Файл: Управление миграционными процессами (Глава 1.Теоретические основы управление миграционными процессами).pdf
Добавлен: 04.07.2023
Просмотров: 79
Скачиваний: 3
СОДЕРЖАНИЕ
1.Теоретические основы управление миграционными процессами
1.1 Сущность управления миграционными процессами
1.2 Масштабы и направления региональной трудовой миграции
2.Значение управление миграционными процессами
2.1 Влияние региональной трудовой миграции на территориальный рынок труда
2.2 Влияние трудовой миграции на развитие муниципальных образований
К основным миграционным потокам, которые оказывают влияние
на формирование региональных рынков труда, относятся:
– маятниковая трудовая миграция. Как правило, в ней участвуют жители пригородных территорий, входящих в агломерации и совершающие ежедневные трудовые маятниковые миграции;
– межрегиональная миграция рабочей силы. Привлечение работников осуществляется как из прилегающих субъектов РФ, так и регионов, удаленных от него. При этом перераспределение по территории ресурсов труда может осуществляться в форме как трудовой миграции (без смены постоянного места жительства), так и безвозвратной миграции на постоянное место жительства в целях трудоустройства;
– миграция рабочей силы из-за пределов страны (внешняя миграция). Внешние мигранты могут прибывать на территорию вселения, как на постоянное место жительства, так и с целью осуществления временной трудовой деятельности (иностранная рабочая сила).
Что же касается ситуации на рынке труда Нижегородской области, то по официальным данным вовлечение безработных граждан в экономику оказалось недостаточным для замещения всех свободных рабочих мест. Мониторинг состояния фиксированного рынка труда Нижегородской области свидетельствует о наличии проблем в удовлетворении потребности работодателей в рабочей силе в связи с несоответствием количественных и качественных параметров спроса и предложения. Удовлетворить потребности работодателей области в работниках отдельных профессий (специальностей) за счет региональных трудовых ресурсов полностью не представляется возможным. Так, например, заявленная работодателями потребность в работниках на 31.12.2014 года составила 218,9 тыс. вакансий.
По сравнению с 2013 зафиксирован рост доли вакансий в сферах: «строительство» +8,8, «сельское хозяйство» +3,3, «ЖКХ» +2,1, «здравоохранение» +1,2.
Снижение доли потребности в рабочих кадрах зафиксировано в сферах: «образование» -5,1, «недвижимое имущество» -2,9, «транспорт и связь -1,8.
В профессиональном разрезе в 2014 году (в целом по области) спрос превышал предложение фактически в 2,3 раза. Перечень постоянных вакансий в разрезе профессий (специальностей), востребованных работодателями в Нижегородской области по состоянию на 1 января 2015 года.
Превышение спроса над предложением отмечено по профессиям: штукатур, шпаклёвщик, монтажник, кровельщик, водитель автомобиля, облицовщик-плиточник, арматурщик, и др.
Практически соответствовали величины спроса и предложения по профессиям и специальностям: слесарь-ремонтник, зав.складом, гальваник, бригадир, экспедитор, ассистент, администратор, станочник широкого профиля, бухгалтер, юрисконсульт, и др.
Превышение предложения над спросом наблюдалось по профессиям и должностям: зам.генерального директора производственного объединения, глава администрации, директор предприятия, сестра-хозяйка, главный бухгалтер, и др.
Долевое выражение относительной степени сбалансированности спроса и предложения (до 2,0 п.п.) наблюдается по группам профессий, относящимся к сфере обслуживания, сельского и лесного хозяйства, а также по профессиям (должностям) служащих, занятых подготовкой информации, оформлением документации, учетом и обслуживанием.
Максимальное рассогласование отмечено по группам: квалифицированные рабочие крупных и мелких промышленных предприятий, художественных промыслов, строительства, транспорта, связи и неквалифицированные рабочие (спрос превышает предложение на 21,5 п.п. и 13,2 п.п. соответственно); руководители (представители) органов власти и управления всех уровней, включая руководителей учреждений, организаций и предприятий (предложение превышает спрос на 11,1 п.п.).
Заполнение постоянно существующих на рынке труда вакансий частично удается за счет притока в Нижегородскую область мигрантов из других регионов России, а также из стран преимущественно ближнего зарубежья.
Количество иностранных трудовых мигрантов в Нижегородской области имеет тенденцию к постоянному росту. Нижегородская область продолжает оставаться объектом повышенного внимания иностранных граждан и занимает третью позицию в Приволжском федеральном округе (после Республики Татарстан и Самарской области) по привлекательности для мигрантов. Это объясняется ее промышленно-экономическим потенциалом, развитостью инфраструктуры, а также многонациональным составом населения.
Так, утвержденная квота на выдачу разрешений на право осуществления трудовой деятельности иностранным работникам на территории Нижегородской области на 2013 год была установлена в количестве 17 926 разрешений. Всего за истекший период иностранным гражданам оформлено 14 239 разрешений на работу, в том числе 2 719 – на основании разрешений на привлечение, 1 901 – имеющим разрешение на временное проживание, 9 619 – прибывшим в порядке, не требующем получения визы.
Международный миграционный прирост, в основном из ближнего зарубежья, составляет 3-4 тысячи человек в год. В составе внешних мигрантов лица трудоспособного возраста составляют более 80 процентов, из них 64 процента - мужчины.
Из визовых стран наибольше количество разрешений оформлено гражданам КНДР и Турции. Из безвизовых стран – гражданам Узбекистана, Таджикистана, Армении и Азербайджана.
По состоянию на 1 января 2015 года в экономике Нижегородской области занято 8 323 иностранных работника, в том числе:
-в строительстве - 4 619 (55,5%);
-в производстве – 1 551 (18,6%);
-в торговле – 719 (8,6%);
-в сельском и лесном хозяйстве – 245 (2,9%);
- в транспорте - 150 (1,8%), которые являются основными сферами применения иностранной рабочей силы.
За отчетный период 8 967 иностранных граждан обратились с заявлением о выдаче патента на право осуществления трудовой деятельности по найму у физических лиц, которым оформлено 8 918 патентов. Получили патенты 8 373 иностранных гражданина, в том числе граждан Узбекистана – 6 279, Таджикистана – 688, Азербайджана – 592, Армении – 458.
От работодателей получено 11 448 уведомлений о привлечении к трудовой деятельности иностранных граждан, прибывших в Российскую Федерацию в порядке, не требующем получения визы и имеющих разрешение на работу. В отношении 8 366 иностранных работников этой категории работодателями подано уведомление о расторжении трудовых отношений. Основная причина увольнения – по собственному желанию – 92,9%.
Таким образом, механизм рыночной само регуляции с одной стороны решает проблему роста безработицы в регионе, с другой – позволяет экономически активному населению реализовать свой трудовой потенциал и увеличить доходы за счет более высокого уровня оплаты труда в крупных городах и территориальных образованиях соседних регионов по сравнению с заработной платой в местах проживания.
Миграция работников высокой квалификации является важным источником накопления человеческого капитала, обеспечивающим экономический рост и благосостояние в принимающих странах. Не случайно конкуренция за привлечение таких работников имеет международный масштаб. В связи с этим одной из стратегических задач миграционной политики Нижегородской области является создание условий и механизмов для привлечения востребованных экономикой высококвалифицированных и квалифицированных специалистов разного профиля, предпринимателей и инвесторов, прежде всего на долгосрочной основе.
2.2 Влияние трудовой миграции на развитие муниципальных образований
Маятниковая трудовая миграция оказывает как положительное, так и отрицательное воздействие на развитие муниципального образования.
Положительный эффект прослеживается сразу же, в краткосрочном периоде, и существенно превышает те негативные моменты, которые возникают с выездом трудовых ресурсов за пределы места постоянного проживания для осуществления трудовой деятельности. Отрицательные моменты проявляются, как правило, в долгосрочном периоде и могут не только ослабить ресурсный потенциал региона, но и привести к его полному застою. Особенно это характерно для сельских территорий неперспективных зон развития.
Муниципальное образование – непосредственная среда, в которой происходит формирование качества трудовых ресурсов. Основными компонентами этой среды являются: сфера жизнеобеспечения, качество жизни, рынок труда, создание условий для эффективного развития и экономического роста.
Трудовая миграция воздействует на состояние локального рынка труда. В условиях безработицы и отсутствия вакансий в селе, всегда существуют вакансии в городе или районном центре, которые не востребованы местными трудовыми ресурсами в силу несоответствия профессионально-квалификационного состава безработных и требуемых работников, уровня оплаты труда, предлагаемой работы, а также возможности реализовать свой потенциал за пределами области с целью получения большего дохода.
Членам домохозяйств, подверженных воздействию миграции, маятниковая трудовая миграция предоставляет возможность лучше финансировать основные человеческие потребности (включая питание, образование своих детей), снизить недостаток наличных денег, выровнять потребление внутри семьи и, таким образом, повысить свой жизненный уровень. Трудовая миграция, поэтому, может снизить бедность особенно в депрессивных поселениях – местах выхода трудовых ресурсов на рынки других субъектов, и, в то же время, оказать двойственное воздействие на уровень неравенства среди домохозяйств.
Рисунок 7 – Влияние трудовой миграции на некоторые социально- экономические аспекты развития муниципального образования
Однако, несмотря на то, что трудовая миграция и денежные доходы способствуют временному улучшению ситуации с безработицей и бедностью, позволяет более свободно оперировать ресурсами общественных фондов, широкомасштабная маятниковая регулярная трудовая миграция пагубно сказывается на налоговых сборах в муниципальных образованиях «отдающих» свои трудовые ресурсы другим субъектам и регионам.
В условиях маятниковой и временной (сезонной) трудовой миграции сумма удержанного налога на доходы физических лиц становится источником дохода бюджета не по месту учета налогоплательщика, а по месту его работы. Источником информации о сумме недополученных муниципальным образованием доходов можно судить только по данным налоговых органов и Пенсионного фонда России. Однако недоступность НДФЛ является не единственной причинной недополучения доходов от трудовых ресурсов занятых не по месту постоянного проживания. Возникает проблема вычетов по данному налогу, в частности, имущественных на приобретение жилья, социальных вычетов на образование, лечение и т.п. Возврат сумм налога на доходы физических лиц при заявлении налогоплательщиком указанных вычетов в налоговой декларации по данному налогу осуществляется по месту учета (жительства) налогоплательщика.
Относительно социальных вычетов на образование (в том случае, если обучение осуществляется на коммерческой основе) предоставляемых по налогу на доходы физических лиц, также следует заметить, что оплата производится по месту нахождения учебного заведения, а возврат налога – по месту жительства налогоплательщика. Поскольку большая часть учебных заведений концентрируется в крупных городах, нагрузка на бюджеты сельских муниципальных образований существенно возрастает.
Часть маятниковых преимущественно ежедневных трудовых мигрантов не работают по найму, а занимаются предпринимательской деятельностью. Индивидуальные предприниматели не являются юридическими лицам. Уплата ими налогов от предпринимательской деятельности осуществляется как физическими лицами чаще всего с использованием упрощенной системы налогообложения по месту постановки на учет.
В соответствии со ст. 83 Налогового кодекса РФ постановка на учет индивидуальных предпринимателей осуществляется по месту жительства физического лица. При этом ведение деятельности осуществляется ими в других муниципальных образованиях или за пределами своего региона. По месту учета налоговые доходы перераспределяются, в то время как налоговая база остается на территории другого субъекта, где и осуществляется деятельность предпринимателя.
Таким образом, мобильность налогоплательщиков оказывает существенное влияние на формирование налогового потенциала. Мобильность членов домохозяйств вносит изменения в формирование налоговых обязательств.
Рисунок 8 – Влияние мобильности налогоплательщиков на налоговый потенциал и доходы бюджетов муниципальных образований
Трудовые мигранты не вносят своего вклада в финансирование системы социальной защиты. В то же время, они заявляют свои права на пенсионное обеспечение и другие социальные выплаты, а также пользуются бесплатным доступом к таким услугам как школьное образование, здравоохранение, предоставление жилья и др.
В этих условиях приток трудовых мигрантов в Нижегородскую область из стран ближнего и дальнего зарубежья следует рассматривать как импорт дополнительных налогоплательщиков.
В 2013 году было выдано 10527 патентов на осуществление трудовой деятельности, трудоустроено 82 высококвалифицированных иностранных специалиста.
Совокупный вклад иностранной рабочей силы (далее - ИРС) в Нижегородской области в производство товаров и услуг по всем видам экономической деятельности в 2013 году составил 13754,23 млн. рублей и увеличился по сравнению с предыдущим годом на 10,75%. Совокупные расходы, связанные с привлечением и использованием ИРС, уменьшились по сравнению с 2012 годом на 1,5% и равнялись 46794,96 тысяч рублей, что составило 28% от объема НДФЛ, полученного с фонда заработной платы, выплаченной ИРС.