Файл: Упрощенная форма бухгалтерского учета на малом предприятии.pdf
Добавлен: 04.07.2023
Просмотров: 95
Скачиваний: 2
СОДЕРЖАНИЕ
Глава 1. Теоретические аспекты упрощенной системы бухгалтерского учета на малом предприятии
1.1 Нормативное регулирование бухгалтерского учета на малом предприятии
1.2. Общие требования к организации бухгалтерского учета на малом предприятии
Глава 2. Бухгалтерский учет на малом предприятии ООО «Альпари»
2.1. Организация бухгалтерского учета в ООО «Альпари»
2.2. Учет основных средств на предприятии
2.3. Учет денежных средств на предприятии
2.4. Учет расчетов по оплате труда на предприятии
2.5.Учет производства продукции, продаж и финансового результата
Глава 3. Рекомендации, направленные на совершенствование бухгалтерского учета на предприятии
Таким образом, можно сделать вывод, что учет основных средств в ООО «Альпари» ведется согласно требованиям бухгалтерского и налогового законодательства.
2.3. Учет денежных средств на предприятии
Кассовые операции в ООО «Альпари» связаны с получением и расходованием наличных денег непосредственно из кассы предприятия. Для учета наличия и движения денежных средств в кассе используется активный счет 50 «Касса». Сальдо счета указывает на наличие суммы свободных денег в кассе предприятия на начало месяца; оборот по дебету – суммы, поступившие наличными в кассу, а по кредиту – суммы, выданные наличными. К счету 50 «Касса» в ООО «Альпари» открыты субсчета: 50-1 «Касса организации» и 50-3 «Денежные документы». На субсчете 50-1 «Касса организации» учитывают денежные средства в кассе. На субсчете 50-3 «Денежные документы» учитывают находящиеся в кассе почтовые и вексельные марки, оплаченные авиабилеты, марки государственной пошлины и другие денежные документы.
Наличные деньги выдают из кассы ООО «Альпари» на основании расходных кассовых ордеров, а также на основании платежных ведомостей.
Рассмотрим порядок выдачи денежных средств из кассы с использованием расходных кассовых ордеров.
Работнику ООО «Альпари» (секретарю Арефьевой И.Р.) выданы из кассы денежные средства под отчет в сумме 2 000 руб. на приобретение канцтоваров. В этот же день в бухгалтерию Арефьевой И.Р. представлен авансовый отчет с приложением оправдательных документов (чек ККМ, товарный чек), подтверждающих произведенные расходы на сумму 1 480 руб. Отметим, что в ООО «Альпари» выдача наличных денег под отчет производится только при условии полного отчета конкретного подотчетного лица по ранее выданному ему авансу; лица, получившие наличные деньги под отчет, позднее трех рабочих дней по истечении срока, на который они выданы, предъявляют в бухгалтерию предприятия авансовый отчет и производят окончательный расчет по ним.
В ООО «Альпари» приказом директора определен перечень лиц, которым вправе выдавать денежные средства под отчет и срок, после которого подотчетное лицо должно представить авансовый отчет. При составлении авансового отчета (форма № АО-1) на его оборотной стороне записывается перечень документов, подтверждающих произведенные расходы и суммы затрат по ним. Остаток неиспользованного аванса сдается подотчетным лицом в кассу. Если же израсходовано больше средств, чем выдано, то разница компенсируется подотчетному лицу. Соответствующая запись производится в авансовом отчете с указанием номера приходного (расходного) кассового ордера и его даты.
В таблице 4 представленные бухгалтерские записи, связанные с выдачей денежных средств из кассы организации под отчет.
Таблица 4
Учет выдачи денежных средств из кассы предприятия подотчетным лицам
Содержание операции |
Дебет счета |
Кредит счета |
Сумма, руб. |
Первичный документ |
Выданы денежные средства под отчет для приобретения канцтоваров |
71 |
50-1 |
2 000 |
Расходный кассовый ордер |
Оприходованы канцтовары |
10 |
71 |
1 480 |
Приходный ордер, авансовый отчет |
Возвращен в кассу остаток подотчетной суммы (2 000 – 1 480) |
50-1 |
71 |
520 |
Приходный кассовый ордер |
Сразу же после получения или выдачи денег по каждому ордеру или заменяющему его документу кассир делает записи в кассовой книге формы № КО-4, которая предназначена для учета движения наличных денег. Контроль за правильным ведением кассовой книги возлагается на главного бухгалтера ООО «Альпари».
С 1 января 2012 г. ООО «Альпари» самостоятельно определяет объем наличных денежных средств, который не сдается в банк и хранится в кассе. Директором ООО «Альпари» 25 декабря 2013 г. издал распоряжение о лимите кассы организации в 2014 г.
Для расчета использован следующий алгоритм:
1. Выбор периода для расчета. Продолжительность периода не должна превышать 92 рабочих дня. В ООО «Альпари» использованы данные о выручке за 4 квартал 2013 г.
2. Установлена периодичность, с которой ООО «Альпари» сдает излишки наличных денег в банк: один раз в семь дней.
3. Рассчитан лимит кассы по формуле:
Лимит кассы = НВ / ДРП * ДС (1)
НВ – наличная выручка за расчетный период;
ДРП – количество дней в расчетном периоде, в которое предприятие работало;
ДС – количество рабочих дней организации в промежутке между моментами сдачи выручки.
В ООО «Альпари» за 4 квартал 2013 г. выручка составила 27 550 000 руб.
Для расчета лимита кассы выбран 4 квартал 2013 г., в котором организация отработала 91 день. Выручка сдается в банк в пятницу. Промежуток между сдачами выручки в банк равен шести дням. Рассчитываем лимит остатка кассы:
27 550 000 / 91 * 6 = 1 816 484 руб.
Все временно свободные денежные средства, за исключением наличных денег в кассе, хранятся на расчетном счете в банке. На расчетный счет зачисляется выручка за оказанные услуги и другие поступления. Прием и выдача денег или безналичные перечисления производятся банком на основании объявлений на взнос наличными, денежных чеков, платежных поручений.
Синтетический учет операций по расчетному счету бухгалтерия ООО «Альпари» ведет на счете 51 «Расчетные счета». Для отражения оборотов по кредиту счета 51 «Расчетные счета» служит журнал-ордер по счету, для отражения оборотов по дебету счета 51 «Расчетные счета». Обоснованием для заполнения данного регистра являются проверенные и обработанные выписки из расчетного счета. Суммы с одноименными корреспондирующими счетами каждой выписки складываются и записываются в журнал-ордер и в ведомость итогами.
В таблице 5 представлены типовые проводки по расчетному счету.
Таблица 5
Примеры бухгалтерского учета операций по расчетному счету, субсчет – лицевой счет
Содержание хозяйственной операции |
Основание/ Первичный Документ |
Отражено в бухгалтерском учете |
|
Дт счетов |
Кт счетов |
||
Поступили денежные средства в оплату услуг |
Выписка банка, Платежное поручение |
51 |
62-1 |
Зачислены на расчетный счет наличные деньги из кассы |
Выписка банка, платежное поручение |
51 |
50 |
Получены наличные деньги в банке |
Выписка банка, чек |
50 |
51 |
Оплачены счета поставщиков и подрядчиков |
Выписка банка, платежное поручение |
60 |
51 |
Перечислены платежи в бюджет |
Выписка банка, платежное поручение |
68 |
51 |
В целом учет операций по расчетным счетам в ООО «Альпари» соответствует требованиям, предъявляемым законодательством по бухгалтерскому учету.
2.4. Учет расчетов по оплате труда на предприятии
Порядок начисления заработной платы определяется системой оплаты труда различных категорий работающих, действующей на предприятии.
Для учета расходов по заработной плате ведется счет 70 «Расчеты с персоналом по оплате труда».
Основным регистром, используемым для оформления расчетов с работниками, является расчетная ведомость. Это регистр аналитического учета, так как составляется в разрезе каждого табельного номера, по цехам, категориям работников и по видам оплат и удержаний. Расчетная ведомость имеет следующие показатели: начислено по видам оплат, удержано и зачтено по видам платежей и зачетов, выдано на руки или осталось за предприятием на конец месяца. Последний показатель расчетной ведомости является основанием для заполнения платежной ведомости для выдачи заработной платы в окончательный расчет. Основанием для составления расчетных ведомостей и листков расчета зарплаты являются первичные документы:
- табель учета использования рабочего времени – для расчета повременной заработной платы и всех прочих оплат,
- расчеты бухгалтерии по всем видам дополнительного заработка и пособий по временной нетрудоспособности,
- расчетные ведомости за прошлый месяц – для расчета сумм удержаний налогов; решения судебных органов на удержания по исполнительным листам,
- расходные кассовые ордера на выдачу внеплановых авансов.
Суммы начисленной заработной платы и премий относятся на издержки обращения. При этом бухгалтерия ООО «Альпари» делает следующие записи.
Дебет счета 20 «Основное производство»
Кредит счета 70 «Расчеты с персоналом по оплате труда» - начислена заработная плата, включая премии.
Орлова Л.Б. (комплектовщица) по табелю учета рабочего времени отработала в октябре 2014 г. 21 рабочих дня: из них 20 дней по 8 час. и 1 день - 7 час. Всего отработано 167 час. У Орловой Л.Б. второй разряд. Часовая тарифная ставка рабочего второго разряда по тарифной сетке составляет 129 руб. 13 коп., следовательно, ее повременный заработок за месяц составит 21 564 руб. 71 коп. (129 руб. 13 коп. *167ч. = 21 564 руб. 71 коп.).
Бригадиру кроме обычной оплаты за рабочее время производится доплата за руководство бригадой. Доплата производится в размере 10% тарифной ставки присвоенного бригадиру разряда. Условием доплаты является выполнение бригадой установленных месячных заданий.
Например, рабочему 6 разряда Юдину В.А. за руководство бригадой приказом по производству была установлена доплата за руководство бригадой в размере 10 %. Юдин В.А. отработал в октябре 2014 г. 191 час, часовая тарифная ставка рабочего 6 разряда равна 129 руб. 77 коп. Оплата по основной тарифной ставке (окладу) за 191 час равна 24 786 руб. 07 коп. (129,77*191). Доплата за руководство бригадой составляет 2 478 руб. 61 коп. (24 786,07 * 10%).
Премии в ООО «Альпари» выплачиваются ежемесячно. Согласно приказу по предприятию Орлова Л.Б. премируется в октябре 2014 г. в размере 10 % от заработка. Повременная оплата – 21 564 руб. 71 коп., сумма премии – 2 156 руб. 47 коп. (21 564 руб. 71 коп. * 10%), повременно-премиальная заработная плата – 23 721 руб. 18 коп.
К оплате за неотработанное время относятся: оплата ежегодных отпусков: основного и дополнительных; оплата учебных отпусков; выплата компенсации за отпуск при увольнении; выплата выходного пособия при увольнении, а также выплаты в размере среднего заработка в период трудоустройства; оплата простоев не по вине работника; оплата за время вынужденного прогула; оплата льготных часов кормящих матерей, учащихся; оплата дополнительных выходных дней, предоставляемых для ухода за детьми-инвалидами и инвалидами с детства; другие случаи полного или частичного сохранения средней заработной платы.
2.5.Учет производства продукции, продаж и финансового результата
Для калькулирования себестоимости продукции, работ и услуг и учета затрат в ООО «Альпари» используется позаказный метод учета. Поскольку при позаказном методе калькулирования ставится цель исчислить себестоимость конкретного вида продукции, работ, услуг, выполняемых на заказ, аналитический учет к счету 20 «Основное производство» целесообразнее всего организовать по видам выпускаемой продукции, то есть открыть субсчета по однородным типам услуг, и в дальнейшем открывать аналитические счета по конкретным заказам.
Рассмотрим оформление финансово-хозяйственной операции по заказу физического лица на изготовление обналички двери.
Бухгалтер предприятия ООО «Альпари» оформляет заказ:
Дебет счета 20 «Основное производство»
Кредит счета 60 «Расчеты с поставщиками» - выполнен заказ на изготовление обналички двери на сумму 1 000 руб.
Дебет счета 19 «Налог на добавленную стоимость по приобретенным ценностям»,
Кредит счета 60 «Расчеты с поставщиками» - отнесен НДС на приобретение лако-красочных материалов в размере 80 руб.
Дебет счета 60 «Расчеты с поставщиками»,
Кредит счета 51 «Расчетные счета» - произведена оплата поставщикам в размере 1 180 руб.
Дебет счета 62 «Расчеты с покупателями и заказчиками»,
Кредит счета 90 «Продажи», субсчет 1 «Выручка» - заказчик рассчитался за заказ в размере 1 600 руб.
Дебет счета 90 «Продажи», субсчет 3 «Налог на добавленную стоимость»,
Кредит счета 68 «Расчеты по налогам и сборам» - уплата налога на добавленную стоимость в бюджет в размере 24 руб.
Дебет счета 90 «Продажи», субсчет 2 «Себестоимость продаж»,
Кредит счета 20 «Основное производство» - списана себестоимость заказа на сумму 1 000 руб.
Дебет счета 90 «Продажи», субсчет 9 «Прибыль/убытки от продаж»,
Кредит счета 99 «Прибыли и убытки» - получение прибыли от заказа в размере 356 руб.
Реализация услуг отражается с использованием счета 90 «Продажи», с выделение таких субсчетов, как 1 «Выручка», 2 «Себестоимость продаж», 3 «НДС». Выручка, получаемая от продажи выполненных заказов, отражается по кредиту счета 90 «Продажи» на субсчете 1 «Выручка» и соответствующем аналитическом счете, производственная себестоимость заказа - по дебету счета 90 «Продажи» на субсчете 2 «Себестоимость продаж», налоги, связанные с продажей, - также по дебету счета 90 «Продажи» на соответствующих субсчетах. Кроме того, по дебету счета 90 «Продажи» отражены общехозяйственные расходы (предприятие ООО «Альпари» приняло решение не включать их в производственную себестоимость, а списывать как периодические на уменьшение финансового результата), расходы на продажу и иные расходы. Финансовый результат (прибыль или убыток) списывается с субсчета 90-9 «Прибыль (убыток) от продаж» на счет 99 «Прибыли и убытки».