Файл: Влияние кадровой стратегии на работу службы персонала (1. Формирование кадровой политики в современной организации).pdf
Добавлен: 05.07.2023
Просмотров: 121
Скачиваний: 2
СОДЕРЖАНИЕ
1. Формирование кадровой политики в современной организации
1.1. Этапы проектирования кадровой политики
1.2. Кадровые мероприятия и кадровая стратегия
2. Стратегия управления персоналом
2.1. Взаимосвязь стратегии управления персоналом и стратегии развития организации
2.2. Формирование стратегии управления персоналом на различных стадиях развития организации
4) управление стратегическими задачами в реальном масштабе времени. Разработка и реализация постоянно корректирующейся программы.
В зависимости от фазы менеджмента, практикуемого в организации, а также уровня планирования можно выделить кадровые мероприятия разного типа, ориентированные на решение оперативных, тактических или стратегических задач. Программы включают в себя различные кадровые мероприятия, отдельные направления работы и проекты, направленные на повышение качества персонала, развитие его способности решать задачи, диктуемые этапом развития организации.
Рассмотрим основные кадровые мероприятия в зависимости от типа стратегии организации (стадии развития организации) и уровня планирования. Для открытой и закрытой кадровой политики будут адекватны разного типа мероприятия по удовлетворению единых по сути кадровых потребностей [22].
При открытой кадровой политике и развитии предпринимательской стратегии, которая приходится на стадию формирования организации при стратегическом планировании идёт процесс информирования об организации, оказываемых ею услугах. В этот период организация формирует требования, предъявляемые к персоналу, и привлекает молодых и активных специалистов.
Среднесрочное планирование в этот период предполагает следующие процессы [5]:
- поиск перспективных людей и проектов;
- создание банка кандидатов на работу в организацию;
- проведение конкурсов, выдача грантов;
- установление контактов с кадровыми агентствами;
- отбор менеджеров под проекты;
Находясь на стадии интенсивного роста, организация меняет свою кадровую политику. В ней происходят следующие процессы: Обучение управленцев, формирование горизонтальных и вертикальных управленческих команд. Планирование трудовых ресурсов. Разработка штатного расписания. Создание должностных инструкций. Описание политики фирмы в документах и правилах. Набор персонала под конкретные виды работ. Адаптация персонала [4].
На стадии стабилизации организация придерживается следующего курса: разрабатываются новые формы организации труда под новые технологии. Осуществляется разработка оптимальных схем стимулирования труда, увязанных с получением прибыли организацией. Реализуются программы оценки и стимулирования труда персонала. Идёт набор эффективных менеджеров [5].
На стадии ликвидации, при открытой кадровой политике организация максимально сокращает штат сотрудников, оптимизирует производство.
При закрытой кадровой политике на стадии формирования организации создаются собственные институты. Осуществляется поиск перспективных студентов, выплата стипендий, стажировка на предприятии, привлекаются друзья, родственники и знакомые.
На стадии роста закрытая кадровая политика состоит из: планирования карьеры, разработки нетрадиционных способов найма, проведения внутрифирменных программ обучения с учетом личных потребностей в обучении.
Также на данном этапе осуществляется разработка программ стимулирования труда, набор сотрудников с высоким потенциалом и способностью к обучению. Проводятся программы адаптации персонала [18].
Стадия стабилизации предполагает разработку схем оптимизации труда, сокращение трудовых затрат, реализацию программ обучения управленческого персонала.
Также идёт процесс активного включения персонала в оптимизацию деятельности организации [9].
На стадии ликвидации организации при закрытой кадровой политике проводятся программы переподготовки специалистов, разрабатываются программы частичной занятости, осуществляется поиск рабочих мест для перемещаемого персонала. Активизируется процесс включения персонала в обсуждение перспектив развития организации, происходит увольнение в первую очередь новых сотрудников.
Выбор той, или иной кадровой политики, а вместе с ней и определение кадровых мероприятий зависит от формы собственности организации, от сферы её деятельности, ассортимента продукции, предоставляемых услуг и множества других факторов [10].
Несмотря ни на что, свои достоинства и недостатки существуют во всех моделях кадровой политики. Так же следует отметить, что в реальной практике редко встречаются стандартно открытые, или закрытые модели кадровой политики.
Необходимо также отметить, что кадровые мероприятия зависят не только от модели кадровой политики, но и от специфики работы организации. Каждая организация индивидуальна и у каждой организации свой, специфичный подход к определению кадровых мероприятий.
2. Стратегия управления персоналом
2.1. Взаимосвязь стратегии управления персоналом и стратегии развития организации
В современных условиях степень самостоятельности и ответственности организаций значительно возрастает. Основная часть решений, касающихся производства, сбыта продукции, установления контактов с поставщиками и клиентами переходит в компетенцию организаций.
Кроме того, появляются такие новые факторы, как интернационализация экономики, множество конкурентов во всех сферах деятельности, изменение правил функционирования организаций. Сама организация несет ответственность за создание ресурсов, обеспечивающих возможность ее развития и удовлетворения запросов коллективов и отдельных личностей.
Создавшиеся достаточно сложные экономические условия в начале восьмидесятых годов на предприятиях Западной Европы способствовали дальнейшему развитию теории управления персоналом и появлению нового подхода к персоналу организаций.
В девяностых годах в теории управления организациями происходит изменение общей парадигмы управления. Персонал начинает рассматриваться как основной ресурс фирмы, определяющий в первую очередь успех деятельности всей организации [17].
Одновременно усиливается внимание к стратегическим вопросам управления деятельностью организаций [18].
На смену теории, рассматривающей персонал как издержки, которые надо сокращать, появилась теория управления человеческими ресурсами, в соответствии с которой персонал представляет собой один из ресурсов фирмы, которым надо грамотно управлять, создавать условия для его развития, вкладывать в него средства [11].
Взаимосвязь перечисленных факторов и привела к появлению стратегического управления персоналом, которое преследует цели:
- внедрение на практике стратегического управления деятельностью фирм;
- изменение парадигмы управления и признание персонала основным ресурсом организации.
Выживание организаций, не говоря уже об их процветании, зависит, прежде всего, оттого имеют ли они собственную стратегию, а также от того, смогут ли организации последовательно реализовать эту стратегию на практике при помощи конкретных мероприятий.
Неуверенность перед будущим, неустойчивость на рынке и возрастающая сложность управления приводят организации к необходимости внимательно изучить и пытаться внедрить различные варианты стратегического развития своих фирм [25].
Стратегическая мысль в этой области получила значительный толчок к развитию, особенно из-за ухудшения экономической ситуации, как в странах Западной Европы, так и в нашей стране.
Термин «стратегическое управление» был введен в шестидесятых, семидесятых годах этого века для того, чтобы провести разграничение между текущим управлением на уровне производства и управлением, осуществляемым на высшем уровне.
Традиционное понятие стратегии основано на представлении о ней как об одном из процессов управления организацией [4].
Сегодня в работах различных ученых можно встретить разные определения. Так, Игорем Ансоффом стратегия была определена как «набор правил для принятия решений, которыми организация руководствуется в своей деятельности» [3].
Г. Минцберг и Д. Лэмпел подходят к описанию этого важного понятия более аналитично и разделяют определение стратегии на пять «П» [19]:
1) план, руководство, ориентир или направление развития из настоящего в будущее;
2) принципы поведения или модель поведения;
3) позиция;
4) перспектива;
5) прием, маневр с целью перехитрить соперника.
Среди отечественных исследователей также предпринимались попытки дать собственное определение стратегии. К примеру, В.С. Кузнецов под стратегией понимает «единую политику организации по достижению поставленной стратегической цели» [16]. Данное определение вряд ли можно назвать неверным, однако оно не раскрывает сути стратегии, а кроме того содержит тавтологию.
Некоторые отечественные ученые раскрывают понятие стратегии через перечисление ее составных элементов. К примеру, А.В. Сурин полагает, что понятие стратегии включает [21]:
- совокупность целей, которые необходимо достичь, в порядке их приоритетности;
- тщательно проработанные технологии, которые обеспечивают достижение целей;
- комплекс целевых программ, мероприятий, проектов, позволяющих реализовать намеченные цели;
- список ресурсов, имеющихся в наличии и необходимых для осуществления стратегии;
- главные риски, реально существующие на пути к намеченной цели.
Данное определение представляется достаточно полным и раскрывающим сущность «стратегии» комплексно, затрагивая различные ее аспекты. Однако важным дополнением к этому определению является учет внешней среды. Так, любая организация функционирует в развитой системе связей с внешней средой, являющейся динамичной, труднопредсказуемой и вместе с тем активно влияющей на организацию.
В связи с этим стратегия должна иметь функцию реагирования на изменения, происходящие во внешней среде. Отечественный ученый В.С. Кузнецов учел этот факт при разработке компонентов стратегии, к которым отнес [16]:
- учет возможностей внешней и внутренней среды;
- использование сильных сторон наряду с устранением слабых;
- поиск новых горизонтов, исследование новых возможностей для организации, учитывая угрозы, исходящие из внешней среды предприятия.
Также к рассмотренным определениям имеет смысл добавить, что одним из ключевых условий эффективного применения стратегического менеджмента является готовность руководства организации опираться и ориентироваться на долгосрочные перспективы, а не на краткосрочные выгоды.
Таким образом, можно заключить, что стратегия – это всесторонний, комплексный план, который разрабатывается высшим руководством и нацелен на достижение долгосрочных целей организации с использованием возможностей внешней и внутренней среды и учитывая имеющиеся ресурсы, угрозы и риски.
Следует отметить, что со временем менялось не только понятие «стратегия», но и его содержательная часть. Внешние процессы вносили свои коррективы в содержание этого определения [4].
Появилось новое определение понятия «стратегическое управление». Это управление, которое опирается на человеческий потенциал как на основу организации, ориентирует производственную деятельность на запросы потребителя, осуществляет гибкое регулирование и своевременные изменения в организации, отвечающие вызову окружения и позволяющие добиваться конкурентных преимуществ, что в совокупности позволяет организации выживать и достигать своей цели в долгосрочной перспективе [17].
Элементами стратегии управления персонала являются:
1. цель деятельности организации;
2. система планирования организации;
3. отношения высших управленческих кадров;
4. организационная структура служб управления персоналом;
5. критерии эффективности системы управления персоналом;
6. ограничения на функционирование системы
7. доступность, полнота и обоснованность используемой информации;
8. образование управляющих (всех уровней управления);
9. взаимосвязь с внешней средой.
Составляющими стратегии управления персоналом являются [4]:
- отбор персонала, включающий планирование потоков рабочей силы;
- оценка квалификации;
- вознаграждение, возмещение затрат труда в виде заработной платы;
- развитие персонала.
Со временем изменилось отношение к персоналу, как к ресурсу организации, сформировалось понимание необходимости стратегического управления организацией.
Изначально стратегия характеризовалась как набор правил для принятия решений, которыми организация руководствуется в своей деятельности, но под влиянием различных факторов это определение стало несколько шире. Сегодня основным элементом стратегического управления является управление персоналом организации [2].