Файл: Управление миграционными процессами (Глава 1.Теоретические основы управление миграционными процессами).pdf
Добавлен: 04.07.2023
Просмотров: 81
Скачиваний: 3
СОДЕРЖАНИЕ
1.Теоретические основы управление миграционными процессами
1.1 Сущность управления миграционными процессами
1.2 Масштабы и направления региональной трудовой миграции
2.Значение управление миграционными процессами
2.1 Влияние региональной трудовой миграции на территориальный рынок труда
2.2 Влияние трудовой миграции на развитие муниципальных образований
Одним из способов получения информации о занятости населения в разрезе территорий осуществления трудовой деятельности является мониторинг, осуществляемый управлением труда и занятости населения. Механизм заключается в сборе информации о занятости населения территориальными органами – центрами занятости населения по вертикали снизу-вверх: от мельчайших сельских территориальных единиц до уровня районов, а затем области в целом.[10]
Масштабы региональной трудовой миграции населения, полученные из официальных источников, существенно отличаются от субъективных восприятий этого явления экспертами – руководителями территориальных органов – центров занятости населения регионов и их жителями, осуществляющими трудовую деятельность за пределами мест постоянного проживания. Распределение ответов экспертов и ми грантов на вопрос:
«Как Вы считаете, много ли жителей вашего территориального образования работают за пределами места проживания?» представлены на рис. 4.
Рисунок 4 – Оценка экспертами и мигрантами масштабов трудовой миграции в регионах
По данным Росстата13 в рамках регулярно проводимых Обследований населения по проблемам занятости (ОНПЗ) за 2012 г., за пределами региона своего проживания работали 2,3 млн. человек – 2,1% российской численности лиц в возрасте 15–72 лет, или 3,2% указавших место работы. Приведенные данные можно интерпретировать как оценку масштабов временной трудовой миграции, но с определенными оговорками: временная трудовая миграция может осуществляться в пределах регионов. Расстояния между столицами регионов и отдаленными от них городами и районами в России часто превышают 100–150 км, что делает невозможным ежедневные маятниковые поездки на работу. Поэтому надо принимать во внимание, что, в соответствии с данными ОНПЗ, еще у 4,1 млн. россиян работа находилась на территории другого города, района, и часть из них также являлись временными трудовыми мигрантами.
В то же время, работа в другом регионе не всегда означает участие во временной трудовой миграции, в отдельных случаях это – маятниковая ежедневная трудовая миграция. Именно к маятниковой миграции следует отнести наличие работы в другом регионе для большинства жителей Московской и Ленинградской областей, ежедневно совершающих поездки на работу в центры агломераций, и для жителей Москвы и Санкт- Петербурга, работающих в соответствующих областях. В 2012 г. численность таких работников составляла 715 тыс. человек, что существенно снижает общее количество временных трудовых мигрантов по данным ОНПЗ. Это тем более оправдано, что 760 тыс. работающих в другом регионе совершали поездки ежедневно. В соответствии с критерием частоты поездок, за вычетом случаев маятниковой миграции, численность временных трудовых мигрантов согласно данным ОНПЗ составляла в 2012 г. 1,6 млн. человек, или 2,2% от всех работающих.[11]
Если исключить жителей крупнейших российских агломераций – Московской и Санкт-Петербургской, по доле временных трудовых мигрантов, работающих в других регионах, среди всех работающих выделяются регионы Центральной России – Ивановская, Тульская, Тамбовская, Смоленская, Курская, Брянская области, где доля работающих в других регионах в 2012 г. Составляла 5–10%.[12]
Согласно данным ОНПЗ, крупнейший центр притяжения временных трудовых мигрантов – Московский. Если не учитывать взаимные маятниковые поездки между этими регионами, численность временных трудовых мигрантов из других регионов здесь составит 851 тыс. человек, или 7,4% всех работающих.
Данные ОНПЗ позволяют также рассмотреть основные направления трудовой миграции в пределах России. Московский регион собирает трудовых мигрантов прежде всего из ближайших регионов – Тульской, Владимирской, Нижегородской, Тверской, Калужской, Смоленской, Ивановской областей, а также из более удаленных регионов – Пензенской, Брянской, Тамбовской, Ростовской областей, республик Чувашии и Мордовии. Из регионов восточной части страны в Московский регион трудовые потоки не так значимы.
География занятости трудовой миграции достаточно обширна и в то же время, очевидно, что основной поток направлен в столицу, способную предложить вакантные рабочие места с более высоким уровнем оплаты труда, компенсирующим все неудобства и транспортные издержки.
2.Значение управление миграционными процессами
2.1 Влияние региональной трудовой миграции на территориальный рынок труда
Глобализация и социализация общественного прогресса, развитие транспорта стимулируют трудовую миграцию и сосредоточение населения в странах, испытывающих потребность в трудовых ресурсах, а также в крупных городах и областных центрах. Увеличивающаяся роль Интернет расширяет информационное поле вакансий и условий труда и создает возможности организовывать подрядную деятельность в любом части страны и мира. Очевидно, что мегаполисы являются основными центрами притяжения рабочей силы, полюсами экономического роста. При этом появились регионы-аутсайдеры, характеризующиеся большим оттоком человеческих и материальных ресурсов. Требуются значительные усилия государства в снижении чрезмерных диспропорций в социально- экономическом развитии субъектов Федерации и региональных рынков труда.
По мнению Е.А. Ефимовой, рынок труда можно рассматривать в трех аспектах и соответствующих структурных составляющих: как систему отношений, как систему институтов и систему компонентов (рис.5)[13].
Региональный рынок труда является системообразующей структурой общественного воспроизводства, его движущей силой, определяющей экономическое и социальное развитие региона. Наиболее развитыми являются локальные рынки труда мегаполисов и формирующих их регионов. Там имеются большие возможности для перемены труда и концентрации высококвалифицированных рабочих мест с наивысшей оплатой труда. Новейшими характеристиками региональных рынков труда являются: включение их в глобальную экономическую систему, нарастание диспропорций развития, рост занятости в инновационном и сервисном секторах экономики, увеличение инвестиций в воспроизводство рабочей силы, усиление территориальной мобильности населения.
Ключевым элементом регионального рынка труда (субъекта Российской Федерации) являются локальные рынки труда, в которых и должна обеспечиваться сбалансированность трудовых ресурсов и рабочих мест. Характерно, что развитие транспорта и связи значительно расширяют локальные рынки труда и маятниковую трудовую миграцию особенно в крупных городах. Например, Москва стала центром формирования локального рынка труда не только с Московской областью, но и с другими примыкающими регионами.[14]
Основными характеристиками современного состояния региональных рынков труда являются:
− усиление территориальных диспропорций развития региональных рынков труда (занятость, безработица, напряженность, заработная плата);
− чрезмерно большая численность незанятых в сельской местности и небольших городских поселениях;
− сокращение численности трудоспособного населения;
− рост структурной безработицы в связи с несоответствием профилей подготовки выпускников требованиям рынка труда;
− формирование «группы риска» в экономически активном населении – низкоконкурентных работников с высокой вероятностью безработицы;
− высокий удельный вес занятых в теневой экономике;
− низкий уровень межрегиональной и межселенческой безвозвратной трудовой миграции в связи с высоким уровнем дифференциации цен на жилье в местах выхода и потенциального вселения;
− рост временной («работа на выезде»), маятниковой трудовой миграции населения, «работы на выезде»;
− слабая зависимость показателя уровня занятости от темпов экономического роста в регионах.
Ситуация на рынках труда зависит от ряда факторов, в том числе определяемых спецификой развития конкретного территориального образования: тенденциями развития промышленного производства, численностью экономически активного населения, качественными показателями трудовых ресурсов и другими факторами.
Состояние рынка труда региона существенно влияет как на спрос на рабочую силу, так и на ее предложение. И если отсутствие спроса или низкий уровень оплаты труда для одного сегмента трудовых ресурсов являются выталкивающим фактором, причиной возникновения маятниковой трудовой миграции, то увеличение спроса на труд для другого сегмента может существенно повысить предложение за счет притока трудовых мигрантов как из других регионов и зарубежных стран.
Трудовая миграция – закономерный процесс функционирования рынка труда в современной рыночной экономической системе, однако в настоящее время она в меньшей степени связана с удовлетворением профессиональных интересов, а в большей – с решением материальных проблем. Основная причина трудовой миграции – поиск более высокооплачиваемой работы.
Классический подход предполагает, что в условиях растущей экономики, маятниковая трудовая миграция, как и внутренняя миграция в целом, вызвана географическими различиями в спросе и предложении рабочей силы.
С точки зрения неоклассиков – трудовая миграция – результат дифференциации заработной платы между территориями. Устранение таких различий (выравнивание уровня оплаты труда) исключит территориальную мобильность трудовых ресурсов.
По результатам опроса в качестве основной причины региональной миграции 48% респондентов, выезжающих на работу за пределы своей области, и 43% работников территориальных служб занятости населения в качестве основной причины назвали низкий заработок.[15]
На принятие решения о работе за пределами места постоянного проживания влияет географическая близость (удаленность) потенциального места работы от места жительства, наличие транспортной инфраструктуры, оцениваются издержки, связанные с перемещением к месту работы и обратно. Индивидуальные характеристики, социальные условия, относительно невысокие затраты на миграцию, способствуют росту чистой выгоды, и, следовательно, повышают ее вероятность. Таким образом, потоки трудовой миграции являются суммой индивидуальных перемещений, предпринимаемых на основе индивидуальных оценок затрат – выгод миграции.
Процесс функционирования рынка труда в мегаполисе и прилегающем к нему регионе с существенной дифференциацией заработной платы в отрасли или определенном сегменте предложения может быть представлен графически (рис. 6).
Рисунок 6 – Рынки труда и межрегиональная трудовая миграция
Dr – спрос на труд в регионе, прилегающем к мегаполису; Dm – спрос на труд в мегаполисе;
Wr – уровень заработной платы в регионе, прилегающему к мегаполису;
Wm – уровень оплаты труда в мегаполисе;
Lr p – экономически активное население региона (потенциальные занятые); Lr em – фактически занятые в регионе; Lr um = Lr p – Lr em – безработные; Er – равновесие на региональном рынке труда;
Lr m = |АG| – трудовые мигранты. В том числе маятниковые мигранты, работающие в мегаполисе;
WLm – диапазон уровня оплаты труда трудовых мигрантов, прибывших из прилегающего региона.
На рисунке 6 представлена ситуация на рынке труда региона (справа) и мегаполиса (слева). Уровень занятости определяется в результате взаимодействия спроса и предложения в отрасли или в определенном сегменте предложения. В связи с тем, что предложение существенно превышает спрос, уровень занятости данной профессии в регионе составляет Lr em. Количество безработных в этой отрасли в регионе Lr um = Lr p – Lr em. Однако в мегаполисе, территориально прилегающем к региону уровень оплаты труда существенно выше, чем в регионе и составляет Wm. Более высокий уровень оплаты труда, территориальная доступность и невысокие издержки, связанные с перемещением в мегаполис для осуществления трудовой деятельности приводят к росту маятниковой трудовой миграции наиболее мобильных безработных, а также (в случае существенной дифференциации уровня оплаты труда) части занятых в регионе.
Нагрузка на региональном рынке труда снижается, спрос на работников данной профессии в мегаполисе удовлетворяется за счет притока маятниковых трудовых мигрантов из другого региона или из зарубежных стран. Более низкий уровень оплаты труда маятниковых мигрантов, приезжающих из региона позволяет увеличить спрос, а значит и общее количество занятых в этой сфере деятельности.[16]
Однако, как показывает анализ функционирования региональных рынков труда существующие теории относительно выравнивания уровня оплаты труда в регионах, отдающих и принимающих трудовых мигрантов на практике не получают аргументированного подтверждения. Уровень заработной платы в отрасли не столько отражает равновесное состояние на рынке труда, сколько выполняет информационную функцию для потенциальных мигрантов. Дифференциация в уровне оплаты труда в регионах существенно влияет на миграционные намерения трудовых ресурсов, реализация которых может негативно отразиться на состоянии рынка руда в будущем.