ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 12.10.2020

Просмотров: 3938

Скачиваний: 4

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

Раздел четвертый. Криминалистическая методика расследования

Глава 26. Общие положения криминалистической методики расследования

§ 1. Понятие и содержание криминалистической методики расследования

§ 2. Основания и принципы формирования криминалистических методик расследования

§ 3. Структура и содержание криминалистических методик расследования

Глава 27. Организационно-управленческие основы расследования преступлений

§ 1. Понятие оперативно-розыскной деятельности и ее правовые основы

§ 2. Основы тактики взаимодействия следственных, оперативных органов и криминалистических подразделений

§ 3. Взаимодействие следователя и оперативно-розыскных органов с общественностью при расследовании преступлений

§ 4. Основы криминалистической профилактики

Глава 28. Методика расследования убийств

§ 1. Криминалистическая характеристика убийств

§ 2. Первоначальный этап расследования убийства при наличии трупа

§ 3. Последующий этап расследования убийства при наличии трупа

§ 4. Особенности расследования убийств "без трупа"

Глава 29. Особенности расследования умышленных убийств, совершаемых наемниками

§ 1. Обстоятельства, подлежащие установлению при расследовании умышленных убийств, совершенных по найму

§ 2. Первоначальный этап расследования умышленных убийств, совершенных наемниками

§ 3. Особенности производства первоначальных следственных действий

Глава 30. Методика расследования преступлений против половой неприкосновенности и половой свободы личности

§ 1. Криминалистическая характеристика изнасилований и иных насильственных действий сексуального характера

§ 2. Выдвижение следственных версий и планирование начала расследования

§ 3. Особенности тактики отдельных следственных действий

Глава 31. Расследование краж, грабежей и разбойных нападений

§ 1. Криминалистическая характеристика краж, грабежей и разбоев

§ 2. Первоначальные следственные действия и оперативно-розыскные мероприятия по получении сообщения о преступлении

§ 3. Некоторые особенности тактики следственных действий

Глава 32. Методика расследования контрабанды

§ 1. Криминалистическая характеристика контрабанды

§ 2. Типовые следственные ситуации, версии и планирование расследования

§ 3. Взаимодействие при расследовании дел о контрабанде

§ 4. Тактика проведения отдельных следственных действий по делам о контрабанде

Глава 33. Методика расследования налоговых преступлений

§ 1. Обстоятельства, подлежащие доказыванию

§ 2. Выявление налоговых преступлений

§ 3. Методика расследования уклонений от уплаты налогов с организаций

§ 4. Методика расследования налоговых преступлений, совершаемых гражданами

Глава 34. Методика расследования поджогов и преступных нарушений правил пожарной безопасности

§ 1. Криминалистическая характеристика поджогов и нарушений правил пожарной безопасности

§ 2. Тактика осмотра места происшествия по делам о пожарах

§ 3. Особенности тактики отдельных следственных действий

Глава 35. Методика расследования преступного наркобизнеса

§ 1. Характерные особенности преступного наркобизнеса

§ 2. Особенности следственных ситуаций, отработки версий и планирования расследования

§ 3. Первоначальный этап расследования дел о преступном наркобизнесе

Глава 36. Методика расследования экологических преступлений

§ 1. Криминалистическая характеристика экологических правонарушений

§ 2. Типичные следственные ситуации и действия следователя на первоначальном этапе расследования

Глава 37. Методика расследования преступлений против безопасности движения и эксплуатации транспорта

§ 1. Обстоятельства совершения транспортных преступлений

§ 2. Обстоятельства, подлежащие установлению в зависимости от исходных следственных ситуаций

§ 3. Первоначальный этап расследования

§ 4. Последующий этап расследования

Глава 38. Методика расследования преступлений в сфере компьютерной информации

§ 1. Расследование фактов неправомерного доступа к компьютерной информации

§ 2. Расследование создания, использования и распространения вредоносных программ для ЭВМ

§ 3. Расследование нарушения правил эксплуатации ЭВМ, их системы или сети

8) сроки представления бухгалтерской отчетности и расчетов по налогам в ФНС России;

9) сроки перечисления налогов в бюджет;

10) кем составлены и подписаны документы бухгалтерской отчетности и расчеты по налогам;

11) характер умысла на сокрытие объектов налогообложения и уклонение от уплаты налогов или страховых взносов и др.

Допросы подозреваемых (обвиняемых) в совершении налоговых преступлений необходимо проводить с учетом их роли в преступной группе, уровня профессиональной подготовки, заранее обдуманного, а значит, тщательно подготовленного и реализованного намерения уклониться от уплаты налогов или страховых взносов. Следовательно, к их допросам нужна тщательная подготовка.

При этом следует учитывать, что субъект, подозреваемый (обвиняемый) в совершении налогового преступления, заранее готов к реабилитирующему объяснению своих противоправных действий и детально продумал свою линию поведения на допросе. Поэтому следователь обязан хорошо разбираться в системе документооборота данной организации и в налоговом законодательстве. Руководитель и главный (старший) бухгалтер организации обладают фактически полной информацией о финансово-хозяйственной деятельности вообще и преступных операциях по уклонению от уплаты налогов или страховых взносов, в частности. Задача следователя преодолеть их установку на ложь и получить правдивые показания.

При допросах следует уточнить, за какой период совершено уклонение от уплаты налогов или страховых взносов, дату представления в ФНС России документов бухгалтерской отчетности и расчетов по налогам с искаженными данными об объектах налогообложения, дату перечисления в бюджет налогов в меньшей сумме, законный срок уплаты, после которого налог вообще не был перечислен.

Достаточно остра необходимость в допросах работников бухгалтерии и других лиц, составивших первичные учетные документы с неверными сведениями об объектах налогообложения, о причинах и размерах их искажения. Нужно допрашивать также представителей предприятий-контрагентов, экспедиторов, водителей, перевозивших товары, и др. Допросы целесообразно проводить с предъявлением ксерокопий бухгалтерских и иных документов.

Работники организации (кассиры, кладовщики, товароведы, продавцы и др.) нередко сообщают об указаниях руководства не отражать (исказить) финансово-хозяйственные операции, например не приходовать товары и выручку, поступившую от их реализации. Допросы этих лиц помогут выяснить размеры сокрытия объекта налогообложения, стоимость неоприходованных товаров, реальные затраты на их приобретение, перевозку, сбыт, хранение.

Лица, контролирующие финансово-хозяйственную деятельность организации (налоговый инспектор, ревизор, аудитор и др.), знают подробности проведения проверок и полученные результаты. Граждане, не работающие в организации, но располагающие сведениями о совершенном преступлении (родственники, знакомые, соседи, бывшие сотрудники), могут сообщить различные сведения, начиная от характеризующих преступников и заканчивая особенностями способов уклонения от налоговых платежей.


§ 4. Методика расследования налоговых преступлений, совершаемых гражданами

Поводами к возбуждению уголовных дел по ст. 198 УК РФ, как правило, служат сообщения контролирующих органов ФНС России, которые, в соответствии с ведомственными указаниями, в 3-дневный срок со дня принятия решения по акту налоговой проверки гражданина должны направить материалы о нарушениях налогового законодательства в правоохранительные органы.

К таким материалам относятся:

1. Письменное сообщение о фактах сокрытия доходов (прибыли) или иных объектов налогообложения, подписанное руководителем ФНС России.

2. Акт проверки соблюдения налогового законодательства и решение по нему руководителя ФНС России с приложением подлинных бухгалтерских документов, подтверждающих факт сокрытия доходов, постановление об изъятии документов и протокол изъятия.

3. Разъяснение налогоплательщику его права представлять письменные возражения на акт проверки и результаты его рассмотрения.

4. Письменные возражения либо объяснения гражданина по поводу выявленных нарушений.

Следователь обязан доказать, что виновный гражданин знал действительный объем своего дохода, однако в декларации указал искаженные данные с умыслом уклониться от уплаты подоходного налога.

Опираясь на профессиональные знания по организации производства на небольших предприятиях, принадлежащих обычно частным владельцам, правила ведения бухгалтерского учета, кассовых операций, основы технологии, экономики, товароведения и знания о приемах выполнения специфических преступных действий (подделка документов, фальсификация продукции, сокрытие ценностей, о способах и приемах борьбы с налоговыми преступлениями, о применяемой налоговыми преступниками конспирации), следователь должен досконально разобраться во всех обстоятельствах расследуемого уголовного дела, возбужденного по ст. 198 УК РФ.

Первый допрос индивидуального налогоплательщика, сведения в декларации которого не отражают действительного положения вещей или когда она вообще не представлена, чрезвычайно важен. Его лучше начать с вопроса о том, как предприниматель стал заниматься своим бизнесом. При этом важно выяснить, какое у него образование, был ли опыт работы в данной области предпринимательской деятельности. Необходимо также уточнить, какими были доходы за предыдущие налоговые периоды, сколько средств удалось таким образом накопить, на что они потрачены: на развитие производства, амортизацию оборудования, закупку новых технологий и т.п. Последовательно собираются сведения, когда и на какие средства были приобретены квартира, машина, коттедж, другое ценное имущество. Нередко результат всего расследования напрямую зависит от информации, представленной допрашиваемым, хотя основные доказательства удается добыть, изучая банковские счета, бухгалтерские книги, кассовые чеки, черновые записи и др.


Тактически грамотно продолжить допрос выяснением деталей уже доказанного эпизода преступной деятельности гражданина либо с наиболее уязвимых мест в позиции подозреваемого. Важным стимулом к даче правдивых показаний становится предъявление доказательств, в особенности документов, заключений экспертиз, актов аудиторских проверок, ревизий и др.

В случаях недекларирования полученных доходов индивидуальным налогоплательщиком, а также когда последний не может представить доказательств подачи налоговой декларации, следователю необходимо:

1) получить копию свидетельства о регистрации индивидуального предпринимателя, лицензии и гражданского паспорта подозреваемого;

2) определить, представлял ли он декларацию о доходах или иные документы налоговой отчетности, когда это было в последний раз;

3) выяснить, почему не представлялась декларация за каждый отчетный период, уточнив при этом объемы полученных доходов и масштабы индивидуальной предпринимательской деятельности;

4) изъять оригиналы деловой документации частного предпринимателя, чтобы можно было подсчитать налогооблагаемую базу по каждому отчетному периоду и категориям налоговых выплат;

5) установить, в каком размере должны были уплачиваться налоги по непредставленным декларациям;

6) выяснить семейное положение налогоплательщика и количество иждивенцев, находившихся на его содержании;

7) получить сведения об образовании, профессиональной деятельности и состоянии здоровья гражданина, подозреваемого в уклонении от уплаты налогов или страховых взносов;

8) уточнить, не имеет ли он права на льготы по налогообложению;

9) узнать, где размещались банковские или сберегательные счета, обратив особое внимание на открытые в иностранных банках, и др.

Тщательной проверке подлежат личные расходы гражданина и членов его семьи. Довольно несложно установить расходы на заграничные путешествия, крупные покупки по кредитной карте, оплату частных школ, плавательных бассейнов, обучения в университете или академии, на приобретение драгоценностей, антиквариата, мехов, произведений искусства. О них могут знать друзья, знакомые, родственники, основные клиенты, партнеры, банкиры, соседи, как и о наличии кредитной карты или нескольких таких карт. Названные затраты обычно не афишируются, поэтому информация о них весьма ценна при определении уровня расходов налогового преступника.

Следователю целесообразно составить и приобщить к материалам уголовного дела реестр личных расходов подозреваемого с указанием формы оплаты и подробным описанием каждой покупки. Далее нужно выяснить, какими банковскими счетами он пользуется для расчетов с помощью кредитных карт, на чье имя они оформлены, когда, как и из каких источников пополняются. Рекомендуется проверить и по возможности изъять телефонные счета, чтобы отследить, много ли звонков, не имеющих отношения к хозяйственной деятельности (имеется в виду деятельность индивидуальных предпринимателей малых предприятий и т.п.), сделано в оффшорные зоны, курортные местности, в заграничные туристические агентства и т.п. Это поможет обнаружить дополнительные крупные расходы, а также найти филиалы и дочерние фирмы, зарубежных заказчиков и кредиторов. Последние тоже по возможности допрашиваются по обстоятельствам расследуемого преступления.


Нужно уточнить, имеются ли у подозреваемого финансовые интересы в других предприятиях и организациях, получить информацию о счетах и займах, подлежащих оплате, а также о других заемных средствах и о том, кто является основными заказчиками и поставщиками, где они располагаются. Чрезвычайно полезны данные о характере и особенностях предпринимательской деятельности, личных банковских счетах, причем как об открытых, так и закрытых в пределах Российской Федерации и в зарубежных банках в национальной или иностранной валюте. Выясняется также, какие ценные бумаги (акции, облигации, векселя, иные обязательства) есть у подозреваемого либо у других лиц на его имя.

Следует составить и приобщить к материалам расследуемого уголовного дела реестр недвижимого имущества подозреваемого, включив в него квартиру, коттедж, дачу, автомобили, находящиеся в его личном владении либо оформленные на членов его семьи и близких родственников, а также список всех сумм в рублях и иностранной валюте, которые он одалживал коллегам, друзьям, родственникам и др. Это поможет определить сумму общего дохода, налогооблагаемого дохода и, соответственно, сумму, недоплаченную в бюджет надлежащего уровня.

Нередки случаи, когда частные предприниматели не ведут книг бухгалтерского учета и другой учетной документации либо эти документы не отражают истинных доходов или оборотов. Отсутствие надежных "бумажных следов" в деятельности частного предпринимателя предусматривает недокументальное определение сумм неуплаченных налогов. Последнее состоит в выявлении признаков доходов путем таких нетрадиционных приемов проверки, как анализ динамики стоимости активов налогоплательщика, документирование его личных расходов и банковских депозитов, выявление источников средств гражданина, подозреваемого в неуплате налогов или страховых взносов, и др. Они позволяют доказать наличие доходов и произведенных расходов, произвести расчет налоговых обязательств подозреваемого, опираясь на ряд других документов.

При анализе источников средств и их использования все расходы или случаи использования фондов сравнивают со всеми поступлениями (и их источниками). Так, если за интересующий следствие период расходы превысили фигурирующие в отчетной документации доходы, а источник средств на эти расходы не указан, разница и будет составлять непродекларированный доход.

В результате расследования налогового преступления, совершенного гражданином, должно быть однозначно доказано, что он был обязан заполнить и представить в ФНС России налоговую декларацию, но не сделал этого либо исказил в ней данные, необходимые для расчета налогов или страховых взносов с целью их уменьшения; был обязан представить декларацию, не обладал налоговыми льготами и умышленно пошел на преступление, уклонившись от представления требуемой отчетности и уплаты причитавшихся налогов или страховых взносов либо достиг этого путем представления искаженных данных.


Другие следственные действия по делам о налоговых преступлениях граждан по своей сути аналогичны проводимым по делам о преступном уклонении от уплаты налогов с организаций.

Назначение и производство судебных экспертиз. При расследовании налоговых преступлений чаще других назначаются экспертизы, направленные на выяснение истинного содержания бухгалтерской документации. Без специального анализа выявленных фактов невозможно доказать вину субъектов, совершивших эти преступления. В случаях, когда изложенные в акте налоговой проверки выводы вызывают у следователя сомнения или для их анализа необходимы специальные познания, по уголовным делам проводится судебно-бухгалтерская или судебно-экономическая экспертиза.

Судебно-бухгалтерская экспертиза помогает в решении вопросов о недостатках ведения бухгалтерского учета, установлении количества изготовленной и (или) реализованной продукции, обстоятельствах, касающихся выявленных недостач или излишков, полноты проведенной ревизии, определения причиненного государству материального ущерба, ответственных лиц и др.

Судебно-экономическая экспертиза позволяет оценить правильность планирования и отражения плановых показателей в государственной отчетности, законность образования и использования денежных фондов и кредитов, экономическую обоснованность заключения договоров, ценообразования, определения издержек производства и т.п.

С учетом специфики предмета исследования по делам данной категории целесообразнее назначать комплексную судебно-бухгалтерскую и судебно-экономическую экспертизу. На разрешение такой экспертизы ставятся следующие вопросы:

1) правильно ли налогоплательщик определял ожидаемую прибыль и выручку от реализации продукции (работ, услуг) при исчислении сумм промежуточных платежей в бюджет, и если допустил отклонения, то как они повлияли на налогооблагаемую базу и сумму налога;

2) достоверны ли данные, указанные в расчете налога;

3) правильны ли данные налогоплательщика об уплаченных суммах НДС и расчеты при его перечислении в бюджет;

4) верно ли налогоплательщик отразил в расчете налога и бухгалтерских документах фактическую прибыль (убытки) от реализации продукции (работ, услуг);

5) достоверны ли данные по учету фактической себестоимости продукции (работ, услуг);

6) соблюдался ли установленный порядок учета затрат на производство и реализацию при калькулировании себестоимости готовой продукции, и если были отклонения, то какие конкретно и как повлияли на определение суммы налога по каждому сроку платежа;

7) правильно ли выполнен расчет налога, и если допущены нарушения, то в чем они выразились и как повлияли на определение налогооблагаемой базы и суммы налога по каждому сроку платежа;

8) кто конкретно причастен к внесению в первичные учетные документы, регистры бухгалтерского учета и бухгалтерскую отчетность искаженных данных об объектах налогообложения;