Файл: Поведенческое, коммуникационное и системно-социальное понимание бизнеса..pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Реферат

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 06.07.2023

Просмотров: 127

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Природные или произведенные материальные блага, предназначенные для личного, семейного, группового, ассоциированного потребления, являются потребительскими благами. К их числу относятся, например, бытовая техника, мебель, одежда, продукты питания.

Инвестиционные материальные блага включают сырье, машины, оборудование, комплектующие изделия, которые необходимы для производства других материальных благ, оказания услуг и выполнения работ. Например, автотранспортные средства, используемые для перевозки сырья или готовой продукции, следует отнести к инвестиционным материальным благам, а используемые в семейном быту — к потребительским.

В зависимости от того, кто именно является потребителем материальных благ, сами материальные блага разделяются на частные и общественные. К примеру, домашний автомобиль — это частное благо. Общественный парк, посещением которого наслаждаются многие граждане, становится общественным благом.

Материальные блага могут быть воспроизводимыми и уникальными. Уникальными являются те из них, которые не могут быть воспроизведены в силу различных обстоятельств (например, произведения искусства). Остальные материальные блага являются воспроизводимыми.

Нематериальные блага. Нематериальные блага не имеют предметной формы, их польза для человека состоит в эффекте результата оказанной услуги или выполненной работы.

Услуги составляют основу существования таких сфер общественной жизни, как образование, медицина, спорт, юриспруденция, культура, наука, информация, досуг. Вместе с тем оказание услуг осуществляется и в других областях (например, сервисное обслуживание техники, услуги по инсталляции программного обеспечения).

С процедурами выполнения работ можно столкнуться в процессе строительства любых объектов (строительные работы), ремонта (ремонтные работы); к числу таковых следует отнести и другие виды деятельности людей в разных областях экономики.

По критерию соответствия потребности в благах предложению благ целесообразно выделить свободные и ограниченные блага. Свободными, или постоянно доступными, благами являются те из них, потребность в которых всегда может быть удовлетворена. Таковыми могут быть лишь некоторые природные материальные блага, используемые в обычных обстоятельствах (например, такое природное благо, как воздух).

Все остальные материальные и нематериальные блага являются относительно ограниченными или абсолютно ограниченными. Это значит, что объемы потребности в них превышают их предложение. Ограниченность благ состоит не в ограниченности содержания данных благ (например, плохой вкус молока или неинтересный сюжет кинофильма), а в ограниченности доступа людей к использованию тех благ, необходимость в которых представляется им совершенно очевидной.


Относительная ограниченность благ возникает по таким причинам, как:

  • опережение развития потребностей людей по сравнению с динамикой предложения благ (так называемое возвышение потребностей);
  • относительная ограниченность природных ресурсов как потенциальных источников сырья для создания готовой продукции;
  • относительная ограниченность производственных возможностей людей, участвующих в создании готовой продукции;
  • относительная неравномерность географического распределения природных материальных благ, сырьевых и людских ресурсов, а также людей как обладателей потребностей в благах.

Абсолютно ограниченными становятся редкие блага. Если ограниченность благ не выражается в их редкости, принято говорить об их не только относительной ограниченности, но и относительной недостаточности, между тем редкие блага не достаются почти никому.

7. Принципы предпринимательства

Профессиональный предпринимательский бизнес организуется и развивается на основе пяти групп принципов, каковыми являются:

1) ориентирующие:

  • принцип соответствия бизнеса профессиональному предпринимательскому призванию;
  • принцип конкурентоспособности бизнеса;

2) стимулирующие:

  • принцип многообразия форм успеха;
  • принцип соответствия успеха в бизнесе признанию результатов деятельности предпринимателей окружением;
  • принцип готовности «поймать удачу»;
  • принцип многообразия мотивов;
  • принцип сочетания эгоистических и общественных интересов в бизнесе;

3) организационно-поведенческие:

  • принцип рациональной логики предпринимательского бизнеса;
  • принцип сочетания конкуренции и сотрудничества в бизнесе;
  • принцип сочетания стратегического, тактического и ситуационного уровней поведения;

4) эволюционные:

  • принцип последовательного развития бизнеса от более простых форм к более сложным;
  • принцип исторической специфики бизнеса в рыночно ориентированной экономике;
  • принцип первоначального накопления капитала;

5) системные:

  • принцип системности предпринимательского бизнеса;
  • принцип постоянного развития бизнеса на основе интегративных (системных) качеств;
  • принцип взаимосвязи центробежной и центростремительной тенденций в бизнесе;
  • принцип разнообразия национальных моделей бизнеса;
  • принцип формирования бизнеса как мировой системы.

8. Предпринимательство как профессия

Предприниматель — в современном значении, любой человек, лично осуществляющий хозяйственную деятельность и вступающий в рыночные отношения с другими хозяйствующими субъектами исключительно по своей воле.

Предприниматель — деловой человек, предприниматель, антрепренер, лицо, занимающееся собственным бизнесом, имеющее своё дело в целях получения прибыли или иной выгоды. В современном значении предприниматель — человек, осуществляющий предпринимательскую деятельность.

Предпринимательская деятельность или предпринимательство, бизнес — самостоятельная, осуществляемая на свой риск деятельность, направленная на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг лицами, зарегистрированными в этом качестве в установленном законом порядке. Эффективность предпринимательской деятельности может оцениваться не только размерами полученной прибыли, но и изменением стоимости бизнеса (рыночной стоимости предприятия, гудвилла). Предпринимательство, бизнес — важнейший атрибут рыночной экономики, пронизывающий все её институты.

Может осуществляться юридическим лицом или непосредственно физическим лицом. В России, как и во многих странах, для ведения предпринимательской деятельности физическому лицу требуется регистрироваться в качестве индивидуального предпринимателя.

Предпринимательством можно заниматься в разных сферах. Помимо общего предпринимательства, выделяют социальное и технологическое предпринимательство.

Формы предпринимательства:

  • Индивидуальное
  • Коллективное
  • Полное товарищество
  • Товарищество на вере
  • Общество с ограниченной ответственностью
  • Общество с дополнительной ответственностью
  • Закрытое акционерное общество
  • Открытое акционерное общество
  • Государственное

Различают следующие виды предпринимательства:

  • Производственная
  • Промышленная
  • Аграрная
  • Торгово-посредническая
  • Сфера услуг, в том числе
  • Финансовая
  • Страховая

Индивидуальные предприниматели — физические лица, зарегистрированные в установленном законом порядке и осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица.


9. Профессиональные компетенции предпринимателей

Профессиональные компетенции предпринимателя — это совокупность знаний, умений и навыков, необходимых в сфере профессионального предпринимательства.

1) Для занятия профессиональным предпринимательством необходимы профессиональные знания:

  • экономических и правовых основ деятельности предпринимательских фирм на территории Российской Федерации и на международном рынке;
  • специфики и закономерностей развития предметных сфер деятельности, на которые направляются профессиональные интересы, разделения труда в профессиональном предпринимательстве, видов и инфраструктуры предпринимательского бизнеса;
  • специфики и закономерностей развития собственных профессиональных интересов и интересов окружения, мотивов поведения людей, противоречий в системе бизнеса, среды предпринимательского бизнеса как сообщества «играющих субъектов»;
  • сущности и границ делового суверенитета, «коридоров независимости» в бизнесе;
  • теории и практики конкурентоспособного бизнеса, основанного на развитии конкурентных преимуществ, избавления от конкурентных недостатков и укрепления конкурентных позиций;
  • специфики и закономерностей развития межфирменной среды бизнеса, рынков, межфирменных конфликтов интересов, стратегии и тактики конкурентного и партнерского поведения, правовых основ деловых отношений и обязательств перед обществом (например, по уплате налогов);
  • специфики и закономерностей развития внутрифирменной среды бизнеса, внутрифирменных отношений, внутрифирменных конфликтов интересов, организационного функционирования фирм аналогичного профиля;
  • аспектов приобретения и поддержания предпринимательской власти, схем достижения и поддержания вертикали внутрифирменной предпринимательской власти, методов воздействия на внутри- и межфирменное окружение; специфики и закономерностей предпринимательского администрирования.

Для приобретения этих знаний необходимо изучение теоретических и практических основ экономики, права, социологии, социальной психологии, теории предпринимательства, теории конкуренции и других наук.

2) Наряду с профессиональными знаниями предпринимателю необходимо обладать профессиональными умениями. Профессиональные умения предпринимателей должны обнаруживаться в таких областях, как:


  • создание предпринимательского бизнеса, раскрутка его новых направлений;
  • создание новых предпринимательских фирм, а также участие в деятельности ранее созданных фирм;
  • разграничение легального и нелегального бизнеса;
  • организация производства, продвижения на рынок и продажи товаров (услуг, работ);
  • организация рабочих мест, формирование и поддержание коллективов работников;
  • финансовое управление;
  • приобретение и поддержание административного авторитета в глазах работников фирмы, создание внутрифирменной вертикали власти;
  • воспроизведение (репродукция) бизнеса через инвестирование;
  • создание и внедрение новых бизнес-ориентированных систем производства и сбыта товаров, оказания услуг, выполнения работ, в том числе бизнес-проектирование;
  • влияние на внутри- и межфирменное окружение с учетом особенностей среды бизнеса и интересов окружения;
  • приобретение и поддержание административного авторитета в глазах внешнего окружения;
  • формирование и поддержание привлекательного имиджа своего бизнеса, своей фирмы;
  • политическое лоббирование (поддержка) интересов своего бизнеса;
  • реорганизация и ликвидация бизнеса, закрытие фирм;
  • умение создавать новые теории и концепции бизнеса.

3) Для компетентной работы предпринимателям необходимо обладать еще и определенными профессиональными навыками:

  • добросовестный труд по ответственному владению бизнесом, в том числе по принятию административных решений и контролю их выполнения;
  • адекватное предпринимательское поведение, применение разных стратегий и тактик предпринимательского поведения в различных ситуациях;
  • профессиональное целеполагание и целедостижение в условиях, когда бизнес осуществляется самостоятельно, на свой страх и риск и за спиной предпринимателя никого нет;
  • осуществление маневров управления своим бизнесом под воздействием ожидаемых и неожиданных обстоятельств;
  • несение практических рисков утраты или усиления предпринимательской власти в условиях неопределенности среды бизнеса;
  • личные коммуникативные навыки в деловом взаимодействии, навыки предпринимательского управления посредством разных технологий, в том числе посредством современных информационных и коммуникационных технологий;
  • самоорганизация и саморазвитие, включая постоянное повышение профессиональной образованности и профессионального мастерства.

Среди профессиональных компетенций следует выделить ключевые профессиональные компетенции. Если, к примеру, человек не говорит и не понимает по-английски, он не может профессионально преподавать этот язык. Каждая профессия требует от работника вполне определенных ключевых компетенций, в том числе и профессия предпринимателя.