Файл: Расчетно-кассовое обслуживание в банке: формы расчетов и технологии совершения расчетных операций (на примере ПАО Сбербанк).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 04.07.2023

Просмотров: 191

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Данный порядок включает правила налично-денежного оборота:

  • для клиентов банков - юридических лиц;
  • для коммерческих банков. Деньги могут быть сданы:
  • в кассы банка;
  • инкассаторам для последующей сдачи в банк;
  • предприятиям связи для перечисления на счета в банк.

Итак, выдача наличных денег производится всем хозорганами в пределах имеющихся у них на счетах средств на основании справки - заявки о потребности в определенной сумме денег на потребление (заработная плата, командировочные расходы и т.п.).

1.2 Нормативно – правовая база расчетно–кассовых операций

Сложность и важность взаимоотношений по депозитам между банковскими учреждениями и физ. и юр. лицами определяют потребность в их регулировании. Базой является комплекс законодательных и подзаконных актов, нормативно – правовых документов тех государственных органов, которым поставлена задача по выполнению функции регулирования в России. При организации и выполнении депозитных операций с физ. и юр. лицами, для осуществления защиты прав и интересов вкладчиков необходимо руководствоваться нормативно - правовыми актами, размещенными на сайте Центробанка РФ [9]:

Таблица 1.2 – Нормативно-правовые акты и документы, которые регулируют расчетно – кассовые операции

Вид документа

Название

1

2

ФЗ

Гражданский кодекс РФ [10]

ФЗ

Налоговый кодекс РФ [11]

ФЗ

Об акционерных обществах[12]

ФЗ

О рынке ценных бумаг[13]

ФЗ

О защите прав и законных интересов инвесторов на рынке ценных бумаг[14]

ФЗ

О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма[15]

ФЗ

Об инвестиционных фондах[16]

ФЗ

Об ипотечных ценных бумагах[17]

ФЗ

О персональных данных[18]

ФЗ

О противодействии неправомерному использованию инсайдерской информации и манипулированию рынком[19]

ФЗ

О центральном депозитарии[20]

Постановление Федеральной службы по финансовым рынкам РФ

Об принятии Положения о порядке прекращения исполнения функций номинального держателя ценных бумаг[21]

Постановление Федеральной службы по финансовым рынкам РФ

О порядке отражения в учетной системе объединения дополнительных выпусков эмиссионных ценных бумаг и аннулирования индивидуальных номеров (кодов) дополнительных выпусков эмиссионных ценных бумаг[22]


Продолжение таб. 1.2

1

2

Приказ Федеральной службы по финансовым рынкам РФ

Об принятии Требований к формату электронных документов с электронной цифровой подписью, предоставляемых в Федеральную службу по финансовым рынкам[23]

Приказ Федеральной службы по финансовым рынкам РФ

Об принятии Положения о требованиях к осуществлению деятельности участников финансовых рынков при использовании электронных документов[24]

Приказ Федеральной службы по финансовым рынкам РФ

Об принятии Положения о специалистах финансового рынка[25]

Указание Банка РФ

Об принятии перечня организаций, осуществляющих учет прав на ценные бумаги[26]

Приказ Федеральной службы по финансовым рынкам РФ

О порядке и сроках раскрытия профессиональными участниками рынка ценных бумаг в сети Интернет[27]

Приказ ФС Федеральной службы по финансовым рынкам РФ

Об принятии Требований к депозитариям, осуществляющим учет прав на ценные бумаги иностранных эмитентов, допущенные к публичному размещению и (или) публичному обращению в РФ[28]

Приказ ФС Федеральной службы по финансовым рынкам РФ

Об принятии Положения об особенностях обращения и учета прав на ценные бумаги, предназначенные для квалифицированных инвесторов, и иностранные ценные бумаги[29]

Приказ ФС Федеральной службы по финансовым рынкам РФ

Об принятии Положения об особенностях порядка открытия и закрытия торговых и клиринговых счетов депо, а также исполнения операций по указанным счетам[30]

Продолжение таб. 1.2

1

2

Приказ Федеральной службы по финансовым рынкам РФ

Об принятии Положения о внутреннем контроле профессионального участника рынка ценных бумаг

Постановление Правительства РФ

Об принятии перечня услуг, непосредственно связанных с услугами, которые оказываются в рамках лицензируемой деятельности, реализация которых освобождается от обложения НДС[31]

Указание Банка РФ

О порядке присвоения и аннулирования государственных регистрационных номеров или идентификационных номеров выпускам (дополнительным выпускам) эмиссионных ценных бумаг[32]


С 1 января 2018 г. все жители России стали её валютными резидентами вне зависимости от присутствия иного гражданства, вида на жительство в другой стране и даже фактического постоянного проживания вне РФ. Данные правки были внесены ФЗ 173[33], но все же необходимо понимать, что определение «налоговый резидент» регулируется НК РФ[34], а не ФЗ 173[35].

С позиции банковского дела через смену понятия «резидент» появляется огромное колличество нюансов. В соответствии с положением 579 – П[36] банковские и другие счета должны открываться для резидентов и нерезидентов на различных счетах второго порядка, и по этой причине открытые перед этим счета жителям России как нерезидентам обязаны, сменить свой номер. Понятие «нерезидент» и «резидент» в соответствии с положением 579 – П[37] употребляются в значении, которое установлено валютным законодательством РФ.

Требования ст. 12 ФЗ 173[38] к порядку открытия счетов и расчетно - кассовых операций в иностранных банках, проведения по этим счетам валютных операций, а также представления отчетов о движении финансов по таким счетам и депозитам, не применяются к физ. лицам – резидентам, срок нахождения которых за пределами РФ в общей сложности составил больше 183 ней. Данная норма распространена и на тех, чей срок нахождения истек в 2018 г., за пределами России в общей сложности составил больше 183 дней. Другими словами, любые жители России, по факту те, которые находятся за границей с 2018 г. больше 183 дней, а также все те, кто и в следующие годы проведет большую часть времени за рубежом, не должны:

  • сообщать налоговым органам о открытии либо закрытии расчетно - кассовых операций за границей и об изменении реквизитов;
  • придерживаться ограничений по зачислению либо списанию финансов с заграничных счетов, согласно ст. 12 ФЗ 173[39]
  • давать информацию налоговым органам России отчетность о движении финансов по счетам (депозитам) в банковских учреждениях за пределами России.

Но все же, в том случае, когда, за прошедший календарный год окажется, что физическое лицо в общем числе провело за границей 183 дня либо меньше, то в срок до 01 июня текущего года необходимо подавать в налоговую инспекцию уведомления об открытии счетов (изменении реквизитов или закрытии счетов) и предоставить отчеты о движении финансов.


Итак, если ранее переводы финансов физ. лицами – резидентами со своих российских счетов на свои счета, открытые в банках за пределами России, выполнялись при условии предъявления уполномоченному банковскому учреждению уведомления налогового органа об открытии счета с отметкой о принятии указанного уведомления, то с 2018 г. данная норма в отношении физических лиц в законе отсутствует. Так как жители России, считаются валютными резидентами, они имеют право не раскрывать информацию о своих иностранных счетах, если в большей степени проживают за границей, и переводы с его российских счетов обязаны выполняться без ограничений и без необходимости представлять банку уведомления об открытии счета. Это означает, что во внутренние документы банковкого учреждения необходимо внести изменения, отменив обязательность проверки уведомления об открытии счета за рубежем.

С 1 января 2018 г. для всех банковских учреждений в обязательном порядке применяется Международный стандарт финансовой отчетности (IFRS) 9 «Финансовые инструменты», который заменил МСФО 39.

Начиная с расчета за 1 кв. 2018 г. выросла базовая ставка взносов в фонд страхования расчетно - кассовых операций с 0,12 процентов до 0,15 процентов среднего остатка расчетно - кассовых операций за квартал. Это максимально возможный уровень ставки по ФЗ № 177[40], и с периода работы системы страхования расчетно - кассовых операций такой большой она ещё не была. Поэтому, дополнительная и повышенная дополнительная ставка страховых взносов, подлежащих уплате банками в АСВ, также возросли, так как установлены в процентном отношении к базовой ставке.

ГЛАВА 2. АНАЛИЗ РАСЧЕТНО – КАССОВОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ В ПАО «СБЕРБАНК»

2.1 Характеристика деятельности ПАО «Сбербанк»

ПАО «Сбербанк» выполняет работу на основании лицензии на реализация операций осуществляемых ПАО «Сбербанк» с физическими и юридическими лицами, осуществление операций купли – продажи иностранной валюты и переводов денег № 650, выданной Центробанком РФ 25 марта 2018 г.


ПАО «Сбербанк» принимает вклады населения, предоставляет кредиты и выполняет переводы денег на территории России и за ее пределами. Главный офис ПАО «Сбербанк» находится в Москве. ПАО «Сбербанк» имеет 324 отделения в Москве, 4 952 отделения в других населенных пунктах России. Юридический адрес ПАО «Сбербанк»: 117997, город Москва, улица Вавилова, дом 19

В линейке продуктов банковского учреждения содержится весь спектр, который может предложить ПАО «Сбербанк» широкому кругу клиентов. К ним относятся:

  • сберегательный счет;
  • дебетовые и кредитные карты;
  • потребительские кредиты;
  • вклады;
  • платежи и переводы;
  • мобильный банк;
  • зарплатный проект;
  • пенсионные счета;
  • страховые услуги;
  • юридические услуги.

Подробная структура представлена на схеме (см. рис. 2.1).

Рисунок 2.1 – Организационная структура ПАО «Сбербанк»

Акционерами Сбербанка являются более 100 тыс. лиц. Акции ПАО «Сбербанк» ввиду его публичности размещены на российском и зарубежном рынке. Степень влияния акционеров на деятельность ПАО «Сбербанк» зависит от действующей законодательной базы, а также от практики управления компанией, которая применяется в ПАО «Сбербанк».

Председатель Правления ПАО «Сбербанк» руководит текущей деятельностью ПАО «Сбербанк». Он избирается Общим собранием акционеров на 4 года. Президент и Председатель Правления ПАО «Сбербанк» действует от имени ПАО «Сбербанк», представляет его интересы, совершает сделки от имени ПАО «Сбербанк», издает приказы, распоряжения и дает указания, обязательные для исполнения всеми работниками ПАО «Сбербанк».

Правление ПАО «Сбербанк» подотчетно Наблюдательному совету ПАО «Сбербанк» и Общему собранию акционеров.

Филиалы ПАО «Сбербанк» (территориальные банки) возглавляются председателями, которые назначаются Президентом, Председателем Правления ПАО «Сбербанк». Отделения возглавляются управляющими. В филиалах ПАО «Сбербанк» создаются коллегиальные органы управления (правление территориального ПАО «Сбербанк», совет отделения). Каждым филиалом руководит управляющий, его заместитель, далее идут начальники подразделений. Рекламой и связями с общественностью в Сбербанке занимается отдел маркетинга и коммуникаций. Он подчиняется управляющему филиала ПАО «Сбербанк». Отдел Московского банка имеет в подчинении территориальные отделы маркетинга и коммуникаций[41].