Файл: Современные тенденции использования шрифта.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Реферат

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 05.07.2023

Просмотров: 80

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Вторая большая группа шрифтов — переходная антиква. Как видно уже из названия, шрифты этого стиля являются переходными из старинной антиквы в новую антикву. По времени это совпадает с переходом ренессанса в стиль барокко. У шрифтов этой группы меньшая покатость округлых форм (примерно в 10—30 градусов). Контраст между основными и дополнительными линиями больше, чем у шрифтов старинной антиквы; их соотношение примерно от 1:4 до 1:7. Начала букв в некоторых шрифтах немного покаты, а иногда к совершенно прямоугольны; засечки тонкие с малыми дугами круглений.

Лучшими историческими типографскими шрифтами типа переходной антиквы следует признать шрифты, созданные Антоном Янсоном (1620–1687) — Голландия; Уильямом Кезлоном (1692–1766) и Джоном Баскервиллем (1706–1775) — Англия; Пьером-Симоном Фурнье (1712–1768) — Франция. Все эти шрифты, также как и шрифты предыдущей группы, употребляются и в наши дни, и на их основе создаются различные новые рисунки.

Третья модификация антиквы — новая антиква — возникает в связи с возрастающим распространением и популярностью гравюры на меди во второй половине XVIII века. Этот шрифт полностью нарисован, и связь с рукописной техникой пера совсем не ощущается. Нажимы округлых форм не имеют наклона. Соединительные штрихи очень тонки и составляют сильный контраст с основными штрихами. Засечки в виде тонких линий не имеют круглений.

Среди лучших создателей типографских шрифтов типа новой антиквы следует в первую очередь отметить итальянца Джамбаттисту Бодони (1740–1813), которого называли королем печатников и печатником королей, а также Фирмена Дидо (1764–1836) — Франция и Юстуса Вальбаума (1768–1839) — Германия. В XIX веке для рекламных целей были созданы жирные шрифты этого типа с особенно сильным контрастом.

Ленточная антиква является современной модификацией антиквы. Под этим названием объединяются шрифты, в выполнении которых употребляются и толстые и тонкие линии, но отсутствуют засечки. Лучшие типографские шрифты этого рода: оптима немецкого художника Германа Цапфа, турэн французского художника А. М. Кассандра и меридианшвейцарского художника Имре Рейнера.

Название антиква пером объединяет все шрифты антиква, оформленные ширококонечным пером. Из типографских шрифтов этого рода лучшими являются: пост-антиква немецкого художника Герберта Поста; кланг английского художника Уиля Картера, стюдио голландского художника А. Овербека.

Засечки помогают направлять взгляд читающего по горизонтали. Отсутствие засечек, по мнению некоторых, заставляет вертикальные штрихи в гротесках мешать горизонтальному потоку чтения (De Lange et al., 1993).


Это самый популярный аргумент в пользу полезности засечек. Однако засечки никак не могут «направлять глаз».

В 1878 году профессор Эмиль Жаваль (Emile Javal) из Парижского универститета установил, что взгляд не двигается по строке текста одним непрерывным движением. Вместо этого глаз делает несколько быстрых сканирований, которые профессор назвал судорожными (саккадическими) движениями (Spencer, 1968, p. 13; Rayner & Pollatsek, 1989, pp. 113-123).

К сожалению, многие графические дизайнеры и типографы продолжают использовать недействительный аргумент о горизонтальном движении глаза в качестве оправдания существования засечек, поскольку не общаются с исследователями.

Засечки используются для увеличения межбуквенного и межсловного расстояния, что увеличивает разборчивость текста.

Для управления межбуквенным и межсловным расстоянием засечки не нужны. Больше того, это совершенно неадекватный инструмент для решения такой задачи. В традиционной высокой печати для управления расстоянием между буквами используются пробельные блоки — кусочки металла, вставляемые между буквами и словами. Управлять полуапрошами в современных компьютеризированных издательских системах ещё проще (Sassoon, 1993; Rubinstein, 1988).

Засечки используются для повышения контраста (и нерегулярности) между буквами для улучшения их идентификации.

Достаточно основательное исследование показало, что при фиксации глаза целые слова могут распознаваться со скоростью узнавания отдельных букв. Оно же выявило, что отдельные буквы могут идентифицироваться быстрее, когда используются в составе слова. Такой «эффект преобладания слова» подразумевает, что для различения отдельных букв засечки не нужны вовсе (Reynolds, 1979).

Засечки используются для связывания символов в сцепленные словные единицы (“word wholes”).

Простого гештальта, создаваемого межсловными пробелами, было бы вполне достаточно для связывания букв в «словные единицы». Более того, иные характеристики, такие как верхние и нижние выносные элементы, должны оказывать гораздо больший эффект на распознавание слов , нежели чем засечки (Poulton, 1965).

Шрифты без засечек

Шрифты без засечек называются рублеными. В Англии, и Франции такие шрифты чаще называются SansSerif, в Америке Gothic, в Германии Grotesk. Как правило, гротески имеют основные и соединительные штрихи практически одной толщины (неконтрастные) или с малозаметной разницей в толщине штрихов (малоконтрастные).


Шрифт без засечек (SansSerif). Шрифты из серии SansSerif: Arial, Verdana, Helvetica. Помнится, раньше использование шрифтов без засечек считалось безвкусицей. Однако те времена остались далеко в прошлом, и сейчас шрифты без засечек очень часто являются идеальным вариантом для сайта.

Фактически Arial (Helvetica, и т.д.) становится стандартом для простого и вместе с тем красивого веб-дизайна. Размер шрифта 8-10 пикселей было принято использовать вчера. Сегодня же в моде шрифты от 14 пикселей и выше. Это не шутка! В веб-дизайне наблюдаются тенденции к упрощению. Весь контент стоит оформлять соответсвующими тэгами: заголовки, списки, ссылки, параграфы. Чтобы не допускать ошибок в читабельности шрифта нужно остерегаться ошибки  — использование низкоконтрастных шрифтов. Низкий контраст — это светлый текст на светлом фоне или темный — на темном. Может быть, есть такие сочетания, подходящие для дизайна печатной продукции, но в интернете это всегда плохая идея.

«В 1950-х годах меня занимала идея создания антиквенного шрифта без засечек. Среди набросков, которые я делал в Италии летом 1950 года, оказались зарисовки древних надписей, сделанных подобным шрифтом. Содержимое посадочной страницы должно быть максимально читабельным.» пишет немецкий каллиграф Герман Цапф в своей книге.  

Низкий контраст шрифта — это всегда плохая идея. Решение простое — всегда используйте контрастные шрифты: светлые на темном фоне и наоборот. Изредка возникает необходимость использовать цветной шрифт помимо черного или белого. Иногда дизайнеры используют светло-серый шрифт на белом фоне и светло-синий — на темно-синем. Зачем? Неужели так удобнее читать? Или внешние эффекты стали важнее содержания текста? Книги печатаются черными чернилами на белой бумаге по одной простой причине — так удобнее читать. Лендинги и сайты должны следовать этому правилу. Шрифты без засечек, то есть гротески, окружают нас повсюду — они используются на сайтах, в интерфейсах, логотипах, рекламе, навигации, упаковке и даже в книгах. C конца XIX века этот тип шрифтов ассоциируется со всем современным, поэтому если вы делаете слайдовую презентацию или выбираете шрифт для логотипа вашей новой компании, смело используйте гротеск.

Для пользователей Windows можно порекомендовать стандартные Verdana, Tahoma и Segoe UI (и, пожалуйста, никакого Arial и Calibri!). У пользователей Mac OS к уже упомянутым Verdana и Tahoma также добавляются Helvetica Neue и Helvetica (про этот шрифт даже сняли целый фильм). А вот отличный San Francisco, новый фирменный шрифт Apple, который используется во всех интерфейсах, упаковке и с недавних пор на официальном сайте, почему-то недоступен для использования внутри системы по умолчанию, поэтому его приходится скачивать и устанавливать отдельно.


Популярные шрифты в современном мире

20. Avenir — Avenir Семейство: Sans serif Дизайнер: AdrianFrutiger. Дизайн Avenir’a разработан на основе вездесущего шрифта Futura (который был задуман как «DieSchriftfür dieNeueZeit» — «Шрифт Нового времени»). Однако, по словам дизайнера Адриана Фрутигера, в шрифте Avenir заключено гораздо больше человечности. Несмотря на свою популярность в корпоративных кругах, его округлые геометрические формы и тонкая индивидуальность придадут дружественную улыбку даже самому серьезному содержимому. Несколько лет спустя АкираКобаяши завершила AvenirNext, шрифт, который стал усовершенствованной версией оригинала (в новую версию добавили курсив и капитель.)

19. FF Kava — FF KavaСемейство: Sans serif
Дизайнер: YanoneKaffeesatz. Бесплатная версия шрифта вышла в свет во времена, когда поддержка браузерами правила @font-face была широко распространена, чем и заслужила свою популярность среди дизайнеров. В результате чего молодой немецкий дизайнер Янон попал в поле зрения одного из самых крупных в мире производителей цифровых шрифтов — компании FontShop FSI, что позже привело

к рождению профессиональной версии данного шрифта.

18. TimesNew Roman —TimesNewRoman. Семейство: Serif (cистемный шрифт)Дизайнер: VictorLardent, Stanley Morison
Каждый, кто создает списки на подобие нашего, не забудет об этом шрифте. Вероятно, самый распространенный шрифт. Разработан дизайнерами Стенли Морисоном и Виктором Лардентом.

17. Bree Bree

Семейство: Sans serif
Дизайнер: JoséScaglione, Veronika Burian. Полон индивидуальности, наглый и неряшливый, шрифт Bree может показаться годным лишь для заголовков, т.к. впервые мы увидели его на логотипе компании TypeTogether. Однако практика показывает, что Bree выглядит довольно изящно и в меньших своих размерах.
Bree является одним из немногих шрифтов, которые появились на свет в результате коллективной работы двух человек: ЖозеСкаглионе и Вероники Буриан, студентов факультета Полиграфического Дизайна Британского Университета Reading. Который, в свою очередь, считается одним из лучших учебных заведений мира, подготавливающий талантливых полиграфических дизайнеров.

16. FF Trixie — FF Trixie Семейство: Печатная машинка Дизайнер: ErikvanBlokland — один из первых машинописных шрифтов. Станет незаменим в написании заголовков для грустных событий (аварий, стихийных бедствий и т.п). Автору удалось передать эстетику печати на машинке, что с уверенностью можно назвать достижением.


15. CentroSans pro — CentroSanspro Семейство: Serif дизайнер: PanosVassiliou. Большое количество супер-семейств позволяет дизайнерам создавать смешанные виды шрифтов, где serif переплетается с sansserif. Это делается для улучшения читабельности и внешнего вида букв, одновременно. Шрифт CentroSanspro и является одним из представителей таких супер-семейств.

14. Fedra Sans — FedraSans Семейство: Sans serif Дизайнер: Peter Bil'ak. Еще один представитель супер-семейств, который начал свой путь в качестве корпоративного шрифта немецкой страховой компании BayerischeRück. Разработанный в библиотеке шрифтов Typotheque с целью исправно служить людям, как на экране так и на бумаге. Стоит заметить, что данный проект приостанавливался и запускался несколько раз: то заказчик решит отменить его, то начнет колебаться, то и вовсе украдут оборудование из офиса разработчика. Но благодаря дизайнеру Петеру Биляку удалось не только закончить, но и значительно улучшить проект. В результате чего получился во многом универсальный шрифт.

13. Museo Slab — MuseoSlab Семейство: Slab serifДизайнер: JosBuivenga. Оригинальная версия Museo крайне популярна среди дизайнеров и является на половину бесплатной. Шрифт принадлежит к формату Opentype. Имеет поддержку большого количества языков.

12. Clarendon URW — Clarendon URW
Семейство: Slab serif Дизайнер: RobertBesle, HermannEidenbenz. Классический британский шрифт с засечками (slabserif), без которого не обойдется ни один подобный список. Усовершенствованный Германом Эйденбенцом, он включает в себя несколько типов плотности и начертаний.

11. Proxima Nova — ProximaNova.Семейство: Sans serif.Дизайнер: MarkSimonson. Невероятно гибкий и читабельный шрифт, является улучшенной версией ProximaSans, используется во множествах сценариев. Имеет множество начертаний, что увеличивает количество шрифтов данного семейства до сорока двух.

10. FF Unit Slab — FF UnitSlab Семейство: Slabserif Дизайнер: Эрик Спайкерман (ErikSpiekermann), Кристиан Шварц (ChristianSchwartz), Крис Соверсби (KrisSowersby). Шрифт успел полюбиться многим, не исключая меня. Может произвести кардинально противоположные впечатления на пользователя в различных своих плотностях. Что и делает его в каком-то роде уникальным шрифтом.

09. Calluna — Calluna.Семейство: Serif Дизайнер: JosBuivenga. Появился на свет в качестве эксперимента над ранней версией MuseoSlab и Calluna и стал первым серьезным шрифтом в карьере дизайнера ЖосаБуйвенги. Как и другие шрифты Жоса, он наделен многими свойствами Opentype формата и имеет бесплатную версию, доступную для пользователей.

08. RonniaCondensed — RonniaCondensed. Семейство: Sans Serif Дизайнер: JoséScaglione, Veronika Burian . Самое подходящее слово для его описания — это универсальность. Лучше всего смотрится в заголовках. Используется в различных целях, поэтому вы можете увидеть его, как в заголовках новостей, так и в корпоративных отчетах предприятий.