Файл: Особенности инновационного маркетинга. Инновация как средство развития общества. Оценка инновационного бизнеса..pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 27.06.2023

Просмотров: 55

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Новизна инноваций оценивается по технологическим параметрам, а также с рыночных позиций. С учетом этого строится классификация инноваций.

В зависимости от технологических параметров инновации подразделяются на продуктовые и процессные.

Продуктовые инновации включают применение новых материалов, новых полуфабрикатов и комплектующих; получение принципиально новых продуктов. Процессные инновации означают новые методы организации производства (новые технологии). Процессные инновации могут быть связаны с созданием новых организационных структур в составе предприятия (фирмы).

По типу новизны для рынка инновации делятся на: новые для отрасли в мире; новые для отрасли в стране; новые для данного предприятия (группы предприятий).Если рассматривать предприятие (фирму) как систему, можно выделить:

1. Инновации на входе в предприятие (изменения в выборе и использовании сырья, материалов, машин и оборудования, информации и др.);

2. Инновации на выходе с предприятия (изделия, услуги, технологии, информация и др.);

3. Инновации системной структуры предприятия (управленческой, производственной, технологической).

В зависимости от глубины вносимых изменений выделяют инновации:

* радикальные (базовые);

* улучшающие;

* модификационные (частные).

Перечисленные виды инноваций отличаются друг от друга по степени охвата стадий жизненного цикла.

Российскими учеными из научно-исследовательского института системных исследований (РНИИСИ) разработана расширенная классификация инноваций с учетом сфер деятельности предприятия, в которой выделены инновации:

* технологические;

* производственные;

* экономические;

* торговые;

* социальные;

* в области управления.

Достаточно полную классификация инноваций предложил А. И. Пригожин:

1. По распространенности:

* единичные

* диффузные.

Диффузия — это распространение уже однажды освоенного новшества в новых условиях или на новых объектах внедрения. Именно благодаря диффузии происходит переход от единичного внедрения новшества к инновациям в масштабе всей экономики.

2. По месту в производственном цикле:

* сырьевые

* обеспечивающие (связывающие)

* продуктовые

3. По преемственности:

* замещающие

* отменяющие

* возвратные

* открывающие

* ретровведения

4. По охвату:

* локальные

* системные

* стратегические

5. По инновационному потенциалу и степени новизны:

* радикальные


* комбинаторные

* совершенствующие

Два последних направления классификации, учитывающие масштаб и новизну инноваций, интенсивность инновационного изменения в наибольшей степени выражают количественные и качественные характеристики инноваций и имеют значение для экономической оценки их последствий и обоснования управленческих решений.

Оригинальное инновационное наблюдение было сделано Н. Д. Кондратьевым в 20-х годах, который обнаружил существование так называемых "больших циклов" или, как их называют за рубежом, "длинных волн". Н. Д. Кондратьев указал на наличие взаимосвязи длинных волн с техническим развитием производства, привлекая к анализу данные о научно-технических открытиях, показывая волнообразный характер их динамики. Он исследовал динамику нововведений, отличая их от открытий и изобретений. Динамика нововведений исследуется в разрезе фаз большого цикла. В исследованиях Н. Д. Кондратьева впервые просматриваются основы так называемого кластерного подхода. Н. Д. Кондратьев показал, что нововведения распределяются по времени неравномерно, появляясь группами, то есть говоря современным языком, кластерами. Рекомендации Н. Д. Кондратьева могут быть использованы при выработке инновационной стратегии.

2. Инновация как средство развития общества.

2.1 РОЛЬ ИННОВАЦИИ В РАЗВИТИИ ОБЩЕСТВА: ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ.

2.1 Научно-технические инновации, признанные во всем мире в качестве важнейшего фактора экономического развития, все чаще и в западной, и в отечественной литературе связывается с понятием инновационного процесса. Это, как справедливо отметил американский экономист Джеймс Брайт, «единственный в своем роде процесс, объединяющий науку, технику, экономику, производство и управление. Он состоит в получении новшества и простирается от зарождения идеи до ее коммерческой реализации, охватывая таким образом весь комплекс отношений: производства, обмена, потребления»[1; 193]. Первыми крупнейшими теоретиками инновационных процессов по праву считаются Н.Д. Кондратьев и Й. Шумпетер. Ученый с мировым именем Николай Дмитриевич Кондратьев относится к числу выдающихся русских экономистов ХХ века. Наибольшую славу и известность принесла Н.Д. Кондратьеву его концепция больших циклов конъюнктуры, в настоящее время во всем мире называемых «циклами Кондратьева». Разработанная им теория, получившая известность на Западе как теория «длинных волн» в экономической динамике, основанная на обобщении гигантского массива информации, оказала и продолжает оказывать значительное влияние на современную науку. Идея о существовании больших циклов была высказана Кондратьевым в 1922 г. в книге «Мировое хозяйство и его конъюнктуры во время и после войны», изложена в статье «Большие циклы конъюнктуры» (1925) и на дискуссии по этой проблеме, которая состоялась в феврале 1926 г. в Институте экономики. Для обоснования больших циклов (48-55 лет) Н.Д. Кондратьев проанализировал статистические данные по четырем ведущим капиталистическим странам – Англии, Франции, Германии, США. Кондратьевым было сделано важное наблюдение относительно характера этих циклов: перед началом и в начале повышательной волны каждого длинного экономического цикла наблюдаются глубокие изменения в условиях экономической жизни общества. По выражению Н.Д. Кондратьева, «… перед началом повышательной волны каждого большого цикла наблюдаются значительные большие технологические изобретения и открытия, глубокие изменения техники производства и обмена»[2; 47]. Происходит массовое обновление поколений новой техники, вовлечение в мировые экономические связи новых стран, изменение добычи золота и денежного обращения. Главную роль Кондратьев отводил научно-техническим новациям. В развитии первой повышательной волны (конец XVIII в.) решающую роль сыграли изобретения и сдвиги в текстильной промышленности и производстве чугуна. Рост в период второй волны (середина XIX в.) был обусловлен прежде всего строительством железных дорог, развитием морского транспорта. Третья повышательная волна (конец XIX-началоXX в.) была связана с изобретениями в сфере электроники и массовым внедрением электричества, радио и других новшеств. Инновации переводят хозяйственную конъюнктуру с понижательной на повышательную тенденцию, вызывая волнообразование. Н.Д. Кондратьев показал, что нововведения распределяются во времени неравномерно, появляясь группами, или кластерами. Таким образом, в исследованиях Н.Д. Кондратьева впервые просматриваются основы кластерного подхода. По словам Й. Шумпетера, «… работы Кондратьева произвели большой эффект и представляют собой … пиковое достижение волны исследований, проведенных значительным количеством компетентных экономистов (Первушин, Опарин, Сокольников и др.) [3; 1522]. Шумпетер увидел в нововведениях возможности для ускоренного преодоления экономических спадов через активизацию радикальных технологических изменений. Норма здоровой экономики – в динамическом неравновесии, вызванном деятельностью новатора- предпринимателя. Цель инновации – повысить отдачу на вложенные ресурсы. Инновация является скорее экономическим и социальным понятием, чем техническим. Й. Шумпетер выделил 5 типичных изменений: 1. изготовление нового, т.е. еще неизвестного потребителям блага или создания нового качества того или иного блага; 2. внедрение нового, т.е. данной отрасли промышленности еще практически неизвестного метода (способа) производства, в основе которого не обязательно лежит новое научное открытие и который может заключаться также в новом способе коммерческого использования соответствующего товара; 3. освоение нового рынка сбыта, т.е. такого рынка, на котором до сих пор данная отрасль промышленности этой страны еще не была представлена, независимо от того, существовал этот рынок прежде или нет; 4. получение нового источника сырья или полуфабрикатов, равным образом независимо от того, существовал этот источник прежде, или просто не принимался во внимание, или считался недоступным, или его еще предстояло создать; 5. проведение соответствующей реорганизации, например, обеспечение монопольного положения (посредством создания треста) или подрыв монопольного положения другого предприятия [4; 133]. Различные типы нововведений можно дифференцировать в зависимости от масштабности самого процесса, меры и кардинальности преобразований, степени инновационного воздействия на все сферы социально-экономической жизни общества. Й. Шумпетер разделил нововведения на базисные, которые являются основой для появления новых отраслей и новых рынков, и вторичные (улучшающие), не затрагивающие основную технологическую схему, но улучшающие качество товара или незначительно изменяющие отдельные элементы технологического процесса в целях экономии определенных видов ресурсов. Г. Менш выделил псевдо нововведения или мнимые нововведения, которые вносят изменения под влиянием краткосрочных колебаний потребительских предпочтений. Дж. Гроссман (1970) выделил инструментальные и принципиальные инновации. Принципиальные инновации представляют собой «ценность-в-себе», тогда как инструментальные инновации замышляются с целью создания условий для более легкого внедрения принципиальных инноваций. В науке общепринятой стала следующая типология нововведений: 1) радикальные (базисные), т.е. принципиально новые технологии, виды продукции, методы управления, которые знаменуют кардинальные подвижки не только в различных сферах хозяйствования, но и во всей жизни общества; они воплощают принципиально новые научные идеи и революционизируют производительные силы; 2) эволюционные, основанные на смене поколений техники, появлении новой технологии при сохранении исходного фундаментального научного принципа; 3) модифицирующие, связанные с улучшением, дополнением отдельных параметров продукта, технологии, принципов и форм хозяйственной деятельности, способствуют их обновлению в рамках базовых конструкций и принципов. При определении инновации учитываются образцы потребительского поведения. Этот подход лежит в основе типологии, в соответствии с которой существуют: 1) вялотекущая инновация (имеет минимальное воздействие на образцы поведения); 2) динамично развивающаяся инновация (новые и традиционные формы поведения содержатся в личностной структуре индивидов в равной мере); 3) скоротечная инновация (быстро утверждает новые образцы поведения). А.А. Мешков выделил два основных подхода в изучении инноваций: 1) организационно-ориентированный и 2) индивидуально-ориентированный[5; 118]. В организационно-ориентированном подходе термин «инновация» используется как синоним понятия «изобретение» и относится к созидательному процессу, где два или более представления, идеи, объекта сочетаются вовлеченным в процесс социальным субъектом неким особым образом с целью сформировать ранее не существовавшую конфигурацию (Дж. Хэйдж, М. Айкен, Х. Шепард, Э.М. Роджерс, Дж. Залтмен, Р. Данкан, Дж. Холбек, С. Беккер, Т.Л. Уайслер, Дж. К. Уилсон, Г. Уатсон и др.) [См. напр.: 6]. Этот субъект называется агентом инновации. Инновация представляет собой комплекс взаимосвязанных процессов и является результатом концептуализации новой идеи, направленной на решение проблемы и далее – к практическому применению нового явления. Новизна сторонниками организационно- ориентированного подхода измеряется не по отношению к обществу, а по отношению к исследуемой организации. Социальное изменение связано с инновационным процессом только на ранней стадии его диффузии, причем инновация может быть как причиной, так и следствием социальных изменений, а результирующее изменение привносит в систему новые идеи (не только те, в которых есть необходимость). Процесс диффузии – это феномен, который, как считает П. Блау (1964), возникает из согласия потенциальных реципиентов инновации с предлагаемыми изменениями и частично является результатом взаимодействия этих единиц. Диффузию можно определить как процесс распространения инновации по каналам коммуникаций к членам социальной системы. Изменение происходит, когда процесс диффузии превращает инновацию в интегрированную часть нормативных образцов системы. Восприятие потенциала инновации связано с ощущением членами организации того, что: а) в организации есть все возможности для внедрения инновации; б) организация обладает опытом успешной реализации инноваций в прошлом; в) определенная часть членов организации готова принять на себя ответственность за результаты инновационной деятельности. Здесь изучается феномен инновационного диссонанса, под которым понимается столкновение установок индивида с необходимостью следовать нормам поведения, диктуемым структурами формальной власти в организации. Другие варианты данного подхода рассматривают инновацию как идею, практический опыт, артефакт, который был открыт или рассматривается как новый независимо от качества его восприятия индивидами. В данном понимании инновации акцент смещается на происходящие процессы – включая изобретение и внедрение инноваций. Мнение сторонников организационно- ориентированного подхода в изучении инноваций связано с представлением о том, что значительный круг инноваций имеет, прежде всего, форму идеи и по своей природе должен оставаться только ментальной конструкцией, в то время как другие виды инноваций могут получить осязаемое «вещное» воплощение – в виде некой материальной структуры, определенной интеллектуальной или эстетической концепции, либо определенной формы взаимосвязи индивидов. В индивидуально-ориентированном подходе (Р. Залтмен, Н. Лин, Т. Робертсон, У. Белл, Р. Крейн, Дж.Л. Уолкер, К. Найт, Н. Гросс и др.) [7] описывается процесс, в котором некий новый социокультурный объект (новшество) становится частью набора образцов поведения индивида и одной из составляющих их когнитивной сферы. Инновация рассматривается как изобретательская деятельность, когда особым образом пересекаются две ранее не связанные между собой системы – индивид и инновация. Типичная модель инновационного процесса состоит из трех стадий (процесс принятия решения является здесь ключевым): 1. Разработка новшества (создание концепции и документальное описание новшества); 2. Принятие решения: 1) выработка альтернатив; 2) прогнозирование следствий каждой альтернативы; 3) уточнение критериев отбора альтернативы; 4) выбор альтернативы, в наибольшей степени удовлетворяющей минимальным стандартам эффективности среди других альтернатив; 3. Реализация решения (преодоление сопротивления и реутилизацию нововведения). Основанием типологий инновационных решений часто служит уровень вовлеченности членов организации в различные стадии инициирования процесса принятия решений. В фазе решения оценивается информация о потенциале инновации. Решающее значение обретает качество каналов передачи информации. Выделяют: 1) административные решения (члены организации не влияют на процесс принятия решений) и 2) коллективные (партисипаративные) решения (члены организации определяют процесс принятия решения). Считается, что решения первого типа эффективнее, поскольку сокращают масштабы сопротивления изменениям, и увеличивается поток новых предложений об улучшении качества нововведения. Партисипативный тип принятия решений обеспечивает реализацию инновации, если члены организации чувствуют, что будут вознаграждены за свои усилия. Состояние агента принятия решения Марч и Саймон классифицируют следующим образом: 1) уверенность (функция обладания полной информацией о вероятном распределении последствий выбора той или иной альтернативы); 2) риск (функция обладания информацией о вероятном распределении последствий выбора той или иной альтернативы); 3) неопределенность (функция невозможности определения вероятности наступления того или иного следствия решения или сложность в установления приблизительной вероятности). Исследователи отмечают, что инновация – это процесс превращения неопределенности в риск. Риск и неопределенность являются функцией восприятия индивидом инновации в контексте сложившейся социальной ситуации. Выделяют два типа рисков: а) политические (функция действия факторов институционального уровня макросистемы и прогнозируемого субъектом состояния релевантной социальной системы в долгосрочной перспективе); б) ситуативные (связанные с действием случайных факторов, большинство которых не поддается контролю). Действие факторов динамической окружающей среды, конституирующих феномены риска и неопределенности, заметным образом может влиять на процесс диффузии инновации и его конечные результаты. Самой высокой степенью риска характеризуются нововведения, связанные с новыми областями знаний. Неопределенность может быть онтологической («в чем новизна данного объекта?»), технической («можно ли это произвести?») и маркетинговой («можно ли будет продать это новшество?»). Основной особенностью индивидуально- ориентированного подхода является то, что его сторонники описывают инновацию через призму процессов восприятия индивида. Восприятие новизны как таковой носит исключительно субъективный характер и не зависит от того, существовал ли рассматривающийся объект как новый ранее или нет: индивид воспринимает его как новый. Социальный субъект становится сторонником инновации, когда может спрогнозировать свое состояние в контексте инновационного процесса в терминах приобретения–потери социальных преимуществ. Инновационное восприятие может развиваться у индивида в процессе приобретения им новых знаний и пересмотра своих ценностей, установок, ожиданий. С точки зрения социальной структуры, преобразование инновационной возможности в социальное действие связано с явлениями социальной мобильности – с реализацией актуальной или потенциальной способности агента инновации занять новую нишу в социальной иерархии благодаря появлению особой, стимулирующей активность, ситуации. Следствием инновации может стать как появление ряда новых, так и эрозия ряда ранее существовавших статусных позиций социальной структуры. В заключение следует отметить, что инновации могут оказывать не только позитивное, функциональное воздействие на социальную сферу, способствуя повышению уровня и качества жизни людей, укреплению безопасности страны, но и негативное, дисфункциональное влияние, нарушая экологию и баланс сил в международных отношениях. Нередко осуществление инноваций вызывает большое число вторичных, изменений, объем которых может превышать непосредственный эффект исходного нововведения, а некоторые из них могут оказаться неприемлемыми.


Литература 1. Цит. по: Маренков Н.Л. Инноватика: Уч. пос. М.: КомКнига, 2005. 304 с. 2. Кондратьев Н.Д. Избранные сочинения. М.: Экономика, 1993. 543 с. 3. Шумпетер Й.А. История экономического анализа: В 3 т. Т.3. СПб.: «Экономическая школа», 2001. 1664 с. 4. Шумпетер Й.А. Теория экономического развития. Капитализм, социализм и демократия. М.: Эксмо, 2007. 864 с. 5. Мешков А.А. Основные направления исследования инновации в американской социологии // Социологические исследования. 1996. №5.С.117-128.

3. Оценка инновационного бизнеса.

3.1 Инновационный бизнес.

Инновационный бизнес — это бизнес, который способствует распространению и популяризации инновационных продуктов. Для того, чтобы иметь представление о данном виде деятельности, нужно детальнее ознакомиться с инновационным продуктом и инновацией. Инновационный продукт — это такой продукт, конкурентные преимущества которого могут быть обусловлены уникальностью и новизной в течение инновационной стадии. В общем виде инновацию следует понимать как создание неких новшеств или ценностей внутри предприятия или организации. {Она может служить в качестве еще одной, посмотрите здесь – http://small-biznes.com/content/idei-dlya-biznesa-s-nulya идеей начинающим и опытным предпринимателям.}

Подразумевает инновация создание уникальных технологических и технических идей, методов, подходов в разных сферах деятельности. Как правило, она ориентируется на рынок, а не на продукт. Научно-техническая деятельность — такая деятельность, которая включает в себя проведения разработок или исследований, чтобы усовершенствовать соответствующие способы осуществления различных процессов. В условиях современной рыночной экономики роль инноваций и инновационного бизнеса весьма возросла. Без использования инноваций достаточно сложно произвести конкурентоспособный товар, который бы имел ценность в глазах потребителя. Таким образом, в экономике инновация выполняет значимую роль: снижает себестоимость продукции, способствует повышению конкуренции, имиджа фирмы, открывает новые внутренние и внешние рынки. Инновация полным образом проявляется в выполняемых ею функциях.

1. Воспроизводственная функция. Это значит, что инновация является важным источником финансирования расширенного производства. Весь смысл данной функции состоит в реализации инновации и получении от нее прибыли.

2. Инвестиционная функция. Прибыль, полученная от реализации, направляется на финансирование и разработку других инноваций. Отсюда вытекает ее функция.

3. Стимулирующая функция. Прибыль от инновации служит стимулом для предпринимателя для достижения следующих целей и внедрения новых инноваций: побуждает к изучению спроса, совершенствованию организации маркетинга, применению современных технологий менеджмента. 

Из всего отмеченного следует то, что инновационный бизнес целиком зависит от инноваций. При высокой квалификации персонала, а также при должном финансировании, инновационный бизнес весьма результативен. Однако, нужно понимать, что инвестиции в данный вид деятельности являются долгосрочными, и приносят прибыль только по истечению значительного периода времени. 


 Инновационный бизнес проект – важнейший этап деятельности предприятий, который занимается модернизацией своего производства.

Развитие инновационного бизнеса в России не раз обсуждалось на высшем государственном уровне. Чиновники сообщили о создании мотивационных стимулов для ведения инновационной деятельности. В частности были предложены налоговые льготы. А как же этот вопрос был реализован на практике?

 3.2 Комиссии по инновациям.

При Правительстве России работает Комиссия по инновациям. Основная задача ее деятельности – обеспечить взаимодействие государственных органов с бизнесменами. Комиссия разрабатывает налоговые стимулы для ведения инновационной деятельности, которые затем отображаются в нормах Налогового Кодекса. В России и по сегодняшний день не принят Закон, который бы регламентировал проведение данного вида деятельности в стране. В нормах действующего законодательства нет определения «инноваций». Также ни одна организация не может получить статус «Инновационного предприятия». На практике тяжело определить, какие изменения можно отнести к инновациям.

 Согласно приказа Росстата от 12.11.2008 года, должны быть соблюдены следующие требования:

1) Должны быть отмечены эстетические изменения в выпускаемом товаре: форма, декор или цвет.

2) Незначительные внешние и технические преобразования. При этом неизменным остается конструктивное исполнение, не оказывается существенное влияние на свойства продукции, включая и себестоимость.

3) Расширяется ассортимент товара за счет выпуска продукции новой для данного предприятия, но уже представленной на рынке.

Также в Росстате разъяснили, какая продукция относится и к промышленной, и к инновационной. В данную категорию включают товары, которые в течении последних трех лет постоянно технологически изменялись. К ним относят:

продукцию, которая подвергалась значительным изменениям и вновь выпускалась на рынок уже в принципиально новом виде;

  • продукцию, что была усовершенствована или модифицирована;
  • другую инновационную продукцию.

Инновационный бизнес-план – это документ, в котором предприятия фиксирует все свои задачи и планы по модернизации производства. Его используют для привлечения потенциальных инвесторов.

 В статье 284 Налогового кодекса наряду с понятием «инновации» также рассматривается термин «высокотехнологичный сектор экономики». Возникает вполне актуальный вопрос – какие же компании могут быть зачислены в данную категорию? Ответ на этот вопрос кроется в следующем определении. Это наукоемкие высокотехнологичные отрасли, в результате деятельности которых выпускается продукция, имеющая значительную добавленную стоимость. Этого можно достигнуть за счет применения передовых технологий, современного оборудования и техники. В структуре затрат преобладают затраты на проведение исследований, разработок.


 Таким образом, при определении высокотехнологичных предприятий используют только экономический показатель. Это свидетельствует о сложной специфике данного вида деятельности. Бизнес план инновационного проекта включает все затраты предприятия, которые были понесены для обновления и улучшения продукции.

Согласно действующему законодательству предприятия могут получить отсрочку по оплате налога на прибыль. Это еще называется инвестиционный налоговый кредит. Ничего общего с банковскими займами он не имеет. Для того, чтобы предприятие могло им воспользоваться, должны быть соблюдены следующие требования: создаются новые виды сырья, материалов, технологии.

 Порядок предоставления инвестиционного налогового кредита указан в Приказе ФНС РФ от 28.09.2010 года. Пакет документов обязательно включает инвестиционный бизнес-план данного проекта. Но есть одна особенность, на которую регулярно ссылаются арбитражные суды. Налоговые инспекторы не должны проверять внедряемые инновации с позиции их экономической целесообразности. А что же делать с бизнес-планом? Получается, что налоговая должна пренебречь этим правилом.

 Также следует отметить, что механизм предоставления инвестиционных налоговых кредитов в России очень плохо развит. Малый инновационный бизнес и другие представители не решаются воспользоваться данным правом.

3.3 Бизнес-план инновационного проекта.

В бизнес-плане обосновываются все, будущие аспекты деятельности нового, анализируются возможные проблемы, которые могут возникнуть. 

Актуальность бизнес-плана зависит от особенностей инновационных проектов.

Классификация бизнес-планов дана на рис. 7.1.

 



Бизнес-планирование инновационных проектов предусматривает решение следующих задач:

диверсификация, перепрофилирование и реорганизация действующего производства;
подготовка заявок действующих и вновь создаваемых пред приятий с целью получения кредитов на создание новых, реконструкцию и расширение производств;
обоснование строительства новых предприятий;
обоснование предложений по приватизации государственных и муниципальных предприятий;
создание новых предприятий, определение профиля буду щей фирмы и основных направлений ее коммерческой деятельности;
выход на внешний рынок и привлечение иностранных инвестиций;
разработка предложений по государственной поддержке предприятий;

использование в качестве внутреннего документа, представляющего оценку деятельности фирмы, выявление ее сильных и слабых сторон, формирование целей ее деятельности, обоснование способов и тактики функционирования проекта, прогнозирование будущих финансовых результатов и других целей. Бизнес-план составляется не менее чем на 3 года. Для первого года деятельности основные показатели рекомендуется составлять с разбивкой по месяцам, для второго года — по кварта лам, остальные расчетные показатели приводятся за каждый по следующий год. Число лет, на которые составляется бизнес-план, может быть равным продолжительности действия проекта либо ограничено выходом на годы устойчивой стабильной работы предприятия, реализовавшего данный инновационный проект. Стоимостные показатели учитывают действие фактора времени, т.е. приводятся к сопоставимому виду на начало или конец планируемого периода.

В России бизнес-планирование появилось сравнительно не давно, однако в настоящее время применяются типовые формы, из которых видно, что все структуры имеют общую основу.

В отечественной литературе состав разделов бизнес-плана достаточно полно разработан и обычно включает следующие разделы, интерпретируемые в зависимости от специфики инновационного проекта, отрасли, целевой направленности управленческого решения:
1)  сущность инновационного проекта (возможности пред приятия, резюме);
2)  предприятие;
3)  продукция;
4)  рынки сбыта продукции;
5)  конкуренция (сведения о конкурирующих проектах);
6)  маркетинг (стратегия маркетинга);
7)  производственный процесс;
8)  организационный план;
9)  оценка рисков и страхование;
10) финансовый план;
11) стратегия финансирования.
Краткое содержание перечисленных разделов приводится ни же (рис. 7.2).



В них говорится о том, на какие вопросы должен отвечать менеджер, предприниматель, разрабатывая этот документ. Перечень вопросов и представленные формы ответов имеют рекомендательный характер и в каждом конкретном случае могут дополняться, уточняться или подлежат исключению в силу необходимости. В настоящее время имеются следующие варианты типовых бизнес-планов.
Бизнес-план инновационного проекта имеет следующее со держание:
1. Возможности предприятия, резюме.
Этот раздел в простой и лаконичной форме представляет наиболее важную информацию, содержащуюся в бизнес-плане. Он готовится после того, как проведена работа над всеми остальными разделами. Основная цель — дать обзор деловых предложений, способных привлечь внимание к документу.
Содержание данного раздела отражает следующие моменты:
•        основные цели проекта (увеличение объемов продаж и
расширение рынков сбыта продукции, модернизацию производственных процессов и т.д.);
предмет деятельности будущей фирмы;
состав конкретных мероприятий;
средства, необходимые для реализации проекта, где их пред полагается получить;
ожидаемые расчетные показатели работы фирмы в результате применения проекта;
срок возврата заемных средств, в какой форме и каким способом;
специфические условия осуществления проекта;
данные о создании и регистрации фирмы, созданной на основе инновационного проекта.
2. Предприятие.
В разделе наряду с основными сведениями о предприятии показываются состояние и перспективы развития отрасли и фак торы, влияющие на деятельность фирмы, а также основные показатели ее текущей деятельности.
К основным сведениям о новом предприятии, включаемым в бизнес-план, относятся:
наименование, время и место регистрации, юридический и почтовый адрес, банковские реквизиты;
организационно-правовая форма;
наиболее важные последние события, способные повлиять на результаты деятельности предприятия;
размер уставного капитала, а также для акционерных обществ виды, количество и номинальная стоимость выпускаемых акций;
сведения о вкладчиках, имеющих контрольный пакет акций;
принадлежность предприятия к другим ассоциациям или ФПГ;
юридические лица, владеющие более чем 5% собственности (уставного капитала);
наличие филиалов, представительств, дочерних фирм;
основные виды деятельности, в том числе отношение пред приятия к НИОКР.
Отдельным подразделом излагается специфика отрасли,  которой принадлежит новое предприятие, ее состояние и перспективы
развития, технологическая изменчивость, цикличность, скорость роста, наук ёмкость, капиталоемкость, ресурсоемкость, между народные и государственные воздействия и т.д. Третья часть этого раздела предполагает анализ факторов, способных негативно или позитивно влиять на деятельность нового предприятия. К таковым можно отнести:
экономические (цикл деловой деятельности, инфляция, уро вень безработицы, покупательная способность населения, величина процентной ставки за кредит и др.);
политические (нестабильность в регионах, нестабильность в законодательстве и т.д.);
демографические (снижение рождаемости, миграция, ста рение населения и т.д.);
природные;
научно-технические (состояние науки, рост или снижение инвестиций в НИОКР);
•  культурные и мировоззренческие (изменение жизненных

ценностей, стремление к «легкой жизни» и др.).

Раздел заканчивается составлением таблицы основных показателей деятельности предприятия (см. табл. 7.3), в которой за базовый год принимается последний год эксплуатации действующего предприятия, а последующие годы — показатели, которые будут достигнуты при реализации инвестиционного проекта.
Состав показателей зависит от специфики и вида производства продукции. Все необходимые исходные данные, промежуточные показатели и расчеты определяются в приложении к бизнес-плану. Они служат для обоснования правильности полученных результатов. 3. Продукция.
При описании инновационной продукции, товара (работы, услуги), как правило, делается акцент не на ее неповторимость или достоинства, которые видятся составителю бизнес-плана, хотя это и важно, а на заложенные в товаре преимущества, отвечающие запросам рынка, т.е. с точки зрения потребителя, по этому здесь необходимо отразить следующие аспекты:
потребности, удовлетворяемые продукцией;
показатели качества;
экономические показатели;
внешнее оформление;
сравнение с другими аналогичными товарами;
патентные права;
показатели экспорта;
основные направления совершенствования продукции. Внешнее оформление продукции должно отразить требования дизайна и потребителя, следовательно, указывается, соответствует ли форма ее функциям. Часто приводится фотография
или рисунок изделия, дающие четкое представление о сущности проектируемого изделия (проекта).
Описание нового товара начинается с соответствия требованиям «рыночной новизны», возможны следующие варианты:
открываются возможности удовлетворения совершенно но вой потребности (пионерный товар);
удовлетворение обычной потребности;
удовлетворяется более широким кругом потребителей известная потребность.

Здесь важно показать, какими уникальными свойствами обладает продукция, доказать, что она способна вызвать интерес потребителей. Сравнение свойств продукции с аналогичными имеющимися видами можно разместить в разделе «Стратегия маркетинга».
4. Рынки сбыта продукции.
Этот раздел проекта направлен на изучение рынков и позволяет предпринимателю четко представить, кто будет покупать его товар, где и какова его ниша на рынке. Раздел является наиболее трудным для разработки. Из-за особой важности информации о рынке и ее определяющего значения другие разделы бизнес-плана могут быть составлены после обоснования данного раздела.
Исследование рынка включает в себя следующие основные направления:
изучение и сегментацию потребителей;
замер спроса и отбор целевых рынков;
определение мотивации потребителей;
исследование положения предприятия на рынке;
оценку рынка и объема продаж;
исследование деятельности конкурентов.
Первый вопрос, на который должен быть дан ответ в этом разделе, — кто является потребителем продукции в настоящее время и кто им может стать в будущем? Далее, каковы должны быть сегменты рынка по каждому виду товаров? Для сегментации рынков могут быть использованы следующие принципы: отраслевой, производственно-технологический, территориально-географический, демографический, поведенческий, психографический или их комбинация с использованием различных подходов и критериев.

Для потребителей продукции производственного назначения сегментация рынков, как правило, производится по разновидностям конечных пользователей, так как разные потребители ищут в товаре разные выгоды. 
Следующий шаг в исследовании рынка заключается в оценке численности покупателей (потребителей) в каждом из выделенных сегментов и замер спроса, на основании которых осуществляется отбор наиболее выгодных для предприятия сегментов. Перспективным обычно считается сегмент, где находится при мерно 20% покупателей данного рынка, приобретающих не менее 80% товаров, предлагаемых предприятием. При изложении мотивации покупателей указываются факторы: культурный уровень, социальные, личностные, психологические условия. Потребителей товаров промышленного назначения определяют при помощи метода функционально-стоимостного анализа (ФСА). Здесь могут быть ответы на вопросы:
приносит ли использование проекта дополнительные вы годы;
сопоставима ли стоимость нового товара с его полезностью;
существует ли более лучший товар (продукция, технология, процесс и т.д.);
можно ли подобрать для использования уже существующий товар;
можно ли получить такой же товар по более низкой цене у другого производителя и др.

Положение предприятия на рынке определяется рядом таких факторов, как: престиж фирмы, взаимоотношения с конкурента ми, финансовыми и кредитными организациями, общая номенклатура продукции, гибкость производственно-технологической и сбытовой программ. В этой части указываются меры администрации предприятия по укреплению и повышению престижа пред приятия в результате реализации инновационного проекта.
Прогнозирование развития рынка — это прежде всего прогнозирование спроса. При прогнозе потребительских товаров учитываются динамика численности населения с разбивкой по регионам и возрастным группам, достигнутый уровень потребления товаров на душу населения, динамика доходов населения, динамика покупательной способности населения, возраст, пол, национальная или этническая принадлежность и др.
Для анализа перспектив развития рынка промышленной продукции важна информация об инвестиционной активности, НТП в отраслях, динамике производственных мощностей в этих отраслях.
В итоге следует оценить:
потенциальную емкость рынка;
потенциальный объем продаж;