Файл: Теоретико-методологические подходы к исследованию эмоционального интеллекта личности (Понятие эмоционального интеллекта. Основные подходы к изучению эмоционального интеллекта в современной психологии).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Реферат

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 05.07.2023

Просмотров: 92

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Степень эмоциональной экспрессивности непосредственно влияет на качество межличностных отношений. Так, чрезмерная сдержанность приводит к тому, что человек кажется окружающим холодным, равнодушным, высокомерным, что вызывает удивление или неприязнь.

Эмоциями невозможно управлять прямо, однако это можно сделать опосредованно: через объект, потребность, знак. Начальный момент управления чувством - это расщепление монолитного недифференцированного аффекта (Я-чувство) на субъекта и его чувство, иначе можно сказать, что это вычленение чувства в качестве отдельного объекта, а не свойства внешнего мира («Я испытываю страх, удовольствие», а не «Мир страшен либо приятен»).

Понимание эмоций.

Как отмечает И.А. Романова (1999), самопонимание в целом носит эмоциональный, чувственный, эмпатический характер. Следовательно, глубина самопонимания прежде всего предполагает уровень развития эмоциональных способностей, которые в свою очередь обеспечивают осознание эмоций.

Понимание эмоций подразумевает их регистрацию в сознании. Однако в сознании регистрируется не всякий эмоциональный процесс и далеко не всегда. Исходя из этого, когда мы говорим об осознании эмоций, следует различать два явления:

  1. проявление достаточно обособленного и организованного процесса, влияющего на протекание деятельности и переживаемого субъективно (в этом случае человек знает, что он нечто переживает, и это переживание отличается от предыдущих);
  2. собственно осознание, которое заключается в знании о своём состоянии, выраженном в словесных (знаковых) категориях.

Второй вид осознания лежит в основе процессов контроля над эмоциями, в основе способности предвидеть их развитие, знания факторов, от которых зависит их сила, продолжительность и последствия.

Понимание эмоций взаимосвязано с возможностями их выражения. Осваивание языка эмоций требует знания общепринятых в данной культуре форм их выражения, а также понимания индивидуальных проявлений эмоций у людей, с которыми человек живёт и работает. Стоит заметить, что понимание эмоций сложнее, чем их выражение.

Понимание эмоций связано также с уровнем развития эмпатии. Согласно К. Роджерсу (1993), эмпатический способ общения с другой личностью подразумевает несколько граней. Он предполагает, что нужно входить в личный мир другого и пребывать в нём «как дома». Роджерс так же включает постоянную чувствительность к изменяющимся переживаниям партнёра по общению. Отчасти это напоминает временную жизнь другой жизнью, деликатное пребывание в ней без оценивания и осуждения. Это означает понимание того, что другой едва осознаёт. Однако может присутствовать желание не вскрывать неосознаваемые чувства, поскольку они могут оказаться травмирующими, болезненными. Также стоит сообщить ваши впечатления о внутреннем мире другого, когда вы «смотрите свежим и спокойным взглядом» на те факторы, которые волнуют или пугают вашего собеседника. Быть эмпатичным - означает быть ответственным, активным, сильным и в то же время - тонким и чутким.


Выделяют следующие причины трудностей в понимании индивидуальных различий эмоций других людей:

  1. сосредоточенность на собственной личности приводит к неспособности замечать и правильно оценивать эмоциональное состояние других людей;
  2. чувство собственного превосходства;
  3. чувство тревоги, связанное с эмоциями других людей или собственными;
  4. тревога побуждает избегать всего того, что могло бы вызвать эмоции;
  5. какая-либо выгода от непонимания эмоций других людей.

Самомотивация.

Эмоции обладают мотивирующей силой, побуждая людей к действовию. Слово «эмоция» произошло от латинского глагола «emovare», что значит «двигаться». Эмоция - это средство, с помощью которого взаимодействуют тело и разум, они постоянно изменяются и «перемещаются»: e-motion (э-моция). Так, если мы полностью функциональны и благополучны, они носят позитивный характер, если нет - эмоции становятся негативными.

Стоит предположить, что в структуре эмоционального интеллекта есть наличие эмоций, которые «самомотивиют» когнитивную деятельность, связанную непосредственно с эмоциональной сферой, в частности, с распознаванием, выражением, пониманием эмоций.

Таким образом, эмоциональный интеллект включает в себя совокупность эмоциональных и социальных способностей, таких, например, как способности к пониманию собственных эмоций и эмоций других людей, к управлению эмоциональной сферой и самомотивации. Благодаря тесной взаимосвязи компонентов эмоционального интеллекта, их тесная взаимозависимость способствует эффективному межличностному взаимодействию.

3. Измерение эмоционального интеллекта (методы диагностики)

Следующим шагом после определения конструкта эмоционального интеллекта является его измерение. Если и проводить аналогию с интеллектом, то нужно взять некий коэффициент, который будет показывать, насколько человек эмоционально «умён». Естественно, что эта цель достигается методом тестирования.

В настоящее время существует три группы методов диагностики эмоционального интеллекта:

  1. методы, основанные на самоотчёте и самооценке;
  2. методы экспертной оценки (технологии «ассессмент - центр»);
  3. методы, основанные на решении задач.

Методы диагностики эмоционального интеллекта, которые основаны на данных самоотчётов и самооценки, состоят из двух подгрупп. Одни предлагают испытуемым достаточно абстрактные ситуации, например, «другие люди легко доверяют мне» или «я стремлюсь заниматься приятными мне делами» и больше адресованы к эмоциональности как к черте личности. Вторые же содержат более конкретное описание ситуаций, например, «я паникую, когда мне нужно противостоять кому-либо, кто зол», и являются как опросниками, так и задачными тестами, хотя, стоит заметить, что в качестве оценки ответов предлагают только одну альтернативу - частоту их встречаемости в выборке испытуемых.

Одни из популярных технологии «ассессмент-центр» достаточно точно диагностируют актуальные возможности эмоционального интеллекта, однако являются достаточно трудоёмкими.

Методы, основанные на решении задач, наиболее традиционные для диагностики интеллекта. Наиболее часто испытуемым предлагается решать задачи на распознавание эмоций, на умение описывать собственные эмоции, на понимание состава и взаимосвязи различных эмоций, а также на способность управления эмоциями. Подобные задания содержат несколько вариантов ответов, а подсчёт баллов осуществляется на основе консенсуса или заданных стандартов.

Если рассматривать эмоциональный интеллект как иную психическую систему, отличающуюся от общего интеллекта, то скорее всего, задачи, решаемые на уровне эмоционального интеллекта, не всегда возможно перенести в тестовый режим, поскольку сама ситуация переноса будет искажать их суть. В обществе данные задачи встают перед человеком естественным образом, он сам выбирает, решать их или нет, у него может быть разная мотивация по отношению к ситуациям, породившим задачу. Эмоции переживаются каждым человеком индивидуально, как психические явления они очень скоротечны и изменяются быстрее, чем человек ставит перед собой задачу, связанную с ними. Поэтому вопрос оправданность применения к диагностике эмоционального интеллекта методик, основанных на процессе решении задач, также остаётся открытым. Если всё-таки рассматривать этот способ как наиболее перспективный, то автоматически возникает следующий вопрос: какие задачи могут и должны входить в методику диагностики эмоционального интеллекта?

Можно предположить, что эти задачи должны быть дивергентны и конкретны: должны иметь несколько возможных вариантов ответов и быть построены в терминах конкретной ситуации. Данные задачи, на наш взгляд, должны представлять собой описания эмоционально насыщенных ситуаций, а сам вопрос должен быть направлен на разрешение какой-либо задачи, связанной с эмоциями в этой ситуации. Возможным вариантом задания может являться необходимость описания конкретной эмоциогенной ситуации по определённой схеме, стандартной или индивидуально преобразованной на основе стандартной.


Разработано несколько многошкальных тестов, большинство из которых является коммерческими продуктами, используемыми в рамках тренингов и программ развития эмоционального интеллекта. Большинство методик разработано за рубежом, в нашей стране это направление пока не столь популярно у исследователей и разработчиков психодиагностических методик. На британском сайте, посвящённом психологическому тестированию, есть тест эмоционального интеллекта на английском языке. Тест состоит из 70 вопросов и, по прогнозам разработчиков, занимает около 40 минут. Результаты тестирования выдаются по следующим шкалам: «Поведение», «Знание», «Эмоциональное проникновение в себя», «Мотивация», «Выражение эмоций», «Эмпатия и социальная интуиция». Авторы приводят достаточно подробное описание каждого фактора. Поведенческий аспект эмоционального интеллекта характеризует то, каким человек воспринимается окружающими, а также способность человека контролировать свои эмоции в поведенческих реакциях.

Отечественная разработка теста «Эмоциональный интеллект» лаборатории «Гуманитарные технологии» представляет собой попытку адаптировать этот тест для русскоязычных пользователей. Первоначально этот тест имел ту же факторную структуру, однако окончательный русскоязычный вариант может отличаться от английского.

Ещё один тест, который необходимо рассмотреть, - MSCEIT (The Mayer-Salovey-Caruso Emotional Intelligence Tests).

Он разработан на основе теории создателей термина “эмоционального интеллекта” Питера Сэлоуэя и Джона Майера. Тест состоит из 141 вопроса, которые оценивают испытуемого по двум областям («Опытной» и «Стратегической») и четырём шкалам. Первая - «Распознавание эмоций» - отражает способность тестируемого воспринимать и различать чувства, как свои, так и окружающих. В данных вопросах испытуемый должен посмотреть на портрет и сказать, что чувствует человек, на нем изображённый.

Название второй шкалы можно перевести как «Помощь мышления» (Facilitating Thought). Ее смысл становится понятным, если ознакомиться с примерам вопросов: «Какие чувства будут наиболее адекватны при знакомстве с родителями Вашего партнёра»? В данной группе вопросов акцент делается на рефлексию, способность тестируемого понять, какие чувства будут наиболее уместны в данной ситуации. Третья и четвёртая шкалы традиционные для такого рода тестов. «Понимание эмоций» объясняется как способность понимать комплексные эмоции и «эмоциональные цепи» (как эмоции переходят из одной в другую). «Управление эмоциями» - как способность управлять чувствами и настроением, как у себя, так и у окружающих.


Существуют ещё нетестовые методы оценки эмоционального интеллекта, основанные на технологии «360 градусов». Как известно, перекрёстную оценку (когда в группе испытуемых каждому предлагается оценить каждого) можно проводить по разным критериям. Так почему бы не попросить оценить эмоциональный интеллект? Эти оценки будут показывать, насколько оцениваемая фигура «эмоционально умна» в отношениях с людьми, непосредственного его окружающих.

В настоящее время в России наиболее часто применяются шесть методик измерения эмоционального интеллекта.

Методика Н.Холла

Наиболее широко используется методика Н.Холла, которую представил Е.П.Ильин. Является почти идентична методике EQ. Методика состоит из 30 утверждений, разбивающихся на 5 шкал:

  1. эмоциональная осведомлённость;
  2. правление своими эмоциями;
  3. самомотивация;
  4. эмпатия;
  5. распознавание эмоций других людей.

Ответ на каждое утверждение предполагает 6-балльную шкалу: от -3 - «полностью не согласен» до +3 - «полностью согласен». Однако И.Н.Андреева, описывая этот опросник, отмечает некоторое несовпадение смысловой нагрузки с названием шкал. Она рассматривает управление своими эмоциями как эмоциональную гибкость, самомотивацию - как произвольное управление своими эмоциями, распознавание эмоций других людей - как способность воздействовать на эмоциональное состояние других людей. Также стоит отметить отсутствие какой-либо информации по психометрике данного теста как при его создании, так и при переводе. Это лишает нас права рассматривать данную методику как адекватное и валидное средство измерения эмоционального интеллекта. С этой точки зрения удивляет её широкое распространение, что ещё раз поднимает вопрос о компетентности и этике психологов.

Методика Self Report Emotional Intelligence Test (SREIT)

Методика Self Report Emotional Intelligence Test (SREIT), сконструированная на базе ранней модели Дж.Майера и П.Сэловея Н.Шутте с коллегами. Она состоит из 33 утверждений, разбивающихся на 3 шкалы:

  1. оценка и выражение эмоций;
  2. регулирование эмоций;