ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 12.10.2020

Просмотров: 4169

Скачиваний: 4

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

Раздел четвертый. Криминалистическая методика расследования

Глава 26. Общие положения криминалистической методики расследования

§ 1. Понятие и содержание криминалистической методики расследования

§ 2. Основания и принципы формирования криминалистических методик расследования

§ 3. Структура и содержание криминалистических методик расследования

Глава 27. Организационно-управленческие основы расследования преступлений

§ 1. Понятие оперативно-розыскной деятельности и ее правовые основы

§ 2. Основы тактики взаимодействия следственных, оперативных органов и криминалистических подразделений

§ 3. Взаимодействие следователя и оперативно-розыскных органов с общественностью при расследовании преступлений

§ 4. Основы криминалистической профилактики

Глава 28. Методика расследования убийств

§ 1. Криминалистическая характеристика убийств

§ 2. Первоначальный этап расследования убийства при наличии трупа

§ 3. Последующий этап расследования убийства при наличии трупа

§ 4. Особенности расследования убийств "без трупа"

Глава 29. Особенности расследования умышленных убийств, совершаемых наемниками

§ 1. Обстоятельства, подлежащие установлению при расследовании умышленных убийств, совершенных по найму

§ 2. Первоначальный этап расследования умышленных убийств, совершенных наемниками

§ 3. Особенности производства первоначальных следственных действий

Глава 30. Методика расследования преступлений против половой неприкосновенности и половой свободы личности

§ 1. Криминалистическая характеристика изнасилований и иных насильственных действий сексуального характера

§ 2. Выдвижение следственных версий и планирование начала расследования

§ 3. Особенности тактики отдельных следственных действий

Глава 31. Расследование краж, грабежей и разбойных нападений

§ 1. Криминалистическая характеристика краж, грабежей и разбоев

§ 2. Первоначальные следственные действия и оперативно-розыскные мероприятия по получении сообщения о преступлении

§ 3. Некоторые особенности тактики следственных действий

Глава 32. Методика расследования контрабанды

§ 1. Криминалистическая характеристика контрабанды

§ 2. Типовые следственные ситуации, версии и планирование расследования

§ 3. Взаимодействие при расследовании дел о контрабанде

§ 4. Тактика проведения отдельных следственных действий по делам о контрабанде

Глава 33. Методика расследования налоговых преступлений

§ 1. Обстоятельства, подлежащие доказыванию

§ 2. Выявление налоговых преступлений

§ 3. Методика расследования уклонений от уплаты налогов с организаций

§ 4. Методика расследования налоговых преступлений, совершаемых гражданами

Глава 34. Методика расследования поджогов и преступных нарушений правил пожарной безопасности

§ 1. Криминалистическая характеристика поджогов и нарушений правил пожарной безопасности

§ 2. Тактика осмотра места происшествия по делам о пожарах

§ 3. Особенности тактики отдельных следственных действий

Глава 35. Методика расследования преступного наркобизнеса

§ 1. Характерные особенности преступного наркобизнеса

§ 2. Особенности следственных ситуаций, отработки версий и планирования расследования

§ 3. Первоначальный этап расследования дел о преступном наркобизнесе

Глава 36. Методика расследования экологических преступлений

§ 1. Криминалистическая характеристика экологических правонарушений

§ 2. Типичные следственные ситуации и действия следователя на первоначальном этапе расследования

Глава 37. Методика расследования преступлений против безопасности движения и эксплуатации транспорта

§ 1. Обстоятельства совершения транспортных преступлений

§ 2. Обстоятельства, подлежащие установлению в зависимости от исходных следственных ситуаций

§ 3. Первоначальный этап расследования

§ 4. Последующий этап расследования

Глава 38. Методика расследования преступлений в сфере компьютерной информации

§ 1. Расследование фактов неправомерного доступа к компьютерной информации

§ 2. Расследование создания, использования и распространения вредоносных программ для ЭВМ

§ 3. Расследование нарушения правил эксплуатации ЭВМ, их системы или сети

Таким образом, при традиционной структуре этапов расследования доминирующей чертой последующего этапа является процесс доказывания, осуществляемого путем развертывания уже имеющихся исходных данных к источникам (носителям) новых или дополнительных сведений, а от них к установлению значимых фактов и обстоятельств. Поэтому можно констатировать, что основная направленность этого этапа развернутое, последовательное, методичное доказывание.

Особенности тактики последующих следственных действий. Тактика действий, одноименных с проведенными на первоначальном этапе, может быть иной, поскольку изменяются задачи, объем исходных данных, следственная ситуация. Это опять-таки требует от следователя отказа от какого-либо шаблона в своей деятельности.

Расследование преступлений творческий процесс, в котором нет места схематизму, непродуманным аналогиям, скоропалительным решениям. Частная криминалистическая методика не должна сковывать инициативу следователя, исключать эвристический поиск, нестандартные решения. Однако не следует забывать, что она результат обобщения опыта многолетней следственной практики, творческая реализация которого позволяет избежать упущений и ошибок.

Конечно, вместо проблемных трудностей, в основном устраненных на первоначальном этапе, здесь достаточно часто возникают трудности конфликтного характера, существенно осложняющие получение доказательств из уже известных источников в связи с негативной позицией и противодействием некоторых участников уголовного судопроизводства (прежде всего обвиняемых, а по делам об организованной преступной деятельности их сообщников, находящихся на свободе).

В связи с появлением на последующем этапе обвиняемого и большим значением его показаний для дальнейшего расследования существенная часть следственных и иных действий концентрируется вокруг этой процессуальной фигуры.

Оперативно-розыскные мероприятия, в том числе и негласного характера, также сосредоточены на данном этапе вокруг обвиняемого с целью получения новых данных не только об инкриминируемом ему преступлении, но и для выявления других общественно опасных деяний. В связи с подобной направленностью следственных и оперативно-розыскных действий острота конфликтных ситуаций может существенно возрастать.

Поскольку главная задача последующего этапа полное и всесторонне доказывание всех значимых обстоятельств расследуемого уголовного дела, постольку основное содержание процессуальных действий составляют допросы обвиняемых, вновь выявленных свидетелей, очные ставки, следственные эксперименты, повторные осмотры и обыски, проведение экспертиз в зависимости от складывающейся по делу ситуации. Все это должно быть нацелено на обнаружение дополнительных доказательств, выявление ранее неизвестных эпизодов преступной деятельности и новых лиц, причастных к их совершению, поиск новых источников криминалистически значимой информации.


На заключительном этапе подводятся итоги проведенного расследования, устраняются допущенные ошибки и недоработки и принимается процессуальное решение, формулируемое обычно в виде обвинительного заключения или постановления о прекращении дальнейшего производства по делу.

Литература:

Быков В.М. Преступная группа: криминалистические проблемы. Ташкент, 1991.

Возгрин И.А. Криминалистическая методика расследования преступлений. Минск, 1983.

Ищенко Е.П. Алгоритмизация первоначального этапа расследования преступлений: Автореф. дис. д-ра юрид. наук. М., 1990.

Ищенко Е.П. Проблемы первоначального этапа расследования преступлений. Красноярск, 1987.

Карагодин В.Н. Преодоление противодействия предварительному следствию. Свердловск, 1992.

Глава 27. Организационно-управленческие основы расследования преступлений

§ 1. Понятие оперативно-розыскной деятельности и ее правовые основы

1. Социально-экономические преобразования в стране привели к значительному росту числа преступлений во всех сферах общественных отношений. Их большая социальная опасность, а также трудности, с которыми зачастую связано расследование многих преступных посягательств, настоятельно требуют объединить усилия следователей и оперативно-розыскных подразделений.

Правовая основа взаимодействия следователей с оперативными подразделениями и органами дознания заложена законами от 18 апреля 1991 г. "О милиции", от 12 августа 1995 г. N 144-ФЗ "Об оперативно-розыскной деятельности в Российской Федерации" и др.

Оперативно-розыскная деятельность (ОРД) является одним из видов государственной деятельности. Она осуществляется гласно и негласно уполномоченными на то государственными органами и оперативными подразделениями в пределах их компетенции путем проведения оперативно-розыскных мероприятий с использованием при этом специальных сил, средств и методов в целях защиты жизни, здоровья, собственности, прав и свобод личности, безопасности общества и государства от преступных посягательств.

Из определения явствует, что этой деятельностью вправе заниматься весьма узкий круг государственных органов, специально уполномоченных законом. Негосударственные организации таким правом не обладают. Хотя законодатель установил, что оперативно-розыскная деятельность может осуществляться гласно и негласно, наиболее типичен ее негласный характер. Гласная форма ОРД используется лишь в тех случаях, когда решение поставленной задачи возможно открытыми методами.

Оперативно-розыскные подразделения:

1) выявляют, пресекают, раскрывают и предупреждают преступления;

2) получают упреждающую информацию об оперативной обстановке в зоне обслуживания для принятия обоснованных решений по защите правопорядка в стране;

3) помогают органам предварительного расследования, прокуратуры и суда в сборе доказательств по уголовному делу, выполнении их поручений;


4) разыскивают виновных лиц, скрывающихся от органов расследования и суда, с целью уклониться от уголовного наказания за совершенное преступление, а также проводят розыск без вести пропавших;

5) добывают информацию о событиях или действиях, создающих угрозу безопасности Российской Федерации;

6) помогают иностранным правоохранительным органам в борьбе с незаконными операциями, а также и по другим вопросам, предусмотренным международными договорами РФ;

7) обеспечивают безопасность сотрудников правоохранительных органов, членов их семей и лиц, оказывающих этим органам конфиденциальную помощь;

8) выявляют и пресекают факты коррупции и другие должностные преступления со стороны сотрудников правоохранительных органов.

2. Полученные в ходе ОРД данные делятся на две группы: первую составляют те, которые могут быть легализованы и использованы в качестве доказательств по уголовным делам. Вторая группа это сведения, которые используются вне процессуальных рамок и не подлежат легализации.

К первой группе относятся:

а) записи телефонных переговоров (обвиняемых, подозреваемых), полученные в соответствии с требованиями закона. Прослушиваются как служебные, так и домашние телефоны, а аудиокассета приобщается к материалам уголовного дела в качестве вещественного доказательства. По обстоятельствам зафиксированных телефонных разговоров обязательно должен быть допрошен подозреваемый (обвиняемый). Если он заявляет, что на пленке записан не его голос, проводится фоноскопическая экспертиза;

б) данные наружного наблюдения. Сотрудники оперативных служб органов внутренних дел и безопасности, проводившие такое наблюдение, составляют рапорт, в котором указывают время наблюдения и все действия наблюдаемого. Легализация данных такого наблюдения осуществляется путем допроса соответствующих сотрудников. При необходимости может быть проведено опознание обвиняемых работниками, проводившими наружное наблюдение;

в) оперативная видео- и фотосъемка, материалы которой легализуются путем допроса лиц, ее осуществивших. В протоколе указывается, когда и каким аппаратом проводилась съемка (запись) и на какую видеокассету (пленку). Эти материалы также приобщаются к уголовному делу.

Вторую группу составляют данные, не имеющие доказательственного значения (например, полученные оперативным путем отпечатки пальцев, образцы крови, волос, пота людей, возможно причастных к расследуемому преступлению).

3. Закон "Об оперативно-розыскной деятельности" устанавливает следующие принципы проведения ОРД: законность; уважение прав и свобод личности; конспирация; сочетание гласных и негласных методов деятельности.

Принцип законности заключается в том, что при осуществлении оперативно-розыскных мероприятий оперативный состав должен строго выполнять требования Конституции РФ, законов и других правовых актов, регулирующих ОРД. Гарантией соблюдения законности в оперативно-розыскной деятельности служит прокурорский и судебный контроль.


Принцип уважения прав и свобод человека предполагает их защиту от противоправных действий со стороны соответствующих должностных лиц. Осуществляя негласную и гласную деятельность, оперативный состав обязан защищать права и свободы личности.

Принцип конспирации состоит в том, что результаты, тактика и сведения ОРД, а также информация о гражданах, оказывающих помощь правоохранительным органам на конфиденциальной основе, являются государственной тайной.

Принцип сочетания гласных и негласных методов деятельности предполагает использование оперативным составом обеих форм деятельности. Целесообразность применения тех или иных приемов и методов зависит от решаемой задачи и оперативной обстановки.

4. Оперативная обстановка это совокупность условий, прямо или косвенно влияющих на деятельность конкретного оперативно-розыскного подразделения и оперативного работника в пределах их территориальной и функциональной ответственности. Она включает: пространственные и временные характеристики; особенности географической и социально-экономической среды; состояние правопорядка, средства и методы его поддержания; количество и качество используемых сил и средств; специфику решаемых оперативно-розыскных задач и др.

§ 2. Основы тактики взаимодействия следственных, оперативных органов и криминалистических подразделений

Под взаимодействием понимается согласованная деятельность следователя, оперативного органа и экспертно-криминалистического подразделения, обеспечивающая рациональное сочетание при расследовании преступлений процессуальных действий и оперативно-розыскных мероприятий, осуществляемых каждым из них в соответствии со своими функциями и в пределах представленных им по закону полномочий с использованием специальных знаний и технико-криминалистических средств.

На каждом из этапов расследования криминалистически значимая информация, поступающая в ходе ОРД, вызывает необходимость производства конкретных следственных действий. В свою очередь, собранные следователем по уголовному делу доказательства могут обусловить проведение тех или иных оперативно-розыскных мероприятий.

Взаимодействие должно носить целеустремленный характер. Оно обязательное и необходимое условие наиболее результативной деятельности следователя, специалиста-криминалиста и органа дознания по раскрытию и расследованию конкретных преступлений.

Поручения и указания следователя органу дознания рассматриваются как официальные и обязательные.

Обнаружив признаки преступления, орган дознания должен возбудить уголовное дело и произвести для закрепления следов преступления неотложные следственные действия (осмотр, обыск, выемка, освидетельствование, задержание, допрос подозреваемых, потерпевших и свидетелей). Дела, где производство предварительного расследования обязательно, по завершении дознания передаются следователю. Дознание может вестись не более 10 суток со дня возбуждения дела.


С момента принятия дела к своему производству следователь несет полную ответственность за результаты и сроки расследования, законность и обоснованность всех принимаемых по нему процессуальных и тактических решений. Именно следователю принадлежит организующая роль во взаимодействии с органом дознания, так как только он в состоянии однозначно определить время и характер необходимых оперативно-розыскных мер.

Взаимодействие должно строиться на плановой основе. Свою работу следственные и оперативные органы обычно планируют независимо друг от друга. Однако при раскрытии конкретного преступления они вырабатывают скоординированные планы, направленные на решение общих задач, предусматривают распределение обязанностей в совместной деятельности.

По делу, которое следователь принял к своему производству, виновное лицо может быть известно или неизвестно. В первом случае орган дознания вправе производить следственные действия и розыскные мероприятия только по поручению следователя. Во втором, когда преступление к моменту принятия дела следователем осталось нераскрытым, закон обязывает орган дознания установить виновного. Наряду с обязанностью выполнять поручения и указания следователя орган дознания по такому делу должен продолжать оперативно-розыскные мероприятия, своевременно уведомляя об их результатах. На этой основе следователь получает объективную возможность координировать действия органа дознания со своими в наиболее эффективном сочетании.

Для раскрытия сложных или особо опасных преступлений (заказных убийств, бандитизма, крупных хищений, экономических преступлений, контрабанды и т.п.) создаются следственно-оперативные группы (СОГ). Основными принципами их формирования являются:

1) своевременность создания;

2) межведомственный характер формирования;

3) четкое, наиболее целесообразное распределение участков работы;

4) продуманная организация не только расследования конкретного дела, но и предупреждения аналогичных преступлений.

В соответствии со ст. 163 УПК РФ следователь руководитель группы обеспечивает общую координацию ее работы, определяет стратегию и тактику расследования, составляет и координирует выполнение общего плана расследования и индивидуальных планов входящих в группу следователей. Он же занимается техническим и информационным обеспечением, координирует оперативно-розыскные мероприятия, организует назначение экспертиз, ревизий и проверок, составляет основные следственные документы, принимает процессуальные решения, лично проводит сложные следственные действия.

Члены группы следователи и оперуполномоченные отвечают за отдельные направления или эпизоды расследования. Тогда составляется письменный план работы на день или на несколько дней. Этот план может быть как единым для всех исполнителей, так и раздельным. Раздельные планы необходимы в случаях, когда требуется детализация оперативно-розыскных мероприятий, отражение которых в общем плане нецелесообразно.