Файл: Поведенческое, коммуникационное и системно-социальное понимание бизнеса..pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Реферат

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 06.07.2023

Просмотров: 178

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Введение

Бизнес — это любой вид деятельности в сфере общественного производства, приносящий доход или иные личные выгоды. Но экономическую деятельность можно осуществлять в сфере материального и нематериального производства. Поэтому правильнее бизнес подразделять на предпринимательство (хозяйственную деятельность в сфере материального производства) и коммерцию (хозяйственную деятельность в нематериальной сфере). Результатом предпринимательской деятельности являются материальные блага (товары), а коммерческой — нематериальные блага (услуги).

1. Поведенческое, коммуникационное и системно-социальное понимание бизнеса

Укажем на поведенческое, коммуникационное и системно-социальное понимание смысла этого термина, чему соответствуют поведенческая, коммуникационная и системно-социальная стороны бизнеса.

Поведенческое понимание бизнеса состоит в том, что с помощью этого термина определяется совокупность действий людей. Отсюда такие выражения, как: «делать бизнес», «заниматься бизнесом», «оценивать бизнес». В рамках поведенческого понимания бизнес целесообразно определить как деловую деятельность людей.

Коммуникационное понимание бизнеса состоит в том, что данный термин описывает отношения, возникающие между различными людьми, занимающимися бизнесом. Отсюда выражения: «деловые отношения», «субъекты деловых отношений» («субъекты бизнеса», «интересы субъектов бизнеса». В рамках коммуникационного понимания бизнес целесообразно определить именно как деловые отношения между людьми.

Деловые коммуникации являются составной частью межличностных коммуникаций. Они представляют собой не только общение, подчиненное согласованным, устойчивым правилам поведения в обществе. Деловые коммуникации характеризуют различные способы делового взаимодействия, которые группируются как способы соперничества (конкуренции), а также способы сотрудничества и партнерства.

Системно-социальное понимание бизнеса состоит в использовании данного термина для описания того, что вовлечение людей, «делающих бизнес», в деловые отношения между собой является обязательным элементом жизни общества как социально-экономической системы.


2. Признаки бизнеса

Родовыми признаками бизнеса являются способы проявления деловых отношений, присущие любым формам сделок между субъектами бизнеса, — то коренное в бизнесе, неотделимое от него, без чего рассматриваемое явление вообще не может быть определено как бизнес. Соответственно, исторически особенными, видовыми признаками бизнеса являются способы проявления деловых отношений, присущие определенному историческому типу экономики. Поэтому в современной рыночной экономике можно встретить и родовые признаки бизнеса, и его видовые признаки, характерные лишь для данного типа экономики.

При всем многообразии бизнеса, к числу его родовых признаков относятся следующие:

  • обмен деятельностью между участниками сделок;
  • противоречивый характер сделок;
  • стремление каждого участника сделки навязать другим свои интересы, когда другие отказываются принимать условия сделки;
  • стремление участников сделки реализовать свои интересы независимо от того, реализуются ли при этом интересы других участников сделки;
  • инициативный характер деятельности участников сделки;
  • способность, готовность участников сделки идти на персональный риск для успешного проведения сделки;
  • способность, готовность и умение применять различные приемы делового общения.

Для современной рыночной экономики характерны:

  • экономическая свобода каждого из субъектов бизнеса, что возможно лишь при отсутствии форм личного принуждения к труду;
  • равенство всех типов собственности. Последнее означает, что человек не может быть принципиально отчужден от собственности, он имеет право и обладает способностью быть собственником объектов бизнеса;
  • регулирование национальной и международной экономики.

3. Деловые интересы

Ограниченность благ и ограниченность доступа людей к этим благам обусловливают основу противоречивого характера бизнеса. Суть противоречий состоит в неравномерности распределения людей и имеющихся благ, а также в необходимости прилагать различные усилия для достижения этих благ.

Занимаясь бизнесом, люди вынуждены осуществлять постоянный поиск ограниченных благ (и отсюда рождается бизнес-идея) и вступать в соперничество друг с другом (конкуренцию) за получение наилучших условий доступа к благам.


Противоречия между субъектами бизнеса проявляются, прежде всего, как несовпадение и противостояние их деловых интересов.

Деловые интересы субъекта бизнеса — это осознанная потребность в материальных и нематериальных благах, а также обеспечение гарантий сохранения доступа к ним. Деловые интересы определяют цели, которые ставит перед собой каждый из субъектов бизнеса.

С учетом того, что каждый из субъектов бизнеса стремится обеспечить себя необходимыми благами, он подчиняет свою деловую деятельность эгоистическим интересам.

Эгоистические интересы — это осознанная потребность в обеспечении лучших условий доступа к материальным и нематериальным благам и лучшего положения в процессе осуществления сделок. Реализация эгоистических интересов всегда связана с извлечением выгоды. Исходя из эгоистических интересов, предприниматели определяют эгоистические цели своего бизнеса.

Заинтересованность в общественном признании проявляется посредством общественных интересов субъектов предпринимательского бизнеса.

Общественные интересы субъектов бизнеса — это осознанная потребность субъектов бизнеса в деятельности на благо общества (данные интересы формируются в процессе самой деловой деятельности)

Обе стороны — и частная, и общественная — в одинаковой степени выражают природу бизнеса.

4. Концепции бизнеса

Критическая концепция. Критическая концепция бизнеса исходит из того, что понятие «бизнес» объединяет совокупность различных субъектов рыночных отношений, преследующих цели обогащения за счет других субъектов.

Позитивная концепция. Полной противоположностью критической концепции бизнеса является позитивная концепция. Ее суть состоит в том, что бизнес понимается и оценивается как общественно-полезная деятельность людей, осуществляемая в порядке личной инициативы, целью которой является производство товаров и услуг для других людей.

Критическая и позитивная концепции являются крайними позициями в оценке бизнеса как объективного явления. Преодоление этих крайностей происходит лишь в рамках прагматической концепции.

Прагматическая концепция. В рамках прагматической концепции бизнес трактуется как взаимодействие разных членов общества. Делая бизнес, люди оказываются полезными друг другу.

Можно выделить следующие составляющие прагматической концепции бизнеса:


  • бизнес — необходимый и неизбежный компонент жизни людей в целом; он объединяет, с одной стороны, стремление отдельных граждан к реализации своих интересов, а с другой — стремление других людей к удовлетворению своих потребностей в товарах, работах, услугах;
  • бизнес — противоречивое явление. Однако любые противоречия между людьми, причастными к бизнесу, хотя и могут выступать причиной разнообразных конфликтов, но служат источником развития экономики и не имеют безнадежно разрушительного характера;
  • бизнес базируется на отношениях между людьми, каждый из которых, вступая в эти отношения, преследует собственные интересы, не обязательно совпадающие с интересами других людей. С одной стороны, естественная конкуренция интересов ведет к конфликту интересов, к навязыванию интересов одних людей другим, собственные интересы которых в такой ситуации оказываются ущемлены, что, в конце концов, действительно может привести к непредсказуемым последствиям. С другой стороны, в конечном итоге конфликт интересов не приводит к гибельным последствиям для человеческого общества, а, напротив, способствует постоянному росту экономики и благосостояния людей;
  • бизнес — развивающееся явление; его направления, виды, технологии и инструменты постоянно совершенствуются в соответствии с изменениями, происходящими в обществе.

5. Типы субъектов бизнеса

Каждый субъект бизнеса является носителем совокупности прав и ответственности, возникающих в ходе этой деятельности.

Под типом субъекта бизнеса понимается функциональная принадлежность данного субъекта бизнеса, функциональная специализация его действий, что обусловливает следующую классификацию субъектов бизнеса.

Предприниматели — субъекты бизнеса, осуществляющие инициативную деятельность на свой риск и под свою экономическую и юридическую ответственность. Деловые интересы предпринимателей реализуются через производство и продажу продукции, оказание услуг, выполнение работ и включают известные нам эгоистические и общественные интересы.

Потребители продукции (работ, услуг). Кроме предпринимателей субъектами бизнеса являются индивидуальные и коллективные потребители продукции (работ, услуг), предлагаемой предпринимателями, в том числе союзы и ассоциации потребителей.

Главный эгоистический деловой интерес потребителей — приобретение товаров и услуг — реализуется посредством самостоятельного установления контактов с производителями и продавцами продукции (услуг, работ). Основу потребительского бизнеса составляет частная собственность на объекты потребления. Участниками потребительского бизнеса выступают и сами предприниматели — в качестве потребителей продукции других предпринимателей.


Наемные работники. Работники, осуществляющие трудовую деятельность по найму на контрактной или иной основе, а также их профессиональные союзы — также субъекты бизнеса. Как и потребители, они не являются пассивной стороной в сделках с предпринимателями, а являются равноправными участниками деловых отношений с ними, а также между собой. Их «дело» состоит в выгодном применении собственных врожденных, приобретенных и развитых способностей. Основу наемно-трудового бизнеса составляет частная собственность на рабочую силу.

Органы государственной и муниципальной власти и государственные служащие являются субъектами бизнеса только в тех случаях, когда выступают непосредственными участниками сделок (предоставление правительственных заказов предпринимателям, определение цен, состава и объемов льгот при выполнении специальных работ и др.).

К субъектам бизнеса относят также международные и национальные общественные организации, обладающие директивными полномочиями, и их сотрудников. Это такие организации, как Организация Объединенных Наций (ООН), ЮНЕСКО, Всемирная торговая организация (ВТО), Североатлантический военный альянс (НАТО), Европейское экономическое сообщество.

6. Объекты предпринимательского бизнеса

Объектами предпринимательского бизнеса являются блага, с помощью которых люди удовлетворяют свои разнообразные потребности. Благами могут быть материальные предметы и объекты (они называются материальными благами), а также услуги и работы, которые одни люди выполняют для других (они называются нематериальными благами).

Материальные блага. Материальные блага всегда имеют предметную (объектную) форму, доступную органам чувств человека. Таковыми являются воздух, вода, пища, одежда, жилье, другие предметы и объекты. Материальные блага, используемые людьми в процессе жизнедеятельности, могут различаться между собой по различным признакам. Принято различать материальные блага:

  • данные природой и произведенные людьми;
  • потребительские и инвестиционные;
  • частные и общественные;
  • воспроизводимые и невоспроизводимые (уникальные).

Природа дает человеку воздух, воду, землю. Это природные материальные блага, обеспечивающие условия существования людей. Без них жизнь человека невозможна. Однако человек — единственное существо на планете, способное преобразовывать природные вещества (сырье) в необходимые ему конкретные предметы. Таковые появляются в результате производительной деятельности и, следовательно, называются произведенными материальными благами.