Файл: Межфирменная научно-техническая кооперация.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 28.06.2023

Просмотров: 58

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Введение

Одной из главных целей менеджмента является обеспечение стабильной внешней среды по отношению к конкурентоспособности предприятия, поэтому нам необходима высокая инновационная активность.

Для данной работы задачей будет, является анализ межфирменной научно-технической кооперации в инновационных процессах, где к ним относятся:

  • Провести теоретическое исследование межфирменной научно-технической кооперации.
  • Рассмотреть пример межфирменной научно-технической кооперации.
  • Дать анализ рекомендациям по усовершенствованию межфирменной научно-технической кооперации.

Объектом исследования является ОАО «Геолан».

В современном научно-техническом прогрессе мир просто несуществует без интеллектуального продукта, получаемого в результате инновационной деятельности. В настоящее время инвесторы стали уделять больше внимания инновациям, тем самым увеличивают доходы компаний, ускоряют рост и являются непосредственной основой для создания конкурентных преимуществ. Также в своем высказывании предприниматель Стив Джобс озвучил роль инноваций в современном социально-экономическом развитии: «Инновации отличают лидера от догоняющего»[1].

Под инновацией мы понимаем «инвестицию в новацию», вследствие происходит результат освоения нового процесса, продукта или услуги.

Инновация представляет собой материализованный результат, полученный от вложения капитала в новую технику или технологию, а также в новые формы организации производства труда, обслуживания.

Новация представляет собой новшество, которого не было раньше: открытие, новое явление, изобретение, новый метод удовлетворения общественных потребностей и т.п.

Процесс освоения, создания и распространения инноваций называется инновационной деятельностью или инновационным процессом.

Результат инновационной деятельности можно назвать также инновационным продуктом.

Российскими терминами в области инновационной деятельности являются термины, используемые в «Концепции инновационной политики Российской Федерации на 1998-2000 годы. «Инновация — результат конечной инновационной деятельности. Подход к управлению инновациями заключается в представлении организационного, финансового, экономического, нормативно-правового регулирования процессов инноваций на различных уровнях:  на уровне государства, на региональном уровне, на уровне отдельного предприятия или организации.


Роль инноваций в современной экономике значительно возросла. Без применения инноваций практически невозможно создать конкурентоспособную продукцию. Следовательно, сделаем вывод, что в рыночной экономике инновации представляют собой очень эффективное средство конкурентной борьбы, где они ведут к созданию новых потребностей, к снижению себестоимости продукции, к повышению имиджа производителя новых продуктов, к открытию и захвату новых рынков, в том числе и внешних[2].

Теоретические основы межфирменной научно-технической кооперации в инновационных процессах

1.1 Классификация и функции инноваций

Подразделение инноваций на конкретные группы по определенным признакам называют классификацией инноваций. Система описания инноваций основана на международных стандартах, на рекомендациях, которые были приняты в Осло в 1992 г. получили название «Руководство Осло»[3], поэтому в общей системе инноваций следует выделить четыре основных типа:

  • Продуктовые
  • Технико-технологические
  • Организационные
  • Маркетинговые

По месту в системе можно выделить:

− инновации на входе предприятия

− инновации на выходе предприятия

− инновации системной структуры предприятия

Продуктовые инновации самый распространенный тип и это подтверждается данными Госкомстата РФ. Именно продуктовая инновация может удовлетворить запросы рынка.

Для технологических нововведений это повышение конкурентоспособности за счет улучшения качества продукции, снижение себестоимости, расширение ассортимента выпускаемой продукции.

Организационно - управленческие инновации характеризуются организацией новых отделов, подразделений и служб на всех уровнях, повышение эффективности методов управления производством и персоналом, применение новых форм контрактов, систем оплаты труда.

Маркетинговая инновация предполагает внедрение нового метода маркетинга, изменения в дизайне или упаковке продукта, его размещении, продвижении на рынок или в назначении цены, освоение новых каналов сбыта, открытие новых рынков или завоевание новых позиций для продукции предприятия на рынке с целью увеличения объема продаж.


По сфере нововведения делят на материальные[4](продуктовые и технологические) и нематериальные(правовые). Различают несколько видов инноваций такие как базисные (новые решения, формирующие новые отрасли ) и модифицирующие(решения, которые представляют собой усовершенствования базисных нововведений), реактивные(выживание предприятия), стратегическая(конкурентные преимущества в будущем). Инновации могут предстать в виде нового товара или в виде новой технологии, методики, организации труда.

Перечисленная выше классификация говорит о том, что процессы нововведений различны по своему характеру, поэтому существует множество классификаторов инноваций, предлагаемых отечественными и зарубежными авторами. Среди них известные зарубежные специалисты в области экономики и менеджмента как Й. Шумпетер, И. Ансофф и П. Друкер.[5].

В классификации инноваций с учетом сфер деятельности предприятия выделяют: технологические; производственные; экономические; торговые; социальные; в области управления.

Инновация как экономическая категория отражает наиболее общие свойства, признаки, связи и отношения производства и реализации нововведений.

Функции инновации отражают ее назначение в системе государства и ее роль в хозяйственном процессе. Особую роль играют инновации в повышении конкурентоспособности предприятий.

Инновация выполняет следующие три функции:

Воспроизводственная функция представляет важный источник финансирования расширенного воспроизводства. Смысл функции состоит в получении прибыли от инновации и использовании ее в качестве источника финансовых ресурсов[6].

Инвестиционная функция означает, что прибыль от инновации может быть использована для инвестирования по различным направлениям и по капиталу тоже, который направляется на финансирование новых видов инноваций.

Стимулирующая функция проявляется при стимулировании предпринимательской деятельности. Получение предпринимателем прибыли за счет реализации инновации соответствует основной цели любой коммерческой организации. Прибыль служит стимулом для предпринимателя для внедрения новых инноваций; побуждает его постоянно изучать спрос, применять современные методы управления финансами.

Механизмом развития инноваций является рыночная конкуренция. В условиях рынка производители продукции обязаны искать пути сокращения издержек производства и выхода на новые рынки сбыта. Поэтому перед конкурентами предпринимательские фирмы, первыми освоившие эффективные инновации, получают весомое преимущество.


Инновация является реализованным на рынке результатом, полученным от вложения капитала в новый продукт или операцию. В итоге при всем разнообразии рыночных новшеств важным условием для практической реализации в бизнесе является привлечение инновационных инвестиций.

Функция планирования, состоящая из управления системой мероприятий по анализу факторов внешней и внутренней среды, прогнозированию деятельности организации и по планированию реализации стратегий фирмы и достижения поставленной цели является неотъемлемой и важнейшей частью ин­новационного менеджмента.

Малым предприятиям приходится проявлять большую активность на рынке, используя свою гибкость и способность к быстрой переориентации, таким образом такие предприятия становятся первооткрывателями новых продуктов и технологий в различных отраслях. Инновационная деятельность способствует повышению выживаемости компании в конкурентной борьбе, что не может быть особенно важно для малого предприятия. При реализации инновации, предложенной к продаже, происходит обмен «деньги — инновация». Денежные средства, во-первых, покрывают расходы по созданию и продаже инноваций, во-вторых, приносят прибыль от реализации инноваций, в-третьих, выступают стимулом к созданию новых инноваций, в-четвертых, являются источником финансирования нового инновационного процесса[7]. Из этого выходит что необходимость инноваций состоит в развитии малого и среднего бизнеса, предприятий и крупных компаний.

1.2 Глобализация и региональная кооперация в сфере НИОКР

В теории глобализация мирового хозяйства, а также роста масштабов экономической экспансии транснациональных компаний, прогресс в развитии электронных средств связи и интернационализация науки приводит к расширению кооперации в сфере НИОКР[8].

Самая главная характеристика этого процесса является формирование региональных и локальных инновационных сетей. Движущая сила развития это – общие экономические, финансовые, социальные и экологические интересы регионов и ближних государств. На многоярусной основе научно-техническая кооперация отчетливо проявляется на примере Западной Европы.

Западноевропейские страны активно ведут вовлечение в технологическую и глобальную кооперацию, тем самым, это заставляя государственные органы приспособить национальную систему науки к международному сотрудничеству.


Есть несколько факторов, что вызвало необходимость роста издержек на проведение НИОКР, посредством усиления научно-технической кооперации:

  • Изменение целей разработок и исследований с военных на гражданские цели
  • Потребность снижения неблагоприятных последствий промышленности в окружающей среде и борьба с социальными проблемами, безработицей
  • Усилением технологической конкуренции[9]

В научно-технической[10] сфере глобализация происходит в финансировании НИОКР, сотрудничестве университетов и промышленных компаний.

В 90-х годах ХХ века усиливается приток иностранного капитала в сферу НИОКР промышленно развитых стран, тем самым ТНК создают современные исследовательские центры, а также получают доступ к зарубежным лабораториям.

Проникновения иностранного капитала Западной Европы и США, приводит к тому что, фирмы создают заграничные исследовательские центры, где они уже как раз добились большого признания на мировых рынках.

Межфирменная кооперация сделала рывок для своего развития в 80-х годах, а в 90-х годах появилась новейшая форма сотрудничества – это стратегические альянсы компаний разных стран. Достигать экономии времени, снижать риски, продумывать новые идеи, дает партнерам осуществление на союз производственных и научных ресурсов.

Создаются альянсы в наиболее прогрессивных отраслях, таких как телекоммуникации, автомобилестроении, а также аэрокосмической промышленности. Но есть одно но, здесь конкуренция слишком высока и не каждая богатая компания может себе это позволить.

Стратегические альянсы создаются на постоянной основе, но проблема их объединений состоит в рассмотрении краткосрочных задач, что приводит к распаду таких групп альянсов.

Организация проводится в основном между западноевропейскими и американскими компаниями, но в последнее время и в стратегии укрепления европейского бизнеса, что ведет к неминуемому расту в Западной Европе.

Самая главная цель проявления глобализации заключается в росте кооперации между национальными университетами и иностранными промышленными фирмами.

В начале 90-х годов в Великобритании доля иностранных источников в проведении НИОКР в университетах составила 5%, где 60% средств поступило по линии ЕС, а остальные 40% от зарубежных компаний. В области фундаментальных наук успех английских ученых, привлекает иностранные компании в университеты.