Файл: Франчайзинг в системе российского гражданского права (Сущность франчайзинга как особый вид предпринимательской деятельности).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 27.06.2023

Просмотров: 96

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Введение

Актуальность данной работы обусловлена тем, что успешность развития современного бизнеса во многом зависит от умело­го руководства хозяйственными процессами, в том числе с помощью примене­ния передовых инновационных технологий. Одним из наиболее перспектив­ных и популярных видов предпринимательства на сегодняшний день является франчайзинг или его российский аналог - коммерческая концессия.

Франчайзинг - это партнёрский бизнес, в котором один из партнёров - давно и уверенно ведущая своё дело компания (франчайзер), а другой партнёр - начинающий предприниматель (франчайзинг). Это возможность начать свое дело с гарантией успеха, благодаря поддержке франчайзера.

Интерес к этой концепции хозяйственного взаимодействия не случаен. Несмотря на то, что для многих российских предпринимателей понятие «франчайзинг» все еще остается малознакомым, сегодня мы наблюдаем практически повсеместное использование его элементов в различных сферах деятельности. Прежде всего, это проявляется в активном распространении известных торговых марок.

Франчайзинг является хорошо зарекомендовавшей себя и перспективной формой ведения бизнеса, подходящей как для организаций, имеющих колос­сальный опыт ведения хозяйственной деятельности и желающих расширить­ся, так и для организаций, которые только начинают свое дело. Несмотря на это, развитие франчайзинговых отношений происходит в РФ без должной гос­ударственной поддержки.

Для государства франчайзинг может оказаться наиболее эффективным инструментом поддержки бизнеса и может способствовать развитию всей эко­номики, но действенность и эффективность напрямую зависят от строгого правового регулирования.

Целью данной работы является определение места франчайзинга в системе российского гражданского права.

Для реализации поставленной цели необходимо решить ряд следующих задач:

  • рассмотреть сущность франчайзинга как особый вид предпринимательской деятельности;
  • проанализировать предмет и правовую природу договора франчайзинга в соответствии с российским правом;
  • выявить проблемы правового регулирования франчайзинга на территории Российской Федерации.

Объект исследования составляют общественные отношения, возникающие в сфере предпринимательской деятельности, в рамках ведения партнерского бизнеса (франчайзинга).

Предметом исследования являются нормы гражданского права, регулирующие отношения франчайзинга в Российской Федерации.


Теоретическую основу исследования составили труды Д.Н. Землякова, М.О. Макашева, В.И. Лебедева, И.В. Рыковой, С. Шейн и другие.

Методологическую базу исследования составили принципы общенаучной методологии, включающие комплексный системный подход, анализ литературы и нормативно-правовых актов, логико-юридический, сравнение. Для обработки информации и сравнения результатов использовался стандартный пакет программ «MicrosoftOffice».

Структурно работа состоит из введения, 3 разделов, заключения и списка использованных источников.

1. Сущность франчайзинга как особый вид предпринимательской деятельности

Франчайзинг в нашей стране стал одним из самых востребованных видов коммерческой деятельности. В связи с этим, естественно, что его разновидности постоянно модифицируются, появляются новые направления и тенденции. Все же, несмотря на это, можно выделить основные модели франчайзинга. Представляем вашему вниманию наш классификатор франчайзинговых систем.

Классификация франчайзинга по виду деятельности подразделяется на:

  • торговый франчайзинг;
  • производственный франчайзинг;
  • сервисный франчайзинг;
  • смешанный франчайзинг[1].

Торговый франчайзинг. Этот вид франчайзинга, пожалуй, можно назвать самым распространенным в постсоветском пространстве. Он основан на том, что франчайзи (предприниматель или фирма, которые купили франшизу) реализовывает товары согласно определенным методикам, разработанным франчайзером. Само собой разумеется, что ассортимент товара для франчайзи предоставляется франчайзером. Франчайзи использует торговую марку франчайзера для названия магазина или торговой точки. Со стороны франчайзера филиалу под управлением партнера оказывается мощная поддержка в виде маркетинговых консультаций, помощи в оформлении помещений, он может провести обучение персонала. Также, франчайзер помогает своему франчайзи подобрать правильный ассортимент товаров, помогает в мерчандайзинге и обслуживании клиентов. В торговый франчайзинг легче вникнуть, чем в сервисный. Благодаря этому, он развивается более быстрыми темпами.

Торговый франчайзинг в свою очередь можно разделить на два типа:


  • реализация товаров осуществляется не напрямую от производителя, а от лица крупной компании, у которой есть мощные, наработанные годами деловые отношения с различными поставщиками товаров. Такой тип франчайзинга удобен в тех случаях, когда у реализатора нет выходов непосредственно на производителей товаров. Несмотря на всякого рода ограничения, такой тип франчайзинга для начинающих франчайзи выгоден и безопасен, так как они ведут свою деятельность под именитым брендом своего франчайзера.
  • реализация товаров напрямую от производителя. Как правило, франчайзи занимаются розничной торговлей. Они постоянно контактируют с потребителями. Товар франчайзера легко узнаваем и не нуждается в дополнительной рекламной поддержке. Это дает возможность франчайзеру расширять свою сеть, охватывать новые географические зоны сбыта. Франчайзи в свою очередь получает поддержку франчайзера и товар, на который есть определенный спрос[2].

Производственный франчайзинг. Этот вид франчайзинга пока еще не развит у нас в стране. Это связанно с большими рисками производственной деятельности. В общих чертах, производственный франчайзинг можно охарактеризовать так – он представляет собой производство каких либо товаров под зарегистрированным брендом франчайзера.

Франчайзер передает своему франчайзи производственные технологии и накопленный технический опыт. Франчайзи обязуется изготавливать продукцию строго соответствующую стандартам качества продукции выпускаемой франчайзером. В производственном франчайзинге франчайзи пользуется торговым знаком своего франчайзера. При данном типе франчайзинга, франчайзи, как правило, занимается не только реализацией продукции франчайзера, но и полностью включается в цикл хозяйственной деятельности франчайзера. Франчайзи, наравне с франчайзером выполняет все требования связанные с контролем качества, технологическим процессом, обучением сотрудников, ведением отчетности и выполнением поставленного плана продаж.

Основные задачи, которые решает производственный франчайзинг:

  • увеличивает производственные объемы;
  • обеспечивает экономичность производства;
  • позволяет расширить производственную программу;
  • позволяет быстро внедрить новые идеи;
  • эффективное разделение труда[3].

Сервисный франчайзинг. Данный вид франчайзинга касается непосредственно каких либо услуг. Сервисный франчайзинг предусматривает передачу от франчайзера к франчайзи технологии продаж и обслуживания клиентов. Франчайзер жестко контролирует процесс применения этих технологий, ведь его репутация ни в коем случае не должна пострадать. Развитие сервисного франчайзинга во многом зависит от привычек социума, от изменения моды на какие либо услуги. К примеру, если брать франчайзинг в ресторанном бизнесе, то для того, чтобы успешно продвинуть на рынок какой-нибудь новый бренд, нужно отследить тенденции населения к питанию вне дома и так далее.


Жители стран СНГ, в сравнении с жителями более развитых в экономическом плане стран, не так активно пользуются сервисными услугами. У нас не так популярны услуги прачечных или сервисного обслуживания бассейнов. «Экзотические» услуги, такие как уход за газонной травой на газонах клиента или салон красоты для животных, вообще практически не востребованы. Это объясняется разницей в менталитете граждан стран постсоветского пространства и жителей западных стран, а также разницей в финансовых возможностях. Но, несмотря на это, в странах СНГ, различные модели сервисного франчайзинга, все же успешно продвигаются на рынок услуг. С каждым годом их становится все больше и больше[4].

Следует отметить универсальность сервисного франчайзинга. Он применим практически во всех сферах оказания услуг. Это перспективный способ ведения собственного бизнеса. Тот факт, что сервисный франчайзинг в странах СНГ динамично развивается, указывает на то, что конкуренция в этом виде коммерческой деятельности быстро возрастает. Для потребителя, такие тенденции в сервисном франчайзинге весьма выгодны, так как конкуренция не может не отразиться на качестве предоставляемых услуг. Франчайзеры и франчайзи, несомненно, будут улучшать качество сервиса, который они предлагают населению.

Смешанный франчайзинг – это симбиоз (смешение) трёх основных типов франчайзинга (товарного, производственного и сервисного). В основном, в смешанном франчайзинге используется такая схема:

Франчайзер-производитель предоставляет свои товары франчайзи. Франчайзи, кроме непосредственно реализации товара через свою отдельную франчайзинговую торговую точку, занимается еще и сервисным обслуживанием клиентов. Это обслуживание связанно с особенностями эксплуатации того или иного товара, с его специфическими качествами и так далее[5].

Классификация франчайзинга согласно устройству франчайзинговой системы (франшизы) включает в себя:

  • мастер франчайзинг;
  • прямой франчайзинг;
  • франчайзинг развития территорий.

Мастер-франчайзинг – это такой вид франчайзинговой деятельности, условия которой предусматривают полную (или основную) передачу прав и обязанностей от франчайзера к франчайзи. Франчайзи, которые работают по системе мастер-франчайзинга, называют мастер-франчайзи. Мастер-франчайзи, в соответствии пунктам договора франшизы, имеет право на перепродажу франшиз в границах четко определенной территории. Такие франшизы можно назвать «суб-франшизами».


Зачастую (как правило), права перепродажи франшизы распространяются на территорию всей страны, а иногда даже и на территорию нескольких стран. Такие действия франчайзера логично объяснимы – вместе с распространением франчайзинговых точек на новых территориях, растет корпоративная сеть и узнаваемость его бренда. Вместе с экспансией в новые государства (что, конечно же, дает новые возможности для торговли), растет и стоимость бренда (торговой марки) франчайзера.

Прямым франчайзингом называют такой вид франчайзинга, при котором сам франчайзер, напрямую (без всякого рода посредничества), заключает договор со своим франчайзи. Такой договор практически во всех случаях заключается на одну торговую точку, то есть права на управление этой отдельной точки переходят к франчайзи. Прямой франчайзинг, для франчайзера, является наиболее безопасным из всех типов франчайзинга. Этот вид франчайзинговой деятельности можно назвать самым распространенным. Все услуги, которые указаны в договоре франшизы, франчайзер, при использовании модели прямого франчайзинга, предоставляет для франчайзи самостоятельно, без посредников. Это позволяет франчайзеру эффективно контролировать деятельность своего франчайзи[6].

Франчайзинг бизнес формата. В рамках данной франчайзинговой модели, франчайзи, которого называют «разработчиком территории» (англ. «Areadeveloper»), получает право открывать торговые точки в границах им разработанного пространства. Франчайзи имеет право привлекать суб-франчайзи. Как правило, по условиям договора, франчайзи-разработчик территории, обязуется за определенный промежуток времени, создать оговоренное количество франчайзинговых (торговых) точек на разработанной им территории.

Франчайзинг развития территории изначально (как правило), не предусматривает возможность для франчайзи использовать бренд (торговую марку) своего франчайзера. Такое разрешение разработчик территории получает только после того как подпишет окончательные договора с каждым отдельно взятым потенциальным суб-франчайзи. Поиски суб-франчайзи и выполнение перед ними всех обязательств ложатся на плечи франчайзи-разработчика территории[7].

Классификация франчайзинга по какому либо ноу-хау франчайзера подразумевает:

  • франчайзинг бизнес-формата;
  • франчайзинг дистрибуции товара.

Франчайзинг бизнес формата дает право франчайзи, кроме реализации товаров или услуг франчайзера с использованием его специальных методик продаж, вести свой самостоятельный бизнес в полном соответствии с бизнес-концепцией франчайзера. То есть, другими словами, франчайзи, который ведет свою самостоятельную коммерческую деятельность, может использовать в своем бизнесе все разработки франчайзера. Такие разработки включают в себя практически всё – от одежды работников, оформления торговой точки и обучения сотрудников до маркетинговых консультаций и советов по эффективному продвижению на рынке.