Добавлен: 27.06.2023
Просмотров: 96
Скачиваний: 2
СОДЕРЖАНИЕ
1. Теоретические аспекты порядка выплаты дивидендов акционерного общества
1.1 Порядок выплаты дивидендов по акциям
1.2 Современные проблемы организации финансово – хозяйственной деятельности АО
2. Особенности финансового управления деятельностью акционерного общества
2.1 Организация управления финансами акционерного общества
2.2 Управление капиталом организации и его структурой
По данным таблицы на протяжении всего анализируемого периода наблюдается рост величины собственных средств ЗАО «ВТБ-24».
В 2007 году собственные средства увеличились на 224369662 тыс. руб. и составили в абсолютном выражении 358686788 тыс. руб., что в значительной мере обусловлено увеличением величины фондов (на 12694407 тыс. руб.).
В сложившихся условиях в банковской системе России, когда большая часть депозитов сосредоточена в Сбербанке России, главную роль в качестве источников средств для банков играет межбанковский кредит.
Также прослеживается и тенденция увеличения обязательств банка (на 1148038065 тыс. руб. в 2008 году по сравнению с 2007 годом).
В большей степени на это повлияло увеличение средств от клиентов на 298279050 тыс. руб., и увеличение средств от кредитных организаций на 187577593 тыс. руб. Это объясняется тем, что произошло увеличение числа предприятий и организаций, принятых на обслуживание. А обслуживание расчетных счетов - это самый дешевый ресурс для банка.
Увеличение доли указанного компонента в ресурсной базе уменьшает процентные расходы банка.
Однако следует иметь в виду, что расчетные счета - самый непредсказуемый инструмент, поэтому высокая их доля ослабляет ликвидность банка.
Для общей характеристики деятельности ЗАО «ВТБ-24» рассмотрим структуру пассивов на рисунке 1.
Рисунок 1. Динамика пассивов ЗАО «ВТБ-24» по состоянию на 2006-2008 гг.
Собственные средства ЗАО «ВТБ-24» составляли на 01.01.2006 г. 111259065 тыс. руб., их доля в итоговой сумме баланса составляла 17,5 %.
По состоянию на 2007 год, собственные средства составили 134317126 тыс. руб., что превысило показатель предыдущего года на 23058061 тыс.руб. доля собственных средств ЗАО «ВТБ-24» составила 17,2 %. Данное уменьшение вызвано ростом удельного веса привлеченных средств.
В абсолютном выражении привлеченные средства составили в 2007 г. 646902601 тыс. руб.
В 2008 году собственные средства банка по сравнению с 2007 годом увеличились на 224369662 тыс. руб. и составили 358686788 тыс. руб.
Обязательства в 2008 году составили 1148684967 тыс. руб., что превышает показатель 2007 года на 501782366 тыс.руб.
Анализ пассивов показывает, что основную долю средств в 2006 г, 2007 г и в 2008 г банк получает за счет вложенных средств клиентов 38,4 % 40,2 %, 40,6 % по годам соответственно.
Основным источником формирования ресурсов коммерческого банка являются привлеченные средства. Сравнительный качественный анализ структуры привлеченных средств за определенный период дает возможность оценить работу банка по привлечению новых источников средств.
Привлеченные средства одновременно являются кредитными ресурсами, поэтому целесообразно привлечь такую сумму средств, которую в дальнейшем можно разместить в активах как кредитные вложения.
Анализ обязательств на 2006 г., 2007 г. и 2008 г. представлен в таблице 2 на основе данных форм финансовой отчетности банка (Приложение 1).
Из приведенной таблицы видно, что на 01.01.08 г. обязательства занимают 88,8 % (2704936 тыс. руб.) всех пассивов банка. Анализ пассивов показывает, что основную долю средств банк получает за счет вкладов граждан.
Анализ динамики обязательств ВТБ-24 в 2006 г., 2007 г. и 2008 г. представлен на рисунке 2.
Таблица 2
Анализ обязательств ЗАО «ВТБ-24» в 2006-2008 гг.
Показатели |
2006 г. |
2007 г. |
2008 г. |
Изменения (+,-) |
Темп роста |
|||||
Сумма, тыс. руб. |
уд. вес,% |
Сумма, тыс. руб. |
уд. вес,% |
Сумма, тыс. руб. |
уд. вес,% |
2007 к 2006 |
2008 к 2007 |
2007 к 2006 |
2008 к 2007 |
|
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
10 |
11 |
Обязательства |
524201033 |
100,0 |
646902601 |
100,0 |
1148684967 |
100,0 |
122701568 |
501782366 |
123,4 |
177,6 |
Средства кредитных организаций |
172259335 |
32,9 |
243369719 |
37,6 |
430947312 |
37,5 |
71110384 |
187577593 |
141,3 |
177,1 |
Вклады физических лиц |
81265428 |
15,5 |
51454679 |
8,0 |
33747467 |
2,9 |
-29810749 |
-17707212 |
63,3 |
65,6 |
Средства клиентов (некредитных организаций) |
243798180 |
46,5 |
314156265 |
48,6 |
612435315 |
53,3 |
70358085 |
298279050 |
128,9 |
194,9 |
Резервы |
229384 |
0,04 |
162316 |
0,03 |
412286 |
0,04 |
-67068 |
249970 |
70,8 |
254,0 |
Выпущенные долговые обязательства |
71620909 |
13,7 |
64194536 |
9,9 |
76650985 |
6,7 |
-7426373 |
12456449 |
89,6 |
119,4 |
Обязательства по уплате процентов |
4956242 |
0,9 |
5855692 |
0,9 |
8323899 |
0,7 |
899450 |
2468207 |
118,1 |
142,2 |
Прочие обязательства |
11189233 |
2,1 |
5998523 |
0,9 |
4495170 |
0,4 |
-5190710 |
-1503353 |
53,6 |
74,9 |
Рисунок 2. Анализ обязательств ЗАО «ВТБ-24» ,тыс. руб.
Из таблицы 2.2. видно, что среди всех составляющих наибольший удельный вес в 2006 г, 2007 г и в 2008 г имеют средства клиентов (некредитных организаций) - 46,5 %, 48,6 %, 53,3 % по годам соответственно.
Средства кредитных организаций составляли на начало 2006 г. 172259335 тыс. руб. (32,9 %) всех обязательств ЗАО «ВТБ-24» , на 01.01.07 г. 243369719 тыс. руб. (37,6 %) и на 01.01.08 г. 430947312 (37,5 %).
Вклады физических лиц занимают небольшой удельный вес и к 2008 году показатель имеет тенденцию к понижению. Так, в 2008 году данный показатель составил 33747467 тыс. руб., что меньше показателя 2007 года на -17707212 тыс. руб.
Выпущенные долговые обязательства в 2007 году уменьшились по сравнению с 2006 годом на -7426373 тыс. руб., а к 2008 году вновь возросли и показатель составил 76650985 тыс.руб.. что больше показателя 2007 года на 2468207 тыс.руб. Однако, не смотря на данное увеличение в абсолютном выражении, удельный вес данного показателя понижается, и в 2006 г, 2007 г, 2008 г он составил соответственно 13,7 %, 9,9 %, 6,7%.
Привлеченные в результате пассивных операций денежные средства должны «работать» и приносить прибыль банку. Поэтому банк представляет этот денежный капитал в виде ссуд фирмам и домашним хозяйствам, вкладывает его в государственные облигации и акции, выпускаемые акционерными компаниями.
2.2 Управление капиталом организации и его структурой
1. Центры по работе с акционерами
Для взаимодействия с акционерами ВТБ были созданы Центры по работе с акционерами в крупнейших городах России — Москве, Санкт-Петербурге и Екатеринбурге. В данных центрах акционеры могут ознакомиться с материалами годовых общих собраний ВТБ, получить выписку по счету депо (если акции учитываются в депозитарии «ВТБ 24» (ЗАО), получить необходимую квалифицированную помощь по расчету и выплате дивидендов, уточнить информацию по получению дивидендов, внести изменения в анкету депонента по счету депо, а также в анкету зарегистрированного лица и получить ответы на другие вопросы, связанные с деятельностью эмитента, а также по депозитарному и брокерскому обслуживанию и получить другую запрашиваемую информацию.
2. Консультационный совет акционеров ВТБ
С 2009 г. в банке ВТБ действует консультационный совет акционеров ВТБ. Консультационный совет акционеров ВТБ — независимый, общественный, экспертно-консультативный и совещательный орган создан путем открытых выборов из состава акционеров банка ВТБ.
Совет создан в духе лучшей практики корпоративного управления, так как сами акционеры ВТБ выбирали членов совета. Совет полномочен принимать участие совместно с наблюдательным советом и правлением банка ВТБ в выработке и реализации решений, затрагивающих интересы акционеров. Для этого совет разрабатывает и представляет наблюдательному совету и правлению свои мнения, предложения, рекомендации и другие основания для принятия конструктивных решений, которые имеют рекомендательный характер и не нарушают сферу компетенций наблюдательного совета и правления.
Основная цель деятельности консультационного совета акционеров — защита прав и законных интересов акционеров банка ВТБ и содействие повышению инвестиционной привлекательности банка и роста курсовой стоимости его акций.
Членами консультационного совета являются 10 акционеров банка, избранных путем открытого голосования акционеров. Консультационный совет проводит плановые заседания один раз в два месяца — шесть заседаний в год. При необходимости председатель совета созывает внеочередные заседания. На каждом заседании помимо членов консультационного совета присутствуют представители банка ВТБ — члены правления и наблюдательного совета, руководители подразделений, сотрудники службы по работе с акционерами.
3. Служба по работе с акционерами
С августа 2010 г. в банке ВТБ действует служба по работе с акционерами, которая отвечает за обратную связь с миноритариями и помогает им разобраться со следующими вопросами.
- Стратегия ВТБ
- Покупка / торговля акциями ВТБ
- Годовое собрание
- Ознакомление с документами собраний акционеров
- Дивиденды / 2-НДФЛ
- Цена акций
- Покупка / продажа акций ВТБ
- Услуги «ВТБ 24»
- Депозитарное брокерское обслуживание
- Продукты для акционеров ВТБ
- Информация о деятельности эмитента
4. Корпоративная газета для акционеров «Контрольный пакет»
Также банк ВТБ выпускает специальное издание для своих акционеров, газету «Контрольный пакет», которая информирует своих читателей о новостях, ключевых событиях, продуктах и услугах банка, рассказывает о порядке выплаты дивидендов и подробно освещает деятельность консультационного совета акционеров ВТБ. Издание выходит ежеквартально и распространяется через центры по работе с акционерами ВТБ, в офисе регистратора ЗАО «ЦОР», а также на встречах с акционерами и других корпоративных мероприятиях.
5. Льготные программы и продукты для акционеров
Для укрепления связей со своими миноритариями банк ВТБ совместно со своими дочерними структурами — «ВТБ 24» и «ВТБ страхование» разрабатывает льготные программы и продукты для акционеров. Так, в честь празднования 65-й годовщины Победы в Великой Отечественной войне банк «ВТБ 24» открывал особый денежный вклад «ВТБ 24» — К празднику Победы«. Специально для акционеров ВТБ по вкладу предлагались льготные условия: при его открытии на срок 365 дней процентная ставка составляла 10,25% годовых (надбавка к действующей ставке составляет 1,6% годовых). «ВТБ страхование» при страховании квартиры и дачи предоставляет скидку на страховые услуги в размере 30% к действующим тарифам, при страховании автомобиля по программе каско — скидка 20% к действующим тарифам. Льготные условия страхования также распространяются на имущество и автомобили родственников акционера.
В последующем банк ВТБ через свои дочерние компании планирует предложить своим акционерам новые продукты и услуги.
6. Дивидендная политика
Руководство банка уделяет важное значение распределению прибыли банка по итогам финансового года. По итогам 2009 г. банк ВТБ распределил 25,54% чистой прибыли, несмотря на то что в дивидендной политике прописано не менее 10% от чистой прибыли. Размер выплаченных дивидендов ВТБ за 2009 г. был одним из самых высоких среди российских компаний-эмитентов.
ВТБ разрабатывает новую дивидендную политику, основой которой будет прозрачность и предсказуемость объема средств, направляемого на дивидендные выплаты. Политика банка будет состоять в том, чтобы выплачивать акционерам предсказуемый доход. Руководство ВТБ уверено, что это придаст инвесторам чувство уверенности и последовательности в финансовой политике ВТБ.
Категории инвесторов:
1. Институциональные инвесторы
Крупные институциональные инвесторы составляют примерно 10% уставного капитала банка, это крупные фонды и инвестиционные компании из США, Европы, Азии, Ближнего Востока и России. Руководство банка на регулярной основе проводит встречи с текущими и потенциальными инвесторами, а также на ежеквартальной основе проводит конференц-звонки.
Руководство банка активно принимает участие во встречах с представителями инвестиционного сообщества. В его графике учитываются ежегодные встречи в формате один на один с крупнейшими (топ-20) текущими и потенциальными инвесторами.
Кроме того, руководство ВТБ проводит большое количество групповых встреч с инвесторами вне этого списка в рамках крупных международных конференций (не менее двух в год), роуд-шоу менеджмента (не менее одного в год), а также во время визитов инвесторов в офис ВТБ.