ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 12.10.2020

Просмотров: 3948

Скачиваний: 4

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

Раздел четвертый. Криминалистическая методика расследования

Глава 26. Общие положения криминалистической методики расследования

§ 1. Понятие и содержание криминалистической методики расследования

§ 2. Основания и принципы формирования криминалистических методик расследования

§ 3. Структура и содержание криминалистических методик расследования

Глава 27. Организационно-управленческие основы расследования преступлений

§ 1. Понятие оперативно-розыскной деятельности и ее правовые основы

§ 2. Основы тактики взаимодействия следственных, оперативных органов и криминалистических подразделений

§ 3. Взаимодействие следователя и оперативно-розыскных органов с общественностью при расследовании преступлений

§ 4. Основы криминалистической профилактики

Глава 28. Методика расследования убийств

§ 1. Криминалистическая характеристика убийств

§ 2. Первоначальный этап расследования убийства при наличии трупа

§ 3. Последующий этап расследования убийства при наличии трупа

§ 4. Особенности расследования убийств "без трупа"

Глава 29. Особенности расследования умышленных убийств, совершаемых наемниками

§ 1. Обстоятельства, подлежащие установлению при расследовании умышленных убийств, совершенных по найму

§ 2. Первоначальный этап расследования умышленных убийств, совершенных наемниками

§ 3. Особенности производства первоначальных следственных действий

Глава 30. Методика расследования преступлений против половой неприкосновенности и половой свободы личности

§ 1. Криминалистическая характеристика изнасилований и иных насильственных действий сексуального характера

§ 2. Выдвижение следственных версий и планирование начала расследования

§ 3. Особенности тактики отдельных следственных действий

Глава 31. Расследование краж, грабежей и разбойных нападений

§ 1. Криминалистическая характеристика краж, грабежей и разбоев

§ 2. Первоначальные следственные действия и оперативно-розыскные мероприятия по получении сообщения о преступлении

§ 3. Некоторые особенности тактики следственных действий

Глава 32. Методика расследования контрабанды

§ 1. Криминалистическая характеристика контрабанды

§ 2. Типовые следственные ситуации, версии и планирование расследования

§ 3. Взаимодействие при расследовании дел о контрабанде

§ 4. Тактика проведения отдельных следственных действий по делам о контрабанде

Глава 33. Методика расследования налоговых преступлений

§ 1. Обстоятельства, подлежащие доказыванию

§ 2. Выявление налоговых преступлений

§ 3. Методика расследования уклонений от уплаты налогов с организаций

§ 4. Методика расследования налоговых преступлений, совершаемых гражданами

Глава 34. Методика расследования поджогов и преступных нарушений правил пожарной безопасности

§ 1. Криминалистическая характеристика поджогов и нарушений правил пожарной безопасности

§ 2. Тактика осмотра места происшествия по делам о пожарах

§ 3. Особенности тактики отдельных следственных действий

Глава 35. Методика расследования преступного наркобизнеса

§ 1. Характерные особенности преступного наркобизнеса

§ 2. Особенности следственных ситуаций, отработки версий и планирования расследования

§ 3. Первоначальный этап расследования дел о преступном наркобизнесе

Глава 36. Методика расследования экологических преступлений

§ 1. Криминалистическая характеристика экологических правонарушений

§ 2. Типичные следственные ситуации и действия следователя на первоначальном этапе расследования

Глава 37. Методика расследования преступлений против безопасности движения и эксплуатации транспорта

§ 1. Обстоятельства совершения транспортных преступлений

§ 2. Обстоятельства, подлежащие установлению в зависимости от исходных следственных ситуаций

§ 3. Первоначальный этап расследования

§ 4. Последующий этап расследования

Глава 38. Методика расследования преступлений в сфере компьютерной информации

§ 1. Расследование фактов неправомерного доступа к компьютерной информации

§ 2. Расследование создания, использования и распространения вредоносных программ для ЭВМ

§ 3. Расследование нарушения правил эксплуатации ЭВМ, их системы или сети

Задания следователя оперативно-розыскным подразделениям. Руководитель группы, как правило, не может непосредственно участвовать в проведении оперативно-розыскных мероприятий, определять меры и средства, которые понадобятся оперативному составу для решения поставленных задач. Он направляет письменное задание руководителю соответствующего оперативного органа или подразделения. Задание состоит из трех разделов:

1) описание фабулы расследуемого дела;

2) изложение данных, полученных при расследовании;

3) перечень конкретных вопросов, ответы на которые нужно получить оперативно-розыскным путем.

В целях организации наиболее эффективного взаимодействия подразделений, входящих в следственно-оперативную группу, руководителю необходимо учитывать объективные факторы и субъективные возможности каждого члена группы, особенности ее функционирования, а именно:

1) работники оперативно-розыскных подразделений по своим функциональным обязанностям более заинтересованы в раскрытии всех эпизодов преступления и в установлении лиц, их совершивших, нежели в детальном доказывании одного сложного эпизода. Такую работу нужно поручать следователям;

2) подбор и расстановку членов группы лучше проводить по сферам деятельности, чтобы исключить несанкционированную утечку информации процессуального, оперативно-розыскного и иного характера;

3) следует учитывать самостоятельность сотрудников оперативно-розыскных подразделений в выборе средств и приемов реализации согласованных мероприятий;

4) нужно разумно сочетать процессуальные и непроцессуальные методы деятельности;

5) в совместном плане работы важно закрепить конкретные обязанности каждого члена группы с указанием задач, сроков их решения, форм отчетности (например, на межведомственных оперативных совещаниях по делу);

6) необходимо обеспечить постоянный обмен получаемой информацией между всеми членами группы;

7) при наличии оснований ходатайствовать о поощрении членов группы, не дожидаясь окончания следствия (приговора суда).

Возможны случаи, когда в ходе реализации поручения следователя о розыске возникает необходимость в безотлагательном производстве следственных действий, например обыска с изъятием разыскиваемого орудия преступления, местонахождение которого установлено оперативным путем.

Круг следственных действий, поручаемых органу дознания, законом не определен, однако он не должен выполнять те действия, которые составляют процессуальную обязанность следователя.

На первоначальном этапе расследования из числа членов следственно-оперативной группы создаются специализированные подгруппы:

1) оперативно-розыскная, сориентированная на поиск, обнаружение, закрепление объектов, могущих стать вещественными доказательствами (преследование преступников по горячим следам, прочесывание местности, засады, наблюдение в местах возможного сбыта имущества, добытого преступным путем, и т.д.);


2) оперативно-розыскная подгруппа по выявлению соучастников преступления, сбору данных о личности подозреваемых и т.п.;

3) подгруппа по проведению осмотров, обысков, наложению арестов на имущество и других мобильных следственных действий;

4) подгруппа анализа накопленного массива информации для обеспечения деятельности СОГ в целом, подготовки запросов и объективных данных, включаемых в формулы обвинения, контроля над отработкой всех документов, составления и корректировки планов работы;

5) подгруппа специального обеспечения: специалисты-криминалисты, операторы видеосъемки, сведущие лица, вспомогательный персонал (секретари, водители, рабочие);

6) подгруппа физической и интеллектуальной защиты членов СОГ, их семей, а также материалов дела, используемой компьютерной информации, вещественных доказательств и т.п.

Формы взаимодействия. В следственно-оперативной группе как следователь, так и оперативные работники, постоянно взаимодействуют со специалистом. Особенности такого взаимодействия определяются уровнем развития научно-технического прогресса, квалификацией специалиста, обстоятельствами конкретного расследуемого дела и наличной оперативной обстановкой.

Взаимодействие следователя со специалистом выражается в участии последнего:

а) в осмотре места происшествия. В следственно-оперативную группу, расследующую "неочевидные" преступления, как правило, входят специалист-криминалист, кинолог и судебно-медицинский эксперт.

Специалист-криминалист при помощи аудиовизуальных средств фиксирует обстановку места происшествия, выявляет, изымает и упаковывает невидимые, слабовидимые и иные следы и объекты, которые могут стать вещественными доказательствами по делу. Он дает консультации о возможных действиях преступника на месте происшествия и по другим вопросам, проводит экспресс-анализ обнаруженных объектов, высказывает членам СОГ свои предположения о личности и квалификации преступника, орудиях преступления, транспортных средствах и др., которые используются в версионном процессе.

Специалист-кинолог со служебной собакой прорабатывает одорологические следы преступника на месте происшествия, изымает вещи и предметы с источниками запаха, а также запах со следов и упаковывает эти объекты.

Судебно-медицинский эксперт решает вопросы о времени и причинах наступления смерти, использованном орудии (оружии), последовательности причинения телесных повреждений;

б) при назначении экспертизы. Специалист дает рекомендации относительно: необходимости, времени назначения и вида экспертизы; вещественных доказательств и образцов, подлежащих направлению на исследование; круга выносимых вопросов и конкретных материалов уголовного дела, достаточных для производства экспертизы;

в) в получении образцов для сравнительного исследования, необходимых для производства многих видов экспертиз, например: почерковедческих, фоноскопических, трасологических, баллистических, биологических и др. При этом специалист может помочь следователю в подготовке условий и средств к их получению, в оценке образцов с точки зрения их пригодности для производства экспертизы;


г) в предъявлении для опознания, когда его помощь выражается в подборе предъявляемых объектов (например, если необходимо предъявить ювелирное изделие, он дает консультацию, по каким признакам следует подобрать аналоги, и помогает это сделать). Специалист-криминалист обеспечивает фиксацию с использованием аудиовизуальных средств процесса предъявления для опознания и полученных результатов;

д) при допросе и очной ставке, выражающемся в даче консультаций следователю (в ходе подготовки к этим действиям) и участии в них; в фиксации их хода, а также объектов, которые направляются другому следователю вместе с отдельным поручением о допросе для предъявления с фиксацией аудиовизуальными средствами. По приглашению следователя специалист может принять непосредственное участие в допросе свидетеля, потерпевшего, подозреваемого или обвиняемого, а также в очных ставках между ними;

е) при проверке показаний с выходом на место, когда он последовательно фиксирует с помощью аудиовизуальных средств все основные стадии проверки, дает консультации по вопросам, возникающим в ходе этого следственного действия.

Взаимодействие оперативного работника со специалистом также многообразно. При допросе свидетеля, не достигшего 14 лет, в качестве специалиста обязательно присутствует педагог или психолог. Специалисты помогают при проведении ревизий и инвентаризаций, консультируют по отдельным вопросам, возникающим в ходе оперативно-розыскной работы; исследуют объекты, полученные оперативным путем, и выдают соответствующие справки; непосредственно участвуют в оперативно-розыскных мероприятиях; помогают при отборе образцов для сравнительного исследования, в разработке и изготовлении специальных технических средств, при оказании технической помощи (определение характера и пригодности следов, изготовление субъективных словесных портретов, фотороботов и т.п.).

Помощь специалистов обеспечивает надежность получаемых результатов, сокращает время сбора криминалистически значимой информации, освобождает оперативных сотрудников от технической работы, которую специалисты всегда выполнят быстрее и качественнее.

§ 3. Взаимодействие следователя и оперативно-розыскных органов с общественностью при расследовании преступлений

Под общественностью в широком смысле принято понимать всех граждан страны, не имеющих служебной обязанности участвовать в правоохранительных мероприятиях и способных по своим личным качествам решать поставленные задачи. В узком смысле это представители общественных объединений и трудовых коллективов предприятий, учреждений организаций. Помощь общественности в раскрытии преступлений возможна в процессуальной и непроцессуальной формах. Последняя, в свою очередь, может быть нелегальной (оперативной) или гласной.


Следовательно, участие общественности в раскрытии преступлений это добровольная гласная или негласная, основанная на гражданском сознании деятельность общественных организаций или отдельных граждан по оказанию помощи правоохранительным органам в раскрытии преступлений, розыске виновных лиц, в выявлении и устранении причин и условий, способствовавших их совершению.

Участие общественности может носить единовременный характер или продолжаться в ходе всего расследования. В одних случаях следователь или оперативный работник сам привлекает общественность к содействию в расследовании, в других используют инициативу добровольных помощников, сигнализирующих о совершенных или готовящихся преступных посягательствах.

Помощь общественности в раскрытии преступлений может состоять в: непосредственном обнаружении и пресечении гражданами преступлений; оказании содействия в розыске и задержании преступников; сообщении правоохранительным органам данных, помогающих раскрытию преступлений; участии в подготовке и проведении следственных действий; выяснении причин и условий, способствовавших совершению преступлений.

1) Содействие в непосредственном обнаружении и пресечении преступлений реализуется путем участия в рейдах и проверках, проводимых по собственной инициативе или по заданию правоохранительных органов. Так, на стоянках автомашин, в гаражах и во дворах, как правило, находятся представители общественности, участвующие в проверке наличия угнанного или бывшего в дорожно-транспортном происшествии автомобиля, который скрылся с места происшествия.

2) Взаимодействие следователя и оперативного работника с общественностью в розыске и задержании преступника, как правило, заключается в: преследовании по горячим следам; его задержании и передаче правоохранительным органам. Эти действия граждан или представителей общественности должны быть затем процессуально оформлены соответствующими должностными лицами органа дознания или следствия.

3) Сообщение правоохранительным органам данных, способствующих раскрытию преступлений. Некоторые граждане по своей инициативе приходят или звонят в правоохранительные органы и рассказывают о подозрительных или преступных действиях. Устные заявления лиц, содержащие информацию о преступлениях, должны быть занесены в протокол, а письменные зарегистрированы. По таким сообщениям проводятся проверочные мероприятия, а в случае подтверждения возбуждаются уголовные дела.

Закон прямо предусматривает в качестве поводов к возбуждению уголовного дела заявления и письма граждан, внештатных сотрудников милиции, народных дружинников по охране общественного порядка, членов других общественных организаций, а также статьи, заметки и письма, опубликованные в печати. Если в материалах содержатся признаки состава преступления, то орган дознания, следователь или прокурор (судья) должны в пределах своей компетенции возбудить уголовное дело и принять меры к его расследованию.


К числу сведений, способствующих расследованию преступлений, относятся сообщения граждан о личности подозреваемых (обвиняемых). Лица, знакомые с подозреваемым (обвиняемым) продолжительное время, дают о нем информацию, помогающую более правильно и объективно оценить его личность и степень общественной опасности, полнее выяснить обстоятельства, способствовавшие совершению преступления.

4) Взаимодействие следователя и общественности в подготовке и проведении следственных действий реализуется при осмотре места происшествия (здесь представители общественности могут оказать содействие в преследовании преступника "по горячим следам", в охране обстановки места происшествия, в сообщении криминалистически значимых сведений, в поиске следов и предметов, которые, возможно, обретут статус вещественных доказательств, в прочесывании местности); обыске и выемке (охрана места обыска, выполнение вспомогательных мероприятий и работ); следственном эксперименте (подготовка обстановки, участие в опытных действиях и др.); опознании (установление личности потерпевшего в случае обнаружения неопознанного трупа, опознание автотранспортных средств, орудий, домашних животных по внешним признакам) и т.д.

5) Действенную помощь общественность может оказать как в выяснении причин и условий, побудивших к совершению преступлений, так и в реализации намеченных следователем мероприятий по их устранению. Положительную роль здесь играют различные общественные комиссии, которые вскрывают и недостатки в организации работы и допущенные злоупотребления, и породившие их причины.

Результативность взаимодействия следователя и оперативного работника с общественностью достигается при соблюдении следующих условий:

1) строгое выполнение требований закона;

2) недопустимость делегирования представителям общественности процессуальных функций;

3) использование помощи общественности в качестве вспомогательного средства и на строго добровольных началах;

4) привлечение общественности с учетом обстановки, складывающейся при расследовании конкретного дела;

5) недопустимость использования заинтересованных в деле лиц;

6) тщательный инструктаж и контроль действий представителей общественности;

7) возмещение материальных затрат или ущерба, понесенного конкретными представителями общественности;

8) своевременное моральное, а также материальное поощрение общественников, выполнивших данное им поручение.

Своевременное и тактически правильное привлечение общественности к расследованию и предупреждению преступлений эффективное средство повышения качества следственной деятельности, изобличения виновных лиц, устранения причин и условий, способствовавших совершению преступления.

§ 4. Основы криминалистической профилактики