инструктаж работников |
10 |
Непосредственное участие в организации рабочих процессов |
11 |
Материально-техническое снабжение |
12 |
Разработка мероприятий по организации труда и его оплате |
13 |
Контроль за ходом выполнения технологических процессов |
14 |
Контроль выполнения планов, заданий, распоряжений |
15 |
Реализация готовой продукции |
16 |
Ожидание линий связи |
17 |
Сбор, анализ и представление ежедневной информации |
18 |
Сбор, анализ и представление ежедневной информации |
19 |
Сбор, анализ и представление ежедневной информации по радио- связи |
20 |
Составление государственной статистической отчетности |
21 |
Поиск информации |
22 |
Можно заметить некоторые недостатки нынешнего руководителя организацией:
- Около 30% компетенций находятся на третьем уровне развития, то есть, развиты в полной мере и используются в деятельности, около 65% компетенций находятся на втором уровне развития, то есть, развиты в достаточной степени.
- Самыми неразвитыми компетенциями оказались умение управлять конфликтами, способность к развитию подчиненных, новаторство и делегирование полномочий.
- Перечень обязанностей руководителя организации слишком велик.
- Нет свободного времени для решения форс-мажорных и вообще не запланированных ситуаций и проблем.
- Рабочее время часто тратится понапрасну, некоторые задачи выполняются слишком долго, в итоге руководитель не успевает реализовать все намеченные планы.
Таким образом, директивный авторитарный подход в данной компании наиболее эффективен:
когда требуется решение прямолинейных, однозначных задач;
когда отступление от чёткой инструкции чревато опасными последствиями;
в кризисных ситуациях;
если никакие другие методы на сотрудников не действуют.
Но далеко не всегда от авторитарного стиля руководства будет польза. Так, он совершенно не подходит для:
решения сложных, многогранных задач в ЗАО «Аэродром»;
длительной работы в таком режиме;
работы с целеустремлённым, активным, творческим коллективом.
Грубо говоря, нынешний стиль управления – это своеобразная «антикризисная пилюля», которая нужна для того, чтобы скоординировать работу коллектива в трудный период, быстро выполнить какую-то работу или «дать толчок».
Хотя автократический стиль руководства иногда может быть эффективным, нередки всё-таки и случаи, когда этот стиль приносит в коллектив проблемы. Людей, которые склонны злоупотреблять автократическим стилем, часто считают властными диктаторами, их поведение зачастую может привести к недовольству среди остальных членов группы.
Поскольку авторитарные лидеры принимают решения, не посоветовавшись с коллективом, людям может не понравиться, что они не имеют возможности привнести в процесс работы группы новые идеи. Исследователи также обнаружили, что авторитаризм часто приводит к отсутствию творческих решений текущих задач, что может в конечном счете оказать негативное влияние на производительность группы.
Несмотря на то, что в самом авторитарном стиле управления уже заложены некоторые потенциальные «ловушки», руководитель может научиться использовать элементы этого стиля с умом. Например, авторитарный стиль может эффективно использоваться в ситуациях, когда лидер — наиболее опытный и квалифицированный член группы либо тот, кто имеет доступ к информации, которой другие члены группы не могут обладать.