Добавлен: 04.07.2023
Просмотров: 66
Скачиваний: 3
СОДЕРЖАНИЕ
Глава 1. Теоретические основы сервиса как части культуры
1.1 Сервисная деятельность как часть культуры на предприятиях питания
1.2 Управление качеством обслуживания в ресторане
Глава 2. Исследование культуры обслуживания в ресторане (на примере ресторана «Чайхана Голд»)
2.1 Общая характеристика предприятия
2.2 Анализ культуры обслуживания в ресторане «Чайхана Голд»
Глава 3. Совершенствования культуры обслуживания в ресторане «Чайхана Голд»
3.1 Анализ проблем обслуживания в ресторане «Чайхана Голд»
3.2 Пути решения проблем качественного обслуживания в ресторане «Чайхана Голд»
Введение
Актуальность. В последние годы открывается большое количество предприятий общественного питания с похожими концепциями и блюдами. Таким образом, главным конкурентным преимуществом и определяющим фактором при выборе потребителями заведения является сервис.
Предприятие общественного питания должно быть всегда готово к переменам, постоянно узнавать мнения гостей, их предпочтения, замечания и, в зависимости от этого, совершенствовать свой сервис.
Только в этом случае в условиях постоянно растущей конкуренции предприятие общественного питания не потеряет своих постоянных гостей и приобретет новых. Совершенствование сервиса является одним из главных путей развития предприятия.
Степень разработанности проблемы. Существенный вклад в разработку общетеоретических и практических проблем управления предприятиями общественного питания, организации и технологии обслуживания потребителей внесен отечественными исследователями: М.М. Аносовым, В.А. Барановским, В.И. Богушевой, С.А. Калашниковой, И.М. Лифиц, Л.А. Радченко, З.О Фадеевой и зарубежными – Р.А. Браймером и т.д.
Цель работы. обоснование направлений повышения качества услуг предприятий общественного питания и разработка мероприятий по их реализации.
Для достижения цели необходимо решить следующие задачи:
- изучить сервисную деятельность как часть культуры на предприятиях питания;
- рассмотреть культуру общения персонала с гостями ресторана;
- изучить эстетику рабочего места работника ресторана;
- дать общую характеристику предприятия;
- проанализировать культуру обслуживания в ресторане «Чайхана Голд»;
- проанализировать проблемы культуры обслуживания в ресторане «Чайхана Голд»;
- предложить мероприятия по совершенствованию качественного обслуживания в ресторане «Чайхана Голд».
Структура. Курсовая работа состоит из введения, трех глав, заключения, а также списка использованных источников.
Глава 1. Теоретические основы сервиса как части культуры
1.1 Сервисная деятельность как часть культуры на предприятиях питания
Сервис как культурный феномен, являясь частью бытовой культуры, включен в систему создававшихся в течение веков особых материальных, эстетических, этических ценностей, удовлетворяющих повседневные запросы человека.
Интенсивное развитие сервиса в России - свидетельство возрастающей значимости его для общества, связанной с изменяющейся культурой повседневности страны. Однако содержание понятия "сервис" в науке до сих пор зыбко и неопределенно, границы или расширяются введением в его структуру всех видов деятельности, обеспечивающих комфортность среды обитания, или сужаются до "бытового обслуживания".
Размытость понятия "сервис" обусловлена многими причинами, в том числе, лингвистическими. Активное внедрение заимствованного англоязычного слова (service) в словарный состав современного русского языка и вытеснение привычного "обслуживание" рождают иллюзию о новой, в крайнем случае, неразвитой или вовсе не имеющейся в России сфере деятельности.
Под ресторанным сервисом понимается такое обслуживание, которое приносит удовольствие и удовлетворение не только посетителю ресторана, но и его обслуживающему персоналу.[1]
Очевиден процесс своеобразного языкового поиска: в начале 20 века - путем словообразования (услуга - обслуживание), в наше время - введением в словарь иноязычного слова (обслуживание - сервис).
Под услугой понимается работа (совокупность мероприятий), выполняемая для удовлетворения нужд и потребностей клиентов, обладающая законченностью и имеющая определенную стоимость.
Отличительными особенностями услуг являются:
- неосязаемость, то есть их нематериальный характер, другими словами - услуга не может быть предложена клиенту в осязаемой форме до завершения процесса его обслуживания;
- услуги нельзя хранить, то есть процесс предоставления и потребления услуг протекает одновременно и потребители являются непосредственными участниками этого процесса;
- изменчивость по своим качествам, поскольку они во многом зависят от квалификации работника, его индивидуально-личностных черт и настроения.
Налицо попытка языка вернуть в словарный состав утраченную семантику слова "услужить", что подтверждает одно из значений многозначного слова "сервис" - услуга, одолжение. В социальной структуре русского общества издавна существовала занимавшаяся услугами социальная прослойка (гостиницы, постоялые дворы, рестораны, вокзалы, парикмахерские, бани и прочее.), в которой был выработан профессиональный поведенческий стереотип с четким социальным и этическим императивом услуги, услужения, пользы.[2]
Та сфера деятельности, которая получила сейчас название "сервис", имеет свои национальные истоки, где бытовая культура нации проявляла себя в особом отношении к человеку (теперь это называют "культура сервиса").
Изменение социального строя после революции 1917 года привело к резкому сдвигу парадигмы социального поведения, в том числе этической культуры, сформировав отношение к институту услуг как негативному явлению, изменились и принципы культуры в данной сфере деятельности. Активная борьба за социальное равенство привела к трансформации той сферы деятельности части населения России, которая была занята в сфере услуг.
Язык отреагировал на социально-культурные сдвиги заменой слов, более того, из языка были изъяты слова "услужить", "услуга", а вместо них появились новые - "обслужить", "обслуга". Но слово "обслуга" было малоупотребительным, на него было наложено своеобразное табу.
Изменение ценностных ориентиров общества изменило смысл слова "услужить", и то, что Даль обозначал словом "услужить" глубоко положительное явление (быть полезным, угождать, стараться быть полезным, помогать; услужливый - готов послужить всем, радушный, обязательный) исчезает, трансформируясь в негативное (услужить - прислужить, слуга - лакей).
Процесс негативного осмысления понятия услуги был связан с началом разрушения традиционной народной этики, где служить другим, услужить другим осознавалось как непременное условие нравственности православного человека.
Сервисная деятельность как часть социально-экономической деятельности оказывается тесно связанной с самыми разными аспектами культурной практики - с бытом и домашним хозяйством населения, с практикой государственно-политического строительства, с социальными слоями и группами, с воспитанием подрастающего поколения, а также с отдыхом и развлечениями людей.[3]
Культура обслуживания направлена на обслуживание клиентов на основе выработки определенных правил, процедур, практических навыков и умений. В свою очередь, культура обслуживания диктуется политикой предприятия, поддерживается системой поощрений персонала обслуживания и рядом других мероприятий.
Сегодня распространено понимание культуры обслуживания в узком смысле как совокупности правил вежливости (этики поведения). Однако данное понятие следует рассматривать значительно шире, во всех проявлениях составляющих его элементов.
Корни многих особенностей культуры сервиса всегда связаны с национальными элементами культуры труда, с профессиональной культурой отрасли и корпоративной среды. Известно, например, что в дореволюционной России у различных ремесленных и торговых корпораций складывались прочные критерии культуры обслуживания. Определённые нормы мастерства, этические принципы работы с партнёрами и клиентами были выработаны у торговцев, персонала трактиров, бань, постоялых дворов и других. Подрыв частнопредпринимательских традиций в производстве услуг разрушительно сказался на многих аспектах культуры обслуживания. Но определённая часть конструктивных элементов обслуживания прошлых времён, связанная с психологией, чертами национального характера, сохраняется до наших дней. В наши дни идёт возрождение многих конструктивных традиций, связанных с культурой сервиса.
Перед современным российским сервисом стоит задача сочетания национальных особенностей и международных принципов сервисной культуры. Множество новых аспектов культуры сервиса приобретают в наши дни всеобщий, международный характер. Поэтому в первую очередь следует указать на рациональные требования к культуре труда, связанные с технической и технологической стороной сервиса, с качеством и динамикой его развития, с психологией и эстетикой обслуживания.
В любой стране предприниматели и менеджеры сервиса готовы использовать национальные традиции обслуживания, если они не противоречат современным требованиям и повышают эффективность сервисной деятельности в целом. Менеджмент сервиса исходит из того, что культурно, то есть качественно, со стремлением к совершенству обслуживать потребителей выгодно (и прежде всего, для самих работников). Отсутствие культуры сервиса заметно отражается на снижении доходов и конкурентоспособности фирмы.
Поэтому в развитых странах мира разрабатывается комплекс единых требований к культуре обслуживания, который внедряется в практику фирм и контролируется. Стратегия менеджмента при этом выстраивается таким образом, чтобы сделать сотрудников единомышленниками руководства, а не навязывать персоналу культуру сервиса исключительно приказными методами. С работниками проводят специальные занятия, разбирают ошибки в овладении этикой и эстетикой обслуживания.
Подобный гибкий, но и одновременно жёсткий подход не мог быть развит в советской сфере услуг, хотя тогда культуре обслуживания уделялось немало внимания со стороны всех уровней отраслевого руководства. Вышестоящие органы обязывали хозяйственных руководителей бороться в коллективах за культуру обслуживания клиентов.
Соответствующие требования записывались в должностные обязанности, вывешивались на видном месте в помещении приёма посетителей. За нарушение соответствующих пунктов социалистических обязательств, связанных с культурой обслуживания, по отношению к работнику могли быть приняты административные или экономические санкции.
1.2 Управление качеством обслуживания в ресторане
Сложность управления качеством в ресторане заключается в том, что потребителю гораздо труднее оценить качество услуги так, как это не осязаемое действие по сравнению с качеством товара в материальной форме, для которого существует множество осязаемых «доказательств» и показателей качества. У не осязаемых услуг перечень подобных доказательств нередко сводится к оценке поведения персонала, оказывающего услугу, и материальной среды, в которой осуществляется производство и потребление услуги.
Качеством услуги можно управлять только при понимании того, как происходит его оценка потребителем, и какие факторы вовлечены в оценочный процесс. Управляя качеством обслуживания в ресторане, главная задача – удовлетворить потребности клиента и оправдать его ожидания.
При рассмотрении проблемы управления качеством предоставляемых услуг с точки зрения ресторана выделяют три фазы[4]:
1. Предприсутствия гостя;
2. Присутствия;
3. Постприсутствия.
Первая фаза предполагает только косвенные контакты между гостем и предприятием (объявления, устные рекомендации, получение информации о ресторане из прессы, визуальное наблюдение внешнего вида ресторана, резервирование стола). На этой основе у потребителя формируется решение, стоит ли посещать данный ресторан.
Вторая фаза представляет собой физическое вступление в процесс обслуживания: заказ питания, ожидание обслуживания, предложение дополнительных услуг. Данный этап считается самым результативным.
Третья фаза характеризуется тем, что после окончания визита в ресторан между гостем и продавцом услуги продолжается ряд контактов (вручение визитной карточки, счета, маленького меню, почтовой открытки или проспекта предприятия), которые напоминают о посещении ресторана.
С точки зрения управления качеством услуг обслуживания здесь наиболее важные элементы – это встреча и размещение гостей. Как правило, гостей встречает метрдотель или старший официант, приветствует и приглашает пройти в зал обслуживания. Если в это время свободных столов нет, то подсаживать вновь прибывших гостей за частично занятые столики можно лишь с разрешения сидящих и согласия пришедших[5].
Метрдотель подводит их к столу и, слегка отодвигая стулья, помогает рассаживаться сначала дамам, а потом слева от дам их спутникам. Официант подходит к гостю слева, предлагая меню, раскрытое на первой странице с фирменными блюдами. Меню сначала вручают женщинам, а если их несколько – старшей из них, затем детям и лишь после этого мужчинам. Если компания состоит только из мужчин, предпочтение отдается старшему по возрасту, а среди военных – старшему по званию. После этого гостей оставляют на некоторое время одних для ознакомления с меню, обсуждения каких- то моментов присутствия в ресторане. Убедившись, что посетители определились с выбором, официант возвращается к столу и принимает заказ. Ни в коем случае нельзя торопить гостей с выбором блюд. Официант должен быть справа от посетителя, делающего выбор. При этом он не должен касаться стола, нависать над гостем, настоятельно рекомендовать определенное блюдо. Он может, по желанию гостя, только подсказать, какое блюдо выбрать. Для этого официант должен безукоризненно знать меню ресторана и возможности производства, ориентироваться в ассортименте закусок и фирменных блюд, характеристики блюд и винно – водочных изделий, а самое главное, он должен знать сочетаемость блюд и напитков.