Файл: Невербальные проявления эмоциональных состояний человека (Глава 1. Теоретические аспекты изучения невербальной коммуникации людей).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 04.07.2023

Просмотров: 231

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Существуют некие особенности запахов:

    • Слепота на запахи — это невозможность различать запахи, это может затруднять общение с людьми.
    • Адаптация к запаху — это привыкание к определенным видам запахов.
    • Память о запахе — некоторые запахи могут остаться в памяти и вызывать приятные или неприятные воспоминания.
    • Неумеренный запах — это превышение нормы при использовании духов, дезодорантов.
    • Различие запахов — это способность обоняния устанавливать сходство и различие одних запахов от других.

Эстетика (Необходима при передаче сообщения или настроения через цвет или музыку. Музыка регулирует поведение, она стимулирует или же ослабляет определенные действия. Окраска стен, мебели должны вызывать только благоприятные ощущения. Допустим, во многих учебных заведениях светло зеленые стены, так как этот цвет положительно влияет на психику. Влияние цвета и музыки на человека используется в разных помещениях и ситуациях: от супермаркетов до автомобилей. В каждом месте они должны соответствовать конкретному помещению или ситуации) [1].

Роль невербальных средств общения для современности

В настоящее время большое внимание уделяется проблеме общения в профессиональной деятельности. Одним из аспектов данной проблемы является изучение невербального компонента. Психологами установлено, что в процессе взаимодействия людей основная часть коммуникации осуществляется за счет невербальных средств выражения, и только малая часть информации передается с помощью вербальных []. Эти данные заставляют задуматься над значением “невербалики” для психологии общения и взаимопонимания людей, заставляют обратить особое внимание на значение жестов и мимики человека, а также порождают желание овладеть искусством толкования этого особого языка телодвижений6.

Невербальные средства коммуникации могут передавать огромную информацию. Главная роль невербальной коммуникации заключается в получении самой различной информации о человеке. Подобную информацию мы можем получить через жесты, интонации, мимику, поскольку они способны выразить и корректно интерпретировать душевную энергию человека, состояние симптомы и движения.

Особенности невербальной коммуникации заключаются в их зависимости от ситуации, так как позволяют хорошо понять состояние всех участников коммуникации в реальном времени. Но, невозможно получить информацию о предметах или лицах, отсутствующих в данный момент или вовсе не существующих. Невербальная коммуникация спонтанна и непроизвольна. Она практически не поддается контролю, поэтому так просто выявить истину при вербальном общении.


Невербальные средства общения усваиваются только в естественных условиях при наблюдении, подражании или копировании. Они могут быть врожденными или приобретенными при социальном развитии человека, биологическими, социальными.

Зная различные виды невербальной коммуникации, можно лучше понять способы их выражения, так как коммуникация невербального типа осуществляется всеми органами чувств, из которых и формируется коммуникативный канал.

Невербальные коды могут совершенно одновременно передавать разные сообщения с помощью лица, тела, голоса. Они очень часто возникают спонтанно и вызывают автоматический ответ без размышления. Некоторые невербальные коды, определенные генетикой, имеют универсальный характер.

Невербальные знаки могут нести информацию разных типов.

I. Информация о личности коммуникатора, которая характеризует:

  • особенности темперамента человека (активная жестикуляция, например, – свидетельство холерического темперамента);
  • эмоциональное состояние личности в данной ситуации (например, человек, испытывающий радостное возбуждение, не может скрыть улыбку, независимо от темы разговора);
  • «Я-образ» и самооценку коммуникантов;
  • личностные свойства и качества;
  • уровень коммуникативной компетентности (то, как человек вступает в межличностный контакт, поддерживает его и выходит из него);
  • социальном статус участников общения;
  • принадлежности субъектов коммуникации к определенной группе или субкультуре.

II. Информация об отношении участников коммуникации друг к другу:

  • желаемый уровень общения (социальная и эмоциональная близость или отдаленность коммуникантов). Например, поза «отзеркаливания» собеседника говорит о настроенности на контакт с ним или намеренной подстройке к лицу более высокого социального статуса;
  • характер, или тип, взаимодействия между участниками общения (доминирование – зависимость, расположение – нерасположение),
  • динамика взаимоотношений (стремление поддерживать общение, прекратить его, «выяснить отношения» и т.д.). Например, безразличное выражение лица, позы закрытости, поворот головы в сторону от собеседника, отведение взгляда и т.п. – свидетельство нежелания продолжать разговор.

III. Информация об отношении участников коммуникации к самой ситуации, позволяющая им регулировать взаимодействие друг с другом.

Она сигнализирует о включенности коммуникантов в данную ситуацию (комфортность, спокойствие, интерес) или стремлении выйти из нее (нервозность, нетерпение, раздражение и т.п.).


В целом, роль невербальной коммуникации заключена в возможности правильно организовывать взаимодействие с человеком, в случае, как деловых переговоров, так и в случае каждодневной практики общения. Такая коммуникация позволяет с легкостью уловить сигналы тревоги или же раздражения собеседника по невербальному смыслу, не допуская вербального выражения. Невербальное поведение может подчеркивать или акцентировать информацию7.

Правильная интерпретация действий и намерений партнера помогают получить достаточно важную информацию, а также позволяют предотвратить недопонимания, конфликты.

Глава 2. Проявления чувств и эмоций в жизни человека

Понятие о эмоциях и механизмах их возникновения

Группа психических явлений, описанных такими понятиями, как "аффект", "чувство" и "переживание", несмотря на различные значения обладают определёнными общими свойствами, что позволяет определить таким термином как "эмоции" или " эмоциональные явления".

Первая трактовка понятия эмоций и механизма их возникновения принадлежит Чарльзу Дарвину. В своей работе "Выражение эмоций у человека и животных" он показал эволюционный путь развития и обосновал происхождение их физиологических проявлений. Эмоции в его понимании представляют собой лишь различных целесообразных реакций, которые были выработаны в процессе эволюции [2].

В интроспективной психологии эмоции – это явления сознания располагающие двумя основными проявлениями: удовольствие и неудовольствие. Также интроспекционисты указывали на взаимосвязь эмоций с внутреорганизменными изменениями, что в последствие привело к изменению взглядов на природу эмоциональных явлений.

Так в теории Джеймса-Ланге эмоции – это производные физиологических процессов [7]. Американский психолог Уильям Джеймс выдвинул "периферическую" теорию эмоций, в которой он связывал их с определёнными физиологическими реакциями. Независимо от него Карл Георг Ланге опубликовал работу, в которой высказывал сходные мысли, однако в отличие от Уильяма Джеймса под органическими изменениями он описывал преимущественно вазомоторные, а не висцеральные изменения. С позиции теории Джеймса-Ланге возникновение самой эмоции происходит после появления физиологического изменения в ответ на раздражитель. То есть изменение мимики и пантомимики приводит к непроизвольному появлению соответствующей эмоции.


Гюго Мюнстерберг понимал механизм возникновения эмоций схоже. По его мысли эмоциональный тон, сопровождающий действия и деятельность человека – это реакция личности на получаемое впечатление, которая продлевается или прерывается посредством движений [6]. Однако взгляд Гюго Мюнтерсберга не были радикальными, он писал: "Мы можем испытывать эмоцию печали даже если улыбаемся, чтобы скрыть её…" или " Еще меньше мы должны рисовать себе карикатуру на изложений взгляд, воображая, будто чисто внешнее поведение может совершенно изменить глубоко заложенную эмоцию или чувствование" [9].

Эдуард Клапаред в своей работе предпринял попытку примирить "классическую" теорию, в которой органическая реакция является следствием переживания эмоции, с " переферической", где наоборот переживание эмоции является следствием органической реакции. Для данного примирения он считал достаточным отказаться от отношения к эмоциям как к процессам, протекающим по некоторому единому образцу. Сделав это, один класс эмоций можно будет объяснить с позиции "классической" теории, а другой класс - с позиции "периферической" теории.

П. Бард в своих поздних исследованиях показал, что эмоциональные переживания и физиологические сдвиги возникают почти одновременно (последние возникают несколько позже) [11].

Резко критиковал теорию Джеймса-Ланге Уолтер Бредфорд Кенон. Проведя рассечение нервных путей от внутренних органов до головного мозга, он исключил в своем эксперименте все физиологические проявления, однако у испытуемого сохранялось субъективное переживание. Также он отмечал, что физиологические сдвиги, возникающие при разных эмоциях, схожи и не отражают их своеобразие, и эти изменения развертываются медленно в отличие от самих эмоциональных переживаний. Таким образом он утверждал, что эмоциональное переживание предшествует физиологической реакции [15].

В представлении психоаналитиков "эмоциональная экспрессия" и "эмоциональное переживание" являются разновидностями непроизвольной активности, направленной на разрядку напряжения, вызванного невозможностью применения инстинктивной энергии во внешней активности человека. эмоциональный физиологический реагирование экспрессивный [18].

В концепции эмоций отечественной (рефлексивной) психологии эмоции – это один из видов функционального состояния мозга, форма отражающей и регулирующей деятельности мозга [20].

Сергей Леонидович Рубинштейн понимал под эмоциями отношение человека к миру, к тому, что он испытывает и делает, в форме непосредственного переживания [12].


Таким образом отечественная психология подчеркивала два аспекта основных аспекта эмоций: аспект отражения и аспект отношения.

В биологической теории Анохина Петра Кузьмича эмоции рассматриваются как биологический продукт эволюции, как приспособительный фактор в жизни животных. Возникновение же эмоции связано с возникновением потребности. Здесь отрицательная эмоция играет мобилизующую роль, способствующую наиболее быстрому удовлетворению потребности, а положительная подтверждает, о том, что потребность была удовлетворена. Таким образом, закрепившись в памяти, она в будущем будет учувствовать в мотивационных процессах [3].

Когнитивные теории развития отражают точку зрения, согласно которой основным механизмом появления эмоций являются когнитивные процессы. Так в когнитивно-физиологической теории Стенли Шехтера на возникновение эмоции, наряду с воспринимаемыми стимулами и порождаемыми ими физиологическими изменениями оказывают влияние прошлый опыт человека и оценка им наличной ситуации с точки зрения имеющихся в данный момент потребностей и интересов [1].

М. Арнольд в качестве постоянной детерминанты эмоций взял интуитивную оценку объекта. То есть, как только человек непосредственным или интуитивным способом придет к выводу о том, что представляет собой объект и как он может подействовать на него, он сразу ощущает привлекающий или отталкивающий характер этого предмета [5].

Формы эмоционального реагирования

Под эмоциональным реагированием понимаются реакции, направленные на разрядку возникшего эмоционального возбуждения. К эго основным характеристикам относятся:

  • знак, который определяется положительным или отрицательным переживанием;
  • влияние на поведение и деятельность;
  • интенсивность, то есть глубина переживания;
  • и величина физиологических сдвигов, длительность протекания и предметностью , под которой понимается степень осознанности и связи с конкретным объектом.

Е. Д. Хомская выделяла также их реактивность, степень контроля и качество, то есть связь с потребностью [13].

Учитывая эти характеристики в отечественной психологии выделяют следующие их классы:

  • эмоциональный тон ощущений;
  • эмоции (включая аффекты);
  • и настроения.

Эмоциональные реакции, такие как гнев, радость, тоска, страх подразделяются на:

  • эмоциональный отклик,
  • эмоциональную вспышку
  • и эмоциональный взрыв (аффект).