Файл: ЛИТЕРАТУРНЫЙ ОБЗОР.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 28.06.2023

Просмотров: 56

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

Введение

1 ЛИТЕРАТУРНЫЙ ОБЗОР

1.1 Общая модель разработки критериев и методов определения результативности процессов

1.2 Определение методики оценки результативности процессов

2 РАЗРАБОТКА РЕГЛАМЕНТА ВЫПОЛНЕНИЯ ПРОЦЕССА

2.1 Постановка задач и объект исследования

2.2 Деятельность отдела обеспечения качества

2.3 Регламентация оценки результативности СМК международными стандартами ИСО 9000:2000

2.4 Анализ внутренних нормативных документов

2.5 Оценка результативности процессов

2.5.1 Определение показателей результативности процессов

2.6 Методика оценивания результативности процессов СМК с помощью входных, выходных данных

2.6.1 Оценивание результативности процесса «Учет твердых лекарственных средств»

2.6.2 Оценивание результативности процесса «Маркетинговые исследования»

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Список использованных источников

Введение

В настоящее время на большинстве российских предприятий уже осознали, что добиться серьёзных экономических успехов на внутреннем и внешнем рынках в условиях жёсткой конкуренции можно только путём постоянного улучшения качества выпускаемой продукции. Поэтому в последние годы на предприятиях заметно активизировалась деятельность по созданию, внедрению и сертификации систем менеджмента качества (СМК) на соответствие требованиям МС ИСО серии 9000 [1].

Несмотря на то, что стандарты ИСО серии 9000 декларировали обязательность деятельности по определению и повышению результативности и эффективности процессов и системы менеджмента качества в целом, ее практическая реализация достаточно сложна и трудоемка [2].

Анализ применяемых в настоящее время подходов к анализу и оценке СМК показывает, что каждый из них лишь частично оценивает результативность СМК и ее процессов. Именно это и обуславливает необходимость разработки системы оценки результативности процессов СМК [3].

Целью курсовой работы является разработка регламента выполнения процесса «Учет реализации лекарственных препаратов через аптечную сеть».

Практическая значимость связана с тем, что результаты работы могут быть использованы в качестве основы для оценки результативности процессов СМК, а также реализации задач предприятия в области постоянного улучшения.

1 ЛИТЕРАТУРНЫЙ ОБЗОР

1.1 Общая модель разработки критериев и методов определения результативности процессов

Мониторинг результативности процессов СМК необходим для оценки уровня развития системы и её влияние на работу предприятия. Существуют различные методы, измерения процессов системы менеджмента качества предприятия, которые позволяют определять результативность процессов. К наиболее распространенным, следует отнести следующие методы:

  • проведение внутренних и внешних аудитов (проверок);
  • анализ запланированных и выполненных мероприятий.

Владельцу процесса необходимо выбрать метод или несколько методов, с помощью которых он будет оценивать свой процесс, а также для своего процесса определить критерии оценки процесс и вид записей по результатам оценки. Кроме того, владелец определяет вид источника (положения, акты, протоколы, распоряжения т.д.), из которого он будет черпать данные для оценки результативности функционирования процесса. Результаты по всей организации необходимо свести в сводную таблицу [10]. Алгоритм определения критериев и методов оценки результативности представлен на рисунке 1.1.


Проведение проверок позволяет:

  • подтвердить соответствие функционирования процесса установленным требованиям;
  • определить причины возникающих несоответствий;
  • подтвердить выполнение корректирующих действий;
  • оценить степень понимания персоналом целей, задач и требований, установленных при выполнении данного процесса;
  • определить пути дальнейшего совершенствования процесса в СМК предприятия.

Рисунок 1.1 — Алгоритм процедуры определения критериев и методов вычисления результативности процессов

По результатам проверки определяются несоответствия и разрабатываются корректирующие действия, направленные на дальнейшее улучшение результативности процесса. Анализ запланированных и выполненных мероприятий позволяет владельцу процесса не только осуществлять планирование работ по выполнению данного процесса, но и улучшать его за счет проведения сравнительного анализа запланированных и выполненных мероприятий, а также разработать необходимые предупреждающие и корректирующие действия, направленные на достижение запланированных целей [11]. Модель измерения результативности представлена на рисунке 1.2.

Рисунок 1.2 — Модель измерения результативности процесса СМК

Важно также отметить, что большое внимание необходимо уделять определению периода проведения анализа. Анализ может быть: ежедневный, еженедельный, ежемесячный, ежеквартальный, полугодовой, ежегодный. Период проведения анализа результативности процесса выбирает владелец процесса, исходя из вида процесса, объективных или субъективных причин, но не реже чем один раз в год. Правильно выбранный период анализа функционирования процесса позволяет не только своевременно выявить несоответствия в процессе, но и предупредить их появление.

1.2 Определение методики оценки результативности процессов

Но в реализации данного метода, приходиться сталкиваться с некоторыми проблемами. Не так - то просто использовать в качестве показателей результативности отношение выхода процесса к входу. Так, выходом процесса проектирования является комплект конструкторских документов, входом – входные проектные данные – тоже набор документов. Ничего хорошего от деления этих двух наборов документов не получиться [4].


Есть другой способ, весьма распространенный. Он заключается в том, что результативность процесса рассматривается как степень соответствия требованиям стандарта. Аудиторы внутренних проверок устанавливают несоответствия. Затем число несоответствий сопоставляют с баллом результативности – чем меньше несоответствий, тем выше результативность процесса.

Но это не выход. Примеров, когда несоответствий нет, а результаты процесса никого не устраивают, достаточно [16].

В стандартах ИСО серии 9000 результативность рассматривается как степень реализации запланированной деятельности или достижения запланированных результатов. Представляется, что данное определение, будучи правильным по существу, может подвинуть к неправильным выводам и действиям. Дело в том, что данное стандартом определение требует небольшого уточнения, которое не противоречит определению, а разъясняет его. Результативность процесса надо рассматривать как степень достижения не цели, а предназначения процесса. Это маленькое уточнение понятия результативности принципиально [4,17].

Если мы попытаемся говорить о результативности как о степени достижения запланированных результатов, то при всей правильности определения мы не страхуем себя от ошибок [18].

Совпадение понятий «достижение цели процесса» и «предназначение процесса» возможны только в том случае, если целью процесса является достижение 100%-ного результата. Но требование достижения такой цели не всегда разумно.

Таким образом, первая задача на пути организации измерения результативности процессов состоит в точной формулировке их предназначения. Здесь не ничего сложного, так как предназначение многочисленных процессов СМК прямо или косвенно сформулировано в стандарте в требованиях к менеджменту этих процессов.

Вторая задача – установление критериев результативности. Если предназначение сформулировано правильно, то название критерия результативности следует продублировать. Например, если предназначение процесса «управление документацией» состоит в обеспечении доступности документации, ее пригодности, то критерии результативности будут формулироваться как доступность документации, актуализированность документации, физическая пригодность документации [4,19].

Теперь для названного критерия нужно выбрать показатель результативности. У одного и того же критерия может быть много показателей. Например, предназначение процесса разработки продукции заключается в обеспечении соответствия выходных проектных данных входным. Значит, критерием результативности процесса разработки продукции является достижение входных данных проектирования. Показателей, характеризующих достижение многочисленных входных данных проектирования, может быть много: уровень достижения безотказности продукции, экономичности продукции, стоимости проекта, длительности цикла проектировании и т.д.


Теперь надо рассмотреть структуру показателей, понять, как мы собираемся их вычислять. Показатель в большинстве случаев будет вычисляться как процент от абсолютной результативности. Сами расчетные формулы будут просты и обманчивы своей простотой. Вся трудность будет заключаться в том, где и какую информацию взять, чтобы произвести расчет [20,21]. В большинстве случаев потребуются некоторые организационные преобразования, чтобы нужная информация накапливалась и сохранялась.

Представим, как все это должно выглядеть схематично. Схема определения результативности СМК представлена на рисунке 1.7.

В первую очередь установить цель по каждому процессу, исходя из:

  • требований потребителей процесса (как внешних, так и внутренних)
  • стандарта ИСО 9001,
  • «Политики в области качества» предприятия

Рисунок 1.3 — Схема определения результативности процесса СМК

Итак, первым вопросом является определение цели. Цели по процессу определяются так, чтобы точно установить его назначение, направленность и ожидаемые результаты. Цель процесса рассматривается как стратегическое направление данного вида деятельности и формулируется исходя из требований стандарта ИСО 9001 [22,23].

Такая постановка целей по процессам позволяет определить перечень показателей, необходимых для мониторинга и измерения процессов и демонстрации способности процессов достигать запланированные результаты.

Вторым вопросом, является определение показателей результативности процесса. Показатель может определяться в %, как отношение фактического и планового значения, либо в абсолютных величинах. Т.е. это единица измерения качественного уровня процесса. Некий коэффициент [24].

2 РАЗРАБОТКА РЕГЛАМЕНТА ВЫПОЛНЕНИЯ ПРОЦЕССА

2.1 Постановка задач и объект исследования

Целью работы было разработка регламента, а также возможность улучшения методики расчета результативности на предприятии.

Для достижения этих целей были поставлены следующие задачи:

  • изучить литературу по оценке результативности процессов СМК;
  • выбрать процессы для анализа;
  • собрать данные о результативности по данным процессам, которые имеются в отделе обеспечения качества и других отделах предприятия, связанных с оценкой результативности данных процессов;
  • проанализировать полученные данные о результативности процессов;
  • внести предложения по более углубленной оценки результативности;
  • рассчитать и сравнить результативность процессов СМК с помощью предложенных показателей и критериев;
  • внести предложения по улучшению деятельности отдела ООК на предприятии.

2.2 Деятельность отдела обеспечения качества

Отдел обеспечения качества осуществляет организационно-методическое и техническое руководство деятельностью по поддержанию и улучшению СМК и участие в выполнении работ по организации контроля эффективности действия СМК, разработку планов обеспечения и улучшения качества, актуализацию документации СМК, контроль разработки и реализации предупреждающих и корректирующих действий по результатам аудита.

В ходе выполнения работы было проработано «Положение об отделе обеспечения качества» ОАО и выделены основные задачи и функции этого подразделения.

Основными задачами отдела являются:

  • обеспечение функционирования СМК в соответствии с требованиями ГОСТ Р ИСО 9001-2001 (ИСО 9001:2000);
  • планирование и организация деятельности СМК и проведение валидации;
  • организация менеджмента процессов при их разработке, внедрении, функционировании и улучшении;
  • разработка учебных программ по СМК и GMP;
  • участие в подготовке, переподготовке и повышении квалификации работников в области обеспечения качества и GMP;
  • проверка СМК и организация работ по ее совершенствованию;
  • сбор и обработка данных для анализа функционирования СМК с целью определения ее результативности, актуализации ПОК;
  • контроль за этапами исполнения сроков внедрения GMP на;
  • контроль за выполнением требований правил GMP при строительстве и реконструкции производства.

Основными функциями отдела являются:

  • разработка и документирование процессов;
  • контроль отчетности по мониторингу, измерению, анализу процессов;
  • контроль за осуществлением корректирующих и предупреждающих действий по процессам;
  • контроль за доведением и обеспечением понимания персоналом ПОК, целей и задач в области качества;
  • участие в проведении валидации чистых помещений, техпроцессов, оборудования и аналитических методик.

2.3 Регламентация оценки результативности СМК международными стандартами ИСО 9000:2000