Файл: Понятие предпринимательского договора (Теоретические аспекты предпринимательского договора).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 28.06.2023

Просмотров: 66

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

ВВЕДЕНИЕ

Актуальность темы исследования состоит в том, что в условиях рыночной экономики современного периода главной правовой формой экономического оборота является предпринимательский договор. Именно он определяет права и обязанности сторон, их ответственность.

Анализируя научную литературу можно сделать вывод о том, что понятие предпринимательского договора, его место и значение в системе права определяются по-разному, в зависимости от взгляда на систему права и место в ней предпринимательского права.

Объектом исследования являются предпринимательский договор.

Предмет исследования: законодательство, определяющее предпринимательский договор, практика его применения, взгляды по проблемам, связанным с темой исследования.

Целью работы является рассмотрение предпринимательского договора в предпринимательском праве.

Для достижения цели необходимо решить ряд задач:

  • исследовать понятие предпринимательского договора;
  • рассмотреть особенности предпринимательских договоров в РФ;
  • проанализировать признание недействительным предпринимательский договор.

Научно-методическая основа работы – законодательные и нормативные акты, труды ученых-правоведов, учебная литература, публикации в периодических изданиях.

Структура работы. Работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка литературы.

Глава 1. Теоретические аспекты предпринимательского договора

1.1.Сущность предпринимательского договора

В условиях рыночной экономики современного периода главной правовой формой экономического оборота является предпринимательский договор. Именно он определяет права и обязанности сторон, их ответственность.

Анализируя научную литературу можно сделать вывод о том, что понятие предпринимательского договора, его место и значение в системе права определяются по-разному, в зависимости от взгляда на систему права и место в ней предпринимательского права[1].


Предпринимательский договор и возникающие из него обязательства, опосредующие предпринимательскую деятельность, не могут не отражать ее особенностей и не обладать определенной спецификой, оставаясь по своей природе гражданско-правовыми договорами. Так, предпринимательские договоры обладают рядом особенностей, отличающих их от договоров бытовых. Кроме того, как справедливо отмечает В.С. Белых, «предпринимательский договор – это правовая категория, имеющая как общие, так и специальные признаки договора», чего нельзя не учитывать при выделении его сущностных признаков[2].

По нашему мнению, с точки зрения поиска истины опасны также попытки ряда авторов рассматривать предпринимательский договор в качестве экономического понятия, поскольку в таком случае экономическую природу следует искать во всех юридических понятиях и конструкциях. К авторам, занимающим спорную, на наш взгляд, позицию, относится, например, А.В. Бусыгин. Он определяет предпринимательский договор как «волеизъявление сторон по поводу не организации, а осуществления предпринимательского процесса, не предполагающее объединение договаривающихся сторон в какую-либо единую организационно-правовую структуру»[3].

Встречается мнение, согласно которому предпринимательский договор является собирательным понятием. В этом качестве он охватывает ряд гражданско-правовых договоров (самостоятельных правовых институтов). Так, Д.М. Генкин рассматривал хозяйственный договор как не более чем «обиходный термин, служащий для обозначения всех применяемых в хозяйственной деятельности социалистических организаций гражданско-правовых договоров». Такое мнение вызывает обоснованные возражения. В.С. Белых справедливо отмечает, что «собирательное понятие нейтрализует, как нам представляется, специфические свойства предпринимательского договора, а главное – утрачивается смысл его выделения в обособленную группу»[4].

О.В. Хромченков указывает, что «для выделения предпринимательского договора в самостоятельный договорный тип необходимо применять не один, а несколько (в совокупности) критериев. Возможно, такой подход способен повлечь за собой критические замечания, хотя бы по причине использования разного рода оснований для классификации договора. Но не надо забывать, что указанный подход часто применяется в правовых исследованиях. Достаточно вспомнить, что при делении права на публичное и частное целесообразно использовать группу критериев».


Объективной предпосылкой предпринимательского договора служат опосредуемые гражданским правом отношения по осуществлению предпринимательской деятельности с теми ее чертами, которые предопределяют юридические особенности предпринимательского договора. Ст. 2 ГК РФ, посвященная предмету гражданского права, в п. 1 указывает на то, что гражданское право регулирует отношения собственности в статике (по принадлежности имущества лицу) и динамике (по товарно-денежному обороту через договорные и иные обязательства), отношения по поводу результатов интеллектуальной деятельности и приравненных к ним средств индивидуализации, а также другие имущественные и личные неимущественные отношения, основанные на равенстве, автономии воли и имущественной самостоятельности участников[5].

Отличительной особенностью предпринимательского договора является его субъектный состав. По крайней мере, одной из сторон здесь выступает субъект, имеющий статус предпринимателя. Это могут быть коммерческие организации (хозяйственные товарищества и общества, производственные кооперативы, государственные и муниципальные предприятия) либо гражданин, занимающийся предпринимательской деятельностью без образования юридического лица, оформившие свой статус соответствующей государственной регистрацией[6].

Таким образом, исходной предпосылкой возникновения конкретного предпринимательского договора служит не только общая гражданская правоспособность, но и особый статус предпринимателя, который подтверждается публично-правовым актом – государственной регистрацией лица, имеющего этот статус. В связи с этим представляется, что в предпринимательских договорах есть две стороны: публично-правовая и частная. В рамках первой из них предприниматель должен выполнять ряд обязательных требований, а в пределах второй он может действовать как свободный субъект предпринимательских отношений. Что касается частной стороны, то здесь на передний план выходит Гражданский кодекс.

Из Гражданского кодекса можно извлечь о предпринимательском договоре лишь те сведения, которые отражают его частноправовую сторону. Что касается самого факта присутствия этих договоров в Гражданском кодексе, то он объясняется тем, что в нем нашли место нормы, посвященные и предпринимательству, и быту. Иными словами, в Гражданском кодексе существуют два режима правового регулирования: предпринимательский и бытовой. Первый из них посвящен бизнесу, а второй – удовлетворению личных потребностей граждан.


Данная ситуация представляется не совсем удобной: предпринимательские договоры имеют общие черты с бытовыми, но различий здесь больше, чем сходства. Данное обстоятельство подчеркивается многими учеными-юристами, изучающими проблему существования предпринимательских договоров.

Так, В.С. Белых отмечает, что «правовой режим предпринимательского договора обладает достаточно большой спецификой, позволяющей выделить его и противопоставить непредпринимательскому («потребительскому») договору»[7]. Государственная регистрация является одним из средств обеспечения интересов возможных контрагентов предпринимателя.

То, что статус предпринимателя существенно влияет на характер предпринимательского договора и возникающего из него обязательства, отчетливо явствует из положений ст. 23 ГК РФ, указывающих на то, что гражданин вправе заниматься предпринимательской деятельностью лишь с момента государственной регистрации в качестве индивидуального предпринимателя. При этом к его предпринимательской деятельности применяются правила, которые регулируют деятельность коммерческих организаций, если иное не вытекает из закона, иных правовых актов или существа правоотношения. Гражданин, занимающийся предпринимательской деятельностью без государственной регистрации, не вправе ссылаться в отношении заключенных им при этом сделок на то, что он не является предпринимателем[8].

В интересах потребителя суд может применить к таким сделкам правила об обязательствах, связанных с осуществлением предпринимательской деятельности. Следует при этом прийти к выводу, что предпринимательским является как договор, в котором обе стороны являются предпринимателями, так и договор, в котором лишь одна сторона представлена предпринимателем. Объясняется это тем, что правовые особенности предпринимательского договора предопределяются особенностями предпринимательской деятельности, а она имеет место и в том случае, когда предпринимателем в договоре является лишь одна из сторон.

Важно другое – чтобы лицо, обладающее статусом предпринимателя, выступало в этом качестве не только по статусу, но и по существу правоотношения. Иначе говоря, требуется, чтобы договор опосредовал предпринимательскую деятельность сторон, был направлен на реализацию ее результатов или на создание предпосылок для осуществления предпринимательской деятельности. Поэтому ст. 2 ГК РФ относит к предпринимательским как отношения между предпринимателями, так и отношения с участием предпринимателей. Еще одна особенность предпринимательского договора состоит в том, что он характеризуется, с одной стороны, наибольшей степенью свободы сторон в заключении договора и в формировании его условий, а с другой – особыми условиями, формирующими повышенные требования к стороне, занимающейся предпринимательской деятельностью[9].


Следующая особенность предпринимательских договоров состоит в возможности одностороннего отказа от исполнения или одностороннего изменения условий таких договоров. В новой редакции ГК РФ слабая сторона предпринимательских договоров получает защиту (в ст. 310 наконец-то становится прописанной возможность предусмотреть в предпринимательском договоре плату за односторонний отказ от договора. И ст. 333 – закрепляет подходы к снижению неустойки)[10]. Предпринимательские договоры отличаются от «бытовых» еще одной особенностью.

Ст. 315 ГК РФ предусматривается, что обязательство, не связанное с бизнесом, должник вправе исполнить досрочно, если, конечно, иное не предусмотрено в нормативном материале, самом обязательстве или не вытекает из его существа. Здесь имеется в виду именно то обстоятельство, что должник может так поступить без предварительного согласования с кредитором, поставив его перед фактом исполнения, который тот обязан принять. Есть, правда, такие договоры, само существо которых не допускает и мысли об исполнении до срока. В предпринимательстве действует презумпция запрета досрочного исполнения, за исключением случаев, когда возможность исполнить договор до срока определена в нормативном порядке или предусмотрена обязательством либо вытекает из его существа, равно как из обычаев делового оборота. Каких-либо норм, разрешающих должнику досрочное исполнение без согласия кредитора, в действующих нормативно-правовых актах в настоящее время не содержится. Положения об исполнении до срока иногда встречаются в договорах аренды, где указывается точная дата передачи арендодателем имущества арендатору, однако предусматривается право первого исполнить свою обязанность до срока[11].

Значение договора состоит в возможности конкретно установить права и обязанности сторон, вступающих в предпринимательские отношения. Более того, учитываются особенности партнеров (личные качества предпринимателей, временной фактор их связей), предмета договора, территории, места исполнения обязательства и т.д. Систему предпринимательских договоров принято делить на три разряда: 1.договоры, определённые в разд. IV ГК РФ «Отдельные виды обязательств», 2. смешанные договоры, 3. самостоятельные договоры, определенные законами и иными правовыми актами, не входящими в систему ГК РФ (п.2 ст. 421 ГК РФ)[12].

Анализ норм Особенный части ГК РФ показывает, что основная часть договорных обязательств приходится на предпринимательские договоры (напр., договор розничной куплипродажи, договоры поставки лизинга, проката, договор аренды предприятия и др.). Законодатель оперирует такими понятиями, как лицо «осуществляющее предпринимательскую деятельность» (ст. 445, 573, 640 ГК РФ и т.п.).