ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 12.10.2020
Просмотров: 4174
Скачиваний: 4
СОДЕРЖАНИЕ
Раздел четвертый. Криминалистическая методика расследования
Глава 26. Общие положения криминалистической методики расследования
§ 1. Понятие и содержание криминалистической методики расследования
§ 2. Основания и принципы формирования криминалистических методик расследования
§ 3. Структура и содержание криминалистических методик расследования
Глава 27. Организационно-управленческие основы расследования преступлений
§ 1. Понятие оперативно-розыскной деятельности и ее правовые основы
§ 4. Основы криминалистической профилактики
Глава 28. Методика расследования убийств
§ 1. Криминалистическая характеристика убийств
§ 2. Первоначальный этап расследования убийства при наличии трупа
§ 3. Последующий этап расследования убийства при наличии трупа
§ 4. Особенности расследования убийств "без трупа"
Глава 29. Особенности расследования умышленных убийств, совершаемых наемниками
§ 2. Первоначальный этап расследования умышленных убийств, совершенных наемниками
§ 3. Особенности производства первоначальных следственных действий
§ 2. Выдвижение следственных версий и планирование начала расследования
§ 3. Особенности тактики отдельных следственных действий
Глава 31. Расследование краж, грабежей и разбойных нападений
§ 1. Криминалистическая характеристика краж, грабежей и разбоев
§ 3. Некоторые особенности тактики следственных действий
Глава 32. Методика расследования контрабанды
§ 1. Криминалистическая характеристика контрабанды
§ 2. Типовые следственные ситуации, версии и планирование расследования
§ 3. Взаимодействие при расследовании дел о контрабанде
§ 4. Тактика проведения отдельных следственных действий по делам о контрабанде
Глава 33. Методика расследования налоговых преступлений
§ 1. Обстоятельства, подлежащие доказыванию
§ 2. Выявление налоговых преступлений
§ 3. Методика расследования уклонений от уплаты налогов с организаций
§ 4. Методика расследования налоговых преступлений, совершаемых гражданами
Глава 34. Методика расследования поджогов и преступных нарушений правил пожарной безопасности
§ 1. Криминалистическая характеристика поджогов и нарушений правил пожарной безопасности
§ 2. Тактика осмотра места происшествия по делам о пожарах
§ 3. Особенности тактики отдельных следственных действий
Глава 35. Методика расследования преступного наркобизнеса
§ 1. Характерные особенности преступного наркобизнеса
§ 2. Особенности следственных ситуаций, отработки версий и планирования расследования
§ 3. Первоначальный этап расследования дел о преступном наркобизнесе
Глава 36. Методика расследования экологических преступлений
§ 1. Криминалистическая характеристика экологических правонарушений
§ 2. Типичные следственные ситуации и действия следователя на первоначальном этапе расследования
Глава 37. Методика расследования преступлений против безопасности движения и эксплуатации транспорта
§ 1. Обстоятельства совершения транспортных преступлений
§ 2. Обстоятельства, подлежащие установлению в зависимости от исходных следственных ситуаций
§ 3. Первоначальный этап расследования
§ 4. Последующий этап расследования
Глава 38. Методика расследования преступлений в сфере компьютерной информации
§ 1. Расследование фактов неправомерного доступа к компьютерной информации
§ 2. Расследование создания, использования и распространения вредоносных программ для ЭВМ
§ 3. Расследование нарушения правил эксплуатации ЭВМ, их системы или сети
7. Какие правила дорожного движения нарушены действиями виновного?
8. Кто конкретно виноват в совершении преступных нарушений правил безопасности движения и эксплуатации транспорта?
Следователь должен установить и такие специфические обстоятельства, как квалификация и стаж водителя, состояние его здоровья, наличие алкогольного опьянения, не привлекался ли он в прошлом к административной или уголовной ответственности за нарушения правил дорожного движения.
Содержание исходных следственных ситуаций зависит от очевидности или неочевидности ДТП, наступивших вредных последствий, своевременности его обнаружения, характера следов преступления и предпринятых попыток их сокрытия, особенностей личности виновного и др.
Анализ следственной практики позволяет назвать такие исходные следственные ситуации:
1) водитель, автомобиль и потерпевший находятся на месте происшествия;
2) водитель скрылся, оставив на месте происшествия автомобиль и потерпевшего;
3) водитель скрылся, оставив на месте происшествия потерпевшего;
4) водитель скрылся с места происшествия и увез потерпевшего.
В первом случае обстановка на месте происшествия практически не изменена, виновный водитель известен. Следственные версии в такой достаточно типичной ситуации следующие:
а) происшествие стало результатом нарушения правил дорожного движения водителем;
б) причина происшествия грубое нарушение правил дорожного движения пешеходом (внезапный выход на проезжую часть дороги и др.);
в) происшествие результат выпуска в эксплуатацию заведомо технически неисправного автомобиля лицом, ответственным за безопасную работу транспорта (например, с дефектом тормозной системы);
г) происшествие возникло в результате непреодолимой природной силы (оползень, наводнение и т.д.) либо случайного стечения обстоятельств, не охватывающихся предвидением участников ДТП.
Во втором и третьем случаях обстановка на месте происшествия остается в первоначальном виде, но водитель на автомашине или, бросив ее, скрывается с места ДТП (эта ситуация характерна для серьезных вредных последствий или совершения ДТП в состоянии алкогольного либо наркотического опьянения). Наряду с версиями, перечисленными в первой ситуации, должны быть выдвинуты и версии о том, какое конкретное транспортное средство участвовало в ДТП и кто им управлял. В такой ситуации должна быть решена задача установления обстоятельств происшествия, в первую очередь определение параметров транспортного средства по повреждениям и следам на теле и одежде потерпевшего.
Если обстановка на месте происшествия сознательно изменена его участниками (четвертый случай), тогда названные версии необходимо дополнить следующей: изменение обстановки, характеризующей произошедшее ДТП, произведено в ходе восстановления безопасного движения транспорта, произведено уничтожение материальных следов, указывающих на виновность кого-либо из участников происшествия.
Наиболее типична первая ситуация, когда потерпевшим причиняются легкие или средней тяжести телесные повреждения. Алгоритм действий по ее разрешению включает безотлагательный осмотр места происшествия и автомобиля, допросы всех очевидцев, освидетельствование водителя, назначение судебно-медицинской экспертизы потерпевшего и других экспертных исследований.
Вторая следственная ситуация отличается наиболее серьезными вредными последствиями: причинением потерпевшему тяжких телесных повреждений или смерти. Эта ситуация обычно складывается после угона автомобиля либо совершения ДТП нетрезвым водителем. В этом случае следователю необходимо произвести осмотр места происшествия, установить и допросить очевидцев и других осведомленных лиц, назначить судебно-медицинскую экспертизу пострадавшего и дать поручение органам дознания (ГИБДД, уголовному розыску) о производстве оперативно-розыскных мероприятий.
Для третьей следственной ситуации характерно причинение потерпевшему телесных повреждений средней тяжести. Для ее разрешения производится осмотр места происшествия и транспортного средства, устанавливаются и допрашиваются очевицы, в том числе потерпевший, назначается судебно-медицинская экспертиза, дается поручение органам дознания о розыске скрывшегося водителя. Как и при второй ситуации, здесь возможен угон транспортного средства, а также нетрезвое состояние водителя.
При четвертой следственной ситуации алгоритм действий следователя состоит в осмотре места происшествия, допросах осведомленных лиц и даче поручений органам дознания произвести оперативно-розыскные мероприятия. При обнаружении трупа потерпевшего назначается судебно-медицинская экспертиза, а при обнаружении автомобиля криминалистические экспертизы.
При третьей и четвертой ситуациях исключительно важное значение имеет розыск скрывшегося водителя и автомобиля, которым он управлял. Прежде всего о случившемся должны быть немедленно информированы отдел ГИБДД и соседние территориальные органы милиции. В результате будут перекрыты возможные пути движения, произведен опрос свидетелей по направлению предполагаемого уезда скрывшегося транспортного средства, организовано преследование по "горячим следам".
Производится обследование автопредприятий и автосервисов, гаражей, автостоянок, дворов и других мест для обнаружения искомого транспортного средства. Розыск автомобиля и водителя обычно отправляется от следов и других исходных данных, выявленных на месте ДТП, марки и типа автомобиля, его цвета, номера и других примет, характера перевозимого груза, повреждений на окружающих предметах или теле потерпевшего, следов протектора и т.д. Очень важны показания очевидцев о внешности водителя. Для розыска следует использовать возможности местной прессы, радио, телевидения, привлекать представителей общественности.
В результате предпринятых мер исходная следственная ситуация становится более простой, если водитель и транспортное средство установлены; либо остается прежней, если этого сделать не удалось. Алгоритм действий следователя в первом случае включает допросы водителя, потерпевшего и других осведомленных лиц, проведение следственных экспериментов, назначение автотехнической, судебно-медицинской и судебно-химической экспертиз.
При втором варианте развития событий следователю необходимо всячески стимулировать оперативно-розыскные мероприятия по поиску и обнаружению водителя и его автомобиля, осуществляемые работниками ГИБДД и других служб милиции.
§ 3. Первоначальный этап расследования
Деятельность по расследованию ДТП не может быть целенаправленной и эффективной, если она не будет спланирована и организована. На основании первоначально полученных фактических данных составляется план расследования, в котором с учетом выдвинутых версий отражается последовательная система следственных действий и оперативно-розыскных мер, направленных на розыск скрывшегося с места ДТП водителя и транспортного средства.
В плане первоначального этапа расследования нужно предусмотреть соответствующие следственные осмотры; установление личности виновного; выявление очевидцев и иных свидетелей, их допросы, допросы водителей транспортных средств, участвовавших в ДТП; их судебно-медицинское освидетельствование; назначение и проведение необходимых экспертиз.
К числу неотложных следственных действий и оперативно-розыскных мер относятся: осмотр места происшествия, осмотр транспортного средства на месте ДТП или в месте его обнаружения, осмотр трупа, осмотр документов, изъятых у водителя, медицинское освидетельствование водителя и потерпевшего (для определения состояния алкогольного или наркотического опьянения), изъятие и осмотр одежды потерпевшего, допросы очевидцев и иных свидетелей, водителя. Назначается судебно-медицинская экспертиза трупа, последний предъявляется для опознания (если личность погибшего не известна). При необходимости могут быть назначены другие экспертизы (автотехническая, судебно-химическая и др.), проведены следственный эксперимент, проверка показаний с выходом на место, розыск и задержание скрывшегося водителя, установление транспортного средства, участвовавшего в ДТП, и др.
Осмотр места происшествия почти всегда предшествует другим следственным действиям и является одним из основных способов собирания доказательств по делам данной категории. В любую погоду и любое время суток выезд на место происшествия должен быть произведен как можно быстрее, ибо ДТП чаще случаются на дорогах с интенсивным движением, нередко при неблагоприятных метеорологических условиях (дождь, снег, туман, гололед и т.д.), вследствие чего следовая обстановка быстро изменяется. Нужно учитывать также, что несвоевременным прибытием следователя на место происшествия может воспользоваться виновный водитель транспорта для уничтожения следов происшествия, повреждения узлов автомобиля, чтобы потом заявить о его внезапном выходе из строя.
Осмотр места ДТП. Когда поступает сообщение о дорожно-транспортном происшествии, связанном с причинением смерти потерпевшему либо тяжких телесных повреждений и значительного материального ущерба, на место происшествия направляется следственно-оперативная группа в составе следователя и инспектора ГИБДД, оперативного работника уголовного розыска, судебного медика, специалиста-криминалиста и специалиста-автотехника. При ДТП со смертельным исходом, а также происшествиях с участием иностранцев осмотр всегда проводит следователь.
Следует учитывать определенную специфику осмотра места происшествия по делам данной категории. Практически всегда необходимо как можно быстрее освободить проезжую часть дороги для обеспечения нормального движения транспорта. Поэтому на трассе целесообразно отметить места нахождения трупа, транспортного средства и других объектов, значимых для дела, произвести нужные измерения, а затем осмотр. Кроме традиционной фиксации обстановки места происшествия (фотографирования) целесообразно использовать видеозапись.
Важным обстоятельством, влияющим на развитие ДТП, являются дорожные условия. Поэтому необходимо определить качество дорожного покрытия (асфальт, бетон, гравий и др.), его эксплуатационное состояние (сухое, с наледью и др.), особенности (спуск, крутой поворот, подъем и т.п.). Границы осмотра иногда составляют несколько метров, а нередко они имеют протяженность в несколько сотен метров. На проезжей части дороги могут быть обнаружены следы торможения, капли масла, тосола, позволяющие определить скорость и направление движения транспорта, капли крови, мозгового вещества, осколки фар, лобового и ветрового стекла, частицы лакокрасочного покрытия и т.п.
Определенные особенности имеет осмотр дороги. Важны ее конфигурация (прямая трасса, развилка, перекресток, поворот), наличие уклона (горизонтальная дорога, спуск, подъем), тип покрытия (грунт, асфальт, бетон), его состояние на проезжей части (сухое, мокрое, заснеженное и т.д.), наличие обочин, тротуаров, газонов, дорожных знаков, пешеходных переходов, остановок общественного транспорта и т.д. Далее изучается расположение транспортных средств, следов, других вещественных доказательств по отношению к проезжей части, элементам дороги (обочине, разделительной полосе) и постоянным ориентирам (перекрестку, углу дома, дорожному знаку и т.п.).
Границы осматриваемого участка дороги рекомендуется увеличивать как в сторону движения автомобиля, так и в противоположную. Нужно точно зафиксировать ширину проезжей части, обочин, тротуаров, следы пятен крови, мозгового вещества, бензина, масла, отделившиеся детали транспортного средства и части перевозимого груза, осколки фар и стекол, отслоившуюся краску. Подлежат фиксации длина и особенности тормозного пути, последствия заноса, положение транспортных средств относительно элементов проезжей части и ее границы.
Поскольку определение скорости движения автомобиля нередко имеет для расследования решающее значение, нужно очень ответственно отнестись к выяснению длины и характера тормозного пути. Эти параметры с учетом свойств дорожного покрытия, рельефа дороги, веса автомобиля, степени изношенности протектора, состояния тормозов, а иногда и силы ветра важны для установления скорости движения в момент, предшествующий торможению. Для определения скорости используются: специальные таблицы и формулы, предложенные специалистами-автотехниками, а также производство следственного эксперимента.
Определенную специфику имеет осмотр трупа потерпевшего. Если позволяет обстановка, труп лучше осматривать на месте его обнаружения. Однако нередко это рациональнее сделать в морге. В ходе осмотра должно быть зафиксировано расположение трупа относительно транспортного средства и его следов, окружающих предметов и элементов дороги, описаны поза и трупные явления. Далее фиксируется наличие на теле погибшего, его одежде и обуви повреждений, отпечатков рисунка протектора, решетки радиатора, бампера и других частей автомобиля, пятен машинной смазки, частиц краски, стекла, дорожной пыли, грязи, детально описывается их форма, размеры, локализация.
Осмотр транспортного средства, участвовавшего в ДТП, имеет не меньшее значение, чем осмотр места происшествия, особенно для выяснения механизма преступления и установления виновного лица. Транспортное средство после аварии обычно сохраняет на себе множество следов, достаточно очевидных. Обязательно фиксируется его положение на месте происшествия по отношению к постоянным ориентирам (угол дома и т.д.); другим транспортным средствам. Делается это посредством фотографирования, вычерчивания плана, схемы, и, конечно, протокольного описания.
Вначале фиксируется тип, марка и номерной знак автомобиля; повреждения, возникшие в результате ДТП; осуществляется поиск следов и вещественных доказательств (кровь, волосы, мозговое вещество, обрывки ткани одежды потерпевшего). Автомобиль обычно начинают осматривать с его передней части, осмотр производят "снизу вверх". Тщательно обследуются бампер, фары, подфарники, указатели поворота, переднее стекло, решетка радиатора, капот, передние крылья, с тем чтобы обнаружить на них повреждения от удара, волокна одежды, следы крови, волосы потерпевшего и т.п. Затем в этих же целях необходимо осмотреть ходовую часть и днище кузова автомобиля.
При осмотре нижней части внимание обращается на ходовую часть, выступающие детали мостов, рессоры, картер двигателя, где можно обнаружить лоскуты одежды, волосы, кровь и т.д. Следы рук нужно искать на колонке рулевого управления, рукоятке переключения передач, на приборной панели (что особенно важно в том случае, когда водитель скрылся, оставив машину, или заявляет, что не он управлял автомобилем). Запаховые следы изымаются с сидений и других предметов, которых касались водитель и пассажиры.