Файл: Упрощенная форма бухгалтерского учета на малом предприятии.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 04.07.2023

Просмотров: 106

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

3) форма № В-3 по учету затрат на производство;

4) форма № В-4 по учету денежных средств и фондов;

5) форма № В-5 по учету расчетов и прочих операций;

6) форма № В-6 (оплата) по учету реализации, если в учетной политике закреплен метод реализации «по оплате»;

7) форма № В-6 (отгрузка) по учету расчетов и прочих операций, если в учетной политике закреплен метод реализации «по отгрузке»;

8) форма № В-7 по учету расчетов с поставщиками;

9) форма № В-8 по учету оплаты труда;

10) форма № В-9 – шахматная ведомость[11].

Упрощенная форма бухгалтерского учета с использованием регистров бухгалтерского учета представлена на рис. 4. Каждая ведомость, как правило, применяется для учета операций по одному из используемых бухгалтерских счетов. Сумма по любой операции записывается одновременно в двух ведомостях: в одной – по дебету счета с указанием номера кредитуемого счета (в графе «Корреспондирующий счет»), в другой – по кредиту корреспондирующего счета и аналогичной записью номера дебетуемого счета. В обеих ведомостях в графах «Содержание операции» (или характеризующих операцию) делается запись на основании форм первичной учетной документации о сути совершенной операции либо пояснения, проставляются шифры.

Рисунок 4 - Схема упрощенной формы бухгалтерского учета с использованием регистров бухгалтерского учета[12]

Остатки средств в отдельных ведомостях должны сверяться с соответствующими данными первичных документов, на основании которых были произведены записи (кассовые отчеты, выписки банков). Обобщение месячных итогов финансово-хозяйственной деятельности малого предприятия, отраженных в ведомостях, производится по форме № В-9, на основании которой составляется оборотно-сальдовая ведомость, которая является основанием для составления бухгалтерского баланса. Во всех применяемых ведомостях указывается месяц, в котором они заполняются, а в необходимых случаях – наименование синтетических счетов. В конце месяца после подсчета итога оборотов ведомости подписываются лицами, производившими записи.

В таблице 2 систематизированы учетные регистры в зависимости
от применяемой формы бухгалтерского учета.

Таблица 2

Систематизация учетных регистров в зависимости от
применяемых форм бухгалтерского учета[13]


Наименование

имущества и
обязательств

Форма бухгалтерского учета

Журнально-ордерная

Упрощенная с использованием регистров

Простая

1

2

3

4

Основные средства

Ж-О № 13 и разработочная таблица № 6

Ведомость учета основных средств, начисленных амортизационных отчислений (форма № В-1)

Книга (журнал)

учета фактов хозяйственной деятельности (форма № К-1)

Нематериальные активы

Ж-О № 13 и разработочная таблица № 6

Материалы и товары

Ж-0 № 10, № 10/1 и ведомость № 10

Ведомость учета производственных запасов и товаров, а также НДС, уплаченного по ценностям
(форма № В-2)

Затраты на производство

Ж-О № 10 и ведомости
№ 12, № 15

Ведомость учета затрат на
производство (форма № В-3)

Денежные средства

Ж-О № 1 (касса), Ж-О № 2 (расчетные и
валютные счета), ведомость № 1 (касса), ведомость № 2 (расчетные и
валютные счета)

Ведомость учета денежных средств и фондов
(форма № В-4)

Продолжение таблицы 2

1

2

3

4

Оплата труда

Ж-О № 10, расчетно-платежная ведомость (форма № Т-49) или расчетная ведомость (форма №Т-51)

Ведомость учета оплаты
труда (форма № В-8)

Расчеты с подотчетными лицами

Ж-О №7

Ведомость учета расчетов

и прочих операций
(форма № В-5)

Расчеты с поставщиками и подрядчиками

Ж-О № 6, ведомость № 6

Ведомость учета расчетов с поставщиками (форма № В-7)

Расчеты с покупателями и заказчиками

Ж-О №11, ведомость № 16

Ведомость учета реализации (форма № В-6)

Расчеты с прочими дебиторами и кредиторами

Ж-О № 8, ведомость № 7

Ведомость учета расчетов и прочих операций
(форма № В-5)

Доходы и расходы по основной деятельности

Ж-О №11, ведомость № 16

Ведомость учета реализации (форма № В-6)


Как уже было отмечено ранее, применение той или иной формы бухгалтерского учета непосредственно влияет на специфику использования регистров учета имущества и обязательств.

Проведенное исследование позволяет сделать следующие выводы.

Система нормативного регулирования бухгалтерского учета, которой должны руководствоваться организации, состоит из документов четырех уровней: 1) законодательные акты (Федеральный закон от 21.11.1996 № 129-ФЗ «О бухгалтерском учете», Гражданский кодекс РФ), указы Президента РФ и постановления Правительства РФ, непосредственно или опосредованно регулирующие организацию и ведение бухгалтерского учета в организациях; 2) положения (стандарты) по бухгалтерскому учету, устанавливающие принципы, правила и способы ведения учета хозяйственных операций, формирования и представления бухгалтерской отчетности, а также другие нормативные акты и методические указания по вопросам бухгалтерского учета; 3) методические рекомендации (инструкции, указания) по учету имущества, обязательств, доходов и расходов, составлению бухгалтерской отчетности, которые утверждаются Минфином России с учетом отраслевой специфики, видов деятельности, особенностей отдельных фактов хозяйственной жизни организаций; 4) рабочие документы организации.

Отражение хозяйственных операций в системе счетов бухгалтерского учета и регистрах бухгалтерского учета, применяемых малым предприятием, осуществляется посредством двойной записи. Малым предприятиям с простым технологическим процессом производства продукции и имеющим незначительное количество хозяйственных операций рекомендуется применение упрощенной формы бухгалтерского учета. Для организации учета по упрощенной форме бухгалтерского учета малое предприятие на основе типового Плана счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности составляет рабочий План счетов.

При выборе формы бухгалтерского учета малых предприятий можно остановиться на применении единой журнально-ордерной формы, которая используется исключительным большинством предприятий и организаций, в том числе и не относящихся к субъектам малого бизнеса.

Однако ввиду сложности данной формы учета, ее применение оправдано не на всех малых предприятиях. Упрощенная форма бухгалтерского учета малым предприятием может вестись по простой форме бухгалтерского учета; форме бухгалтерского учета с использованием регистров бухгалтерского учета имущества малого предприятия.


Глава 2. Бухгалтерский учет на малом предприятии ООО «Альпари»

2.1. Организация бухгалтерского учета в ООО «Альпари»

Общество с ограниченной ответственностью «Альпари» создано в 1999 г. ООО «Альпари» было учреждено в соответствии с законодательством Российской Федерации, зарегистрировано 18 апреля 1999 г.

Основным видом деятельности ООО «Альпари» является мелкосерийное производство различных видов изделий из деревянных заготовок и наполнителей.

ООО «Альпари» по всем критериям относится к категории малых предприятий.

Бухгалтерский учёт ведётся бухгалтерией, которая обеспечивает правильную постановку и достоверность учёта, контроль за сохранностью собственности, правильное расходование денежных средств и материальных ценностей. Бухгалтерия возглавляется главным бухгалтером. Главный бухгалтер подчиняется административно непосредственно директору предприятия. Непосредственно главному бухгалтеру подчиняются старший бухгалтер, бухгалтер расчётной части, бухгалтер материальной части и бухгалтер-кассир. Ответственность за ведение бухгалтерского учёта несёт главный бухгалтер. Главный бухгалтер подписывает совместно с руководителем документы, служащие основанием для приёмки и выдачи товарно-материаль­ных ценностей и денежных средств.

Предприятие использует журнально-ордерную форму бухгалтерского учета и традиционную систему налогообложения.

2.2. Учет основных средств на предприятии

Бухгалтерский учет основных средств в ООО «Альпари» ведется в соответствии с Положением по бухгалтерскому учету «Учет основных средств» ПБУ 6/01[14]. Основные средства принимаются к бухгалтерскому учету в случае их приобретения, сооружения и изготовления, внесения учредителями в счет вклада в уставный капитал, получения по договору дарения и иных случаях безвозмездного получения и других поступлений.


Рассмотрим на примерах как отражается в бухгалтерском учете поступление основных средств в ООО «Альпари».

ООО «Альпари» для управленческих нужд приобрело в ноябре 2014 г. компьютерную технику, стоимостью 36 000 руб. (в том числе НДС — 5 492 руб.), которая введена в эксплуатацию в том же месяце. Затраты по доставке техники на предприятие составили 720 руб. (в том числе НДС — 110 руб.) Установлен срок полезного использования техники для целей бухгалтерского учета - 3 года. Согласно учетной политике начисление амортизации для целей бухгалтерского учета производится линейным способом (методом).

Приобретенная компьютерная техника принимается к бухгалтерскому учету в качестве объекта основных средств, так как он удовлетворяет всем условиям, перечисленным в пункте 4 ПБУ 6/01. Согласно Плану счетов и Инструкции по его применению[15] затраты на приобретение объектов основных средств, не требующих монтажа, отражаются по стоимости приобретения (без учета НДС) по дебету счета 08 «Вложения во внеоборотные активы», субсчет 08-4 «Приобретение объектов основных средств» в корреспонденции с кредитом счета 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками». В соответствии с Инструкцией по применению Плана счетов сформированная первоначальная стоимость объекта основных средств, принятого в эксплуатацию и оформленного в установленном порядке, списывается с кредита счета 08 «Вложения во внеоборотные активы», субсчет 08-4 «Приобретение объектов основных средств» в дебет счета 01 «Основные средства». Годовая норма амортизационных отчислений в бухгалтерском учете составляет 33,33% (100% / 3 года). То есть ежемесячные амортизационные отчисления составят 864,30 руб.((31 118 * 33,33% / 12). Сумма начисленной амортизации по объекту основных средств отражается в бухгалтерском учете путем накопления соответствующих сумм на отдельном счете (пункт 25 ПБУ 6/01). Согласно Инструкции по применению Плана счетов начисленная сумма амортизации отражается по кредиту счета 02 «Амортизация основных средств» в корреспонденции со счетами учета затрат на производство (расходов на продажу), в данном примере — в корреспонденции с дебетом счета 26 «Общехозяйственные расходы». Начисление амортизации по объекту амортизируемого имущества начинается с 1-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором этот объект был введен в эксплуатацию (пункт 2 статьи 259 НК РФ)[16].

Таблица 3

Учет основных средств

Содержание операций

Дебет

Кредит

Сумма (руб.)

Бухгалтерские записи на дату приобретения и ввода в эксплуатацию объекта ОС

Отражены вложения в приобретенный компьютер

08-4

60

30508

Отражена сумма НДС, предъявленная поставщиком

19-1

60

5492

Отражены затраты по доставке компьютера

08-4

60

610

Отражена сумма НДС, предъявленная поставщиком

19-3

60

110

Произведена оплата за приобретенный компьютер

60

51

36000

Произведена оплата по доставке компьютера на предприятие

60

51

720

Принтер принят к учету в составе ОС

01

08-4

31118

Ежемесячно начиная с месяца, следующего за месяцем принятия к учету объекта ОС, до полного погашения его стоимости либо списания с учета

Начислены амортизационные отчисления

26

02

864,30