Файл: Трудовая мотивация и адаптационный потенциал сотрудников организаций (Понятие адаптации).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 04.07.2023

Просмотров: 119

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Задачи системы управления адаптацией могут быть представлены схематично:

В задачи подразделения или специалиста по управлению адаптацией в области организации технологии процесса адаптации, входит:

  • проведение семинаров, курсов по различным вопросам адаптации;
  • осуществление индивидуальных бесед руководителей, наставников с новыми сотрудниками;
  • интенсивные краткосрочные курсы для руководителей, вновь вступающих в должность;
  • специализированные курсы для подготовки наставников;
  • реализация метода постепенного усложнения выполняемых новыми сотрудниками заданий;
  • выполнение разовых общественных поручений для установления контактов нового работника с коллективом;
  • подготовка новых кадров при ротации сотрудников; организация в коллективе специальных ролевых игр по сплочению коллектива.

1.5 Программы адаптации

Программа адаптации представляет собой набор конкретных действий, которые нужно произвести сотруднику, ответственному за адаптацию. В различных учебных пособиях встречаются разные синонимы программ адаптации — их также называют программами ориентации или просто ориентацией. Суть этих явлений примерно одна и та же. Мы будем пользоваться термином «программа адаптации», так как считаем адаптацию базовым и всеохватывающим процессом, подчиняющим себе введение в должность и ориентацию.

Программу по адаптации можно разделить на общую и специальную (специализированную). Общая программа адаптации касается в целом всей организации. В ходе проведения программы должны затрагиваться следующие вопросы:

1. Общее представление о компании:

  • цели, приоритеты, проблемы;
  • традиции, нормы, стандарты;
  • продукция и ее потребители, стадии доведения продукции до потребителя;
  • разнообразие видов деятельности;
  • организация, структура, связи компании;
  • информация о руководителях.

2. Политика организации:

  • принципы кадровой политики;
  • принципы подбора персонала;
  • направления профессиональной подготовки и повышения квалификации;
  • содействие работникам в случае привлечения их к судебной ответственности;
  • правила пользования телефоном внутри предприятия;
  • правила использования различных режимов рабочего времени;
  1. правила охраны коммерческой тайны и технической документации.

3. Оплата труда:

  • нормы и формы оплаты труда и ранжирование работников;
  • оплата выходных, сверхурочных.

4. Дополнительные льготы:

  • страхование, учет стажа работы;
  • пособия по временной нетрудоспособности, выходные пособия, пособия по болезням в семье, в случае тяжелых утрат, пособия по материнству;
  • поддержка в случае увольнения или ухода на пенсию;
  • возможности обучения на работе;
  • наличие столовой, буфетов;
  • другие услуги организации для своих сотрудников.

5. Охрана труда и соблюдение техники безопасности:

  • места оказания первой медицинской помощи;
  • меры предосторожности;
  • предупреждение о возможных опасностях на производстве;
  • правила противопожарной безопасности;
  • правила поведения при несчастных случаях и порядок оповещения о них.

6. Работник и его отношения с профсоюзом:

  • сроки и условия найма;
  • назначения, перемещения, продвижения;
  • испытательный срок;
  • руководство работой;
  • информирование о неудачах на работе и опозданиях на работу;
  • права и обязанности работника;
  • права непосредственного руководителя;
  • организации рабочих;
  • постановления профсоюзов и политика компании;
  • руководство и оценка исполнения работы;
  • дисциплина и взыскания, оформление жалоб;
  • коммуникация: каналы коммуникации, почтовые материалы, распространение новых идей.

7. Служба быта:

  • организация питания;
  • наличие служебных входов;
  • условия для парковки личных автомобилей;

8. Экономические факторы:

  • стоимость рабочей силы;
  • стоимость оборудования;
  • ущерб от прогулов, опозданий, несчастных случаев .

После осуществления общей программы следует перейти к специальной (специализированной). Она охватывает вопросы, связанные конкретно с каким-либо подразделением или рабочим местом и осуществляется как в формах специальных бесед с сотрудниками того подразделения, в которое пришел новичок, так и собеседований с руководителем (непосредственным и вышестоящим). В нее должны быть включены следующие вопросы:

1. Функции подразделения:

  • цели и приоритеты, организация и структура;
  • направления деятельности;
  • взаимоотношения с другими подразделениями;
  • взаимоотношения внутри подразделения.

2. Рабочие обязанности и ответственность:

  • детальное описание текущей работы и ожидаемых результатов;
  • разъяснение важности данной работы, как она соотносится с другими в подразделении и на предприятии в целом;
  • нормативы качества выполнения работы и основы оценки исполнения;
  • длительность рабочего дня и расписание;
  • дополнительные ожидания (например, замена отсутствующего работника).

3. Требуемая отчетность:

  • виды помощи, которая может быть оказана, когда и как просить о ней;
  • отношения с местными и общегосударственными инспекциями.

4. Процедуры, правила, предписания:

  • правила, характерные только для данного вида работы или данного подразделения;
  • поведение в случае аварий, правила техники безопасности;
  • информирование о несчастных случаях и опасности;
  • гигиенические стандарты;
  • охрана и проблемы, связанные с воровством;
  • отношения с работниками, не принадлежащими к данному подразделению;
  • правила поведения на рабочем месте;
  • вынос вещей из подразделения;
  • контроль за нарушениями;
  • перерывы (перекуры, обед);
  • телефонные переговоры личного характера в рабочее время;
  • использование оборудования;
  • контроль и оценка исполнения.
  1. Представление сотрудников подразделения.

Данные программы можно использовать как для первичной, так и для вторичной адаптации. Так как адаптация молодых работников, которые еще не имеют профессионального опыта, отличается тем, что она заключается не только в усвоении информации об организации, но и в обучении самой работе, поэтому в программу адаптации обязательно должно входить обучение.

Особые потребности в адаптации ощущают сотрудники старшего возраста. Они также нуждаются в обучении и их потребности где-то схожи с потребностями молодых работников, но им часто труднее вписаться в коллектив. Свои особенности имеет адаптация инвалидов, сотрудников, вернувшихся после прохождения учебных курсов.

Особо следует отметить адаптацию женщин, выходящих на работу после отпуска по уходу за ребенком. Чем дольше она находится дома, тем сложнее ей включиться в трудовой ритм. Связано это с тем, что, во-первых, после ее выхода на работу обычно обнаруживается недостаток в знаниях, навыках (за три года может очень многое поменяться, например, появиться новое программное обеспечение или новые технологии). Во-вторых, нарушается ритм жизни: во время отпуска женщина сама планировала свое время, выйдя же на работу, ей приходится, находится положенное количество времени на одном месте. В-третьих, появляется психологический барьер, при котором женщина должна опять принять статус подчиненной.

Все это нельзя оставлять без внимания и необходимо учитывать при составлении программ по адаптации.

Глава 2. Понятие мотивации


2.1. Цели мотивации и обоснование ее необходимости

Для достижения целей организации руководству необходимо обеспечить эффективные действия персонала. Сюда входят создание функциональной загрузки сотрудников и нужных условий, а также необходимо уметь активизировать желание энергично совершать именно те действия, которые приближают организации к достижению поставленных целей. Вследствие этого руководство организации должно выполнять весьма важную функцию - создание условий для мотивации работников и выполнение ее на практике.

Управляющий зачастую обязан помнить, что даже хорошо составленные планы и совершенная структура организации не имеют никакого смысла, если кто-то не выполняет работу компании. И задача функции мотивации состоит в том, чтобы члены организации осуществляли работу в соответствии с делегированными им обязанностями и считаясь с планом. Руководители всегда выполняли функцию мотивации своих работников, осознавали они это сами или нет.

С точки зрения психологии мотивация - это желание и потребность, направляющее и стимулирующее поведение человека.

Различными учеными мотивация человека к деятельности подразумевается как совокупность движущих сил, которые побуждают человека к осуществлению определенных действий. Эти силы находятся как вне, так и внутри человека и заставляют его осознанно или не осознанно совершать определённые поступки.

Мотивация как функция управления - это процесс, с помощью которого руководство компании побуждает сотрудников действовать так, как было ранее запланировано и организовано, поскольку успех организации в определенной мере зависит от того, насколько эффективно действуют участники производственного процесса. Поэтому мотивацию в компании можно трактовать как побуждение работников компании к действию. При этом мотивация представляет собой, с одной стороны, побуждение, навязанное индивидам извне, а с другой - это самопобуждение.

Чтобы разобраться в природе мотивации, важно понимать, что поведение индивида в трудовом процессе определяется взаимодействием различных внешних и внутренних побудительных сил, среди которых следует, прежде всего, выделить мотивы и стимулы.

Под стимулом понимается материальная награда определенной формы, например, заработная плата.


Мотивы, являясь личностным побуждением к активности, тесно связаны со средой жизнедеятельности. В ней содержится вся совокупность потенциально возможных стимулов. Индивидуальность человека появляется в выборе стимулов.

Под мотивами подразумеваются причины поведения человека, из-за которых он поступает и действует именно так, а не иначе. Вследствие этого мотивы и рассматриваются как причины, определяющие выбор, направленность поведения. Деятельность человека побуждается, как правило, не одним, а многими мотивами, поэтому они могут находиться между собой в разнообразных отношениях. В основе того или иного поступка может лежать борьба поступков, мотивы могут усиливать или ослаблять друг друга, среди них может выделиться основной или ведущий мотив, подчиняющий себе другие.

Мотивы могут быть внешними или внутренними; первые обусловлены стремлением человека обладать какими-то объектами, которые ему не принадлежат или, наоборот - избежать такого обладания. Внутренние мотивы связаны с получением удовлетворения от уже имеющегося у человека объекта, который он желает сохранить, или неудобствами, которые приносит обладание им, а, следовательно, стремление от него избавиться.

Стимул понимается как внешняя причина, побуждающая людей к деятельности, а мотив выступает как внутренняя побудительная сила. Если стимул заметен, его можно заблаговременно спланировать или отменить, то мотив скрыт, его действие часто бывает внезапным для наблюдателей, так как он зависит от инстинктивных импульсов, потребностей, влечений.

Одновременно с этим стимулы и мотивы самым тесным образом связаны между собой. Процесс стимулирования деятельности сотрудника компании - это такое воздействие на его поведение, которое включает в свою сферу все потребности, мотивы, интересы, стремления, цели. Исходя из этого, ядро стимулирования составляет взаимодействие внешних условий и внутренней структуры личности работника организации. Стимулирование осуществляется через создание условий, изменяющих трудовую ситуацию, чтобы у работника возникало желание, стремление к эффективной деятельности. Для успешного стимулирования важно знать внутренние мотивы.

Не любое целевое, направленное воздействие на поведение человека активизирует его деятельность, только то, которое становится личностно важным для данного конкретного человека, соответствует его внутренним устремлениям. Только в этом случае возникает заинтересованность работника в своей деятельности, психологическая предрасположенность по отношению к выполнению ролевых требований и, как итог этого, побуждение к качественному выполнению работы. Стимулирование включает в себя не только создание внешней ситуации выбора определенной (наиболее привлекательной) формы поведения, но и ее соответствие структуре личности работника. Вместе с внешней стимуляцией эта внутренняя структура (в случае ее активизации) формирует непосредственный мотив действий.