Файл: Выбор стиля руководства в организации (Стили управления в системе организационных отношений).pdf
Добавлен: 27.06.2023
Просмотров: 160
Скачиваний: 2
СОДЕРЖАНИЕ
1. Стили управления в системе организационных отношений
1.1. Понятие и виды стилей управления по К.Левину
1.2. Методы выбора стиля управления. Ситуационное лидерство
1.3. Динамика стилей управления в современных отечественных и зарубежных организациях
2.1. Особенности деятельности ЗАО «Аэродром»
2.2. Анализ результативности стиля управления в ЗАО «Аэродром»
2.3. Предложения по совершенствованию стиля управления ЗАО «Аэродром»
2.3. Предложения по совершенствованию стиля управления ЗАО «Аэродром»
Проведенные исследования позволили сделать следующие основные выводы.
Руководству имело бы смысл больше прибегать к использованию метода убеждения сотрудников в выполнении тех или иных задач, а не только следовать авторитарному стилю руководства, который имеет место в организации.
Руководителям ЗАО «Аэродром»можно было бы прибегнуть к более либеральным формам руководства, например, предложить подчиненным большую свободу действий с учетом порученной им работы, снизить уровень требований. Это в свою очередь не допустило бы текучести кадров, способствовало бы повышению слаженности сотрудников, улучшению эмоционального климата, и в результате привело бы к повышению эффективности работы наземного обслуживания аэропорта.
Имеет смысл также иногда прибегать к стилю поддержки, т.к. у сотрудников ЗАО «Аэродром»наблюдается большая потребность в самоуважении и групповой принадлежности, тем более, что задачи в уже структурированы. Также с подчиненными, которые верят в свое влияние на внешнюю среду, специалисты могли бы прибегать к стилю, поощряющему участие сотрудников (в принятии решений).
Таким образом, очевидно, что руководителям высшего звена ЗАО «Аэродром»следует сдвинуть свой стиль управления в сторону демократического, а не авторитарного. Одновременно руководству ЗАО «Аэродром»необходимо и в дальнейшем совершенствовать стиль принятия управленческих решений. Так, в аэропорту, существует низкий уровень автоматизации; руководствуясь благосклонно-авторитарным стилем управления, директор не использует помощь экспертов в принятии управленческих решений, в технологическом процессе принятия управленческих решений отсутствует этап детальной разработки плана осуществления решений и др.
На основании анализа модели руководства, характерной для ЗАО «Аэродром», можно предложить рекомендации, направленные на улучшение системы управления.
Осознанностью авторитарного руководителя можно назвать понимание своих собственных мотивов, чувств, сильных качеств, недостатков и менеджерских способностей. Человек, обладающий этим качеством, как правило, лучше реагирует на непредвиденные обстоятельства и проблемы ежедневной работы.
Осознанность и способность к самопознанию являются первыми шагами к состоянию улучшить свой стиль управления коллективом, потому что без них очень сложно адекватно оценить обстановку, не говоря уже об эффективности принятия решений.
Проблема данного вопроса заключается в том, что находясь в состоянии полуавтоматизма, руководитель не может адекватно оценивать окружающую ситуацию. Таким образом, он склонен принимать решения с ошибками, которые ведут за собой системный провал.
Для того, чтобы удерживать свою осознанность под контролем, есть несколько эффективных приемов:
1) Нужно постоянно находиться в общении с активными и целеустремленными сотрудниками, а также подружиться с ними.
Рядом с такими людьми крайне сложно заскучать. Для формирования привычки «находится в настоящем времени» постоянно, важно выбрать для себя правильную среду и команду с деятельными людьми.
2) Стараться разнообразить работу и ежедневные действия, чтобы они не переходили в механическую деятельность. Чем более разнообразна работа, тем больше она нравится человеку, и тем больше он заряжается и ему становится интересно.
3) Ведение ежедневного журнала об ожиданиях, чувствах и результатах. Это позволит руководителю всплывать на поверхность, даже если предприятие находится в стабильном состоянии.
4) Упор на коллегиальность – нужно приносить в свою работу веселье и радость, находить удовольствие в любой мелочи. Это будет поддерживать руководителя и его команду в бодром состоянии продолжительное время, а сотрудники будут вас больше любить и уважать руководителя.
Один из оптимальных способов улучшить свой стиль управления и удерживаться в тренде – это постоянное обновление знаний и навыков. Именно обучение дает возможность различать, что происходит прямо сейчас в деловых кругах и на рынке в целом.
Также это будет позволять руководителю удерживаться и мыслить эффективными категориями в нужном контексте. Тем самым, для общения он будет выбирать людей, которые помогут ему продвигаться вперед, а не наоборот.
На практике же получается так, что лидер часто тянет на себе кучу кровососов, которые никак его не продвигают, более того, даже в перспективе не приведут его к результату. Окружение должно вызывать жажду к знаниям. Если руководитель не испытывает её в настоящее время, пришло время поменять среду обитания[52].
Именно от тех, кто постоянно учится, он будет узнавать все, что приносит результат и пользу бизнесу.
Один из лучших способов всегда оставаться лидером – это искать новые и лучшие идеи о том, как вести дела более эффективно, одновременно делясь и обучая им свою команду. Эта способность автоматически будет притягивать еще больше современных и настроенных на прорыв лидеров, что позволит руководителю в общем контексте выделиться из общей массы и создать прорывную команду.
Нужно всегда улучшать свои линии коммуникации, даже если руководителю кажется, что они безупречны, и он находится в правильных потоках информации. Можно попробовать изменить свои методы и практику, чтобы увидеть, может ли он повысить результативность.
Например, если руководитель сейчас встречается с командой один раз в неделю, чтобы обсудить текущие задачи, стоит повстречаться с каждым лидером вашей команды по отдельности на еженедельной основе, на протяжении месяца. Уменьшите количество интернет общения, заменив его на живое. Таким образом, руководитель повысит доверие и сможет выявить вещи, которые невозможно выявить в коллективной работе[53].
Работники предприятия должны быть вовлечены в процессы управления. Их необходимо обучать, организовывать и должным образом мотивировать. Нужно обеспечить их участие в производственных совещаниях, посвященных вопросам оптимизации деятельности предприятия, ввести систему стимулирования за внесение рационализаторских предложений.
Один из наиболее эффективных способов улучшить свой стиль управления – найти и договориться с человеком, работой которого руководитель восхищается (например, найдите того, кто идеально работает в той же компании), и попросить его стать временным наставником.
Пусть это будет человек, который не является прямым или косвенным наставником в бизнесе – спонсором. Это поможет обеспечить самое главное – честную обратную связь.
Кроме того, в результате проведения оценки менеджерских компетенций, были выявлены наиболее неразвитые компетенции. Руководству следует заняться разработкой программ обучения на средне- и долгосрочный период для менеджеров компании. А в ближайшее время необходима реализация программы по развитию умений управлять конфликтами, умений развивать персонал, а также необходимы тренинги для развития новаторства, умения действовать нетрадиционно в критических и нестандартных ситуациях[54].
Руководителю компании не стоит забывать о своём обучении для развития показателей управленческих компетенций. Нужно обратить особое внимание на следующие возможные формы получения ими знаний:
1) Коучинг у внешних специалистов – это непрерывное сотрудничество, которое помогает клиентам добиваться реальных результатов в своей личной и профессиональной жизни.
Плюсы: планирование бюджетов и постановка целей; совмещение работы и личной жизни; достижение максимальной эффективности на рабочих местах; расстановка приоритетов в проектах; продвижение бизнеса.
Минусы: долгосрочно и дорогостояще, результаты видны не сразу, нехватка профессиональных коучей.
2) Тренинги у бизнес-гуру.
Плюсы: приобретение знаний о популярных управленческих идеях; поиск лучших решений и планов эффективных стратегий; престижность; возможность поделиться и приобрести опыт коллег по тренинговой группе, в случае, если это открытая форма обучения.
Минусы: небольшой выбор квалифицированных бизнес-гуру. В основном это западные специалисты и их подход к ведению бизнеса отличается от российского.
3) Отраслевые конференции по обучению.
Плюсы: личное общение с профессионалами образовательного рынка бизнеса; получение актуального обзора современного рынка услуг; возможность послушать доклады тренеров, принять участие в дискуссиях и практических форумах.
Минусы: ограниченность временными рамками и месторасположением. Конференции проходят, как правило, с 10:00-18:00.
Руководитель, приобретая новые знания, как правило, стремится донести их и до своих сотрудников. Замечено, что, если директор прошёл обучение на открытом тренинге, он скорее всего направит обучаться и своих сотрудников.
Было решено найти заместителя или помощника для руководителя, который бы обладал теми качествами и умениями, которыми не обладает сам руководитель.
Таким образом, улучшение стиля управления - это не то, что вы можно сделать в один момент. Над этим нужно работать, обращая внимание на падение и взлет статистики. Находясь в потоке новизны и работая совместно со своей командой, руководитель обречен на лидерство и на победу.
Учитывая предложенные рекомендации, руководство ЗАО «Аэродром»может обеспечить эффективный и высокопроизводительный рабочий процесс на своем предприятии, а каждый сотрудник будет ощущать свою незаменимость и причастность к общему делу.
Авторитарный стиль управления в менеджменте данной компании должен предполагать выполнение следующих правил[55]:
Нужно знать об обязанностях своих сотрудников больше, чем они сами, идеально понимать каждый процесс. Именно мнение руководителя является решающим, и оно должно быть максимально верным.
Нужно быть решительным, не бояться принимать решения и нести за них ответственность. И конечно же, нужно давать подчинённым знать о своих желаниях – нет ничего хуже, чем начальство, которое не понимает, что ему надо.
Авторитарный тип руководителей может привести ЗАО «Аэродром» к успеху только в одном случае – если они действуют точно и быстро. Нужно давать чёткие распоряжения, не тратя время на пустые разговоры.
Нужно сформировать чёткие и однозначные критерии качества работы. Сотрудники ЗАО «Аэродром» должны понимать, что конкретно от них требуется.
Решив использовать методы авторитарного стиля управления, руководитель должен замечать каждый факт несоблюдения правил. Дисциплина в компании должна быть безукоризненной.
Следует контролировать рабочий процесс. Характеристика директивного стиля делает особенный акцент именно на пристальном контроле за подчинёнными. Нужно внедрять процедуры, которые помогут руководителю «держать руку на пульсе» и следить за деятельностью каждого сотрудника.
Заключение
Стиль управления представляет собой определенный способ принятия решений, постановки задач подчиненным, манеру поведения руководителя по отношению к своим сотрудникам, а также методы воздействия на них.
Любой руководитель работает со своими подчиненными в том или ином стиле управления, даже если он этого не осознает.
В настоящее время существует множество различных типологий стилей управления, но классической считается типология, созданная Куртом Левиным. Она достаточно проста и наглядна и включает в себя 3 стиля управления:
1 — авторитарный стиль управления;
2 — демократический стиль управления;
3— нейтральный (анархический) стиль управления. Позже американцы нейтральный стиль управления стали называть либеральным.
Достаточно часто эти 3 стиля управления называют иначе: директивный, коллегиальный и попустительский.
Все перечисленные стили отличаются друг от друга по многим параметрам (сюда относятся и характер принятия решений, и способ контроля за исполнением поручений, и степень делегирования полномочий и др.), но в качестве самого главного различия выступают выбираемые руководителем методы управления. Так, авторитарному стилю управления соответствуют командные методы управления, демократическому — социально-психологические и договорные, а при нейтральном (либеральном) стиле управления наблюдается бессистемность в выборе методов управления.
Не существует хороших или плохих стилей управления в российских условиях. Какой стиль считать наиболее эффективным, — зависит от конкретной задачи, людей и обстоятельств. Таким образом, более или менее эффективным может стать каждый из стилей, все определяют параметры ситуации:
- опыт команды;
- достоинства и недостатки подчиненных;