Файл: Франчайзинг в системе российского гражданского права (Сущность франчайзинга как особый вид предпринимательской деятельности).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 27.06.2023

Просмотров: 100

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Франчайзинг дистрибуции товара дает возможность франчайзи использовать торговую марку (бренд) своего франчайзи и продавать ассортимент его товаров и услуг. Как правило, когда франчайзинговая система франчайзера находится в начальной стадии своего развития, он заинтересован в быстром расширении торговой сети, в охвате новых территорий для реализации своих товаров и услуг. Для достижения этих целей, франчайзер предоставляет своим франчайзи возможность действовать от своего имени (от имени торговой марки франчайзера). На следующих этапах развития своей системы франчайзинга, франчайзер начинает усовершенствовать ее качество, разрабатывать всякого рода добавочные элементы и так далее.

2. Предмет и правовая природа договора франчайзинга в соответствии с российским правом

В действующем гражданском законода­тельстве вместо термина «франчайзинг» ис­пользуется термин «коммерческая концес­сия», получивший законодательное закрепле­ние в главе 54 Гражданского кодекса РФ (далее - ГК РФ)[8]. Недавно термин «франчай­зинг» появился в Проекте Федерального за­кона РФ «О франчайзинге»[9], который ох­ватывает только две модели франчайзинга - торговый и сервисный - и использует опреде­ление, не совпадающее полностью с терми­ном «коммерческая концессия», применяе­мым в ГК РФ.

Со времен появления термина «коммер­ческая концессия» в ч. 2 ГК РФ в отечествен­ной правовой науке ведется дискуссия о со­отношении понятий «франчайзинг» и «коммер­ческая концессия». При этом большинство отечественных исследователей признают по­нятия «договор франчайзинга» и «договор ком­мерческой концессии» равнозначными[10].

В соответствии с определением догово­ра коммерческой концессии, содержащимся в п. 1 ст. 1027 ГК РФ, его предметом выступа­ет передача принадлежащего правообладате­лю комплекса исключительных прав, включа­ющих право на товарный знак, знак обслужи­вания, а также права на другие предусмот­ренные договором объекты исключительных прав, в частности на коммерческое обозначе­ние, секрет производства (ноу-хау). Договор коммерческой концессии предусматривает также использование деловой репутации и коммерческого опыта правообладателя (п. 2 ст. 1027 ГК РФ)[11].


Комплекс исключительных прав, переда­ваемых по договору коммерческой концессии, является одним из конституирующих призна­ков рассматриваемого договора.

В действующей редакции ст. 1027 ГК РФ законодатель отка­зался от возможности предоставления право­обладателем права на фирменное наименова­ние, что представляется правильным, посколь­ку право на фирменное наименование являет­ся исключительным правом конкретного юри­дического лица, индивидуализирующего его на рынке, и потому не подлежащим передаче дру­гим юридическим лицам и уж тем более ин­дивидуальным предпринимателям, которые могут являться франчайзи[12]. В настоящее время в п. 2 ст. 1474 ГК РФ содержится правило, соглас­но которому распоряжение исключительным правом на фирменное наименование (в том числе путем его отчуждения или предостав­ления другому лицу права использования фир­менного наименования) не допускается[13].

Таким образом, следуя логике законодателя, в настоящее время к обязательным элементам объекта договора коммерческой концессии следует относить право на товарный знак или знак обслуживания.

В отечественной литературе сложилось различное отношение к коммерческому обо­значению. Одни ученые предлагали вообще отказаться от использования указанного тер­мина, другие предписывали понимать под ним незарегистрированное фирменное наименова­ние иностранного предпринимателя, незареги­стрированный товарный знак, общеизвестный товарный знак, заменитель фирменного наи­менования индивидуального предпринимате­ля, дополнительное средство индивидуализа­ции субъекта предпринимательства и т. п.

Термин «коммерческое обозначение» используется в ч. 4 ГК РФ, из содержания ст. 1538 которого можно вывести его опреде­ление. Под коммерческим обозначением сле­дует понимать средства индивидуализации, принадлежащие предпринимателям торговых, промышленных и иных предприятий, не явля­ющиеся фирменными наименованиями и не подлежащие обязательной государственной регистрации. Коммерческое обозначение яв­ляется дополнительным элементом объекта рассматриваемого договора. Такими же до­полнительными элементами объекта рассмат­риваемого договора могут выступать изобре­тения, полезные модели, промышленные об­разцы и т. д[14].

Еще одним дополнительным элементом объекта договора коммерческой концессии выступает право на секрет производства (ноу- хау), легальное определение которого содер­жится в ст. 1465 ГК РФ[15]. Самым важным из них, на наш взгляд, является то, что это совокуп­ность сведений любого характера о резуль­татах интеллектуальной деятельности и о спо­собах осуществления профессиональной дея­тельности, в том числе предпринимательской, имеющих коммерческую ценность в силу их неизвестности третьим лицам. В отношении подобных конфиденциальных сведений их об­ладателем должен быть введен режим ком­мерческой тайны. В соответствии с п. 2 ст. 3 Федерального закона РФ «О коммерческой тайне» ноу-хау относится к разновидности информации, составляющей коммерческую тайну[16].


Статья 5 Закона о коммерческой тайне указывает ряд сведений, которые не могут яв­ляться информацией, составляющей коммер­ческую тайну, в том числе быть ноу-хау. К ним относятся сведения, содержащиеся в учреди­тельных документах юридического лица; в документах, подтверждающих факт внесения записей о юридических лицах и об индивиду­альных предпринимателях в соответствующие государственные реестры; содержащиеся в документах, дающих право на осуществление предпринимательской деятельности; о нару­шениях законодательства РФ и фактах при­влечения к ответственности за совершение этих нарушений)[17].

Кроме того, не могут составлять ком­мерческую тайну сведения, обязательность раскрытия которых или недопустимость ог­раничения доступа к которым установлена иными федеральными законами (п. 11 ст. 5 Закона о коммерческой тайне). Указанное по­ложение согласуется с п. 2 ст. 1465 ГК РФ.

3. Проблемы правового регулирования франчайзинга на территории Российской Федерации

В законодательстве ряда зарубежных стран предусмотрены правила относительно обязательности преддоговорного раскрытия определенной законом информации, касаю­щейся франчайзера и его деятельности.

В рос­сийском законодательстве подобные положе­ния отсутствуют, однако в Проекте закона о франчайзинге указанные нормы были вклю­чены в ст. 6, в которой указанным правилам посвящены 23 пункта. Не умаляя значения указанных нововведений для франчайзи, вме­сте с тем считаем этот перечень слишком громоздким: часть приведенных в нем све­дений может быть отражена в договоре фран­чайзинга, а другая часть (например, инфор­мация об интеллектуальной собственности, о планах программ обучения франчайзи) может носить конфиденциальный характер и призна­ваться ноу-хау.

Помимо предоставления комплекса ис­ключительных прав существенным условием договора франчайзинга, не получившим отра­жения в ГК РФ, на наш взгляд, должно яв­ляться предоставление франчайзером услуг, связанных с введением франчайзи в сферу предпринимательской деятельности франчай­зера и сопровождением деятельности фран­чайзи в процессе ее осуществления. Соглас­но п. 1 ст. 1031 ГК РФ к таким услугам отно­сятся: предоставление франчайзером техни­ческой и коммерческой документации, а так­же иной информации (включая инструктаж), необходимой пользователю для осуществле­ния прав, предоставленных ему по договору коммерческой концессии.


Указанные нормы предлагается отразить в определении договора в ст. 1027 ГК РФ и п. 1 ст. 1031 ГК РФ.

ГК РФ в п. 2 ст. 1027 ГК РФ предусмат­ривает использование деловой репутации и коммерческого опыта франчайзера в рамках рассматриваемого договора с указанием объема использования.

Следует отметить, что для эффективного раз­вития франчайзинга в нашей стране ни норм главы 54 ГК РФ, ни общих положений гражданского законода­тельства не является достаточным.

Опираясь на существующую правовую основу, законодателю целесообразно было бы создать отдельный правовой акт о франчайзинге. Такой специальный федеральный закон позволит соединить в одном правовом акте не только нормы Гражданского кодекса РФ, но и нормы других отраслей пра­ва.

К примеру, административного права в части регулирования отношений участников франчайзинговых от­ношений с органами государственной власти и органами местного самоуправления. В п. 2 ст. 3 Гражданского Кодекса РФ закреплено императивное положение о том, что нормы гражданского кодекса, содержащиеся в дру­гих законах должны соответствовать ему.

Основываясь на этом, необходимо в главу 54, которая будет регу­лировать общие положения о договоре коммерческой концессии, включить отсылочную норму к специальному закону для того, чтобы учитывать все особенности правоотношений в области франчайзинга.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Франчайзинг или коммерческая концессия представляет собой отноше­ния между правообладателем (франчайзор) и пользователем (франчайзи) ко­торые заключают специальное соглашение (договор) о передаче комплекса принадлежащих правообладателю исключительных прав. Указанный комплекс может включать в себя право на товарный знак, знак обслуживания, коммер­ческое обозначение, секрет производства (ноу-хау). Франчайзи, при этом, обязуется соблюдать установленные правообладателем стандарты каче­ства продукции и услуг, тем самым позволяет франчайзору себя контролиро­вать. Данный вид правоотношений получил свое широкое распространение на территории Российской Федерации (далее РФ) лишь в начале 90-х гг. прошлого столетия. Российские хозяйствующие субъекты заинтересованы в развитии франчайзинга, так как он обладает рядом преимуществ для его применения на отечественном рынке: возможность работать под известным именем, быстрый старт, отработанная система адаптации к нововведениям и улучшениям.

Однако у российского франчайзинга имеется ряд существенных проблем, в том числе и организационно-правового характера. Данные проблемы обу­словлены спецификой развития правовой системы РФ и имеют объективный характер. Связанны они с отсутствием строгой правовой базы, на основе кото­рой следовало бы регулировать правоотношения в области франчайзинга. Имеющаяся 54 глава Гражданского кодекса РФ регламентирует правоотноше­ния по соблюдению договора коммерческой концессии. При этом, франчайзинг и коммерческая концессия имеют разное содержание и соотносятся как видо­вое и родовое, т.е. коммерческая концессия - это один из видов франчайзинга в международном понимании данного термина.


Существует строгое правило: заключение международных договоров франчайзинга сопровождается использованием и соблюдением внутреннего законодательства принимающей стороны. Отсутствие специальной правовой базы в РФ, регулирующей данные отношения, существенно сужает возможно­сти развития франчайзинга. Поэтому зарубежные франчайзоры не торопятся предоставлять комплексы исключительных прав на территорию, чьи законы только частично защищают их интересы, и где отсутствует четкий механизм правового регулирования.

Кроме того, данная проблема сопряжена с отсутствием возможности кре­дитования франчайзи. Связано это с обязанностью франчайзора выступать га­рантом франчайзи при его кредитовании и необходимостью показывать рос­сийским банкам прибыльность проекта, а иностранные франчайзоры всегда опасаются утечки конфиденциальной информации. К наиболее важным про­блемам следует также отнести слабую защиту объектов интеллектуальной собственности, правила налогообложения, обременяющие зарубежных пред­принимателей, сложные условия регистрации зарубежных компаний и прави­ла регулирования экспортно-импортных потоков.

Несовершенство российского законодательства, отсутствие специальных правовых механизмов, а также нестабильность рыночных отношений привели к тому, что ряд иностранных франчайзоров полностью отказался от примене­ния франчайзинга на территории РФ. Некоторые франчайзоры вынуждены были разработать новые условия для внедрения франчайзинга на российский рынок, что в конечном итоге привело к значительному торможению в разви­тии данной формы предпринимательства в РФ и создало существенные труд­ности для его участников.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

Гражданский кодекс Российской Федерации (часть вторая) от 26.01.1996 N 14-ФЗ (ред. от 29.06.2015) (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.07.2015) // Собрание законодательства РФ, 29.01.1996, N 5, ст. 410

Гражданский кодекс Российской Федерации (часть четвертая) от 18.12.2006 N 230-ФЗ (ред. от 28.11.2015, с изм. от 30.12.2015) (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.01.2016) // Собрание законодательства РФ, 25.12.2006, N 52 (1 ч.), ст. 5496

  1. Федеральный закон от 29.07.2004 N 98-ФЗ (ред. от 12.03.2014) «О коммерческой тайне» // Собрание законодательства РФ, 09.08.2004, N 32, ст. 3283.

Проект Федерального закона N 503845-6 «О франчайзинге» (ред., внесенная в ГД ФС РФ, текст по состоянию на 21.04.2014)