Файл: Понятие предпринимательского договора (Теоретические аспекты предпринимательского договора).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 28.06.2023

Просмотров: 63

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Таким образом, предпринимательский договор является институтом комплексной отрасли права, каковой является предпринимательское право. В то же время он остается целиком в рамках гражданского права в качестве его института. Следовательно, предпринимательский договор является субинститутом гражданско-правового договора, в который входит, кроме предпринимательского и потребительского, обычный гражданско-правовой договор[13].

Следует подчеркнуть, что нормами ст. 307, 434 ГК РФ в рамках существующей структуры Гражданского Кодекса – роль договора повысилась в значительной степени, и он занял подобающее место среди правомерных действий граждан и юридических лиц. Таким образом, внесенные в Гражданский кодекс Российской Федерации изменения отразили ведущую роль договора в правовом регулировании предпринимательской деятельности, отразили существо договора, верно соотнося его со сделкой как юридическим фактом и обязательством[14].

1.2. Особенности предпринимательских договоров в РФ

В настоящее время предпринимательская деятельность играет немаловажную роль в развитии экономики и повышении уровня благосостояния государства. Государство, в свою очередь, стремится стимулировать и поддерживать предпринимательство, в том числе разрабатывая и совершенствуя законодательную базу. Большинство операций, производимых в предпринимательской деятельности осуществляются на основании предпринимательских договоров, которые имеют свои характерные признаки и особенности, вытекающие из нормативно - правовой базы, регулирующей данный вид договоров. Прежде чем приступить к выявлению признаков и особенностей, необходимо определить, что представляет из себя предпринимательский договор.

Предпринимательский договор – это заключаемое на возмездной основе в целях осуществления предпринимательской деятельности соглашение, стороны (или одна из сторон) которого выступают субъектами предпринимательства. Особенности предпринимательских договоров, прежде всего, обусловлены целями заключения, возмездным характером, определённым составом их сторон и т.д. Основным отличительным признаком предпринимательского договора является то, что он заключается в целях осуществления его сторонами предпринимательской деятельности.


Целью сторон, вступающих в обязательственные отношения, является осуществление деятельности (выполнение работ, пользование имуществом, оказание услуг), направленное на систематическое получение прибыли, а не на удовлетворение личных или бытовых потребностей. Следующий отличительный признак заключается в том, что сторонами (или одной из сторон) таких договоров могут быть исключительно субъекты предпринимательской деятельности (юридические лица и индивидуальные предприниматели). Очевидно, что договоры между коммерческими организациями являются предпринимательскими, так как основной целью данных организаций является получение прибыли. В случае же с некоммерческими организациями, можно отметить, что, договоры заключенные с целью осуществления предпринимательской деятельности, также являются предпринимательскими. В ряде случаев закон содержит прямое указание на то, что сторонами определенных договоров могут быть только субъекты предпринимательства определенных организационно - правовых форм.

Так, в соответствии с п. 3 ст. 1027 и п. 2 ст. 1041 ГК РФ сторонами по договорам коммерческой концессии и простого товарищества могут быть только коммерческие организации и граждане, зарегистрированные в качестве индивидуальных предпринимателей. Следовательно, некоммерческие организации вообще не могут заключать такого вида договоры. В определённых обстоятельствах законом допускается распространение норм о договорных обязательствах в сфере предпринимательства на сторону договора, не зарегистрированную в качестве предпринимателя. Следующей особенностью является тот факт, что предпринимательские договоры носят возмездный характер[15].

Сторона договора получает плату или иное встречное предоставление за исполнение своих обязанностей (п. 1 ст. 423 ГК РФ). Это обуславливается тем, что целью предпринимательской деятельности является получение прибыли. Законодательство России содержит принципиальный запрет на заключение безвозмездных договоров между субъектами предпринимательства. Например, не допускается дарение в отношениях между коммерческими организациями (п. 4 ст. 575 ГК РФ).

Этот запрет распространяется также на индивидуальных предпринимателей[16], так как к ним по общему правилу применяются нормы ГК РФ, регулирующие деятельность юридических лиц, являющихся коммерческими организациями (п. 3 ст. 23 ГК РФ). Также характерной особенностью предпринимательского договора является сочетание максимальной свободы и повышенных требований для предпринимателей в договорных отношениях[17]. Принцип свободы договора, наиболее характерен для предпринимательских договоров. Указанный принцип предоставляет большие возможности для развития предпринимательского оборота. В то же время закон устанавливает ряд повышенных требований к предпринимателям.


Это обусловлено такими факторами, как возложение риска негативных последствий от предпринимательской деятельности на самого предпринимателя, его экономически более сильное положение по сравнению с гражданином - потребителем, доминирующее (монопольное) положение предпринимателя на рынке и т. п.

В настоящее время вопрос о самостоятельности существования предпринимательских договоров остается открытым, так как единого мнения по нему у исследователей нет. В соответствии с нашим видением предпринимательские договоры – это группа гражданско-правовых договоров, которая имеет ряд особенностей, определяемых сферой их использования. При этом невозможно определить точное количество предпринимательских до- говоров, поскольку это обусловлено принципом свободы договора (ст. 421 ГК РФ [1]), в силу которого стороны вправе заключить любой договор, независимо от того назван он в законодательстве или нет, но при условии, что данный договор ему не противоречит.

В качестве примера укажем некоторые договоры, которые обозначены во второй части Гражданского кодекса РФ и являются предпринимательскими:

договор коммерческой концессии (ст.ст. 1027-1040 ГК РФ);

договор простого товарищества (ст.ст. 1041-1054 ГК РФ);

договор контрактации (ст.ст. 535-538 ГК РФ);

договор поставки товаров (ст.ст. 506-524 ГК РФ);

договор поставки товаров для государственных нужд (ст.ст. 525-534 ГК РФ);

договор энергоснабжения (ст.ст. 539-548 ГК РФ);

договор продажи предприятия (ст.ст. 559- 566 ГК РФ);

договор строительного подряда (ст.ст. 740-757 ГК РФ);

договор подряда на выполнение проект-ных и изыскательских работ (ст.ст. 758-762 ГК РФ);

государственный контракт на выполнение подрядных работ для государственных нужд (ст.ст. 763-768 ГК РФ) и др..

Основные особенности предпринимательских договоров следующие:

особый субъектный состав – наличие в качестве предпринимателя хотя бы одной из сторон договора, так как предпринимательский договор заключаются в целях осуществления его сторонами (стороной) предпринимательской деятельности; максимальная свобода заключения договора – все исключения из этого принципа строго определены законодательством (например, поставка для государственных нужд, публичный договор и т. п.);

использование договора исключительно в предпринимательской деятельности – т. е. деятельности, направленной на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг предпринимателями;


возмездность договора – обусловлена характеристикой самой предпринимательской деятельности, а именно направленностью на получение прибыли. Как мы видим, предпринимательские договоры призваны «обслуживать» предпринимательскую деятельность, и в этом их главное отличие от гражданско-правовых договоров, сфера использования которых несколько иная (распространяется и на отношения с субъектами, не являющимися предпринимателями).

Предпринимательские договоры «делятся на три группы (первая – договоры между предпринимателями; вторая – между предпринимателями и потребителями, не являющимися предпринимателями; третья – между предпринимателями и публичными образованиями)», при этом язык предпринимательских договоров всегда один и всегда относительно стабилен, поскольку он является системой «объективно существующих и социально закрепленных фонетических, лексических, грамматических единиц, соотносящих понятийное содержание и типовое звучание, а также системой правил их употребления и сочетаемости…».

Глава 2. Признание недействительным предпринимательский договор

2.1.Признание исполненного предпринимательского договора недействительным

В рамках масштабной реформы общей части обязательственного права, состоявшейся в связи с принятием Федерального закона от 8 марта 2015 г. № 42-ФЗ, затронутым оказался и институт недействительности договора. Соответствующие новеллы гражданского законодательства (ст. 431.1 ГК РФ), учитывая доминирующее юридико-фактическое значение договора в гражданско-правовой сфере, в том числе, направлены на обеспечение устойчивости оборота, укрепление договорной дисциплины и исключение защиты недобросовестных участников (кроме того, они призваны повысить роль индивидуальных актов-регуляторов в части определения последствий совершения порочной сделки).

Сразу стоит оговориться, что специальные положения о недействительности двух- и многосторонних сделок, предусмотренные ст. 431.1 ГК РФ, имеют ограниченную область приложения – они касаются не любых соглашений, а исключительно договоров, связанных с осуществлением их сторонами предпринимательской деятельности; тем самым, договор, не сопряженный с осуществлением контрагентами предпринимательской деятельности, подчиняется общему правовому режиму недействительности сделок (хотя возможность отступления от него всетаки сохраняется посредством установления «неординарных» правил об отдельных видах договоров).


Такой подход к нормированию является продолжением «линии» на достаточно последовательное разграничение предпринимательских и непредпринимательских обязательств с учетом их сущностных особенностей (см. ст. 310, п. 3 ст. 388, п. 1 ст. 388.1, абз. 2 п. 1 ст. 450, п. 6 ст. 450.1 ГК РФ и пр.) в «формате» дуализма гражданского права, о котором, по точному заключению В.Д. Рузановой, «…вполне обоснованно говорить как о его внутреннем делении, не нарушающем целостность данной отрасли права».

Важно подчеркнуть, что из текста закона вытекает необходимость (для целей применения обсуждаемой статьи Кодекса):

а) наличия предпринимательской направленности договора для всех участников сделки (ибо слово «сторона» употребляется во множественном числе), т.е. непредпринимательский характер деятельности хотя бы одной стороны сделки (например, в договоре розничной купли-продажи) исключает возможность использования специальных правил ст. 431.1 ГК РФ;

б) осуществления именно предпринимательской деятельности (об иной приносящей доход деятельности в п. 2 ст. 431.1 ГК РФ не упоминается, в отличие, скажем, от п. 1 ст. 426 ГК РФ), в свете чего актуализируется эксплицитно не разрешенный законодателем вопрос о соотношении предпринимательской деятельности и деятельности, приносящей доход (прежде всего, в ракурсе определения субъектного состава соответствующих отношений, в частности, отнесения к нему некоммерческих организаций).

Отражая специфику договора, законодатель, прежде всего, ощутимо ограничивает саму возможность требовать признания недействительной двух- или многосторонней сделки в случае ее исполнения контрагентом (т.е. речь идет об «изначальном» запрете – на заявление соответствующего требования). Согласно п. 2 ст. 431.1 ГК РФ не вправе требовать признания договора недействительным сторона, которая приняла от контрагента исполнение по договору, но при этом полностью или частично не исполнила свое обязательство (по-видимому, даже тогда, когда срок исполнения обязательства еще не наступил).

Тем самым, приведенное предписание, сориентированное, главным образом, на взаимные возмездные договоры (предполагающие получение встречного предоставления за исполнение обязанностей), подразумевает случаи несоизмеримости исполненного сторонами (в соотношении с «запрограммированными» в договоре размерами взаимных предоставлений). Неочевидным, однако, остается ответ на вопрос об объеме принятого исполнения (только полное исполнение либо также и частичное). Если в отношении невыполнения встречного обязательства Кодекс прямо оговаривает допустимость установления факта как полного, так и частичного неисполнения, то по поводу принятия исполнения законодатель хранит молчание (в свете чего «напрашивается» вывод о полном исполнении контрагентом договора).