Файл: Теоретико-методологические подходы к исследованию эмоционального интеллекта личности (Понятие эмоционального интеллекта. Основные подходы к изучению эмоционального интеллекта в современной психологии).pdf
Добавлен: 05.07.2023
Просмотров: 85
Скачиваний: 2
СОДЕРЖАНИЕ
1.2. Основные теории эмоционального интеллекта
2.Структура эмоционального интеллекта
Распознавание собственных эмоций.
3. Измерение эмоционального интеллекта (методы диагностики)
Методика Self Report Emotional Intelligence Test (SREIT)
3. Использование эмоций при решении проблем.
ВВЕДЕНИЕ
Значимость выбранной темы обусловлена тем, что эмоциональный интеллект как предмет социально - психологического исследования является новым и малоизученным феноменом. На данный момент выявлены различные подходы к пониманию сути и структуры эмоционального интеллекта. Однако к единому мнению согласования теории эмоционального интеллекта так и не пришли. Тем не менее, необходимость изучения эмоционального интеллекта диктуется запросами практики, заключающимися в определении факторов, влияющих на эффективность профессиональной деятельности и социально -психологической адаптации личности.
Проблема эмоциональной культуры человека оставалась актуальной на протяжении всей истории человеческого общества.
Ещё в древних рукописях можно найти примеры эмоциональной мудрости. Современные философы так же, как и мыслители древности, подчерчивают актуальность проблемы развития эмоциональной компетентности - открытости человека своим эмоциональным переживаниям, связывая её возможности с гармоничным взаимодействием сердца и разума, аффекта и интеллекта.
В связи с этим представляется важным установление значения эмоционального интеллекта и его взаимосвязи с компонентами психологической культуры личности. Изучение эмоционального интеллекта выступает необходимым этапом решения проблемы его значения для мотивационной сферы, рефлексивного анализа эмоциональных переживаний и др.
Современные психологические исследования обращены к различным сторонам эмоционального интеллекта: проблеме измерения и применения на практике (М. Zeidnera, 2006; Люсин, 2006; G.R. Trinidad, 2002 и др.), ситуативным аспектам актуализации (С.П. Деревянко, 2009 и др.), специфике взаимосвязи с когнитивными стилями (В.В. Овсянникова, 2007), с лидерством (Андреева, 2003; Bertges, 2002 и др.), оценками по тестам достижений (Fannin, 2002), решением проблем (Schutte et al., 2002), а также влиянию на характеристики управленческой деятельности (A.C. Петровская, 2007) и др. Тем не менее, концепция эмоционального интеллекта остается недостаточно проработанной в научной психологии (Д.В. Ушаков, 2009 и др.).
В связи с вышесказанным возникает противоречие между актуальностью исследования эмоционального интеллекта в структуре психологической культуры личности, с одной стороны, и недостаточной изученностью структурных и функциональных особенностей эмоционального интеллекта, с другой стороны. Исследовательская проблема связана с выявлением и обоснованием функций эмоционального интеллекта в структуре психологической культуры личности.
Целью исследования является изучение роли эмоционального интеллекта в жизни человека.
Задачи исследования:
1.Определить сущность и содержание понятия «эмоциональный интеллект».
2.Определить структурные компоненты эмоционального интеллекта. Проанализировать основные методы диагностики эмоционального интеллекта. Изучить особенности уровня эмоционального интеллекта.
Объектом исследования является эмоциональный интеллект.
Предметом исследования является теоретико-методологические подходы к исследованию эмоционального интеллекта личности.
-
Понятие эмоционального интеллекта. Основные подходы к изучению эмоционального интеллекта в современной психологии
Эмоциональный интеллект — способность человека оперировать эмоциональной информацией, то есть той, которую мы получаем (или передаём) с помощью эмоций.
Понятие "эмоциональный интеллект" было введено в науку в 1990 году Джоном Майером и Питером Сэловей. Понятие получило массовое распространение в англоязычной литературе благодаря работам Д. Гоулмана. Предпосылкой для введения этого понятия послужило неоднородность понятия "интеллект" и совершение интеллектуальных операций с эмоциями.
По П. Сэловею, "эмоциональный интеллект" включает в себя ряд способностей: распознавание собственных эмоций, владение эмоциями, понимание эмоций других людей и даже самомотивацию.
Критика этой концепции основывается на том, что в представлениях об эмоциональном интеллекте эмоции заменяются интеллектом, но не все учёные согласны с этой критикой. Так, например, Г.Г. Горскова считает, что критика не правомерна потому, что эмоции отражают отношение человека к различным сферам жизни и к самому себе, а интеллект в свою очередь служит для понимания этих отношений. Таким образом, можно сделать вывод, что эмоции могут быть объектом интеллектуальных операций. Данные операции проходят в форме вербализации эмоций, основанной на их осознании и дифференцировке. По Горсковой, эмоциональный интеллект - это способность понимать отношения личности, репрезентируемые в эмоциях, и управлять эмоциональной сферой на основе интеллектуального анализа и синтеза.
Осознание эмоций субъектов является главным условием эмоционального интеллекта. Конечным продуктом эмоционального интеллекта является принятие решений на основе отражения и осмысления эмоций, которые являются дифференцированной оценкой событий, имеющих личностный смысл. Эмоциональный интеллект создаёт неочевидные способы активности для достижения целей и удовлетворения потребностей. Эмоциональный интеллект отражает внутренний мир и его связи с поведением личности и взаимодействием с реальностью.
Е.П. Ильин полагает, что Майер и Сэловей под эмоциональным интеллектом имели в виду эмоционально - интеллектуальную деятельность.
Т. Рибо посвятил эмоциональной (аффективной) памяти специальную работу, в которой защищал её существование, используя самые разные аргументы: психологические, физиологические, патологические и др. Его аргументы пересказаны П.П. Блонским.
"Единственный критерий, позволяющий на законном основании утверждать существование аффективного воспоминания, это - что оно может быть узнано, что оно носит метку уже испытанного, уже перечувствованного и что, следовательно, оно может быть локализовано в прошлом времени”. Но разве мы не сравниваем наши теперешние чувства с прошлыми? Говорят, что любовь нельзя испытать дважды одинаково, но, "как могли бы это знать, если бы в памяти не оставалось аффективных следов”. ""Нет сожаления без сравнения", но "закон контраста, господствующий в жизни чувств, предполагает аффективную память"”.
Понятие эмоционального интеллекта (Emotion quotient - EQ) является непривычным даже для психологов, которые не придерживаются когнитивной парадигмы. Не существует и общепринятого теста на EQ (или на EIQ, если обозначать по аналогии с коэффициентом интеллектуальности).
Уровень EQ, как утверждает Г. Алдер, не связан с нашим образованием и должностью. Результаты тестов на эмоциональный интеллект не являются официальным основанием для работодателей или академических учреждений. Однако, отвечая на вопросы теста, вы занимаетесь самоосознанием и самопознанием, что является одним из аспектов внутриличностного интеллекта.
Базовая модель эмоционального интеллекта (Дж. Майер, П. Сэловей) включает пять компонентов:
- знание об эмоциях,
- управление эмоциями,
- распознание эмоций,
- умение мотивировать себя,
- совладение с социальными отношениями.
Более полную структуру эмоционального интеллекта предлагает Д. Гоулман.
Согласно этой концепции коэффициент эмоционального интеллекта определяется как общий показатель следующих способностей:
- самоосознание: знание того, что мы чувствуем в данный момент, и использование этих предпочтений в качестве руководства при принятии решения;
- реалистическая оценка собственных способностей и обоснованное чувство уверенности в себе;
- саморегуляция: умение справляться с эмоциями, чтобы они способствовали, а не мешали выполняемому в данный момент заданию, добросовестность и отсрочивание удовольствия при преследовании цели;
- полное восстановление после эмоционального дистресса;
- мотивация: использование наших сокровеннейших предпочтений для того, чтобы заставлять нас действовать и направлять к достижению целей, помогать нам брать на себя инициативу, прилагать усилия, пытаясь что-то улучшить, и упорно продолжать делать свое дело перед лицом неудач и разочарований;
- эмпатия: ощущение того, что чувствуют другие люди, способность встать на их точку зрения и развитие взаимопонимания и настроенности на широкое разнообразие людей;
- социальные навыки: хорошее владение эмоциями во взаимоотношениях и точное "прочитывание" социальных ситуаций и систем социальных отношений между людьми; спокойное взаимодействие; использование этих навыков для убеждения и руководства, ведения переговоров и улаживания споров, сотрудничества и коллективной работы.
Открытие феномена «эмоциональный интеллект» стало следствием результата развития представлений о природе когнитивных и аффективных процессов, об особенностях их взаимосвязи. В последнее время эмоциональный интеллект привлекает большое внимание научного психологического сообщества, происходит активная разработка его проблематики. Вместе с тем, понятие «эмоциональный интеллект» является многозначным и недостаточно определенным в современной психологии.
Первая и наиболее известная в научной психологии модель эмоционального интеллекта была разработана Питером Сэловеем и Джоном Майером в 1990 г.; ими же был введён в психологию и сам термин «эмоциональный интеллект».
Р.К. Купером, А. Савафом, Д. Гоулманом, X. Вейзингером и др. эмоциональный интеллект рассматривают как основополагающий фактор успешности жизнедеятельности человека; в работах Дж. Сиаррочи, Ф.П. Дина и С. Андерсона и др. - как предпосылка психического и физического здоровья.
Х. Вайсбах, У. Дакс рассматривают эмоциональный интеллект как умение «интеллектуально» управлять своей эмоциональной жизнью. По их мнению, это умение способствует личному и профессиональному успеху человека. В 1985 г. Р. Бар-Он вводит понятие «коэффициент эмоциональности» и предлагает анкету (EQ-i) для его измерения .
В отечественной психологии аналогом термина «эмоциональный интеллект» можно считать понятие «эмоциональное мышление», изучением которого занимался О.К. Тихомиров. Описывая специфику эмоционального мышления, он отмечал, что эмоциональные состояния включены в процесс решения задач. По его мнению, с мыслительной деятельностью связаны все эмоциональные явления - аффекты, эмоции, чувства.
Т.И. Солодкова рассматривает эмоциональный интеллект как совокупность ментальных способностей, обеспечивающих идентификацию, понимание причин и управление как собственными эмоциями, так и эмоциями других людей для успешного достижения целей и задач другой деятельности (профессиональной деятельности, общения). Он включает в себя внутриличностный компонент (понимание и управление собственными эмоциями) и межличностный (понимание и управление эмоциями других людей).
Отталкиваясь от существующих концепций, Д.В. Люсин предложил свою модель эмоционального интеллекта как способности к пониманию своих и чужих эмоций и управлению ими. Для обоснования этого определения автор раскрывает, что имеется в виду под способностью к пониманию и управлению эмоциями.
Способность к пониманию эмоций означает, что человек:
- может распознать эмоцию, т.е. установить сам факт наличия эмоционального переживания у себя или у другого человека;
- может идентифицировать эмоцию, т.е. установить, какую именно эмоцию испытывает он сам или другой человек, и найти для неё словесное выражение;
- понимает причины, вызвавшие данную эмоцию, и следствия, к которым она приведёт.
Способность к управлению эмоциями означает, что человек:
- может контролировать интенсивность эмоций, прежде всего, приглушать чрезмерно сильные эмоции;
- может контролировать внешнее выражение эмоций;
- может при необходимости произвольно вызвать ту или иную эмоцию.