Файл: Исследование самооценки и уровня притязаний личности (Дисциплина: Общая психология).pdf
Добавлен: 05.07.2023
Просмотров: 77
Скачиваний: 1
(П2 – Д1) + (П3 – Д2) + (П4 – Д3)
ЦО = ⎯⎯⎯⎯⎯⎯⎯⎯⎯⎯⎯⎯⎯⎯
3
Уровни выраженности показателя целевого отклонения |
|
≥ 5 |
Неадекватно высокий (завышенный) |
4,99 – 3 |
Высокий адекватный |
2,99 – 1 |
Умеренный (средний) |
0,99 – (- 1,49) |
Низкий адекватный |
≤ - 1,50 |
Неадекватно низкий (заниженный) |
Показатель адекватности уровня притязаний оценивается также по сопоставлению П – среднего значения предполагаемого результатаи Д – среднего значения действительного результата:
П ≈ Д – адекватный уровень притязаний;
П Д – завышенный уровень притязаний;
П Д – заниженный уровень притязаний.
По итогам работы по методике 2 строится индивидуальный график, иллюстрирующий кривые динамики уровня притязаний в зависимости от планируемого и действительного результата выполнения задания.
Исходный уровень притязаний является высоким, если в 1-й серии испытуемый планирует зачеркнуть 20 и более квадратиков, средним – 15 – 19, низким – 14 и менее квадратиков.
Внимание: время работы в 1, 2 и 4-й сериях – 10 с, в 3-й серии – 8 с.
3. Отчет по результатам исследования особенностей уровня притязаний
Заключение
На сегодняшний день в психологии продолжается поиск взаимосвязи между уровнем притязаний и особенностями личности. Прослеживается взаимосвязь уровня притязаний и характеристик интеллекта: чем выше интеллектуальные возможности субъекта, тем выше уровень притязаний. А также взаимосвязь уровня притязаний и самооценки: самооценку можно повысить либо снижая уровень притязаний, либо повышая результативность своих действий.
Обращается внимание на зависимость уровня притязаний от эмоциональной устойчивости, силы нервных процессов.
Изучение уровня притязаний и самооценки личности имеет самостоятельное значение, так как оба эти качества являются индивидуальными и относительно стабильными.
Данные исследования имеют большое значение в прикладном плане: в медицинской психологии, педагогике и педагогической психологии, социальной психологии и психологии управления, в спорте и профессиональной ориентации, при проверке профессионально важных качеств, значимых в отдельных видах труда.
Познав и оценив себя, человек может более сознательно, а не стихийно управлять своим поведением и заниматься самовоспитанием.