Файл: Международные правовые акты, регулирующие отношения в сфере труда.pdf
Добавлен: 06.07.2023
Просмотров: 59
Скачиваний: 2
СОДЕРЖАНИЕ
Глава 1. Основы трудового законодательства РФ
1.1. Понятие и сущность трудовых отношений в РФ
1.2. Нормы Российского права, регулирующие трудовые отношения
Глава 2. Нормы международного права, регулирующие трудовые отношения
2.1. Становление и развитие международных трудовых норм
2.2. Конвенции Международной организации труда (МОТ)
2.3. Роль международных нормативных актов в регулировании трудовых отношений в РФ
Современные общемировые тенденции развития трудового права говорят о целесообразности сотрудничества государств на международном уровне по вопросам, касающимся сферы труда. [10]
Нормы международного права устанавливаются взаимным волеизъявлением государств-участников. Международное право рассматривается здесь как результат межгосударственного сотрудничества. Высшая юридическая сила норм международного права подтверждается косвенно, например, в Уставе ООН. Например, одной из целей общей внешней политики в статье 2 Устава ООН обозначено осуществление международного сотрудничество в решении международных проблем экономического, социального, культурного и гуманитарного характера и развитии уважения к правам человека и основным свободам для всех, без различия расы, пола, языка и религии.
Международное регулирование труда осуществляется на всех уровнях межгосударственного сотрудничества: двустороннем, региональном, общемировом. К органам международного регулирования труда относятся в первую очередь ООН и МОТ. [11]
Организация Объединённых Наций уделяет значительное внимание закреплению и обеспечению соблюдения основных прав человека. Всеобщая декларация прав человека одобрена Резолюцией Генеральной Ассамблеи ООН 10 декабря 1948 г. К числу основных неотъемлемых и неотчуждаемых прав человека отнесены следующие права в сфере труда: право на труд, свободный выбор работы, справедливые и благоприятные условия труда и защиту от безработицы; равную оплату за равный труд без какой-либо дискриминации; справедливое и удовлетворительное вознаграждение, обеспечивающее достойное человека существование для него самого и его семьи, и дополняемое при необходимости другими средствами социального обеспечения; создание профессиональных союзов и вхождение в них для защиты своих интересов; отдых и досуг, включая право на разумное ограничение рабочего дня и оплачиваемый периодический отпуск.
В 1966 г. Резолюцией Генеральной Ассамблеи ООН был принят Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах. Среди закрепленных в нем экономических прав трудовые права занимают значительное место. [12]Наряду с конкретизацией закрепленных в Декларации прав Пакт предусматривает также право на одинаковые для всех возможности продвижения по работе исключительно на основе трудового стажа и квалификации, а также право на забастовку. Если Декларация представляет собой программный документ, то Пакт является актом, ратифицировав который, государство принимает на себя обязательства по его исполнению. Установлена также обязанность периодического представления государствами докладов об исполнении принятых обязательств.
В Пакте об экономических, социальных и культурных правах 1966 г., в частности, закреплены запрет принудительного труда и свободное осуществление права на объединение, в том числе и создание профсоюзов. Наряду с указанными актами отдельные Конвенции ООН содержат нормы, имеющие значение для трудовых отношений.
2.1. Становление и развитие международных трудовых норм
Становление и развитие международных трудовых норм объясняется процессами глобализации. Данные трудовые нормы поставили вопрос о соотношении национального государства и международного сообщества, внутригосударственного и международного права.
Процесс развития международных трудовых норм можно изложить следующим образом:
Первоначальный этап (1904-1918 гг.) - это период до образования Лиги Наций и Международной организации труда. Данный временной отрезок - время зарождения международных трудовых норм, так называемого международного рабочего права.
Второй этап - период с 1919 по 1944 г. После окончания Первой мировой войны и переустройства послевоенной Европы начались процессы перемещения капитала и людских потоков. Образуется МОТ (1919). Позже появляются и другие международные организации, затрагивающие своей деятельностью международный вопрос регулирования сферы трудовых отношений. Международные трудовые нормы, принимаемые в данный период, в основном носят общий характер - это нормы о принудительном труде, пределах рабочего времени, труде женщин и его ограничениях, труде подростков, страховании по болезни, инвалидности, потере кормильца, безработице, профессиональных заболеваниях.
Третий этап - период с 1945 по 1976 г., когда МОТ приняла один из важных документов того времени - Декларацию «О целях и задачах Международной организации труда» (Филадельфия, 10 мая 1944 г.).
Четвертый этап 1977-1992 гг. В 80-е годы в новых исторических и экономических условиях МОТ принимает Трехстороннюю декларацию принципов, касающихся многонациональных корпораций и социальной политики (Женева, 16 ноября 1977 г.) и другие документы.
Пятый этап (1993-2000 гг.) характеризуется развитием международного нормотворчества в сфере труда. В этот период к нормотворческой деятельности МОТ и ООН в области труда присоединяется Европейский Союз, а позже Содружество Независимых Государств, Союзное государство России и Беларуси, Евразийское экономическое сообщество. МОТ принимает Декларацию «Об основополагающих принципах и правах в сфере труда» 1998 г.
Шестой этап - с 2001 года по настоящее время. Основными направлениями в развитии международных трудовых норм в этот период можно назвать занятость, недопущение дискриминации, решение проблем детского труда, трудовая реабилитация инвалидов, развитие социального партнерства, решение проблем работников-мигрантов и членов их семей, равенство мужчин и женщин, деятельность ТНК в сочетании с государственной политикой и международными стандартами. В этот период МОТ принимает Декларацию о социальной справедливости в целях справедливой глобализации (Женева, 10 июня 2008 г.), Глобальный пакт о рабочих местах (Женева, июнь 2009 г.).
Анализируя нормы международного права в части вопросов трудового законодательства, необходимо отметить, что международное сотрудничество государств сформировалось еще в 1949 г. [13]Первый международный договор, заключенный под эгидой Совета Европы, - это его Устав, принятый в Лондоне 5 мая 1949 г. В этом документе в качестве задачи членов Совета Европы обозначено заключение соглашений и проведение совместных действий в экономической, социальной, культурной, научной, правовой и административной областях для поддержания и дальнейшего осуществления прав человека и основных свобод.
Решение глобальных проблем возможно только совместными усилиями государств и международных организаций, в первую очередь, применяя международные трудовые нормы. Увеличение количества различных организаций, расширение их функций можно объяснить усложнением международных отношений. Если раньше государства пытались решить интересующие их вопросы чаще всего посредством двусторонних договоренностей, то на современном этапе появляются проблемы, в решении которых заинтересованы большинство государств. Такие вопросы можно решить с помощью международных организаций.
2.2. Конвенции Международной организации труда (МОТ)
Международное регулирование труда осуществляется на всех уровнях межгосударственного сотрудничества: двустороннем, региональном, общемировом. К органам международного регулирования труда относятся в первую очередь ООН и МОТ.
Международная организация труда создана в 1919 г. как учреждение Лиги наций. Устав МОТ включен в качестве ч. XIII в Версальский мирный договор. В 1944 г. в Филадельфии принята Декларация «О целях и задачах Международной организации труда», ставшая частью Устава. В Декларации подтверждались и дополнялись основные принципы МОТ. В 1946 г. МОТ стала первым специализированным учреждением ООН, а в 1969 г. была удостоена Нобелевской премии мира за содействие улучшению условий жизни трудящихся. Особенностью этой Организации является ее трехсторонняя структура. Наряду с представителями правительств в работе Международной организации труда участвуют представители работников и работодателей.
Высший орган МОТ - Международная конференция труда. Она созывается ежегодно. Её исполнительный орган - Административный совет, который руководит работой Организации между сессиями Международной конференции труда. Административным центром МОТ является Международное бюро труда (МБТ).
Цели МОТ: продвижение и претворение в жизнь основополагающих принципов и прав в сфере труда; расширение возможностей для обеспечения достойной занятости; увеличение доступности и эффективности социального обеспечения; укрепление социального диалога. На указанных целях МОТ основывается концепция достойного труда. Поставленные цели достигаются различными путями: разработкой международной политики и программ, направленных на поддержку основных прав человека, улучшение условий труда и жизни, расширение возможностей занятости; подготовкой и принятием международных трудовых норм, которые служат ориентиром для национальных органов; развитием программ технического сотрудничества для реализации обшей политики; профессиональной подготовкой, исследованиями и издательской деятельностью. [14]
В целях активизации деятельности стран-участниц в 1998 г. была принята обязательная для всех этих стран Декларация МОТ об основополагающих принципах и правах в сфере труда и механизм ее реализации. В ней определено то, что все страны-участницы в силу самого факта их членства в МОТ обязаны соблюдать, содействовать применению и претворять в жизнь основные принципы Декларации. Эти принципы следующие: свобода объединения и действенное признание права на ведение коллективных переговоров; упразднение всех форм принудительного или обязательного труда; действенное запрещение детского труда; недопущение дискриминации в области труда и занятий. В Декларации определен механизм ее реализации, а также предусмотрены ежегодные доклады стран-участниц по вопросам реализации её основных положений.
2.3. Роль международных нормативных актов в регулировании трудовых отношений в РФ
В соответствии с п. 4 ст. 15 Конституции Российской Федерации общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации являются составной частью ее правовой системы. Это в полной мере относится и к регулированию трудовых отношений. То есть, на отношения работодателя и работника, которые находятся на территории Российской Федерации, распространяют свое действие не только нормы отечественного законодательства, но и нормы международного права.
Международно-правовое регулирование труда можно определить как регулирование трудовых отношений на основе ратифицированных норм международных организаций и международных договоров.
Среди международных нормативных актов в первую очередь следует назвать Всеобщую декларацию прав человека, принятую Генеральной Ассамблеей ООН в 1948 г. Наряду с другими правами во Всеобщей декларации прав человека провозглашено право на труд, свободный выбор работы, на справедливые и благоприятные условия труда и на защиту от безработицы, право на равную оплату за равный труд и другие права. [15]
Содержание трудовых отношений объективно обусловливается уровнем развития экономики, производительных сил общества. Современным трудовым правом устанавливаются минимальные и пороговые, процедурные и процессуальные стандарты, в рамках которых субъекты трудовых отношений могут определять свои права и обязанности. Но различные стандарты, действующие в разных странах, могут значительно влиять на конкурентоспособность предпринимателей, применяющих наемный труд, на мировом рынке.
Международное регулирование труда - это система закрепленных в международных актах и соглашениях стандартов правового регулирования труда.
В актах, разработанных на основе обобщения опыта многих стран, закреплены основополагающие принципы и права субъектов трудовых отношений, универсальные трудоправовые нормы, объективный характер и эффективность которых обеспечиваются на национальном уровне.
Заключение
Международное регулирование трудовых отношений особенно проявляется тогда, когда трудовые отношения, то есть индивидуальные и коллективные общественные отношения, возникающие по поводу участия работников в совместном труде, определяются, как международные (в том числе, когда в них присутствует иностранный элемент). Трудовые отношения подлежат регулированию международными нормами права в том случае, когда и работник, и работодатель принадлежат к различным государствам, когда участники трудовых отношений могут принадлежать к одному государству, а сам труд работника, выступающего в качестве объекта отношений, может протекать за границей и т.д. При наличии «иностранного элемента» способствует включению данной группы отношений в сферу международных трудовых отношений, подлежащих регулированию нормами международного права.
Роль норм международного частного права в регулировании сферы трудовых отношений постоянно возрастает. Поэтому актуальным является совершенствование применения норм международного права в регулировании национальных трудовых отношений.