Файл: Исследование самооценки и уровня притязаний личности (Дисциплина: Общая психология).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Реферат

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 05.07.2023

Просмотров: 75

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

При явно заниженной самооценке человек:
- обладает преимущественно тревожным, застревающим, педантичным типом акцентуации характера, что и составляет психологическую базу такой самооценки;
- как правило, неуверен в себе, застенчив, нерешителен, чрезмерно осторожен;
- остро нуждается в поддержке и одобрении окружающих, зависит от них;
- конформен, легко поддается влиянию других людей, необдуманно идет у них на поводу;
- страдая комплексом неполноценности, стремится самоутвердиться, самореализоваться (иногда - любой ценой, что приводит его к неразборчивости в средствах достижения своих целей), лихорадочно наверстать упущенное, доказать всем и, прежде всего самому себе, свою значимость, что он чего-то стоит;
- ставит перед собой более низкие цели, чем может достигнуть;
- нередко «уходит» в свои неприятности и неудачи, преувеличивая их роль в своей жизни;
- слишком требователен к себе и окружающим, чрезмерно самокритичен, что приводит нередко к замкнутости, зависти, подозрительности, мстительности и даже жестокости;
- становится часто занудой, раздражает окружающих мелочами, вызывая конфликты как в семье, так и на работе;
- имеет характерный внешний вид: голова чуть втянута в плечи, походка нерешительная, как бы вкрадчивая, при разговоре глаза часто отводит в сторону.
Адекватность самооценки определяется соотношением двух противоположных психических процессов в человеке:
- познавательного, способствующего адекватности;
- защитного, действующего в направлении, обратном действительности.

Неадекватная самооценка своих возможностей и завышенный уровень притязаний обуславливают чрезмерную самоуверенность.

При заниженной самооценке человек характеризуется другой крайностью, противоположной самоуверенности, − чрезмерной неуверенностью в себе.

Наиболее благоприятна адекватная самооценка, предполагающая равное признание человеком как своих достоинств, так и недостатков- уверенность в себе.

Методика исследования уверенности в себе А.М. Прихожан.

  1. Инструкция

Выберите для себя подходящий вариант ответа и обведите его кружочком. Постарайтесь отвечать на вопросы правдиво.

1. Вы узнали, что ваш приятель говорил о вас плохо. Вы:
а) поищите удобного случая выяснить отношения;
б) перестанете с ним общаться, и будете избегать встреч.


2. Когда вы входите в автобус или трамвай, вас грубо толкают. Вы:
а) громко протестуете;
б) молча пытаетесь пробраться вперед;
е) ждете, пока все войдут, и тогда, если, получается, заходите сами.



3. Собеседник отстаивает противоположную вашей точку зрения. Вы:
б) не высказываете своего мнения, поскольку считаете, что
не сможете убедить его;
д) отстаиваете свои убеждения, стараясь убедить его и других.


4. Вы опоздали на вечер, беседу, собрание. Все места уже заняты, за исключением одного в первом ряду. Вы:
б) стоите у двери и ругаете себя за опоздание;
д) без колебаний направляетесь в первый ряд;
е) долго оглядываетесь вокруг в поисках другого места, а по
том все-таки садитесь в первый ряд.


5. Согласны ли вы с тем, что окружающие часто используют
вас в своих интересах:
д) нет; е)да.


6. Трудно ли вам вступать в разговор с незнакомыми людьми:
д) нет; е)да.

7. Вы купили бракованную вещь. Легко ли вам возвратить покупку:
б) нет; в)да.


8. Можно ли сказать, что другие люди увереннее в себе, чем вы 
д) нет; е)да.


9. От вас требуют услуги, которая может принести вам неприятности. Легко ли вам отказаться от ее исполнения:
б) нет; в) да.


10. У вас есть возможность поговорить с известным человеком. Вы:
д) используете эту возможность;
е) не используете.


11. Вам надо позвонить по телефону в какое-нибудь учреждение. Вы:
б) под любым предлогом избегаете этого;
в) звоните без колебаний;
е) звоните после долгих, мучительных колебаний.


12. Вам поставили незаслуженно низкую оценку. Вы:
б) молча переживаете;
г) спорите с преподавателем по поводу этой оценки.


13. Вы не понимаете объяснений. Вы:
б) не будете задавать вопросов, потому что боитесь показаться глупым;
в) спокойно зададите вопрос сразу после объяснений;
г) зададите вопрос после занятий, когда вы останетесь с преподавателем наедине.


14. Люди, сидящие возле вас в кинотеатре, во время сеанса громко разговаривают. Вы:
б) долго терпите, а затем срываетесь на крик;
в) вежливо просите их перестать разговаривать;
е) молча терпите.


15. Кто-то лезет впереди вас без очереди. Вы:
б) глотаете про себя обиду;
д) даете ему отпор.


16. Легко ли вам вступить в разговор с человеком противоположного пола, который для вас очень привлекателен, очень нравится вам:
б) очень трудно; не знаю, что сказать;
в) легко;
г) начинаю с большим трудом, но потом «разговариваюсь» и не испытываю серьезных затруднений.


17. Умеете ли вы торговаться:
а) да; б) нет.


18. Волнуетесь ли вы, когда выступаете с докладом:
б) да; д) нет.


19.Вас хвалят за хорошую работу. Вы:
б) не знаете, что сказать в ответ;
д) благодарите за похвалу;
е) ужасно смущаетесь и еле слышно бормочете благодарность.



20. При хорошем знании предмета предпочтете ли вы сдавать
письменный или устный экзамен:
а) устный;
б) письменный;
в) мне все равно, это не повлияет на мой ответ.


Ведущий. Теперь подсчитаем полученные баллы:

Около всех букв
«а» - 3 балла, «б» - 0 баллов,
«в» - 5 баллов, «г» - 2 балла,
«д» - 4 балла, «е» - 1 балл.


Определите общую сумму.


Интерпретация результатов:


менее 12 баллов - сильная неуверенность в себе.
12-32 балла - низкая уверенность в себе;
33-60 баллов - средний уровень уверенности в себе;
61-72 балла - высокая уверенность в себе;
более 72 баллов - очень высокий уровень уверенности в себе.

Высокие показатель — свидетельствует о выраженной у человека способности к принятию решений в сложных ситуациях, контроле собственных действий и их результатов.

Низкий показатель часто свидетельствует о заниженной самооценке не способности принимать решения в ситуациях большой ответственности.

Уровень притязаний личности

Уровень притязаний – это стремление к достижению целей той степени сложности, на которую человек считает себя способным. Уровень притязаний характеризуют: 1) уровень трудности, достижение которого является общей целью серии будущих действий (идеальная цель); 2) выбор субъектом цели очередного действия как результат переживания успеха или неуспеха ряда прошлых действий (уровень притязаний в данный момент); 3) желаемый уровень самооценки (уровень Я).

Уровень притязаний личности формируется под влиянием успеха или неуспеха в деятельности. При этом решающим фактором становления уровня притязаний является переживание человеком результатов своей деятельности. Оценка индивидом степени успешности или неуспешности собственных действий не связана жестко с конкретным результатом. Если человек достигает намеченную цель или превышает ее, действие рассматривается как успех, если исполнение не достигает цели – расценивается как неудача. Из этого следует, что один и тот же результат может быть и успешным, и неуспешным − в зависимости от уровня притязаний настоящего момента. Переживание успеха (или неуспеха), которое возникает у человека вследствие достижения (или недостижения) цели, влечет за собой смещение уровня притязаний в область более трудных задач (или более легких). Обнаружено, что вслед за успехом уровень притязаний повышается, иногда остается без изменения, но никогда не снижается. После неудачи – снижается, может остаться без изменения, но никогда не повышается.


Если человек снижает трудность избираемой задачи после успеха или повышает ее после неудачи (атипичное изменение уровня притязаний), то говорят о неадекватном уровне притязаний. Неуверенность в своих силах, страх неудачи, некритичность в оценке достигнутого являются показателями не только неадекватного уровня притязаний, но и неадекватной самооценки. Неадекватность самооценки может привести к крайне нереалистичным (завышенным или заниженным) притязаниям.

Человек, имеющий адекватный уровень притязаний, отличается уверенностью в своих силах, настойчивостью в достижении цели, критичностью в оценке достигнутого. Чаще на успех ориентированы те, чья самооценка является адекватной, на неудачу – чья самооценка неадекватна (завышена или занижена).

Уровень притязаний может быть частным, если он относится к достижению целей в отдельных областях деятельности или межличностных отношений. Уровень притязаний может носить общий характер, если относится ко многим сферам жизни и деятельности человека, в которых проявляются, прежде всего, его умственные и нравственные качества.

Первые серьезные исследования уровня притязаний представлены в работах американского психолога Ф. Хоппе, который трактовал его как “совокупность сдвигающихся с каждым достижением то неопределенных, то более точных ожиданий, целей и притязаний к будущим собственным достижениям” субъекта. Поводом же для выделения понятия “уровень притязаний” явился феномен, обнаруженный американским психологом Т. Дембо; она, ставя перед испытуемым недостижимые или труднодостижимые цели, констатировала, что индивид намечает “более легкую задачу, представляющую собой приближение к исходной цели, которую человек хочет достигнуть по этапам”.

Методики исследования уровня притязаний

В настоящее время нет унифицированной процедуры изучения уровня притязаний.

Все методики опираются на метод, предложенный Ф. Хоппе, когда испытуемый ставится перед ранжированным рядом задач и либо до, либо после ознакомления с заданием ему предлагается выбрать задачу той степени сложности, которую он оценивает как реально разрешимую. После выполнения выбранной задачи и, естественно, достижения успеха или неуспеха испытуемого просят вновь сделать выбор задачи и т.д. Число выборов колеблется от 5 до 10.


Методика 1

В основе данной методики лежит моторная проба, предложенная немецким исследователем Й Шварцландером.

1. Инструкция

Вам предлагается начертить в тетради бланк протокола исследования с четырьмя секциями по количеству проб в эксперименте, а также четыре экспериментальные таблицы. Перед началом каждой пробы (в данном исследовании их 4) занесите в графу протокола (П) планируемое количество ячеек, которые Вы сможете заполнить за 10 с. По команде экспериментатора “Начали!” Вам следует ставить по одному крестику в ячейку, причем их форма может быть либо “×”, либо “+”, но во всех пробах она должна быть одинакова. По истечении 10 с экспериментатор подаст команду “Стоп!”. После окончания первой серии количественный результат занесите в графу протокола (Д). Далее Вы планируете, сколько Вы сможете поставить крестиков во второй пробе и записываете предполагаемый результат в графу (П).

Время работы в 1, 2 и 4-й сериях – 10 с, в 3-й серии – 8 с.

Протокол исследования

Номер пробы

Планируемое

количество

П

Действительное

Количество

Д

1

2

3

4

Экспериментальные таблицы

Проба 1 Проба 2

Проба 3 Проба 4

2. Обработка и интерпретация результатов

Испытуемый определяет показатель целевого отклонения – различие между планируемым и действительным количеством зачеркнутых ячеек. Целевое отклонение – это количественная характеристика уровня притязаний