Файл: ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ДЕЛОВОЙ ЭТИКИ.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Реферат

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 05.07.2023

Просмотров: 288

Скачиваний: 4

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

ВВЕДЕНИЕ

Деловое общение является необходимой частью человеческой жизни, важнейшим видом отношений с другими людьми. Вечным и одним из главных регуляторов этих отношений выступают этические нормы, в которых выражены наши представления о добре и зле, справедливости и несправедливости, правильности или неправильности поступков людей. И, общаясь в деловом сотрудничестве со своими подчиненными, начальником или коллегами, каждый так или иначе, сознательно или стихийно опирается на эти представления. Но в зависимости от того, как человек понимает моральные нормы, какое содержание в них вкладывает, в какой степени он их вообще учитывает в общении, он может как облегчить себе деловое общение, сделать его более эффективным, помочь в решении поставленных задач и достижении целей, так и затруднить это общение или даже сделать его невозможным.

Этика делового общения — основывается на многих науках, в частности на психологии общения, этике, психологии управления, научной организации труда и т.п., ее изучения обусловлено потребностями сегодняшнего дня.

Деловой человек — будь то предприниматель, менеджер или руководитель — должен обязательно уметь четко и ясно формулировать свою точку зрения, аргументировать свою позицию, анализировать высказывания партнера, критически оценивать соответствующие предложения. Необходимым условием этого является умение слушать, вести беседу, создать доброжелательную атмосферу, умение произвести положительное впечатление, а для этого необходима соответствующая предварительная подготовка.

Актуальность выбранной темы заключается в том, что в центре внимания этики делового общения — личность менеджера, руководителя. Мало обладать знаниями, умениями, методами общения, чтобы быть хорошим специалистом. Нужно иметь еще и соответствующий уровень внутренней культуры. Морально-этические проблемы личность решает в зависимости от своих базовых жизненных принципов. Этика делового общения — это наука, которая оперирует соответствующими знаниями, теориями, методами, методологии, и одновременно искусство, потому что зависит от мировосприятия и способностей личности.

Целью курсовой работы является раскрытие понятия этики деловых отношений в организации и предоставление рекомендаций по эффективности применения принципов делового общения.

В связи с поставленной целью в работе решаются ставятся следующие задачи:

- изучить теоретические основы делового общения в организации: понятие делового общения, виды и формы общения, принципы и средства;


- провести анализ особенностей делового общения в ТОО «Памир» между руководителем и подчиненными;

- дать рекомендации, связанные с повышением эффективности применения невербальных коммуникаций в управленческой деятельности.

Объектом исследования выступает процесс коммуникаций в компании, предметом - особенности делового общения сотрудников предприятия.

Работа состоит из 2 глав - теоретической и практической, включает иллюстрационный материал - таблицы и рисунки.

1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ДЕЛОВОЙ ЭТИКИ

1.1 Понятие, функции и задачи деловой этики

Термин «этика» (от древнегреч. ethos (этос) – местопребывание или жилище человека) выражает собой существенные стороны человеческой жизни. Что же признавалось существенным в человеке в эпоху зарождения первых представлений о нравственности? Нравственность в человеке определялась его способностью к творческому самосовершенствованию. Поэтому первейшей задачей этики должно стать обучение человека творчески реализовывать свои таланты, а значит – быть нравственным. Этика формируется из рассуждений о сути нравственных условий жизни и поступков человека.[1]

Слово «этика» ввел более 2300 лет назад древнегреческий философ Аристотель, дав и название «наука о добродетели» – этика. Аристотель создал фундаментальные трактаты о нравственности, о понятиях добра и зла, о достойных или аморальных поступках людей. Отталкиваясь от слова «ethos», он образовал прилагательное «этический» для того, чтобы обозначить особый класс человеческих качеств – этических добродетелей. Они являются свойствами характера человека, их также называют «душевными качествами». Для обозначения совокупности этических добродетелей как особой предметной области знания, а также выделения этого знания как особой науки Аристотель и ввел термин «этика».

Выделение этики как своеобразной сферы знания привело к закреплению разных значений за каждым из этих слов.

1. Этика – наука, исследующая сущность морали в ее многообразных свойствах и проявлениях. Как область знания этику иногда называют моральной или нравственной философией и употребляют этот термин для обозначения моральных и нравственных явлений в различных общественных сферах – экономике, политике, религии и т.д.


2. Мораль – субъективное измерение и оценка поступков индивида. Она рассматривается в двух взаимосвязанных аспектах:

- личностном, рассматривающем мораль как характеристику человека, совокупность его моральных качеств, добродетелей, среди которых можно выделить доброту, справедливость и правдивость;

- межличностном, согласно которому мораль является характеристикой отношений между людьми, регулируемых совокупностью общепринятых норм, требований и правил. Мораль проявляется, с одной стороны, в умении ограничивать себя, налагать запреты на свои природные желания, в ведении аскетического образа жизни, с другой, – в способности к самопожертвованию ради других людей.

3. Нравственность – реальное осуществление поступков человека в обществе и семье. Нравственные ценности имеют общечеловеческий характер, и приобщение к ним делает человека более гуманным. Его нравственное возрождение становится условием прогрессивных общественных преобразований. Выделение этики как своеобразной сферы знания привело к закреплению разных значений за каждым из этих слов.

Деловая этика – это система общих принципов и правил поведения субъектов предпринимательской деятельности, их общения и стиля работы, проявляющихся на микро- и макроуровнях рыночных отношений.[2]

Поскольку деловая этика составляет систему, то необходимо рассмотреть составляющие ее элементы, характер их взаимосвязи между собой, а также результаты подобного взаимодействия. Элементами деловой этики являются категории, формирующие сущность и развитие этики деловых отношений. Перечислим и охарактеризуем каждую их них.

1) Моральные нормы общества – форма нравственных требований, регулирующих социальные моральные отношения. Эти нормы являются своеобразным нравственным законом, воспроизводимым в поступках и поведении людей, принадлежащих определенному обществу или его части.

2) Принципы делового общения – основные нравственные положения, определяющие характер профессиональной деятельности. Принципы делового общения обсуждаются в бизнес- сообществе, принимаются и закрепляются в документе (кодексе, договоре, соглашении).

3) Закономерности межличностных отношений – связь и взаимозависимость объективно существующих явлений и процессов, возникающих во время деловых контактов. Закономерности межличностных отношений являются универсальной основой для формирования делового общения.

4) Стиль руководства – совокупность методов и приемов управления, присущих определенному типу руководителя. Как элемент деловой этики стиль руководства соотносится с определенными нравственными правилами поведения и принципами взаимоотношений с сотрудниками, партнерами, другими руководителями и подчиненными.


5) Культура поведения – технология управленческой деятельности тесно соприкасается с деловой этикой в области гуманитарных решений в производственно-деловой сфере.

6) Служебные взаимоотношения – совокупность моральных и административных правил, обусловливающих характер отношений руководителя и подчиненного, сотрудников, партнеров.

7) Разрешение конфликтов – технология регулирования конфликтных ситуаций, возникающих в процессе производства.

Выделяют следующие уровни проявления деловой этики:

- Микроуровень деловой этики – это моральные и нравственные отношения внутри предпринимательской организации, т.е. между работодателями, менеджерами, наемными работниками, а также между организацией и акционерами.

- Макроуровень деловой этики – это моральные и нравственные отношения между макросубъектами рыночной экономики.

В системе этических отношений между макросубъектами выделяют два уровня: 1) уровень горизонтальных рыночных связей, т.е. отношения между предпринимательской организацией (предприятием) и конкурентами, партнерами, клиентами (покупателями);

2) уровень вертикальных рыночных связей, т.е. отношения между предпринимательской организацией (предприятием) и государством, обществом в целом (или его частью).

Задача деловой этики – координация, гармонизация интересов на этих уровнях этическими средствами и во имя морально оправданных целей, а также формирование таких принципов делового общения, которые не противоречили бы общим нравственным принципам поведения людей.

1.2 Признаки и виды делового общения

Определения, приведенные в современной учебной литературе, характеризуют деловое общение, как:

- предметно-целевую деятельность;

- частный момент какой-либо совместной продуктивной деятельности людей, служащих средством повышения качества этой деятельности;

- способ организации и оптимизации разных видов предметной деятельности: производственной, научной, коммерческой и т. д.

Как видно из этих определений, существенный признак делового общения – то, что оно всегда связано с какой-либо предметной деятельностью людей и вне ее не существует.

Первым признаком делового общения является то, что в объективной реальности деловое общение существует не само по себе, как обособленный процесс, а всегда включено в какую- либо совместную социально-значимую предметную деятельность людей (экономическую, политическую, правовую, педагогическую и т.д.) и является формой организации этой деятельности. Второй признак делового общения – то, что содержание общения определяется самим предметом общения: тем, чем непосредственно заняты субъекты общения. Предметом делового общения может быть производство каких-либо товаров, интеллектуальных продуктов, создание услуг (к примеру, информационных, юридических, рекламных, образовательных, сервисных), обсуждение какой-либо проблемы (например, экономической, политической, правовой, научной), составление бизнес-плана, разработка проекта технических ресурсов, обмен знаниями, услугами, действиями.


Третий признак – наличие в деловом общении взаимного психологического влияния деловых партнеров. Оно обнаруживается во всех сторонах межличностного общения деловых партнеров: коммуникативной, интерактивной, перцептивной, хотя в каждой из этих сторон могут проявляться свои, особые типы психологического влияния. К наиболее распространенным типам психологического влияния относятся убеждение, внушение, расположение, игнорирование, прошение, побуждение, подражание. Тип психологического влияния может определяться как структурой делового общения, так и конкретной деловой ситуацией.

Наряду с этими существенными признаками деловому общению присущи и другие признаки, определяющие его специфику и отличие от других видов общения. Одним из них является то, что деловое общение служит способом приобретения и закрепления профессиональных навыков, знаний и умений. Этому способствуют многообразные формы делового общения: деловые дискуссии, пресс-конференции, дебаты, переговоры, презентации, совещания, беседы. На их основе осуществляется развитие профессиональных качеств деловых партнеров и повышение их профессиональной компетентности.

Деловое общение можно условно разделить на следующие группы:

- прямое, которое предполагает непосредственный контакт между общающимися личностями; косвенное, когда между партнерами существует пространственно-временная дистанция;

- формальное (официальное) – определяется служебными и социальными статусами людей;

- неформальное (неофициальное) – определяется личностными статусами и личностными целями;

- непосредственное – лицом к лицу;

- опосредованное – через средства массовой коммуникации.

Важнейшим структурным компонентом делового общения является цель общения. Целью делового общения является организация и оптимизация определенного вида совместной предметной деятельности. В современной практике делового общения реализуются и личные цели участников общения: стремление к личной безопасности в процессе социальной деятельности, стремление к повышению своего жизненного уровня, стремление к власти, продвинуться по служебной лестнице.

Эмоциональное деловое общение имеет цель сформировать у делового партнера необходимое для определенной деловой ситуации субъективное психологическое состояние — эмоциональный фон, настроение, которое будет способствовать повышению его эмоциональной активности и успешности деятельности в данной ситуации. Психологическое воздействие при этом осуществляется преимущественно на сенсорные каналы делового партнера: визуальный, аудиальный, кинестетический, а основным типом психологического воздействия выступает побуждение. [3]