Файл: Основные отличия аутсорсинга и договора подряда..pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 27.06.2023

Просмотров: 148

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

- при аутсорсинге предприятие-заказчик освобождается от необходимости организовывать и контролировать процесс выполнения работы аутсорсером, поскольку приемка осуществляется только по конечному результату;

- наряду с аутсорсером на этом же рынке работают и другие хозяйствующие субъекты, стремящиеся занять его место. Это вынуждает аутсорсера постоянно поддерживать свою конкурентоспособность на должном уровне, в том числе снижать цены и повышать качество произведенной продукции (товаров, работ, услуг).

Следует отметить, что "обратной стороной медали" аутсорсинга являются в первую очередь более высокие требования к системе управления предприятия-заказчика: отношения с аутсорсерами должны быть выстроены безупречно как в организационном плане (в том числе должна быть налажена четкая система постановки конкретных заданий, учета и контроля количества и качества выполненных работ), так и в правовой сфере, т.е. со специалистом, знающим себе цену, необходимо работать исключительно профессионально. В противном случае перечисленные преимущества аутсорсинга превратятся в недостатки: предприятие-заказчик за сравнительно большие деньги получит безответственного и необязательного контрагента, при этом весьма важные для жизнедеятельности предприятия функции станут источником повышенных рисков, так как качество их реализации из-за отсутствия должного контроля будет недостаточными. Это неизбежно в конечном счете приведет к снижению конкурентоспособности предприятия-заказчика.

На первый взгляд может показаться, что аутсорсинг - это перевод трудовых отношений в гражданско-правовые. Однако это поверхностное суждение и, следовательно, ошибочное.

Во-первых, гражданско-правовая договорная конструкция - это юридическая форма, экономическим же содержанием аутсорсинга является внедрение во внутрипроизводственные отношения рыночных механизмов регулирования с целью мобилизации скрытых ресурсов работников-профессионалов путем предоставления им, но ни в коем случае не навязывания, свободы предпринимательской инициативы.

Во-вторых, аутсорсинг - это отнюдь не "революционный переворот" в организации производственного процесса. Наоборот, это закономерный этап в эволюционном пути повышения эффективности производства за счет придания все большей экономической самостоятельности структурным подразделениям предприятия, превращения их в полноценные центры финансовой ответственности (ЦФО). Предыдущими стадиями являются перевод структурных подразделений на "внутренний хозрасчет" и "бригадный подряд".


История учит, что попытки "форсировать" эволюционный ход развития ни к чему хорошему не приводят. Поэтому перед тем, как переводить "свои" подразделения "на вольные хлеба" аутсорсинга, рекомендуется протестировать их готовность к самостоятельности определенным периодом функционирования в автономном режиме "внутреннего хозрасчета" (ЦФО). Если предприятие к этому явно не готово, остается альтернативный путь - ликвидация собственного подразделения и передача его функций независимому аутсорсеру. Конечно, этот способ внедрения аутсорсинга дороже, зато ввиду своей прозрачности практически лишен неожиданных рисков.

2.2 Отличия аутсорсинга от договора подряда в строительстве

Поскольку цель управления строительством определяют, как достижение высоких текущих технико-экономических показателей при соблюдении сроков возведения объектов при минимальных затратах и ​​высоком уровне качества, в современных условиях для повышения эффективности деятельности строительных предприятий возможно применение аутсорсинга, как передачи определенных функций (процессов) внешним исполнителям.

Ряд ученых отождествляют в строительстве понятие производственногоаутсорсинга и субподряда. Основные различия между аутсорсингом исубподрядом приведены в таблице.

Субподряд

1. Цель субподряда — снижение затрат при достаточном уровне качества за счет поиска более выгодных исполнителей строительных работ.

2. Контроль за выполнением задач осуществляется строительным предприятием-заказчиком. Полномочия по оперативно-стратегическому управлению бизнес-процессом остаются у строительного предприятия-заказчика или генподрядчика.

3. Передача выполнения определенного объема работ (субподряд ограничен определенным периодом времени в рамках определенного объекта).

4. Разовое краткосрочное решение практических задач предприятия по причине недостаточной численности или квалификации персонала, работы в отдаленных регионах.

5. Материальные, складские, логистические (в большей части) расходы несет строительное предприятие — заказчик.

Аутсорсинг

1. Цель аутсорсинга — повышение эффективности деятельности строительного предприятия за счет концентрации на выполнении приоритетных видов деятельности (по которым строительное предприятие имеет самый высокий уровень компетенции).


2. Контроль над выполнением задач осуществляется исполнителем-аутсорсером.

Полномочия по оперативно-стратегическому управлению бизнес-процессом (виду работ) передаются аутсорсеру.

3. Передача выполнения бизнес-процесса на определенный промежуток времени, на основе длительного контракта (не менее 1 года), не ограничиваясь конкретным объектом.

4. Полная замена собственного подразделения.

5. Материальные, складские, логистические расходы несет партнер-аутсорсер. Например, если работнику нужны торцовки для выполнения работы, финансирование такой покупки полностью возлогается на аутсорсера.

На основе проведенного анализа можно отметить, что, в отличие от других видов услуг (в частности, выполнение подрядных услуг в строительстве), аусорсинг является длительным обслуживанием и закрепляется контрактом, заключаемым на срок не менее, чем на один год и предусматривает принятие рисков и ответственности аутсорсинговой компании за качество выполнения бизнес-процессов. То есть аутсорсинг является частью стратегии управления предприятием, а не только видом партнерского взаимодействия.

Таким образом, можно определить, что стратегия аутсорсинга в строительстве предусматривает принятие планово-управленческих решений на передачу отдельных видов работ (услуг) сторонним организациям с целью повышения качества, уровня обслуживания, а также снижение себестоимости и времени выполнения и является частью стратегии функционирования предприятия, поскольку имеет долгосрочный характер.

2.3 Отличия аутсорсинга от договора подряда на примере договоров лизинга/аренды персонала

В последнее время аутсорсингом стали называть схемы, основанные на лизинге/аренде персонала, в то время как эта организационная технология использования трудовых ресурсов не имеет с аутсорсингом ничего общего.

Лизинг персонала как хозяйственная операция заключается в следующем. Согласно гражданско-правовому договору лизингодатель обязуется за плату предоставить другой стороне - лизингополучателю (предприятию-заказчику) работников определенных профессии и квалификации для использования их труда в его производственном процессе. Обычно лизингодатель обязуется заменять работников при наступлении определенных в договоре обстоятельств. Одновременно между лизингодателем и каждым работником заключается трудовой договор, в котором лизингодатель выступает как работодатель. Условиями этого трудового договора работник обязывается по указанию лизингодателя (своего работодателя) выполнять трудовую функцию у другого хозяйствующего субъекта - лизингополучателя (предприятия-заказчика). Исполнение договора о предоставлении персонала подтверждается периодически оформляемыми лизингодателем и лизингополучателем актами (отчетами), в которых фиксируется факт предоставления (приемки-передачи) работников и отработанное ими за отчетный период рабочее время. Между лизингополучателем (предприятием-заказчиком) и работником никаких юридических документов не оформляется.


Несмотря на то, что между лизингодателем и лизингополучателем, так же как и между аутсорсером и предприятием-заказчиком, установлены гражданско-правовые отношения, к аутсорсингу эта система использования трудовых ресурсов никакого отношения не имеет.

Во-первых, предметом договора подряда (возмездного оказания услуг) между предприятием-заказчиком и аутсорсером является выполнение/оказание конкретной работы/услуги в рамках реализации определенной функции, необходимой для жизнедеятельности предприятия-заказчика. Именно поэтому предприятие полностью освобождается от необходимости заниматься этой функцией (для этого используется внешний источник). Предметом же договора лизинга персонала являются услуги по предоставлению работников определенных профессий и квалификаций, труд которых используется предприятием-заказчиком в своем производственном процессе, а значит, выполнение функции остается в его компетенции: оно создает рабочие места, определяет производственные задания, снабжает необходимым количеством средств и предметов труда, контролирует соблюдение технологии производства и т.д. Только на рабочем месте у предприятия-заказчика (лизингополучателя) трудятся не наемные (по трудовому договору) работники, а полученные "в аренду".

Во-вторых, по договору подряда (возмездного оказания услуг) аутсорсер, выполняя определенную функцию, передает предприятию-заказчику "конечный результат", после приемки-передачи которого (по количеству, качеству, соблюдению сроков) и получает право на вознаграждение. Лизингодатель получает вознаграждение за передачу предприятию-заказчику (лизингополучателю) работников определенных профессий и квалификаций. При этом лизингодатель не участвует в организации использования труда переданного "в аренду" персонала (создание и оборудование рабочих мест, постановка производственных заданий, обеспечение средствами и предметами труда, контроль за соблюдением технологии производства и т.д.). Следовательно, лизингодатель не отвечает за количество и качество произведенной продукции (товары, работы, услуги) предприятием-заказчиком с использованием труда полученных "в аренду" работников.

В-третьих, объектом договора между предприятием-заказчиком и аутсорсером являются работы (услуги) исключительно в области профессиональной деятельности аутсорсера. Объектом договора между лизингополучателем (предприятием-заказчиком) и лизингодателем является предоставление работников любых профессий и квалификаций - это могут быть и юристы, и бухгалтеры, и уборщики, и водители. При этом лизингодатель не специализируется в соответствующих сферах профессиональной деятельности передаваемых им "в аренду" работников, поэтому он, как и любое кадровое агентство, может оценить квалификацию привлекаемых специалистов только по формальным признакам и объективно не в состоянии на должном уровне поддерживать их профессиональный уровень.


Таким образом, ни по юридической форме (другая правовая природа договора), ни по экономическому содержанию (выполнение функций, необходимых для жизнедеятельности предприятия-заказчика, не передается самостоятельному хозяйствующему субъекту), лизинг персонала никак нельзя отнести к аутсорсингу. Поэтому нет никаких оснований приписывать лизингу персонала достоинства аутсорсинга: замена наемных (по трудовому договору) работников на "арендованных" не позволяет решать задачу производительности труда и, как следствие, не может привести к росту эффективности и конкурентоспособности предприятия.

Заключение

Аутсорсинг – относительно новый вид услуг на российском рынке. Успешно осуществляющиеся на западе аутсорсинговые услуги сегодня находят своего потребителя и в Российской Федерации. И если совсем недавно потребителями таких услуг в нашей стране были в основном представительства иностранных компаний и совместные предприятия, теперь же к услугам аутсорсеров все чаще прибегают обычные российские фирмы. Объясняется все довольно просто: возрастающая на потребительском рынке товаров, работ или услуг конкуренция требует от субъектов предпринимательства роста эффективности производства и сокращение издержек. Во многом решить эту проблему помогает именно аутсорсинг, позволяющий отдать часть производственных процессов в «чужие руки». И хотя, многие российские организации сегодня пока только присматриваются к этому, сравнительно молодому виду услуг, малый и средний бизнес уже активно пользуется услугами аутсорсеров в плане информационных технологий, финансового и кадрового аутсорсинга.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Аникин, Б.А. Аутсорсинг и аутстаффинг. Высокие технологии менеджмента: учебник / Б.А. Аникин, И.Л. Рудая. – М.: Инфра-М, 2008. – 320 с.

2. Кондраков, Н.П. Бухгалтерский учет: Учеб. Пособие./ Н.П. Кондраков – 5-е изд., перераб. и доп. – М.: ИНФРА-М, 2008. – 717 с.

3. Бекасова, И.Э. Что такое аутсорсинг? [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.rk-audit.ru/article/buhuchet/statiya5_ buhuchet .html. – Имеется печатный аналог.

4. Бондаренко, В. Аутсорсинг: внешние ресурсы для ваших потребностей [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.outsourcing.ru/content/rus/1849-article.asp/ .– Имеется печатный аналог.

5. Ермошкин, Н. Аутсорсинг [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.expo.hrm.ru/db/hrm/category.html. – Электронная версия печ. публикации.