Файл: Правовые основы организации нотариата (История развития нотариата в РФ).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 28.06.2023

Просмотров: 59

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

В 1922 году с переходом к новой экономической политике нотариат постепенно пробуждается, появляются нотариальные конторы, а также нормативные акты и законы, регулирующие нотариальную деятельность. Но это были лишь частицы полноценного нотариата, который мог бы охранять и гарантировать права и интересы граждан. Такие государства, как Франция, Италия, Германия, уже использовали весь потенциал нотариата, причем частного нотариата, развивая тем самым правовую систему государства, в то время как в России существовали только государственные нотариусы.

В таком виде нотариат просуществовал вплоть до принятия в 1993 г. Основ законодательства Российской Федерации о нотариате (далее - Основы), и с этого момента, наряду с нотариусами, работающими в государственных конторах, появляются нотариусы, занимающиеся частной практикой (ст. 1 Основ). Указанный нормативно-правовой акт явился предпосылкой создания в России гражданского общества, основанного на принципах охраны и защиты прав и интересов граждан. Этому процессу активно послужили принципы деятельности нотариусов, установленные в Законе: независимость и беспристрастность, имущественная ответственность, а также непосредственная деятельность самих нотариусов. Исследование основных исторических этапов становления нотариата в России имеет важное значение для исследования его современного положения. И именно изучение основных периодов формирования нотариата в России позволило прийти к следующим выводам.

Процесс развития нотариата в России отличался от процесса развития в европейских странах своей нестабильностью и медлительностью. В европейских странах нотариат развивался очень стабильно, поступательно, как того и требовали тенденции соответствующего исторического периода. Одной из причин такого развития послужило распространение в Европе римского права. Россия же имела массу особенностей развития государства в целом, что и отразилось на развитии нотариата. Нотариат в России развивался очень нестабильно и медленно. Это было связано с особенностями истории России (монголо-татарское иго сыграло немалую роль в развитии государства), менталитета российского народа, отсутствием правовой культуры, влиянием восточных стран. Послереволюционный период пошатнул систему нотариата, что привело к застою в развитии нотариата. Можно отметить, что каждый раз с приходом нового царя или новой власти в России возникали новые органы, выполнявшие функции нотариата, новые нормативные акты, регулировавшие по-разному нотариальную деятельность, очень часто менялось наименование нотариата. Долгое время в России нотариат относился к судебной власти и был зависим от нее.


Без нотариусов правовая система в государстве рухнет, об этом свидетельствует факт, что даже после революции 1917 года власти не рискнули полностью упразднить нотариат. Необходимо отметить, что все особенности развития нотариата отразились на состоянии нотариата в России и в настоящий момент.

Что касается вопроса о возникновении «настоящего» нотариата в России, то, полагаем, нотариат в России - в его истинном понимании, со свойственным ему сочетанием публичного и частного интересов - сформировался с принятием Положения о нотариальной части 1866 года. А что было до этого момента, можно говорить лишь о прообразах нотариата и правоотношениях, отличительной чертой которых является обязательное участие нотариуса в их регулировании. Регулирование гражданско-правовых отношений в России до принятия вышеуказанного положения осуществлялось различными лицами, действующими в интересах либо государства, либо в собственных интересах.

Глава 2 Правовая база организации и деятельности государственных и частных нотариальных контор

2.1 Правовая основа деятельности государственного и частного нотариуса

Нотариат в Российской Федерации, согласно ст. 1 Основ законодательства Российской Федерации о нотариате, призван обеспечивать защиту прав и законных интересов граждан и юридических лиц путем совершения нотариусами предусмотренных законодательными актами нотариальных действий от имени Российской Федерации.

Деятельность нотариусов, обеспечивающих на профессиональной основе защиту прав и законных интересов граждан и юридических лиц, является особой юридической деятельностью, которая осуществляется от имени государства, что гарантирует доказательственную силу и публичное признание нотариально оформленных документов и предопределяет специальный публично-правовой статус нотариусов.[5]

Статья 19 Федерального закона от 21 ноября 2011 г. № 324-ФЗ «О бесплатной юридической помощи в Российской Федерации» устанавливает, что нотариусы в рамках государственной системы бесплатной юридической помощи оказывают бесплатную юридическую помощь гражданам, обратившимся за совершением нотариальных действий, исходя из своих полномочий, путем консультирования по вопросам совершения нотариальных действий в порядке, установленном законодательством Российской Федерации о нотариате.


Вместе с тем Основами законодательства Российской Федерации о нотариате не регламентируются положения об оказании юридического консультирования на безвозмездной основе. Статьей 22 указанных Основ предусмотрена возможность предоставления льгот по уплате государственной пошлины для физических и юридических лиц, предусмотренных законодательством Российской Федерации о налогах и сборах.

Согласно ст. 333.38 Налогового кодекса Российской Федерации, льготы по уплате государственной пошлины для физических и юридических лиц, предусмотренные законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, распространяются на этих лиц при совершении нотариальных действий как нотариусом, работающим в государственной нотариальной конторе, так и нотариусом, занимающимся частной практикой.

При этом перечень этих льгот, а также категорий граждан, которым они предоставляются, не позволяет утверждать, что юридическая помощь предоставляется бесплатно всем категориям граждан, указанным в ст. 20 Федерального закона от 21 ноября 2011 г. № 324-ФЗ «О бесплатной юридической помощи в Российской Федерации». В частности, ст. 333.38 Налогового кодекса Российской Федерации предусмотрена 50-процентная льгота по всем видам нотариальных действий для инвалидов I и II группы.

Согласно письму Федеральной нотариальной палаты от 18 января 2012 г. № 51/06-12 «Об оказании нотариусами бесплатной юридической помощи», нотариусы бесплатно консультируют по вопросам совершения нотариальных действий всех граждан, обратившихся к ним за совершением нотариальных действий, обязаны оказывать гражданам содействие в осуществлении их прав и защите законных интересов и разъяснять им права и обязанности, предупреждать о последствиях совершаемых нотариальных действий с тем, чтобы юридическая неосведомленность не могла быть использована им во вред.

Таким образом, компенсация нотариусам расходов по оказанию бесплатной юридической помощи фактически не предусмотрена.

Вопрос об оказании бесплатной юридической помощи нотариусами стал предметом рассмотрения Конституционного Суда Российской Федерации, который в своем Определении (от 11 июля 2006 г. № 349-О) указал, что предоставление при совершении нотариальных действий предусмотренных законодательством Российской Федерации о налогах и сборах льгот по уплате государственной пошлины для физических и юридических лиц соотносится со ст. 48 (ч. 1) Конституции Российской Федерации, гарантирующей каждому право на получение квалифицированной юридической помощи. А вопрос о введении механизма возмещения нотариусам, занимающимся частной практикой, средств, затрачиваемых на обслуживание лиц, имеющих льготы по уплате государственной пошлины при обращении за совершением нотариальных действий, следует урегулировать в законодательном порядке.[6]


Согласно ст. 1 Основ нотариат в Российской Федерации призван обеспечивать в соответствии с Конституцией Российской Федерации, конституциями (уставами) субъектов Российской Федерации, Основами защиту прав и законных интересов граждан и юридических лиц путем совершения нотариусами предусмотренных законодательными актами нотариальных действий от имени Российской Федерации. Таким образом, законодатель определяет главную функцию нотариата как охранительную функцию, прежде всего в гражданских правоотношениях, а также публичный характер выполнения данной функции - совершение нотариальных действий от имени Российской Федерации.

Таким образом, основы предусматривают, что в рамках системы нотариата нотариальные действия в Российской Федерации совершают нотариусы, работающие в государственной нотариальной конторе или занимающиеся частной практикой. Вместе с тем фактическое состояние дел показывает, что количество занимающихся частной практикой нотариусов в Российской Федерации несоизмеримо больше, чем количество нотариусов, работающих в государственных нотариальных конторах (7500/20).[7]

2.2 Компетенция органов нотариата и общие правила совершения нотариальных действий

Статья 24 Основ законодательства РФ о нотариате определила принцип самоуправления как основополагающий принцип организации нотариальной палаты. Это означает, что полномочия нотариальной палаты реализуются ее членами (нотариусами) через высший орган - собрание и избираемые органы управления: правление и президента. При этом многие полагают, что самоуправление и есть саморегулирование, что понятия самоуправление и саморегулирование по своему правовому содержанию равнозначны. Однако это далеко не так. Указанные понятия необходимо различать.

Нотариальное самоуправление в лице нотариальных палат проявляется в двух функциях: общественной, основанной на членстве каждого нотариуса, и государственной, при которой нотариальное самоуправление может рассматриваться как одна из форм организации государственного управления нотариальной деятельности, исходящей из наделения нотариусов и нотариальных палат полномочиями от имени государства.


Саморегулирование как правовое понятие появилось сравнительно недавно. Советское право вообще его не знало, оно было введено Федеральным законом от 1 декабря 2007 г. № 315-ФЗ «О саморегулируемых организациях». Статья 2 этого ФЗ дает следующее понятие саморегулирования:

«Под саморегулированием понимается самостоятельная и инициативная деятельность, которая осуществляется субъектами предпринимательской или профессиональной деятельности и содержанием которой являются разработка и установление стандартов и правил указанной деятельности, а также контроль за соблюдением требований указанных стандартов и правил». Согласно ст. 3 ФЗ саморегулируемыми организациями признаются некоммерческие организации, объединяющие субъектов профессиональной деятельности определенного вида.

Исследователи этого правового института делают следующие выводы:

«Содержанием саморегулируемой деятельности являются разработка и установление стандартов и правил указанной деятельности, а также контроль за соблюдением требований этих стандартов и правил членами этой организации. Под стандартами и правилами саморегулируемой организации понимаются требования к осуществлению предпринимательской или профессиональной деятельности, обязательные для выполнения всеми членами саморегулируемой организации. При этом федеральными законами могут устанавливаться иные требования, стандарты и правила в саморегулируемых организациях.[8]

По большому счету, суть саморегулирования состоит в передаче государством функций по установлению норм и правил поведения в определенной сфере профессиональной деятельности особому субъекту - саморегулируемой организации».

Если проанализировать истоки саморегулирования, то можно утверждать, что появление этого института напрямую связано с проведением в стране административной реформы. Саморегулирование - составная часть этой реформы. Оно было предусмотрено целым рядом программных документов. В частности, в Послании Президента России Федеральному Собранию РФ на 2003 год говорилось о радикальном сокращении функций госаппарата как о приоритетной задаче развития государственного управления.

В целях реализации положений Послания Указом Президента РФ от 23 июля 2003 г. № 824 «О мерах по проведению административной реформы в 2003 - 2004 годах» были определены приоритетные направления административной реформы, среди которых названо и развитие системы саморегулируемых организаций. Задачи перехода к саморегулированию определялись в ряде распоряжений Правительства России: от 10 июля 2001 г. № 910-р «О Программе социально-экономического развития Российской Федерации на среднесрочную перспективу (2002 - 2004 годы)», от 25 октября 2005 г