Файл: Правовые основы организации нотариата (История развития нотариата в РФ).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 28.06.2023

Просмотров: 56

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

. № 1789-р «О Концепции административной реформы в Российской Федерации в 2006 - 2008 годах».

Необходимо также обратить внимание, что ст. 5 ФЗ, наряду с общим подходом о добровольности членства, предусматривает, что федеральными законами могут быть предусмотрены случаи обязательного членства субъектов профессиональной деятельности в саморегулируемых организациях.

Таким образом, уже при первом ознакомлении с приведенными нормами ФЗ создается впечатление, что они фактически воспроизводят ряд положений Основ, регулирующих организацию системы нотариата, а нотариальные палаты обладают всеми признаками саморегулируемой организации.

Здесь уместно обратиться к авторитетному мнению ряда известных ученых и государственных деятелей.

Так, еще в 2007 году на парламентских слушаниях на тему «Саморегулируемые организации. Проблемы развития, законодательства и правоприменительной практики» председатель Комитета по собственности Госдумы РФ Виктор Плескачевский высказал следующую мысль: «...понятно, что 80 лет всепроникающего государственного регулирования в России привели к тому, что чиновники присутствуют поныне во всем процессе регулирования. Сегодня любое ведомство формально может каждый понедельник принимать новые лицензионные требования. Между тем саморегулирование заложено в деятельность нотариата, профессиональных оценщиков. И все же несмотря на то, что Конституция РФ не запрещает государству передавать отдельные полномочия исполнительных органов власти негосударственным организациям, государство в России с трудом отказывается от избыточного вмешательства в экономику. И эффективность принятых законов по дебюрократизации низка. Для этого и нужны организации саморегулирования».

Под саморегулированием понимается создание организаций для защиты прав неограниченного круга лиц, то есть публично-правовых организаций с функциями, свойственными органам государственной власти. Они нужны как противовес медлительности и консерватизму, свойственным государственному аппарату.

Таким образом, указанные выводы относятся и к нотариату, если рассматривать его как сообщество нотариусов (именно такое определение нотариата дается в законопроекте).[9]


Глава 3 Перспективы совершенствования деятельности государственных и частных нотариальных контор

Применительно к нотариальным палатам сегодня налицо оба признака саморегулируемой организации - разработка и установление стандартов (правил) и контроль за соблюдением их требований.

Вполне естественно, что закрепленные Основами (ст. ст. 4, 9, 12, 18, 25, 28, 34) публично-правовые полномочия нотариальной палаты, о которых говорилось в приведенном Постановлении Конституционного Суда РФ, должны быть расширены, и в-первую очередь за счет предоставления ей права устанавливать обязательные для своих членов (нотариусов) стандарты и правила, как это предусмотрено ФЗ о СРО. Они условно могут быть разделены на две группы: общероссийские и на уровне субъекта Российской Федерации (региональные).

Таким образом, нотариат как профессиональное сообщество нотариусов, по всей видимости, должен представлять собой следующую двухзвенную организационную систему:[10]

- нотариусы, объединенные в саморегулируемые некоммерческие организации - нотариальные палаты субъектов РФ;

- Федеральная нотариальная палата - саморегулируемая некоммерческая организация (возможно, в форме ассоциации или союза), объединяющая, в свою очередь, на условиях обязательного членства нотариальные палаты субъектов РФ.

Учитывая, что нотариальные действия совершаются нотариусами от имени Российской Федерации, безусловно, на региональном уровне не могут устанавливаться стандарты и правила общероссийского масштаба, и прежде всего касающиеся нормативно-правового обеспечения в сфере нотариата, порядка совершения нотариальных действий и нотариального делопроизводства. Эти вопросы должны относится к компетенции Федеральной нотариальной палаты как общие вопросы деятельности нотариата.

Необходимо также иметь в виду, что согласно Положению о Министерстве юстиции Российской Федерации, утвержденному Указом Президента РФ от 13 октября 2004 г. № 1313, Минюст России является уполномоченным государственным органом, осуществляющим нормативно-правовое регулирование, контроль и надзор в сфере нотариата. Исходя из этого, порядок принятия названных решений представляется достаточно ясным: они должны приниматься Федеральной нотариальной палатой совместно с Минюстом России (как это и практикуется и сегодня) с обязательным оформлением принятых совместных решений в виде приказов Министерства, с последующей регистрацией и опубликованием в порядке, установленном для принятия ведомственных нормативных актов. Именно такая форма принятия решений (стандартов и правил) позволит им иметь нормативный характер, а также обеспечить реализацию полномочий Министерства, а главное - реализовать на практике сочетание принципов саморегулирования с государственным регулированием и контролем в сфере нотариата.


При этом инициатором и разработчиком проектов этих нормативных правовых актов, несомненно, должна выступать Федеральная нотариальная палата, как организация, в которой аккумулируются вопросы нотариата, т.е. злободневные организационные вопросы, правоприменительная практика, а также нерешенные проблемы и задачи на перспективу. Такая организация работы позволит ввести действенное регулирование всех аспектов нотариальной деятельности, оперативно реагировать на изменения законодательства, в чем остро нуждаются нотариусы и чего сегодня, к сожалению, не происходит.

Не секрет, что для принятия тех подзаконных актов, которые были прямо предусмотрены Основами, понадобилось почти 17 лет. С другой стороны, Инструкция о порядке совершения нотариальных действий, которая достаточно подробно регламентировала процедурные вопросы совершения нотариальных действий, была отменена в 1999 г., а взамен нее нотариусы получили Рекомендации по совершению отдельных видов нотариальных действий (Приказ Минюста России от 15 марта 2000 г. № 91), что не одно и то же. При этом со времени принятия Основ отменено действие более 90 нормативных актов Минюста СССР и признаны утратившими силу около 20 нормативных актов Минюста РСФСР, непосредственно касающихся нотариальной деятельности.

В итоге сегодня нормативно-правовая база, которая должна обеспечить организационное и правовое регулирование сферы нотариата, недостаточна и крайне слаба.

Вполне очевидно, что решить все злободневные вопросы нотариата только одним Федеральным законом, вряд ли возможно. Нотариальные палаты всех уровней при переходе на саморегулирование должны обладать полномочиями при выработке правил осуществления регулятивных и контрольных функций, реализация которых должна осуществляться ими по принципу разделения полномочий.

На этой основе внутренняя стандартизация системы нотариата должна определить организационное взаимодействие Федеральной и нотариальных палат субъектов РФ.

При этом если говорить о нотариате как о профессиональном сообществе нотариусов, о самоуправлении и саморегулировании, то главным элементом этого сообщества должен выступать рядовой нотариус. В этой связи высшим органом нотариата должно быть не собрание представителей нотариальных палат, а Всероссийский съезд нотариусов.

Безусловно, попытка создания особой категории юридического лица публичного права - саморегулируемых нотариальных палат сопряжена с теоретическими и практическими вопросами, но их необходимо решить, и чем скорее, тем лучше. И единственный путь - через принятие нового федерального закона.


Накопившийся в нотариате комплекс проблем требует реформирования и начинаться оно должно с организационных преобразований, главное из которых - перевод нотариата на принципы саморегулирования.

Готов ли российский нотариат к расширению полномочий, сможет ли он достойно обеспечить юридическую безопасность рынка недвижимого имущества - эти вопросы являются ключевыми для российского нотариата. При ответе на них хочется отметить: нотариусы видят своей главной задачей, миссией обеспечение юридической безопасности граждан из категории субъектов гражданского права, наиболее подверженных риску обмана, мошенничества, иного незаконного воздействия на их волю при распоряжении своим имуществом.

Например, много лет обсуждается вопрос, как уберечь граждан от приобретения автотранспортных средств, находящихся в залоге.[11]

Казалось бы, решение простое - создать реестр уведомлений о залоге движимого имущества. Вопрос, кто его должен вести. Мог бы нотариат при условии обязательного нотариального удостоверения договоров залога. Нотариусы автоматически сбрасывали бы сведения об удостоверенных залогах в ЕИС ФНП. И формировался бы таким образом реестр залогов. Однако с введением обязательной нотариальной формы пока не соглашаются, а без этого полного и достоверного реестра не получится.

В связи с этим мы полагаем, что функции по регистрации уведомлений о залоге движимого имущества должен осуществлять банковский сектор, поскольку именно банки преимущественно являются кредиторами. Они более всех заинтересованы в возврате кредитов, выданных на покупку автотранспортного средства.

Однако мы не забываем и о необходимости защиты инвестиций. Будем откровенны, помимо непосредственной и максимально быстрой экономической выгоды инвестор ищет юридическую безопасность инвестиций, поскольку это позволит ему спокойно воспользоваться результатом вложений. Искомая юридическая безопасность включает в себя стабильность приобретенных прав, полноценную правовую защиту инвестиций.

Так, достоверность данных государственных реестров напрямую зависит от достоверности актов, на основании которых они формируются. Если содержание актов гарантировано незаинтересованным публичным лицом, то права и юридические факты, вытекающие из них, объективно приобретают бесспорный характер.

К сожалению, явным примером отсутствия юридической безопасности приобретаемых прав выступает система регистрации прав на недвижимое имущество, сложившаяся на сегодняшний день в России.


Установив формирование государственного реестра на основании актов в простой письменной форме, достоверность и законность которых гарантируется только подписями сторон, зачастую непрофессиональных и всегда неравных с точки зрения доступа к квалифицированной правовой помощи, данная система ведет к постоянному росту риска оспаривания зарегистрированных прав. Цифры говорят сами за себя: согласно официальным данным, всегда несколько более оптимистичным, по крайней мере 10% записей в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество не соответствуют действительности.

Однако мы не будем закрывать глаза и на собственные проблемы и отметим, что в целом сохраняется процедура совершения нотариальных действий, установленная до либерализации нотариата. К сожалению, и сегодня вместо самостоятельного получения всех необходимых документов из публичных реестров и других государственных служб нотариус вынужден требовать их от своих клиентов.

Очевидно, что только прямой и непосредственный доступ к государственным реестрам и другим информационным базам данных, содержащим достоверную информацию относительно лиц, участвующих в совершении нотариального действия, и их имущества, позволят претендовать на аутентичность нотариальных актов, их особую доказательственную силу.

Именно поэтому искомая модель - это модель активного нотариата в самом широком смысле слова: правовом, техническом, экономическом и социальном; нотариата, оказывающего комплексную правовую помощь и поддержку гражданам и юридическим лицам в обеспечении юридической безопасности.

Со своей стороны нотариат создал все предпосылки для реализации модели активного нотариата: ФНП сумела внедрить в нотариальную деятельность самые передовые информационные технологии и, более того, приложила все усилия, чтобы обучить этим технологиям нотариусов и сотрудников нотариальных контор.

Принятие проекта Закона «О нотариате и нотариальной деятельности в Российской Федерации», подготовленного рабочей группой Министерства юстиции с участием представителей науки и нотариального сообщества, обеспечит эффективное функционирование нотариата как правозащитного института, что позволит создать юридически безопасные условия для реализации гражданских прав физических и юридических лиц.

Принимая во внимание публично-правовые функции нотариата, нельзя не согласиться с мнением Г.Г. Черемных, что нотариальная деятельность, как никакая другая область юриспруденции, требует не только строгого законодательного регулирования, но и четкой нормативно-правовой регламентации порядка и правил совершения нотариальных действий, ведения делопроизводства, содержания архива.