Файл: Упрощенная форма бухгалтерского учета на малом предприятии.pdf
Добавлен: 04.07.2023
Просмотров: 94
Скачиваний: 2
СОДЕРЖАНИЕ
Глава 1. Теоретические аспекты упрощенной системы бухгалтерского учета на малом предприятии
1.1 Нормативное регулирование бухгалтерского учета на малом предприятии
1.2. Общие требования к организации бухгалтерского учета на малом предприятии
Глава 2. Бухгалтерский учет на малом предприятии ООО «Альпари»
2.1. Организация бухгалтерского учета в ООО «Альпари»
2.2. Учет основных средств на предприятии
2.3. Учет денежных средств на предприятии
2.4. Учет расчетов по оплате труда на предприятии
2.5.Учет производства продукции, продаж и финансового результата
Глава 3. Рекомендации, направленные на совершенствование бухгалтерского учета на предприятии
Введение
Актуальность. Малое предпринимательство представляет собой важнейшую сферу рыночной экономики нашего времени. Ее развитие означает быстрое создание новых рабочих мест, оживление на товарных рынках, появление самостоятельных источников доходов у значительной части экономически активного населения, снижение социальных нагрузок на расходы бюджетов.
Важнейшим фактором эффективной деятельности любого предприятия, в том числе и малого, является рациональность организации бухгалтерского учета. Бухгалтерский учет выступает звеном, соединяющим финансово-хозяйственную деятельность как непосредственно субъекта хозяйствования, так и его должностных лиц, принимающих решения. Данные финансово-хозяйственной деятельности являются входом в систему бухгалтерского учета, а полезная информация для лиц, принимающих решения, - выходом из нее. Бухгалтерский учет является основным источником информации о финансовом положении организации для всех категорий пользователей. В то же время, на сегодняшний день в области методики учета для малых предприятий отсутствуют специальные стандарты.
Цель работы состоит в исследовании упрощенной формы бухгалтерского учета на малом предприятии, разработке рекомендаций, направленных на его совершенствование на малом предприятии «Альпари».
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
- исследовать особенности учета на малом предприятии;
- исследовать организацию бухгалтерского учета на малом предприятии ООО «Альпари»;
- провести анализ финансово-хозяйственной деятельности предприятия;
- разработать рекомендации, направленные на повышение эффективности бухгалтерского учета в ООО «Альпари».
Предметом исследования является совокупность теоретических и организационно-методических вопросов по развитию методики бухгалтерского учета субъектов малого предпринимательства.
Объектом исследования является малое предприятие ООО «Альпари».
Теоретическую и методологическую основу исследования составили научные труды, представленные в отечественной литературе в области бухгалтерского учета. В качестве методического инструментария применялись такие общенаучные приемы и методы, как классификация, группировка, сравнение, обобщение, анализ, синтез, системный подход.
Информационной базой исследования послужили: законодательные и нормативные акты по вопросам правового статуса и регулирования деятельности субъектов малого предпринимательства, а также по вопросам организации бухгалтерского учета, состава бухгалтерской отчетности и порядка формирования ее показателей; данные первичного, синтетического и аналитического учета; отчетная и плановая документация субъекта малого предпринимательства – ООО «Альпари».
Глава 1. Теоретические аспекты упрощенной системы бухгалтерского учета на малом предприятии
1.1 Нормативное регулирование бухгалтерского учета на малом предприятии
Система нормативного регулирования бухгалтерского учета, которой должны руководствоваться организации, состоит из документов четырех уровней (рис. 1).
Рисунок 1 - Система нормативного регулирования бухгалтерского учета в РФ[1]
К первому уровню системы нормативного регулирования следует отнести законодательные акты (Федеральный закон от 21.11.1996 № 129-ФЗ «О бухгалтерском учете»[2], Гражданский кодекс РФ), указы Президента РФ и постановления Правительства РФ, непосредственно или опосредованно регулирующие организацию и ведение бухгалтерского учета в организациях.
Второй уровень составляют положения (стандарты) по бухгалтерскому учету, устанавливающие принципы, правила и способы ведения учета хозяйственных операций, формирования и представления бухгалтерской отчетности, а также другие нормативные акты и методические указания по вопросам бухгалтерского учета.
К третьему уровню регулирования системы нормативного обеспечения учета относятся методические рекомендации (инструкции, указания) по учету имущества, обязательств, доходов и расходов, составлению бухгалтерской отчетности и др., которые утверждаются Минфином России с учетом отраслевой специфики, видов деятельности, особенностей отдельных фактов хозяйственной жизни организаций. Особое место среди документов данного уровня занимают План счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций и Инструкция по его применению, утвержденные приказом Минфина России от 31.10.2000 № 94н[3].
Четвертый уровень составляют рабочие документы организации. Следует заметить, что систему нормативного регулирования налогообложения также можно представить в виде четырех уровней (аналогично системе регулирования бухгалтерского учета): законодательные акты; нормативные документы; методические документы; организационные документы. Законодательство РФ о налогах и сборах состоит из Налогового кодекса РФ[4] и принятых в соответствии с ним федеральных законов о налогах и сборах. Правительство РФ, федеральные органы исполнительной власти, уполномоченные осуществлять функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере налогов и сборов и в области таможенного дела, органы исполнительной власти субъектов РФ, исполнительные органы местного самоуправления в предусмотренных законодательством о налогах и сборах случаях в пределах своей компетенции издают нормативные правовые акты по вопросам, связанным с налогообложением и сборами, но при этом эти акты не могут изменять или дополнять законодательство о налогах и сборах. Перечень таких нормативных актов весьма обширен и регулирует конкретные вопросы налогообложения. В системе нормативного регулирования налогообложения существуют документы, которые называются методическими рекомендациями по уплате конкретных налогов и сборов, рекомендациями для налоговых органов по применению различных нормативных актов. И наконец, значительную долю в системе нормативного регулирования налогообложения занимают внутренние распорядительные документы налогоплательщика. В соответствии со ст. 52 НК РФ налогоплательщик самостоятельно исчисляет сумму налога исходя из налоговой базы, ставки налога и налоговых льгот. Согласно НК РФ все организации – плательщики налога на прибыль – обязаны вести налоговый учет. Налоговый учет – это система обобщения информации для определения налоговой базы по налогу на прибыль. Эта информация составляется на основе данных первичных документов, сгруппированных в соответствии с порядком, предусмотренным НК РФ.
1.2. Общие требования к организации бухгалтерского учета на малом предприятии
Отражение хозяйственных операций в системе счетов бухгалтерского учета и регистрах бухгалтерского учета, применяемых малым предприятием, осуществляется посредством двойной записи. Малым предприятиям с простым технологическим процессом производства продукции и имеющим незначительное количество хозяйственных операций (как правило, не более ста в месяц) рекомендуется применение упрощенной формы бухгалтерского учета. Для организации учета по упрощенной форме бухгалтерского учета малое предприятие на основе типового Плана счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности составляет рабочий План счетов бухгалтерского учета хозяйственных операций, который позволит вести учет средств и их источников в регистрах бухгалтерского учета по основным счетам и тем самым обеспечивать контроль за наличием и сохранностью имущества, выполнению обязательств и достоверностью данных бухгалтерского учета. Следует заметить, что рабочий план счетов является элементом учетной политики организации и должен разрабатываться и утверждаться вне зависимости от того, какая форма ведения бухгалтерского учета выбрана малым предприятием[5].
В таблице 1 содержится рабочий план счетов, рекомендованный Минфином России малому предприятию.
Необходимо еще раз заметить, что приведенный план счетов является рекомендательным. Это значит, что при необходимости малое предприятие может расширить перечень используемых счетов.
Таблица 1
Рабочий план счетов, рекомендованный Минфином России малому предприятию[6]
Счета в соответствии с действующим Планом счетов, утвержденным приказом Минфина России от 31.10.2000 №94н[7] |
Счета в соответствии с рабочим планом счетов для малых предприятий, рекомендуемым письмом Минфина России от 11.06.2009 |
07 «Оборудование к установке» 10 «Материалы» 11 «Животные на выращивании и откорме» |
10 «Материалы» |
20 «Основное производство» 23 «Вспомогательные производства» 25 «Общепроизводственные расходы» 26 «Общехозяйственные расходы» |
20 «Основное производство» |
28 «Брак в производстве» 29 «Обслуживающие производства и хозяйства» 44 «Расходы на продажу» |
|
41 «Товары» 43 «Готовая продукция» |
41 «Товары» |
62 «Расчеты с покупателями и заказчиками» 71 «Расчеты с подотчетными лицами» 75 «Расчеты с учредителями» 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами» 79 «Внутрихозяйственные расчеты» |
76 «Расчеты с разными дебиторами |
51 «Расчетные счета» 52 «Валютные счета» 55 «Специальные счета в банках» |
51 «Расчетные счета» |
80 «Уставный капитал» 82 «Резервный капитал» 83 «Добавочный капитал» |
80 «Уставный капитал» |
90 «Продажи» 91 «Прочие доходы и расходы» |
99 «Прибыли и убытки» |
Форма бухгалтерского учета представляет собой систему его регистров. При выборе формы бухгалтерского учета малых предприятий можно остановиться на применении единой журнально-ордерной формы, которая используется исключительным большинством предприятий и организаций, в том числе и не относящихся к субъектам малого бизнеса. Однако ввиду сложности данной формы учета, ее применение оправдано не на всех малых предприятиях.
Данная форма основана на использовании принципа накапливания данных первичных документов в разрезах, обеспечивающих синтетический и аналитический учет средств и хозяйственных операций по всем разделам бухгалтерского учета. Общая схема документооборота в рамках журнально-ордерной формы учета приведена на рис. 2.
Рисунок 2 - Схема журнально-ордерной формы учета[8]
В Журнально-ордерной форме применяются, как правило, два вида бухгалтерских регистров: журналы-ордера и вспомогательные ведомости. В целях обеспечения рациональной техники обобщения или группировки некоторых учетных данных, кроме указанных регистров, могут применяться специальные разработочные таблицы. Основными регистрами бухгалтерского учета являются журналы-ордера. Вспомогательные ведомости применяются обычно в тех случаях, когда требующиеся аналитические показатели сложно обеспечить непосредственно в журналах-ордерах. В этих случаях группировка данных первичных документов осуществляется предварительно в ведомостях, из которых итоги переносятся в журналы-ордера. В основу построения журналов-ордеров положен кредитовый признак регистрации хозяйственных операций по синтетическим счетам. Синтетические данные регистрируются по данным первичных документов только по кредиту соответствующих счетов в корреспонденции с дебетуемыми счетами. Итоговые данные журналов-ордеров в конце месяца переносятся в Главную книгу. Шахматная контрольная ведомость или шахматный баланс не ведутся. Не составляется также баланс оборотов. Сальдовый баланс составляется по данным Главной книги с использованием в необходимых случаях отдельных показателей из учетных регистров[9].
Упрощенная форма бухгалтерского учета малым предприятием может вестись по:
– простой форме бухгалтерского учета;
– форме бухгалтерского учета с использованием регистров бухгалтерского учета имущества малого предприятия.
Сначала рассмотрим простую форму бухгалтерского учета.
Малые предприятия, совершающие незначительное количество хозяйственных операций в месяц, не осуществляющие производства продукции и работ, связанного с большими затратами материальных ресурсов, могут вести учет всех операций путем их регистрации только в Книге (журнале) учета фактов хозяйственной деятельности (далее – Книга учета фактов хозяйственной деятельности) по форме № К-1. Наряду с ней для учета расчетов по оплате труда с работниками малое предприятие должно вести также ведомость учета заработной платы по форме № В-8 (рис. 3).
Рисунок 3 - Схема простой формы бухгалтерского учета[10]
Книга учета фактов хозяйственной деятельности является регистром аналитического и синтетического учета, на основании которого можно определить наличие имущества и денежных средств, а также их источников у малого предприятия на определенную дату и составить бухгалтерскую отчетность. Книга учета фактов хозяйственной деятельности является комбинированным регистром бухгалтерского учета, который содержит все применяемые малым предприятием бухгалтерские счета и позволяет вести учет хозяйственных операций на каждом из них. При этом она должна быть достаточно детальной для обоснования содержания соответствующих статей бухгалтерского баланса.
Малое предприятие может вести Книгу учета фактов хозяйственной деятельности в виде ведомости, открывая ее на месяц, или в форме книги, в которой учет операций ведется весь отчетный год. В последнем случае Книга учета фактов хозяйственной деятельности должна быть прошнурована и пронумерована. На последней странице записывается число содержащихся в ней страниц, которое заверяется подписями руководителя малого предприятия и лица, ответственного за ведение бухгалтерского учета на малом предприятии, а также оттиском печати организации.
Далее перейдем к рассмотрению формы бухгалтерского учета с использованием регистров бухгалтерского учета имущества малого предприятия. Малое предприятие, осуществляющее производство продукции (работ, услуг), может применять данную форму учета. Она предполагает его ведение в следующих регистрах учета:
1) форма № В-1 по учету основных средств и начисленных амортизационных отчислений;
2) форма № В-2 по учету производственных запасов и товаров, а также НДС, уплаченного по ценностям;