Файл: Исследование сущности и содержания информационной безопасности в структуре экономической безопасности.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 04.07.2023

Просмотров: 104

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

При этом задача организации технического контроля за возможным использованием национальными органами и организациями иностранных государств, различными преступными сообществами перечисленных режимов в отличие от глобальных сетей с централизованной структурой осложняется непостоянством в течение сеанса связи трафика передачи сообщений, что является характерной особенностью децентрализованной структуры Интернет.

Разнообразные способы связи с помощью Интернет позволяют легко устанавливать контакты между людьми независимо от их местонахождения и осуществлять переговоры по любому кругу вопросов. Установление контактов в Интернет может происходить по инициативе как самих национальных органов и организаций иностранных государств, так и другими лицами по их инициативе.

Установление контактов может осуществляться, например, путем рассылки писем-предложений по электронной почте, различного рода анкет, вопросы которых могут так или иначе затрагивать секретные тематики. Прикрытием установления контактов могут быть различные предложения об устройстве на работу, с целью обмена информацией о научных исследованиях и т.д.

Возможно также, что после удаленной атаки через Интернет на компьютер, содержащий сведения конфиденциального характера, пользователю данного компьютера или администратору узла, где был осуществлен взлом, придет сообщение с предложением о противоправной деятельности, а в случае отказа – может быть озвучена угроза сообщения о факте взлома и утечки охраняемой законом информации правоохранительным органам России с соответствующими последствиями.

В этом же плане сеть Интернет предоставляет разнообразные возможности для организации нового нетрадиционного технического канала утечки информации. Ресурсы и технологии Интернет представляют несомненный интерес как новый оперативный источник сведений по широкому кругу оперативно-значимых ситуаций. В начале 90-х годов аналитики национальных органов США обратили внимание на то, что большая часть необходимой информации без особого труда может быть получена через сеть Интернет. Так появилось понятие «компьютерная разведка» и соответственно подразделения, ее осуществляющие.

Сфера их деятельности – так называемая легальная разведка в глобальной сети, организация каналов связи с любым лицом, сбор материалов по оперативно-значимым ситуациям, проведение акций информационной войны, изучение личностных характеристик политиков, ученых, военных, а также важнейших секретоносителей с целью их использования в противоправной деятельности против Российской Федерации.


Таким образом, можно сделать вывод, что существует три разновидности угроз:

  1. угрозы нарушения доступности;
  2. угрозы нарушения целостности;
  3. угрозы нарушения конфиденциальности.

Также существует большая угроза информационной безопасности через сеть Интернет.

Заключение

В ходе исследования было выяснено, что защита информации - есть комплекс мероприятий, проводимых собственником информации, по ограждению своих прав на владение и распоряжение информацией, созданию условий, ограничивающих ее распространение и исключающих или существенно затрудняющих несанкционированный, незаконный доступ к засекреченной информации и ее носителям. А понятие информационной безопасности - это защищенность информации и поддерживающей инфраструктуры от случайных или преднамеренных воздействий естественного или искусственного характера, чреватых нанесением ущерба владельцам или пользователям информации и поддерживающей инфраструктуры.

Государственная политика обеспечения информационной безопасности РФ основывается на следующих принципах:

Соблюдение Конституции РФ, законодательства РФ, общепризнанных принципов и норм международного права при осуществлении деятельности по обеспечению информационной безопасности РФ.

  1. Открытость в реализации функций федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов РФ и общественных объединений, предусматривающей информирование общества об их деятельности с учетом ограничений, установленных законодательством РФ.
  2. Правовое равенство всех участников процесса информационного взаимодействия вне зависимости от их политического, социального и экономического статуса, основывающемся на конституционном праве граждан на свободный поиск, получение, передачу, производство и распространение информации любым законным способом.
  3. Приоритетное развитие отечественных современных информационных и телекоммуникационных технологий, производстве технических и программных средств, способных обеспечить совершенствование национальных телекоммуникационных сетей, их подключение к глобальным информационным сетям в целях соблюдения жизненно важных интересов РФ.

Основными целями обеспечения информационной безопасности Российской Федерации должны быть:

  1. выявление на стадии зарождения угроз информационной безопасности Российской Федерации на основных направлениях и линиях деятельности правоохранительных органов, могущих повлечь возникновение кризисных ситуаций и чрезвычайных происшествий, нанесение ущерба жизненно важным интересам Российской Федерации в информационной сфере; прогнозирование угроз информационной безопасности;
  2. наиболее полная и своевременная локализация, отражение, нейтрализация и парирование угроз информационной безопасности в интересах:
    1. обеспечения соблюдения конституционных прав и свобод человека и гражданина в области получения информации и пользования ею, обеспечения духовного обновления России, сохранения и укрепления нравственных ценностей общества, традиций патриотизма гуманизма, культурного и научного потенциала страны;
    2. информационного обеспечения государственной политики Российской Федерации, связанного с доведением до российской и международной общественности достоверной информации о государственной политике Российской Федерации, ее официальной позиции по социально значимым событиям российской и международной жизни, с обеспечением доступа граждан к открытым государственным информационным ресурсам;
    3. обеспечения развития современных информационных технологий, отечественной индустрии информации, в том числе индустрии средств информатизации, телекоммуникации и связи, обеспечения потребностей внутреннего рынка ее продукцией и выход этой продукции на мировой рынок, а также обеспечения накопления, сохранности и эффективного использования отечественных информационных ресурсов;
    4. обеспечения защиты информационных ресурсов от несанкционированного доступа, обеспечения безопасности информационных и телекоммуникационных систем, как уже развернутых, так и создаваемых на территории России.

Список использованных источников

  1. Конституция РФ (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 № 6-ФКЗ, от 30.12.2008 № 7-ФКЗ)// СЗ РФ. – 2009. – №4. - Ст.445.
  2. Уголовный кодекс РФ от 13.06.1996 № 63-ФЗ (с изм. и доп., вступающими в силу с 27.01.2011) // СЗ РФ. – 1996. - № 25. - Ст. 2954.
  3. Гражданский кодекс РФ (часть IV) от от 18.12.2006 N 230-ФЗ (ред. от 04.10.2010)// СЗ РФ. – 2006. - № 52 (1 ч.). - Ст. 5496.
  4. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30.12.2001 № 195-ФЗ (с изм. и доп., вступающими в силу с 27.01.2011) // СЗ РФ. – 2002. - № 1 (ч. 1). - Ст. 1.
  5. Федеральный закон от 27.07.2010 № 224-ФЗ «О противодействии неправомерному использованию инсайдерской информации и манипулированию рынком и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» // СЗ РФ. – 2010. - № 31. – Ст.4193.
  6. Доктрина информационной безопасности Российской Федерации (утверждена распоряжением Президента Российской Федерации от 9 сентября 2000 года № Пр-1895) // Российская газета. 28 сентября, 2000.
  7. Стратегия национальной безопасности РФ до 2020 г. // Указ Президента РФ от 12.05.2010. № 537.
  8. Агапов А.Б. Основы федерального информационного права России. М.: Экономика, 1995.
  9. Бузин А.Ю., Любарев А.Е. Преступление без наказания: административные технологии федеральных выборов 2007-2008 годов. М., 2008.
  10. Герасименко В.А. Обеспечение информационное безопасности как составная часть информационных проблем современного общества // Безопасность информационных технологий. 1998. № 2.
  11. Герасименко В.А., Малюк А.А. Основы защиты информации. – М.: Инкомбук, 1997.
  12. Изюмов А. За что снимают министров // Коммерсантъ Власть. 2008. №44.
  13. Кириленко В.И. Взаимодействие правоохранительных органов в сфере обеспечения информационной безопасности. Монография / Российская Академия государственной службы при Президенте Российской Федерации. М., 2009.
  14. Кириленко В.И. Создание общей системы мер обеспечения информационной безопасности // Государственная служба. - 2009. - № 6.
  15. Крат Ю.Г. Основы информационной безопасности. – Хабаровск: ДВГУПС, 2008.
  16. Кудинов О.П. Большая книга выборов: Как проводятся выборы в России. М., 2003.
  17. Коэн Ст. Провал крестового похода. США и трагедия посткоммунистической России. М., 2001.
  18. Лопатин В.Н. Информационная безопасность России: Человек. Общество. Государство / СПб.: ун-т МВД России. СПб.: Фонд «Университет». - 2009.
  19. Михальченко И.А. Информационные войны и конфликты идеологий в условиях геополитических изменений конца XX века: Дис. ... канд. политич. наук. СПб.: СПб. Государственный университет, 1998.
  20. Общая теория национальной безопасности: Учеб. / Под общ. ред. А.А. Прохожева. М.: Изд-во РАГС, 2002.
  21. Организация и современные методы защиты информации. / Под общ. ред. Диева С. А., Шаваева А. Г. М.: Концерн «Банковский деловой центр», 1998.
  22. Поздняков А.И. Информационная безопасность личности, общества, государства // Военная мысль. 1993. № 10.
  23. Савченко И.А., Шпак В.Ю., Юрченко В.М. Технология политического действия. Краснодар: Изд-во Кубан. гос. ун-та, 2007.
  24. Семкин С.Н., Семкин А.Н. Основы информационной безопасности объектов обработки информации. Орел, 2010.
  25. Теоретические основы компьютерной безопасности: Учеб. Пособие для вузов / П.Н. Девянин, О.О. Михальский, Д.И. Правиков и др. М.: Радио и связь, 2000. – 543с.
  26. Федорова С.А., Митрохина Т.Н. Компрометирующие материалы в СМИ как средство политической коммуникации // Материалы VI Международной научно-практической конференции «Татищевские чтения: актуальные проблемы науки и практики». - Тольятти, 2009.
  27. Ярочкин В.И. Безопасность информационных систем. М.: Ось-89, 1996.

[1] Крат Ю.Г. Основы информационной безопасности. – Хабаровск: ДВГУПС, 2008. – С.7.

[2] Семкин С.Н., Семкин А.Н. Основы информационной безопасности объектов обработки информации. Орел, 2010. – С.16.

[3] См., например: Организация и современные методы защиты информации. / Под общ. ред. Диева С. А., Шаваева А. Г. М.: Концерн «Банковский деловой центр», 1998. С. 52; Ярочкин В.И. Безопасность информационных систем. М.: Ось-89, 1996. С. 207; и др.

[4] Ярочкин В. И. Указ. соч. С. 207.

[5] См. например, Зегжда П.Д. Национальная безопасность в аспекте информатизации. Проблемы и перспективы // Проблемы информационной безопасности. 1998. Сентябрь. С. 24-25; Информационная безопасность в учебных планах ВУЗов России. Материалы межвузовского семинара 26-27 ноября 1997г. СПб.: Изд-во СПб. ГУ, 1997. С. 32, 41.

[6] Агапов А.Б. Основы федерального информационного права России. М.: Экономика, 1995. С. 61.

[7] Герасименко В.А. Обеспечение информационное безопасности как составная часть информационных проблем современного общества // Безопасность информационных технологий. 1998. № 2. С.41; Михальченко И.А. Информационные войны и конфликты идеологий в условиях геополитических изменений конца XX века: Дис. ... канд. политич. наук. СПб.: СПб. Государственный университет, 1998. С. 29; Поздняков А.И. Информационная безопасность личности, общества, государства // Военная мысль. 1993. № 10. С. 13-18.

[8] Поздняков А.И. Указ. соч. С. 14.

[9] Герасименко В. А., Малюк А. А. Основы защиты информации. М.: Изд-во МИФИ, 1997. С. 50-52.

[10] См. например: Комов С. А. О Доктрине информационной безопасности Российской Федерации // Военная мысль. 1998. № 3. С. 72-76. Начинов С. Е. Информационная безопасность России: глобальное управление и новые информационные технологии // Безопасность. 1993. № 6. С. 65-72; Шершнев Л. И. Безопасность человека: Учебно-методическое пособие. М.: Фонд национальной и международной безопасности, 1994. С. 33-35.

[11] Шершнев Л. И. Безопасность человека: Учебно-методическое пособие. М.: Фонд национальной и международной безопасности, 1994. С. 33-35.

[12] Карпов В. И., Павлов Д. Б. Основы обеспечения безопасности личности, общества и государства: Учебное пособие. М.: Войсковая часть 33965, 1990. С. 53.

[13] Негативное информационное воздействие – термин, активно употребляющийся в литературе, посвященной проблемам информационной безопасности и информационной войны. Однако авторы обычно не останавливаются на его исследовании. Представляется, что понятие «негативного информационного воздействия» (как противоположность – «позитивное информационное воздействие») является субъективной категорией, зависящих от целевых установок субъекта, т.е. от того как понимаются цели функционирования системы, на которую осуществляется указанное воздействие (в зависимости от них оно и будет носить либо позитивный либо негативный характер).