Файл: Теоретико-методологические подходы к исследованию эмоционального интеллекта личности (Понятие эмоционального интеллекта. Основные подходы к изучению эмоционального интеллекта в современной психологии).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Реферат

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 05.07.2023

Просмотров: 95

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

3. Использование эмоций при решении проблем.

Ответы даются по 5-балльной шкале: от 1 - «это совершенно не обо мне» до 5 - «это точно про меня». Оценки по шкалам получаются методом суммирования полученных баллов по ключам.

Этот опросник показал достаточно хорошие психометрические показатели при конструировании: внутреннюю надёжность (Кронбаха = 0,90), тест - ретестовую надёжность на уровне 0,78 и очевидную дискриминативную валидность. Единственным минусом данной методики является ее незащищённость от социально желательных ответов испытуемых. Также нигде нет никаких данных о проведении психометрики после перевода методики на русский язык и адаптации на русско - язычной выборке. Однако несомненным плюсом этой методики является простота в использовании и обработке.

«Эмоциональный интеллект-2» (ЭмIQ-2)

ЭмIQ-2 - методика, созданная в России. Работа над тестом началась в 2004 г. Первоначальная версия теста («Эмоциональный интеллект-1») была создана Е.А.Орёл на базе западных исследований по данной тематике. Дальнейшая разработка теста («Эмоциональный интеллект-2») осуществлялась В.В.Одинцовой под научным руководством А.Г.Шмелева. Применяемая на практике версия методики («Эмоциональный интеллект-2») состоит из 66 вопросов, каждый из которых имеет пять вариантов ответа. Эти вопросы сгруппированы в шесть шкал:

  1. Общая шкала (суммарный балл по всем шкалам).
  2. Самоанализ и самозащита (шкала отражает способность респондента трезво оценивать свои сильные и слабые стороны, распознавать и понимать свои эмоции, умение выстраивать определённую «психологическую защиту» от неприятностей).
  3. Самоконтроль (шкала отражает наличие у респондента внутренней мотивации, самодисциплины, настойчивости в достижении поставленных целей).
  4. Выражение эмоций (шкала отражает способность респондента адекватно выражать и контролировать свои эмоции и должным образом реагировать на проявления эмоций других людей).
  5. Социальная чуткость (шкала отражает способность респондента правильно понять и оценить мотивы, стоящие за поведением окружающих его людей, и адекватно на них реагировать на основе этого понимания).
  6. Самооценка чуткости (шкала отражает оценку респондентом собственных качеств: чуткости, проницательности, понимания мотивов поведения окружающих).
    Стандартизация существующего варианта методики проводилась на широкой выборке добровольцев, выполнявших интернет - версию методики в её исследовательском варианте, на сайте HR-лаборатории «Гуманитарные технологии» (свыше 600 протоколов).

Стоит отметить большую практическую направленность данной методики. В качестве сферы её применения рассматриваются психодиагностические исследования личности взрослых людей с целью выявления направлений психологической помощи, самопознания, а также использование в качестве дополнительного инструмента диагностики при подборе и оценке специалистов, сфера деятельности которых непосредственно связана с общением (руководители, менеджеры по продажам, бизнес - тренеры и т.д.).

Тест ЭмИн Д. Люсина

Тест ЭмИн Д. Люсина опирается на собственную модель эмоционального интеллекта автора. Эмоциональный интеллект определяется как способность к пониманию своих и чужих эмоций и управлению ими. Как способность к пониманию, так и способность к управлению эмоциями может быть направлена и на собственные эмоции, и на эмоции других людей. Таким образом, автор вводит понятие внутриличностного и межличностного эмоционального интеллекта, которые предполагают актуализацию разных когнитивных процессов и навыков, но должны быть связаны друг с другом. Правда, определение, предложенное Д.Люсиным, перекликается с моделью Х.Гарднера, который полагал, что эмоциональный интеллект является частью социального интеллекта. Личностный интеллект разделен на интер- и интраперсональный, что предполагает знание о себе и других. На основании такой модели предлагается тест, состоящий из 40 вопросов с ответами по 4-балльной шкале, которые группируются в 6 факторов.

Межличностный эмоциональный интеллект:

Шкала М1. Интуитивное понимание чужих эмоций.

Шкала М2. Понимание чужих эмоций через экспрессию;

Шкала МЗ. Общая способность к пониманию чужих эмоций;

Внутриличностный эмоциональный интеллект.

Шкала В1. Осознание своих эмоций;

Шкала В2. Управление своими эмоциями;

Шкала ВЗ. Контроль экспрессии.

Предлагаемая модель эмоционального интеллекта, как утверждает автор, принципиально отличается от смешанных моделей тем, что в конструкт не вводятся личностные характеристики, которые являются коррелятами способности к пониманию и управлению эмоциями. Допускается введение только таких личностных характеристик, которые более или менее прямо влияют на уровень и индивидуальные особенности эмоционального интеллекта. Тем не менее данная методика не может быть отнесена и к моделям способностей, ввиду того что является опросником, основанным на самоотчёте. Работы по стандартизации и изучению психометрических показателей данного теста продолжаются, поэтому трудно судить о надёжности и валидности данной методики. Параллельно Д. Люсин ведёт работу по созданию новой версии теста, в которую будет добавлена шкала, измеряющая способность к управлению чужими эмоциями, уточняется содержание шкал для повышения их надёжности, продолжается сбор данных для проверки валидности опросника.


Тест Майера-Сэловея-Карузо

В 1990 г. П. Сэловей и Дж. Майер предложили свою модель эмоционального интеллекта, опубликовав статью на эту тему. Они предложили формальное определение эмоционального интеллекта как набора навыков, имеющих отношение к точной оценке своих и чужих эмоций, а также выражению своих эмоций, использованию эмоций и эффективному регулированию своих и чужих эмоций. Соответственно, было высказано предположение, что эмоциональный интеллект состоит из следующих категорий адаптивных способностей:

Оценка и выражение эмоций:

Оценка и выражение своих эмоций:

Вербальное

Невербальное

Оценка чужих эмоций:

Невербальное восприятие

Эмпатия

Регуляция эмоций:

Своих

Чужих

Использование эмоций в мышлении и деятельности:

Глобальное планирование

Креативное мышление

Переадресация внимания

Мотивация

К 1997 г. Джон Майер и Питер Сэловей доработали и расширили свою модель эмоционального интеллекта. В переработанной модели сделан новый акцент на когнитивной составляющей эмоционального интеллекта, связанной с переработкой информации об эмоциях. Также в этой модели появился компонент, связанный с личностным и эмоциональным ростом. В свете этих изменений понятие эмоционального интеллекта получило и новое определение – как способность перерабатывать информацию, содержащуюся в эмоциях: определять значение эмоций, их связи друг с другом, использовать эмоциональную информацию в качестве основы для мышления и принятия решений.

Опросник Бар-Она

Модель Р. Бар-Она даёт очень широкую трактовку понятия. Он определяет эмоциональный интеллект как все некогнитивные способности, знания и компетентность, дающие человеку возможность успешно справляться с различными жизненными ситуациями. Р. Бар-Он выделил пять сфер компетентности, которые можно отождествить с пятью компонентами эмоционального интеллекта; каждый из этих компонентов состоит из нескольких субкомпонентов:

  1. Познание себя: осознание своих эмоций, уверенность в себе, самоуважение, самоактуализация, независимость.
  2. Навыки межличностного общения: эмпатия, межличностные взаимоотношения, социальная ответственность.
  3. Способность к адаптации: решение проблем, связь с реальностью, гибкость.
  4. Управление стрессовыми ситуациями: устойчивость к стрессу, контроль за импульсивностью.
  5. Преобладающее настроение: счастье, оптимизм.

Р. Бар-Он разработал опросник для измерения эмоционального интеллекта, называющийся EQ-i и состоящий из 133 утверждений. Этот опросник состоит из 15 шкал, соответствующих вышеперечисленным субкомпонентам. Следует отметить, что основанием для предложенной модели является профессиональный опыт автора и анализ литературы, но не какие"либо эмпирические данные, которые могли бы подтвердить правомерность выделения именно этих субкомпонентов.

Таким образом, понятие эмоционального интеллекта в настоящее время является активно разрабатываемым как с теоретической, так и с прикладной точки зрения. Дальнейшие исследования и изыскания в этой области могут показать жизнеспособность и ценность данного понятия.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В заключение по исследованию данной темы, можно сделать следующие выводы.

Эмоциональный интеллект является новым и малоизученным феноменом, есть множество трактовок данного термина. На данный момент можно выявить множество различных подходов к пониманию сути и структуры эмоционального интеллекта. Однако к единому мнению согласования теории эмоционального интеллекта так и не пришли. Тем не менее, изучение эмоционального интеллекта не стоит на месте. Тестирования по исследованию эмоционального интеллекта совершенствуются, в них вовлекаются все новые аспекты жизни человека.

В процессе изучения данной темы мы узнали, что такое эмоциональный интеллект и как его понимают разные учёные. Для более точного изучения эмоционального интеллекта проводятся различные тестирования.

В ходе многочисленных тестирований и экспериментов было доказано, что тесты, существующие на данный момент, по “измерению” эмоционального интеллекта не совершенны и требуют доработок.

Наука не стоит на месте, и , как мне кажется, скоро эмоциональный интеллект станет полностью изученным термином.

ЛИТЕРАТУРА

Актуальные проблемы теоретической и прикладной психологии: традиции и перспективы: Материалы Всероссийской научно-практической конференции, г. Ярославль, 19–21 мая 2011 г.

[Текст]: В 3 ч. Ч. I / Отв. ред. А. В. Карпов, ЯрГУ им. П. Г. Демидова; Российский фонд фундаментальных исследований. –

Ярославль: ЯрГУ им. П. Г. Демидова, 2011. – 656 с.

Выготский Л. С.

Собрание сочинений: В 6-ти т. Т. 2. Проблемы общей психологии / Под ред В. В. Давыдова. — М.: Педагогика, 1982. — 504 с., ил. — ( Акад. пед. наук СССР).