Файл: Управление миграционными процессами (Глава 1.Теоретические основы управление миграционными процессами).pdf
Добавлен: 04.07.2023
Просмотров: 82
Скачиваний: 3
СОДЕРЖАНИЕ
1.Теоретические основы управление миграционными процессами
1.1 Сущность управления миграционными процессами
1.2 Масштабы и направления региональной трудовой миграции
2.Значение управление миграционными процессами
2.1 Влияние региональной трудовой миграции на территориальный рынок труда
2.2 Влияние трудовой миграции на развитие муниципальных образований
Кроме того, трудовая миграция выступает одной из мер восполнения численности населения области. В регионе действует областная целевая программа по оказанию содействия добровольному переселению в (Нижегородскую область соотечественников, проживающих за рубежом, утвержденная постановлением Правительства Нижегородской области от 11 сентября 2009 года N 668 (далее - Программа).
Реализация Программы фактически началась с января 2010 года четырьмя территориями вселения "Богородск", "Бор", "Выкса" и "Первомайск". По полученным из управления Федеральной миграционной службы по Нижегородской области 862 анкетам соотечественников, было согласовано к переезду 644, получили свидетельства участника Программы 566 человек, переехало 539 семей или 1078 соотечественников, гражданами Российской Федерации стали 738 соотечественников.
Реализация Программы позволила компенсировать естественную убыль населения в территориях вселения "Бор" и "Богородск" и частично компенсировать дефицит квалифицированных кадров, особенно в бюджетной сфере.
Анализ половозрастных характеристик мигрантов, прибывших и продолжающих прибывать на территорию Нижегородской области, показывает, что более 70% мигрантов – экономически активное население трудоспособного возраста.
Благодаря такому возрастному составу их средние выплаты в государственный сектор являлись положительной величиной, даже с учетом затрат муниципальных образований по оказанию содействия в обустройстве в местах вселения. Благодаря притоку мигрантов в области возросла численность будущих поколений местного населения, которые будут участвовать в распределении налогового бремени, необходимого для компенсации бюджетных ограничений.
Однако нельзя недооценивать тот факт, что фискальные последствия миграции могут резко отличаться на национальном и местном уровнях. На бюджеты муниципальных образований ложится дополнительная нагрузка, вызванная необходимостью школьного обучения, медицинского обслуживания, социального обеспечения малоимущих семей.
Трудовых мигрантов следует рассматривать не только как рабочую силу, но и как потребителей, увеличивающих спрос на товары и услуги в местах временного проживания. Если учитывать, что большую часть заработка они перечисляют официально или передают неофициально через своих знакомых и родственников в места «выхода», где остались их семьи, то очевидно, что приобретая товары и услуги повседневного пользования, они стимулируют, прежде всего, внутреннего производителя, предпочитая недорогие отечественные товары, особенно в сельской местности. Производители, получающие прибыль от реализации продукции пополняют бюджет.
Эффект внешней трудовой миграции не исчерпывается только фискальными эффектами и влиянием на численность трудовых ресурсов, ситуацию на рынке труда и уровень заработной платы. Мигранты создают добавленную стоимость, потребляют товары и услуги, организуют собственный бизнес в местах вселения, развивают высокотехнологичные производства.
Таким образом, мигранты вносят свой вклад в облегчение налогового бремени будущих поколений в условиях низкой рождаемости и устойчивой тенденции старения населения, оказывают общий положительный мультипликационный эффект, влияя на многие сферы экономического развития, что способствует положительной экономической динамике как в муниципальном образовании, в регионе, так и в стране в целом.
Заключение
С целью изучения управления миграционными процессами в Нижегородской области, причин и последствий миграционных процессов, а также выработки возможных механизмов их регулирования, как на федеральном, так и на уровне региона, было проведено данное исследование. В рамках исследования для решения поставленных задач, основываясь на современных миграционных теориях, систематизирован класс проблем, требующих незамедлительного купирования.
В-первую очередь это решение вопроса негативной дифференциации регионов по возможности и качеству рынка труда, что является проблемой неравномерного роста и излишней централизованности экономической системы и закрытости политической.
Во-вторых, модернизация информационного обеспечения и прямого контроля МТМ. В третьих, решение задачи информационного пиара в мигрантских сетях, что позволило бы более агрессивно влиять на имидж отдельных регионов.
Таким образом, без планомерного развития промышленного производства и инновационных технологий, модернизации сельского хозяйства, специалисты среднего и высокого уровня, получившие образование в учебных заведениях региона, будут первыми кандидатами на МТМ с последующей безвозвратной миграцией. При этом общий уровень производственно-научного потенциала и человеческого капитала будет продолжать снижаться, формируя «ловушку бедности» для региона.
Маятниковая трудовая миграция для определенной части трудовых ресурсов является «пробой сил», первой ступенью к безвозвратной миграции за пределы области.
Тем не менее, создание рабочих мест, выравнивание относительного уровня оплаты труда смогут сдержать молодых экономически активных граждан и сохранить трудовые ресурсы как необходимое условие для экономического роста региона.
Количество иностранных трудовых мигрантов в Нижегородской области имеет тенденцию к постоянному росту. Нижегородская область продолжает оставаться объектом повышенного внимания иностранных граждан и занимает третью позицию в Приволжском федеральном округе (после Республики Татарстан и Самарской области) по привлекательности для мигрантов. Это объясняется ее промышленно-экономическим потенциалом, развитостью инфраструктуры, а также многонациональным составом населения.
Международный миграционный прирост, в основном из ближнего зарубежья, составляет 3-4 тысячи человек в год. В составе внешних мигрантов лица трудоспособного возраста составляют более 80 процентов, из них 64 процента - мужчины.
Из визовых стран наибольше количество разрешений оформлено гражданам КНДР и Турции. Из безвизовых стран – гражданам Узбекистана, Таджикистана, Армении и Азербайджана.
Список литературы
1. Конституция Российской Федерации от 12 декабря 1993 г., в редакции от 21 июля 2014 г. // Российская газета. 2014. № 17.
2. Гражданский кодекс Российской Федерации (Часть первая) от 30 ноября 1994 г. № 51-ФЗ, в редакции от 5 октября 2015 г. // Собрание законодательства РФ. 1994. № 32. Ст. 3301.
3. Налоговый кодекс Российской Федерации (часть первая) от 31 июля 1998 г. № 146-ФЗ, в редакции от 1 августа 2015 г. // Собрание законодательства РФ. 1998. № 31. Ст. 3824.
4. Федеральный конституционный закон от 17 декабря 1997 г. № 2- ФКЗ, в редакции от 01 июля 2015 г. «О Правительстве Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ. 1997. № 51. Ст. 5712.
5. Федеральный закон от 16 июля 1999 г., в редакции от 1 февраля 2015 г. «Об основах обязательного социального страхования» // Собрание законодательства РФ. 1999. № 29. Ст. 3686.
6. Федеральный закон от 8 августа 2001 г. № 129-ФЗ, в редакции от 5 октября 2015 г. «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» // Собрание законодательства РФ. 2001. № 33. Ст. 3431.
7. Федеральный закон от 15 декабря 2001 г. № 166-ФЗ, в редакции от 01 февраля 2015 г. «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ. 2001. № 51. Ст. 4831.
8. Блинова М.С. Современные социологические теории миграции населения: Монография. – М.: КДУ, 2009.
9. Внутренняя миграция: актуальные проблемы. регионам [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://rusrand.ru/ideas/vnutrennyaya-migraciya-aktualnye-problemy
10. Голенкова З.Т., Игитханян Е.Д. Потенциальная трудовая мобильность населения (региональный аспект // России реформирующаяся: Ежегодник – 2010. Выпуск 9. – М.: Новый Хронограф, 2010. – С. 140–150.
11. Ефимова Е.А. Теоретико-методологические аспекты трансформации механизма формирования регионального рынка труда// Автореферат дис. доктора экон. наук. – М., 2012. – 45 с.
12. Итоги Всероссийской переписи населения 2010 года: В 11 т. / Территориальный орган Федеральной службы государственной статистики по Нижегородской области. – Н.Новгород, 2013. Т. 7: Экономически активное и экономически неактивное население. – 308 с.
13. Концепции миграционной политики Нижегородской области на период до 2025 года [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://docs.cntd.ru/document/944928873
14. Миграционная ситуация в регионах России / Под ред. С. Артоболевского и Ж. Зайончковской // Ин-т географии РАН; Ин-т народно-хозяйственного прогнозирования РАН. – М., 2012. Вып. 1: Приволжский федеральный округ
15. Регионы России. Социально-экономические показатели 2013 г. – Статистический сб. – М., 2013 г.
16. Руденко Г.Г., Муртазаев Б.Ч. Формирование рынков труда: учебное пособие / Г.Г. Руденко, Б.Ч. Муртазаев; Под ред. Ю.Г. Одегова. – М.: Изд- во «Экзамен», 2014.
17. Рыбаковский Л.Л. Миграция населения (вопросы теории). – М.: ИСПИ РАН, 2013.
18. Тюркин М.Л. Миграционная система России: Монография. – М.: Издательский дом «Стратегия», 2010.
19. Управление миграционными процессами: Учеб. пособ. / Отв. ред. В.А. Ка- ламанов. – М.: ГУУ, 2010.
20. Федотов В.В. Россия: проблемы трудовой иммиграции // Общество и экономика. 2008. Вып. 1.
21. Шитова Ю.Ю. Маятниковая трудовая миграция и социально- экономическая ситуация в регионах / Автореферат диссертации на соискание ученой степени доктора экономических наук, Дубна, 2010.
22. Ю.Ю. Шитова. Факторы модернизации регионов: маятниковая трудовая миграция (МТМ) населения и региональное управление. [Электронный ресурс]. – Режим доступа www.econorus.org/onim/upload/p1p4.doc
23. Юдина Т. Н. Социология миграции: к формированию нового научного направления. – М.: Дашков и К0, 2013.
-
Блинова М.С. Современные социологические теории миграции населения: Монография. – М.: КДУ, 2009. ↑
-
Голенкова З.Т., Игитханян Е.Д. Потенциальная трудовая мобильность населения (региональный аспект) // Россия реформирующаяся: Ежегодник – 2010. Выпуск 9. – М.: Новый Хронограф, 2010. – С. 140–150. ↑
-
Внутренняя миграция: актуальные проблемы. регионам [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://rusrand.ru/ideas/vnutrennyaya-migraciya-aktualnye-problemy ↑
-
Концепции миграционной политики Нижегородской области на период до 2025 года [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://docs.cntd.ru/document/944928873 ↑
-
Итоги Всероссийской переписи населения 2010 года: В 11 т. / Территориальный орган Федеральной службы государственной статистики по Нижегородской области. – Н.Новгород, 2013. Т. 7: Экономически активное и экономически неактивное население. – 308 с. ↑
-
Миграционная ситуация в регионах России / Под ред. С. Артоболевского и Ж. Зайончковской // Ин-т географии РАН; Ин-т народно-хозяйственного прогнозирования РАН. – М., 2012. Вып. 1: Приволжский федеральный округ ↑
-
Регионы России. Социально-экономические показатели 2013 г. – Стати- стический сб. – М., 2013 г. ↑
-
Рыбаковский Л.Л. Миграция населения (вопросы теории). – М.: ИСПИ РАН, 2013. ↑
-
Руденко Г.Г., Муртазаев Б.Ч. Формирование рынков труда: учебное пособие / Г.Г. Руденко, Б.Ч. Муртазаев; Под ред. Ю.Г. Одегова. – М.: Изд- во «Экзамен», 2014. ↑
-
Тюркин М.Л. Миграционная система России: Монография. – М.: Издательский дом «Стратегия», 2010. ↑
-
Шитова Ю.Ю. Маятниковая трудовая миграция и социально- экономическая ситуация в регионах / Автореферат диссертации на соискание ученой степени доктора экономических наук, Дубна, 2010. ↑
-
Управление миграционными процессами: Учеб. пособ. / Отв. ред. В.А. Ка- ламанов. – М.: ГУУ, 2010. ↑
-
Ефимова Е.А. Теоретико-методологические аспекты трансформации механизма формирования регионального рынка труда// Автореферат дис. доктора экон. наук. – М., 2012. – 45 с. ↑
-
Ю.Ю. Шитова. Факторы модернизации регионов: маятниковая трудовая миграция (МТМ) населения и региональное управление. [Электронный ресурс]. – Режим доступа www.econorus.org/onim/upload/p1p4.doc ↑
-
Юдина Т. Н. Социология миграции: к формированию нового научного направления. – М.: Дашков и К0, 2013. ↑
-
Федотов В.В. Россия: проблемы трудовой иммиграции // Общество и экономика. 2008. Вып. 1. ↑