Файл: Теоретико-методологические подходы к исследованию эмоционального интеллекта личности (Понятие эмоционального интеллекта. Основные подходы к изучению эмоционального интеллекта в современной психологии).pdf
Добавлен: 05.07.2023
Просмотров: 93
Скачиваний: 2
СОДЕРЖАНИЕ
1.2. Основные теории эмоционального интеллекта
2.Структура эмоционального интеллекта
Распознавание собственных эмоций.
3. Измерение эмоционального интеллекта (методы диагностики)
Методика Self Report Emotional Intelligence Test (SREIT)
3. Использование эмоций при решении проблем.
3. Использование эмоций при решении проблем.
Ответы даются по 5-балльной шкале: от 1 - «это совершенно не обо мне» до 5 - «это точно про меня». Оценки по шкалам получаются методом суммирования полученных баллов по ключам.
Этот опросник показал достаточно хорошие психометрические показатели при конструировании: внутреннюю надёжность (Кронбаха = 0,90), тест - ретестовую надёжность на уровне 0,78 и очевидную дискриминативную валидность. Единственным минусом данной методики является ее незащищённость от социально желательных ответов испытуемых. Также нигде нет никаких данных о проведении психометрики после перевода методики на русский язык и адаптации на русско - язычной выборке. Однако несомненным плюсом этой методики является простота в использовании и обработке.
«Эмоциональный интеллект-2» (ЭмIQ-2)
ЭмIQ-2 - методика, созданная в России. Работа над тестом началась в 2004 г. Первоначальная версия теста («Эмоциональный интеллект-1») была создана Е.А.Орёл на базе западных исследований по данной тематике. Дальнейшая разработка теста («Эмоциональный интеллект-2») осуществлялась В.В.Одинцовой под научным руководством А.Г.Шмелева. Применяемая на практике версия методики («Эмоциональный интеллект-2») состоит из 66 вопросов, каждый из которых имеет пять вариантов ответа. Эти вопросы сгруппированы в шесть шкал:
- Общая шкала (суммарный балл по всем шкалам).
- Самоанализ и самозащита (шкала отражает способность респондента трезво оценивать свои сильные и слабые стороны, распознавать и понимать свои эмоции, умение выстраивать определённую «психологическую защиту» от неприятностей).
- Самоконтроль (шкала отражает наличие у респондента внутренней мотивации, самодисциплины, настойчивости в достижении поставленных целей).
- Выражение эмоций (шкала отражает способность респондента адекватно выражать и контролировать свои эмоции и должным образом реагировать на проявления эмоций других людей).
- Социальная чуткость (шкала отражает способность респондента правильно понять и оценить мотивы, стоящие за поведением окружающих его людей, и адекватно на них реагировать на основе этого понимания).
-
Самооценка чуткости (шкала отражает оценку респондентом собственных качеств: чуткости, проницательности, понимания мотивов поведения окружающих).
Стандартизация существующего варианта методики проводилась на широкой выборке добровольцев, выполнявших интернет - версию методики в её исследовательском варианте, на сайте HR-лаборатории «Гуманитарные технологии» (свыше 600 протоколов).
Стоит отметить большую практическую направленность данной методики. В качестве сферы её применения рассматриваются психодиагностические исследования личности взрослых людей с целью выявления направлений психологической помощи, самопознания, а также использование в качестве дополнительного инструмента диагностики при подборе и оценке специалистов, сфера деятельности которых непосредственно связана с общением (руководители, менеджеры по продажам, бизнес - тренеры и т.д.).
Тест ЭмИн Д. Люсина
Тест ЭмИн Д. Люсина опирается на собственную модель эмоционального интеллекта автора. Эмоциональный интеллект определяется как способность к пониманию своих и чужих эмоций и управлению ими. Как способность к пониманию, так и способность к управлению эмоциями может быть направлена и на собственные эмоции, и на эмоции других людей. Таким образом, автор вводит понятие внутриличностного и межличностного эмоционального интеллекта, которые предполагают актуализацию разных когнитивных процессов и навыков, но должны быть связаны друг с другом. Правда, определение, предложенное Д.Люсиным, перекликается с моделью Х.Гарднера, который полагал, что эмоциональный интеллект является частью социального интеллекта. Личностный интеллект разделен на интер- и интраперсональный, что предполагает знание о себе и других. На основании такой модели предлагается тест, состоящий из 40 вопросов с ответами по 4-балльной шкале, которые группируются в 6 факторов.
Межличностный эмоциональный интеллект:
Шкала М1. Интуитивное понимание чужих эмоций.
Шкала М2. Понимание чужих эмоций через экспрессию;
Шкала МЗ. Общая способность к пониманию чужих эмоций;
Внутриличностный эмоциональный интеллект.
Шкала В1. Осознание своих эмоций;
Шкала В2. Управление своими эмоциями;
Шкала ВЗ. Контроль экспрессии.
Предлагаемая модель эмоционального интеллекта, как утверждает автор, принципиально отличается от смешанных моделей тем, что в конструкт не вводятся личностные характеристики, которые являются коррелятами способности к пониманию и управлению эмоциями. Допускается введение только таких личностных характеристик, которые более или менее прямо влияют на уровень и индивидуальные особенности эмоционального интеллекта. Тем не менее данная методика не может быть отнесена и к моделям способностей, ввиду того что является опросником, основанным на самоотчёте. Работы по стандартизации и изучению психометрических показателей данного теста продолжаются, поэтому трудно судить о надёжности и валидности данной методики. Параллельно Д. Люсин ведёт работу по созданию новой версии теста, в которую будет добавлена шкала, измеряющая способность к управлению чужими эмоциями, уточняется содержание шкал для повышения их надёжности, продолжается сбор данных для проверки валидности опросника.
Тест Майера-Сэловея-Карузо
В 1990 г. П. Сэловей и Дж. Майер предложили свою модель эмоционального интеллекта, опубликовав статью на эту тему. Они предложили формальное определение эмоционального интеллекта как набора навыков, имеющих отношение к точной оценке своих и чужих эмоций, а также выражению своих эмоций, использованию эмоций и эффективному регулированию своих и чужих эмоций. Соответственно, было высказано предположение, что эмоциональный интеллект состоит из следующих категорий адаптивных способностей:
Оценка и выражение эмоций:
Оценка и выражение своих эмоций:
Вербальное
Невербальное
Оценка чужих эмоций:
Невербальное восприятие
Эмпатия
Регуляция эмоций:
Своих
Чужих
Использование эмоций в мышлении и деятельности:
Глобальное планирование
Креативное мышление
Переадресация внимания
Мотивация
К 1997 г. Джон Майер и Питер Сэловей доработали и расширили свою модель эмоционального интеллекта. В переработанной модели сделан новый акцент на когнитивной составляющей эмоционального интеллекта, связанной с переработкой информации об эмоциях. Также в этой модели появился компонент, связанный с личностным и эмоциональным ростом. В свете этих изменений понятие эмоционального интеллекта получило и новое определение – как способность перерабатывать информацию, содержащуюся в эмоциях: определять значение эмоций, их связи друг с другом, использовать эмоциональную информацию в качестве основы для мышления и принятия решений.
Опросник Бар-Она
Модель Р. Бар-Она даёт очень широкую трактовку понятия. Он определяет эмоциональный интеллект как все некогнитивные способности, знания и компетентность, дающие человеку возможность успешно справляться с различными жизненными ситуациями. Р. Бар-Он выделил пять сфер компетентности, которые можно отождествить с пятью компонентами эмоционального интеллекта; каждый из этих компонентов состоит из нескольких субкомпонентов:
- Познание себя: осознание своих эмоций, уверенность в себе, самоуважение, самоактуализация, независимость.
- Навыки межличностного общения: эмпатия, межличностные взаимоотношения, социальная ответственность.
- Способность к адаптации: решение проблем, связь с реальностью, гибкость.
- Управление стрессовыми ситуациями: устойчивость к стрессу, контроль за импульсивностью.
- Преобладающее настроение: счастье, оптимизм.
Р. Бар-Он разработал опросник для измерения эмоционального интеллекта, называющийся EQ-i и состоящий из 133 утверждений. Этот опросник состоит из 15 шкал, соответствующих вышеперечисленным субкомпонентам. Следует отметить, что основанием для предложенной модели является профессиональный опыт автора и анализ литературы, но не какие"либо эмпирические данные, которые могли бы подтвердить правомерность выделения именно этих субкомпонентов.
Таким образом, понятие эмоционального интеллекта в настоящее время является активно разрабатываемым как с теоретической, так и с прикладной точки зрения. Дальнейшие исследования и изыскания в этой области могут показать жизнеспособность и ценность данного понятия.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В заключение по исследованию данной темы, можно сделать следующие выводы.
Эмоциональный интеллект является новым и малоизученным феноменом, есть множество трактовок данного термина. На данный момент можно выявить множество различных подходов к пониманию сути и структуры эмоционального интеллекта. Однако к единому мнению согласования теории эмоционального интеллекта так и не пришли. Тем не менее, изучение эмоционального интеллекта не стоит на месте. Тестирования по исследованию эмоционального интеллекта совершенствуются, в них вовлекаются все новые аспекты жизни человека.
В процессе изучения данной темы мы узнали, что такое эмоциональный интеллект и как его понимают разные учёные. Для более точного изучения эмоционального интеллекта проводятся различные тестирования.
В ходе многочисленных тестирований и экспериментов было доказано, что тесты, существующие на данный момент, по “измерению” эмоционального интеллекта не совершенны и требуют доработок.
Наука не стоит на месте, и , как мне кажется, скоро эмоциональный интеллект станет полностью изученным термином.
ЛИТЕРАТУРА
Актуальные проблемы теоретической и прикладной психологии: традиции и перспективы: Материалы Всероссийской научно-практической конференции, г. Ярославль, 19–21 мая 2011 г.
[Текст]: В 3 ч. Ч. I / Отв. ред. А. В. Карпов, ЯрГУ им. П. Г. Демидова; Российский фонд фундаментальных исследований. –
Ярославль: ЯрГУ им. П. Г. Демидова, 2011. – 656 с.
Выготский Л. С.
Собрание сочинений: В 6-ти т. Т. 2. Проблемы общей психологии / Под ред В. В. Давыдова. — М.: Педагогика, 1982. — 504 с., ил. — ( Акад. пед. наук СССР).