Добавлен: 27.06.2023
Просмотров: 136
Скачиваний: 2
СОДЕРЖАНИЕ
Глава 1 Становление аутсорсинга: история возникновения, понятие, виды
1.1 Возникновение и развитие аутсорсинга
1.2 Понятие и виды аутсорсинга
Глава 2 Отличие в понятиях аутсорсинга и договора подряда
2.2 Отличия аутсорсинга от договора подряда в строительстве
2.3 Отличия аутсорсинга от договора подряда на примере договоров лизинга/аренды персонала
ВВЕДЕНИЕ
Текущая рыночная конъюнктура диктует новый план действий для участников рынка. Жесточайшая конкуренция, стремительно развивающиеся технологии – все это требует больших ресурсов и материальных затрат. Чтобы успешно развиваться в нынешних условиях, стать конкурентоспособными и привлекательными для инвесторов, компаниям приходится задумываться о повышении эффективности работы и снижении издержек. Выживают и добиваются успеха те, кто ведет свой бизнес наиболее эффективным способом, добиваясь снижения операционных расходов при сохранении высокого качества товаров и услуг.
В последнее время новой и эффективной формой ведения бизнеса стал аутсорсинг – передача сторонней компании части выполняемых функций или даже целиком отдельный бизнес-процесс. Это позволяет сконцентрироваться на стратегических и основных функциях предприятия, снизить издержки и приспособляемость к новым технологиям, повысить надежность и отказоустойчивость процессов выполняемых аутсорсером.
Осознавая, что экономически невыгодно, да и просто невозможно делать все одинаково хорошо, все больше фирм используют преимущества производственной специализации, а сторонним поставщикам услуг передается все больше обязанностей – от расчета заработной платы до автоматизации сбыта.
Целью курсовой работы является рассмотрение основных отличий аутсорсинга и договора подряда. На основании поставленной цели будут выполнены следующие задачи:
- рассмотрено становление аутсорсинга: история возникновения, понятие, виды;
- выявлены отличия аутсорсинга от договора подряда в строительстве и от договоров лизинга/аренды персонала.
Работа состоит из введения, двух глав и заключения, списка литературы.
Глава 1 Становление аутсорсинга: история возникновения, понятие, виды
1.1 Возникновение и развитие аутсорсинга
Становление конкурентных условий функционирования современных предпринимательских структур выдвигает на первый план проблему поиска новых форм их внутренней организации и взаимосвязей с внешней экономической средой. К числу относительно нового инструмента обеспечения конкурентоспособности отечественных предпринимателей на российском рынке следует отнести аутсорсинг.[1] Для западной теории и практики данный инструмент далеко не нов, но он не утратил своей актуальности.
Начало концептуальному оформлению современного аутсорсинга в зарубежной экономической литературе было положено в 60-е гг. прошлого века.
В это время термин “аутсорсинг” стал применяться как самостоятельная понятийная единица, отличная от такого массового явления, как субконтрактинг (subcontracting). В связи с поиском новой формы организации бизнеса стали пересматриваться функции отделов фирм с позиции возможности их замещения сторонними организациями для сокращения расходов и получения качественных услуг. Поскольку субконтрактинг не предполагает процесса замещения внутренних отделов компаний, а основан на долго срочном сотрудничестве заказчиков и поставщиков, потребовался новый термин _ “аутсорсинг”.
В литературе представлены достаточно оригинальные точки зрения на время появления аутсорсинга и причины его возникновения. Так, Э. Йордан напоминает о движении луддитов и пишет: “Мы не первый раз встречаемся с явлением ... аутсорсинга. И не первый раз перспектива потери высокопрофессиональных рабочих мест ведет к возмущению и разочарованию... Параллели между сегодняшней ситуацией и ситуацией более ста лет назад являются любопытными”.[2]
Серьезные западные исследователи связывают современную индустрию аутсорсинга с именем американского предпринимателя Росса Перо, хотя и отмечают, что “идея аутсорсинга стара, как сам бизнес”.[3] С последним утверждением согласны отечественные экономисты Б. Аникин и И. Рудая, которые истоки практического аутсорсинга как метода высокой технологии управления в промышленности отнесли к периоду “великого противостояния” двух великих менеджеров Генри Форда (1863_1947) и Альфреда Слоуна_мл. (1875-1966), возглавлявших, соответственно, две конкурирующие между собой фирмы компании “Форд” (“Ford”) и “Дженерал Моторс “(“General Motors”).[4]
Обе точки зрения правомерны, поскольку в них отражены две взаимосвязанные причины возникновения данного явления: если отечественные экономисты упор делают на потребности в расширении специализации и кооперации труда в условиях конкуренции, то Дирлав Дез отмечает становление новой экономики и ответную реакцию бизнеса на происходящие перемены.
Начиная с 60_х гг. прошлого века происходят глубокие изменения в тенико-технологическом способе производства, степень которых достаточно четко определена понятием “революция”. Распространение новых носителей информации компьютеров и их способность раздвигать возможности человека и бизнеса ознаменовали качественно новую ситуацию для предпринимателя. Неслучайно научно-техническая революция привела к созданию постиндустриальной и информационной экономики, где главным фактором производства становятся знания и информация, а основным продуктом высококачественные услуги.
Вторая волна интереса к практическому аутсорсингу прокатилась по западным экономикам в конце 80-х гг. прошлого века, когда это явление получило массовое распространение в сфере информационных технологий (ИТ) и сервисного обслуживания информационной базы компаний. Пионером в выводе отдела информационных технологий из организационной структуры компаний стал крупный бизнес: компании “Истман Кодак” (“Eastman Коdак”), “Макдонелл Дуглас” (“McDonnel Douglas”), “Ксерокс” (“Xerox”), “Бритиш Петролиум” (“British Petrolium”) и др. Исследователи из Оксфордского университета считают, что благодаря этому возникла мода на аутсорсинг.[5] Можно добавить,что и сама концепция аутсорсинга как отражение, прежде всего, практики западного ИТ_аутсорсинга перешла также в разряд общепризнанных и модных концепций современного западного менеджмента.
Широкое распространение аутсорсинга в сфере ИТ технологий стимулировалось по меньшей мере двумя обстоятельствами. Во первых, менеджмент компаний оказался перед трудным выбором: либо создавать дорогостоящие новые отделы и руководить малознакомой сферой деятельности сотрудников, либо выступить заказчиком услуги и сформулировать свои потребности и ожидания от конечного результата деятельности ИТ специалистов. В первом варианте компания должна затрачивать время и ресурсы на освоение новых задач, а ее руководство “рассеивать” свое внимание, тем самым отвлекаясь от основных бизнес задач. В условиях жесткой конкуренции необходима стратегия управления, которая позволяла бы оптимизировать функционирование организации за счет сосредоточения деятельности на главном направлении и передать непрофильные, но важные функции внешним специализированным компаниям.
Во вторых, глобализация в условиях информационной экономики сделала доступными для всех потребителей услуги на любых локальных рынках. На мировой сцене появились новые поставщики ИТ услуг квалифицированные специалисты из Индии, услуги которых по критерию соотношения “цена-качество” делали их, безусловно, привлекательными для компаний, стремившихся снизить издержки и получить высокий уровень современного сервиса.
Нацеленность аутсорсинга на освобождение компаний от функций, не связанных с основной задачей бизнеса, и на сокращение затрат (материальных и временных) сделала данную управленческую концепцию популярной среди компаний, старающихся реализовать свои конкурентные преимущества на отраслевых рынках.
Кроме того, в концепции аутсорсинга заложены и другие, не менее важные для фирмы потребителя преимущества. К их числу относятся доступность для всех платежеспособных компаний самых современных технологий во всех сферах деятельности, сокращение времени на их освоение, преодоление дефицита современных специалистов немассовых специализаций, интенсификация использования собственных ресурсов компании, сокращение затрат на человеческий, социальный и организационный капитал, а также гибкость в решении юридических вопросов и материальных компенсаций при увольнении сотрудников.
Распространение аутсорсинга в сфере ИТ технологий знаменовало укрепление позиций нового вида бизнеса - аутсорсингового бизнеса и тем самым расширило нишу малого предпринимательства.
Возросла демократичность рыночных отношений - любая компания может купить на рынке все недостающие ей для полноценной деятельности функции. При покупке высококвалифицированных услуг экспертов возрастает их качество, а следовательно, у компании покупателя потенциально растут конкурентные преимущества на рынке.
Процесс освоения современных ИТ технологий занимает значительное время. Из опыта известно, что для подготовки эксплуатационной документации, включающей в себя описание дизайна информационной сети, конфигурации необходимого оборудования, выбор версии программного обеспечения (ПО), потребности в персонале для обслуживания информационных каналов и ПО, даже для небольшой компании необходимо примерно 5-6 месяцев. Еще столько же занимает освоение информационных технологий их пользователями, и при этом остро необходима каждодневная поддержка работы новых ИТ. Опытные специалисты из аутсорсинговых фирм, для которых данный вид деятельности является основным, помогают преодолевать трудности создания и освоения информационной структуры компании за минимально короткое время. Проекты по внедрению ИТ имеют, как правило, фиксированную стоимость, поэтому аутсорсинговые компании заинтересованы в скорейшем их завершении.
На современном рынке труда ощущается дефицит специалистов немассовых специализаций.
Объективно возникает определенный лаг между потребностью в работниках, обладающих новыми знаниями и имеющих какие-то навыки в новых сферах, и их подготовкой образовательной системой.
Создание такими специалистами собственного бизнеса и предложение на рынке не собственного труда, а его результатов позволяют преодолевать данный дефицит и устанавливать разумную цену на новые виды работ и услуг.
Значительный резерв повышения эффективности бизнеса связан с интенсификацией и рациональным использованием имеющихся у компании внутренних ресурсов и внешних связей. От современного бизнеса требуется максимальное качество предоставляемой услуги или продаваемого товара при минимизации затрат на их производство. Рост продуктивности основан на ускорении оборачиваемости собственного капитала и сокращении времени производственного цикла, что предполагает отсутствие собственных потерь и полное потребление располагаемых факторов производства при их постоянном обновлении. Как верно отмечают экономисты, процессы экономического устаревания основных фондов организации модифицируют современный воспроизводственный цикл и делают интенсификацию внутренних бизнес-процессов императивом.[6] В этих условиях содержание штата, потребность в котором у фирмы после внедрения информационной системы возникает непостоянно, выступает дорогостоящим и неэффективным мероприятием. Тем более, что аутсорсинговые компании обеспечивают практически круглосуточную работу в режиме online мониторинга всей ИТ инфраструктуры и сетевых сервисов. Контроль со стороны специалистов в режиме реального времени обеспечивает предотвращение потенциально опасных ситуаций и потерю информации.
В структуре капитала, применяемого современным бизнесом, значительное место занимает интеллектуальный капитал, который представлен человеческим, социальным и организационным капиталом компании.
Создание собственного интеллектуального капитала является ресурсоемким процессом, а включение в его состав нового подразделения ИТ отдела требует затрат не только на оплату труда, но и на постоянное обучение персонала, а также на установление социальных связей и новых организационных линий взаимосвязи с основными отделами. Отвлечение ресурсов на становление новой структуры снижает возможности компании в достижении целей фирмы, понимаемых как в широком плане во взаимосвязи со стратегическими устремлениями предпринимателей, так и в узком значении получение оперативной прибыли. Сокращение затрат на формирование человеческого, социального и организационного капитал (на организацию тренингов, создание благоприятных условий труда, страхование персонала и пр.) путем привлечения экспертов повышает конкурентоспособность фирмы и ее устойчивость на рынке.
К числу нежелательных расходов компании относится выплата компенсационного пакета при увольнении сотрудников по инициативе администрации. На западных рынках труда, кроме положенных по законодательству выплат, практикуют дополнительные выплаты в целях обеспечения лояльности сотрудника к фирме и сохранения конфиденциальности информации, полученной им во время работы на компанию. Согласие сотрудника на увольнение, по существу, покупается выплатой ему примерно шести заработных плат и другими выплатами по договоренности сторон. При обращении за услугами к аутсорсинговым компаниям сама фирма перекладывает эту часть затрат на аутсорсера, и тем самым достигается экономия денежных средств. Кроме того, компания получает возможность не быть втянутой в какие - то судебные разбирательства, которые отнимают ресурсы и силы у основного бизнеса.