Файл: ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ДЕЛОВОЙ ЭТИКИ.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Реферат

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 05.07.2023

Просмотров: 242

Скачиваний: 4

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

2.2 Этика служебных взаимоотношений в ТОО

Служебные взаимоотношения – совокупность нравственных принципов, характеризующих должностное поведение сотрудников организации.

Служебные взаимоотношения в организации во многом определяются этикой руководителя и подчиненного. От нее зависит не только психологический климат в коллективе, но и эффективность работы сотрудников, определяющая результаты труда.

В организации установлена нисходящая этика делового общения (руководитель - подчиненный), который основывается на тех нормах и принципах, которые использует руководитель по отношению к своим подчиненным. При этом нормы и принципы этического поведения руководителя зависят, прежде всего, от его личности, от того, какое поведение в трудовом коллективе этически приемлемо, а какое – нет.

В ТОО приняты следующие формы распоряжения:

1) Просьба. Используется в случае, если ситуация рядовая, а отношение между руководителем и подчиненным основано на доверии и доброжелательности. Просьба позволяет сотруднику высказать свое мнение о существующей проблеме в том случае, если она по каким-либо причинам не может быть решена.

2) Приказ – применяют в чрезвычайной ситуации, а также в отношении недобросовестных сотрудников.

В организации преобладают в основном неформальные коммуникации между сотрудниками, которые основаны на дружеском общении. Формальные коммуникации в компании представлены вертикальными связями «сверху вниз» .

Руководителем компании используется авторитарный стиль управления с элементами демократического стиля, поэтому руководитель управляет подчиненными в силу власти официальной должности, определяемой иерархической структурой организации. Он ожидает от сотрудников соответствующего подчинения, применяются методы воздействия в основном в виде приказов, распоряжений.

Руководитель сам определяет цели и задачи деятельности, строго контролирует их выполнение. Статусные символы поддерживают властную позицию руководителя. Он награждает и наказывает подчиненных по своему усмотрению, в организации нет четких критериев оценки. Сотрудникам предоставляется необходимый минимум информации, но порой его бывает недостаточно. Но при этом цели деятельности компании согласуются с сотрудниками. При распределении работ учитываются пожелания членов групп.

Со стороны руководства соблюдаются следующие этические нормативы по отношению к подчиненным:

- стремится превратить организацию в сплоченный коллектив, приобщить работников к целям организации;


- проявляет интерес к людям, стремится помогать подчиненным преодолеть свои слабости и неуверенность в собственных силах;

- делает замечания подчиненным в соответствии с этическими нормами, то есть в вежливой форме. Замечания и порицания высказываются один на один, а поощрения — публично;

- критикует действия и поступки работника, а не его личность.

- доверяет подчиненным;

- признает собственные ошибки в работе.

В течение всего дня руководитель контролирует работу всех сотрудников, следит за соблюдением распорядка дня продавцов и служб.

Руководитель организации старается посещать рабочие места, что позволяет наладить с коллективом хорошие отношения, быть в курсе дел в организации. Также при посещении рабочих мест служащие могут высказать руководителю свои пожелания или возможные варианты решения проблем.

В компании существуют традиции поздравления друг друга на дни рождения, коллективные выезды на отдых.

В компании существуют ежедневные рабочие собрания в отделах торговых представителей и отделе продаж. Они проходят в начале рабочего дня и составляют 5-15 минут. Ежемесячно проводятся общеорганизационные собрания в компании, на которых руководитель комментирует итоги деятельности организации за месяц и выполнение планов, хвалит лучших работников.

Большинство сотрудников организации в процессе взаимодействия «по горизонтали» порой не исповедуют принцип коллективизма. Это проявляется в том, что часть коллектива не отождествляет себя с организацией, не испытывает чувство сопричастности ее целям, задачам и интересам. Часть работников ставит свои интересы во главу угла, являются индивидуалистами. Приведем пример.

Служебные обстоятельства вынуждают одного из трех работников выйти на работу в выходной. Двое из работников по объективным обстоятельствам (семейные проблемы), не могут этого сделать. Третий член коллектива не обременен проблемами данного типа. Вместе с тем, он наотрез отказывается войти в трудное положение своих коллег и предлагает бросить жребий в целях определения «жертвы обстоятельств».

В процессе взаимодействия между коллегами преобладает неформальное общение. В особенности неформальное общение характерно для лиц одной возрастной категории. Обсуждение профессиональных вопросов зачастую сопровождается обсуждением личных и не связанных с деятельностью организации проблем.

Кроме того, для данной организации характерно членение коллектива на неформальные микрогруппы, для которых характерна своя специфическая субкультура.


Таким образом, в результате проведенного анализа удалось установить, что наиболее серьезные проблемы в соблюдении этики деловых отношений наблюдаются на уровне «коллега — коллега», то есть по горизонтали.

2.3 Практические рекомендации по повышению эффективности делового общения в организации

В общении имеется ряд таких положений, следуя которым можно в значительной степени облегчить деловое общение, повысить его эффективность и избежать промахов в процессе взаимодействия с другими. Эти правила применимы к отдельным видам делового общения: «сверху-вниз» (руководитель - подчиненный), «снизу-вверх» (подчиненный - руководитель) и «по горизонтали» (сотрудник - сотрудник).

1. Правила делового общения «сверху-вниз»

Искусство и успех делового общения во многом определяются теми нормами и принципами, которые использует руководитель по отношению к своим подчиненным: какое поведение на службе приемлемо, а какое - нет.

Эти нормы касаются прежде всего того, как и на основе чего отдаются распоряжения в процессе управления, в чем выражается служебная дисциплина, определяющая деловое общение. Без соблюдения этики делового общения между руководителем и подчиненным большинство людей чувствуют себя в коллективе дискомфортно, нравственно незащищенными.

Отношение руководителя к подчиненным влияет на весь характер делового общения, во многом определяет его нравственно-психологический климат. Именно на этом уровне формируются в первую очередь эталоны и образцы поведения. Отметим некоторые из них:

Если сотрудник не выполнил распоряжения руководителя, необходимо дать ему понять, что ему известно об этом, иначе он может решить, что провел его. Более того, если руководитель не сделал подчиненному соответствующего замечания, то он просто не выполняет своих обязанностей.

Никогда не советуйте подчиненному, как поступать в личных делах. Если совет поможет, вас скорее всего не поблагодарят. Если не поможет — на вас придется вся ответственность.

Никогда не давайте сотрудникам возможности заметить, что вы не владеете ситуацией, если вы хотите сохранить их уважение.

Соблюдайте принцип распределительной справедливости: чем больше заслуги, тем больше должно быть вознаграждение.


Поощряйте свой коллектив даже в том случае, если успех достигнут главным образом благодаря успехам самого руководителя.

Укрепляйте у подчиненного чувство собственного достоинства. Хорошо выполненная работа заслуживает не только материального, но и морального поощрения. Не ленитесь лишний раз похвалить сотрудника.

Защищайте своих подчиненных и будьте им преданными.

Выбирайте правильную форму распоряжения, учитывая прежде всего два фактора:

1) ситуацию, наличие времени для нюансов;

2) личность подчиненного — кто перед вами, добросовестный и квалифицированный работник или человек, которого нужно подталкивать на каждом шагу. В зависимости от этого следует выбирать и этически наиболее приемлемые нормы поведения и формы распоряжения.

2. Правила делового общения «снизу-вверх»

Знать, как следует обращаться и относиться к своему руководителю, не менее важно, чем то, какие требования следует предъявлять к своим подчиненным. Без этого трудно найти общий язык и с начальником, и с подчиненными. Используя те или иные нормы, можно привлечь руководителя на свою сторону, сделать своим союзником, но можно и настроить его против себя, сделать своим недоброжелателем.

Вот несколько необходимых этических норм и принципов, которые можно использовать в деловом общении с руководителем:

Стараться помогать руководителю в создании в коллективе доброжелательной нравственной атмосферы, упрочении справедливых отношений. Помните, что ваш руководитель нуждается в этом в первую очередь.

Не пытаться навязывать руководителю свою точку зрения или командовать им. Высказывайте ваши предложения или замечания тактично и вежливо. Вы не можете ему прямо что-то приказать, но можете сказать: «Как вы отнесетесь к тому, если бы…?» и т.д.

Не разговаривать с начальником категорическим тоном, не говорить всегда только «да» или только «нет». Вечно поддакивающий сотрудник надоедает и производит впечатление льстеца. Человек, который всегда говорит «нет», служит постоянным раздражителем.

Быть преданным и надежным, но не подхалимом. Иметь свой характер и принципы. На человека, который не имеет устойчивого характера и твердых принципов, нельзя положиться, его поступки нельзя предвидеть.

Не стоит обращаться за помощью, советом, предложением и т.д. «через голову», сразу к руководителю вашего руководителя, за исключением экстренных случаев. В противном случае ваше поведение может быть расценено как неуважение или пренебрежение к мнению начальника или как сомнение в его компетентности. В любом случае ваш непосредственный руководитель в этом случае теряет авторитет и достоинство.


Если наделили ответственностью, деликатно поднимать вопрос и о правах. Помнить, что ответственность не может быть реализована без соответствующей степени свободы действий.

3. Правила делового общения «по горизонтали»

Применительно к коллегам-управляющим следует иметь в виду, что найти верный тон и приемлемые нормы делового общения с равными по статусу сотрудниками из других подразделений — дело весьма непростое. Особенно если речь идет об общении и отношениях внутри одной организации.

В этом случае они нередко являются соперниками в борьбе за успех и продвижение по службе. В то же самое время это люди, которые вместе с вами принадлежат к команде общего управляющего. В рассматриваемом случае участники делового общения должны чувствовать себя равными по отношению друг к другу.

Вот несколько принципов этики делового общения между коллегами:

Попытаться достичь четкого разделения прав и ответственности в выполнении общей работы.

Если круг обязанностей пересекается с кругом обязанностей коллег, это весьма опасная ситуация. Если управляющий не разграничивает обязанности и ответственность от других, попытаться сделать это самим.

Не давать обещаний, которые не сможете выполнить. Не преувеличивать свою значимость и деловые возможности. Если они не оправдаются, будет неудобно, даже если на это были объективные причины.

Не лезть человеку в душу. На работе не принято спрашивать о личных делах, а тем более проблемах.

Не стараться показаться лучше, умнее, интереснее, чем есть на самом деле. Рано или поздно все равно все выплывет наружу и встанет на свои места.

Рассматривать коллегу как личность, которую следует уважать саму по себе, а не как средство для достижения ваших собственных целей.

В целом, этические нормативы делового общения и поведения должны описывать общую систему и правила, которых, по мнению организации, должны придерживаться ее работники. Эти нормативы разрабатываются с целью улучшить деловое общение на различных уровнях и в разных сферах деятельности организации.

Цель их создания — установление нормальной атмосферы и определение этических рекомендаций при принятии решений. Каждое предприятие, если оно дорожит своей репутацией, будет стремиться к тому, чтобы утвердить у себя стандарты этики делового общения, являющейся важным компонентом бизнеса.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Деловое общение – сложный многоплановый процесс развития контактов между людьми в служебной сфере. Его участники выступают в официальных статусах и ориентированы на достижение определенной цели, конкретных задач. Специфической особенностью делового общения является регламентированность, то есть подчинение установленным ограничениям, которые определяются национальными и культурными традициями, профессиональными этическими принципами. Этические нормы, в которых выражены представления человека о добре и зле, о справедливости и несправедливости, правильности или неправильности поступков, выступают одним из главных регуляторов отношений между людьми. Для каждого общества существует система общепринятых норм, правил, определяющих степень этичности поведения человека в общении. От знания этих норм, умения и навыков их применения зависит успех общения.